Открытый урок "Вулканы"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Саликова Инна Николаевна

Урок с использованием ИКТ.  6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_vulkany_geyzery.odt534.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вулканы. Гейзеры.

Цель:сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях; формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.

Задачи:

  • дать представление о вулканах, землетрясениях, горячих источниках, гейзерах, их строении, выявить географию размещения вулканов;
  • познакомить обучающихся с причинами возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников, их видами и особенностями;
  • рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках и гейзерах;
  • содействовать эстетическому воспитанию школьников;
  • коррегировать и развивать мыслительные операции на основе сравнения, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, выделения существенных признаков;
  • коррегировать и развивать внимание, мышление, моторику на основе работы с контурной картой.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:презентация «Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики «Вулканы», «Гейзеры», мультимедийный проектор, компьютер, физическая карта мира, атласы.

Планируемые результаты обучения:

1. Иметь представление о строении вулкана, о причинах возникновения вулкана, горячих источников, гейзеров, географии размещения районов вулканизма на карте мира.
2. Уметь находить на карте определенные объекты;
3. Уметь работать с учебными текстами.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время

1

Организационный момент

2мин.

2

Актуализация знаний

Использование литературного и художественного произведений (К. Брюллов «Последний день Помпеи»)
Беседа.

3 мин.

3

Сообщение темы и целей урока

Сообщение обучающимся главной познавательной задачи урока и основных вопросов изучаемой темы.

1 мин.

4

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения

22 мин.

5

Обобщение и закрепление знаний

Фронтальный опрос, самостоятельная работа (тест+к\к).

4 мин.

6

Рефлексия.

2 мин.

7

Домашнее задание

Объяснение

1 мин.

Ход урока (содержание):

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению следующей темы раздела «Литосфера», посмотрите на репродукцию картины в слайде. Кто знает, как называется эта картина? Что изображено в ней?

«Этот античный город трагедия постигла рано утром 24 августа 79г. н.э. Город находился с подветренной стороны и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьезность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел…»
Трагедия этой катастрофы отражена на полотне известного художника К. Брюллова «Последний день Помпеи». Как вы думаете, какое событие изобразил художник на своем полотне? (СЛАЙД №1)

3Сообщение темы и целей урока

– О каком природном явлении мы сегодня будем говорить?(о вулканах)
– Что такое вулканы, как они образуются, что такое гейзеры и многое другое вы узнаете на нашем сегодняшнем уроке.

4. Изучение нового материала

4.1. (Сообщение обучающегося) Нидеева Герензал

У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Гефестом, затем он был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.
Вулкан – от латинского vulcanus – бог огня и кузнечного дела.

Древнеримский бог огня и кузнечного дела Вулкана. (СЛАЙД № 3)

Строение вулкана.

Работа с учебником (Слайд №4)

        По  рис.31 на стр.51 Рассмотрите рисунок.

        Как узнать, что перед вами вулкан?

        Затем, каждая группа демонстрирует результат проекта по созданию макета «Вулкан».

Правила безопасности (после опыта проветрить класс). Не пытайтесь повторить данный опыт дома. Это пожароопасно и можно обжечься.

В горло конической колбы вставьте  фарфоровую чашку. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается “вулкан” горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома (3). Если затемнить окна в классе, создаётся впечатление извергающегося вулкана из кратера которого выливаются раскалённые массы. Реакция очень зрелищная.

Причины образования вулкана  ( работа с интерактивной картой)

  1. оглавление
  2. строение земной коры
  3. запустить
  4. вулканы
  5. границы литосферных плит
  6. сейсмические пояса и вулканы

        

  • В каких районах наблюдается наибольшее скопление вулканов?
  • Какие закономерности размещения вулканов вы выявили?

        Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.
Как вы уже знаете, температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.

  • Какова причина образования вулканов? Причина извержений – движение литосферных плит.
  • Возможно ли образование вулканов в Лаганском районе? Объясните свой ответ.
  • Найдите на физической карте вулканы Эльбрус, Ключевская Сопка, Гекла, Везувий, Килиманджаро.
  • На каком материке нет вулканов?

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОРОЛИК ЗАРОЖДЕНИЕ ВУЛКАНА (Слайд №5)

Одновременно (2 мин.) :

  • Расставьте фазы извержения вулканов в правильной последовательности .

1.Лавовые потоки. 2.Вулканический пепел. 3.Вулканические грязевые потоки. 4.Вулканические газы и пары (фумарола). 5. Вулканические бомбы.(комки застывшей лавы, лапиллии- вулканические бомбы с грецкий орех).

  • С помощью определителя выберите горные породы магматического происхождения и разделите их  на  две группы: эффузивные и интрузивные

Классификация вулканов. Ученики называют виды по разным признакам.

Какой признак положен в основу данных вулканов?(Слайд  №6-9)

Б)Какой признак положен в основу данных вулканов? По строению вулканы бывают: конические и щитовые. На форму вулкана влияет температура лавы. Лава с очень большой температурой не успевает остыть и растекается по поверхности земли. Так образуются щитовые вулканы.

В) Какой признак положен в основу данных вулканов?Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.

  • Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?
  • Чем отличается материковая земная кора от океанической?
  • Почему вулканов на дне больше, чем на суше?

(Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.)

Горячие источники и гейзеры

Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. С взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

(СХЕМА ГЕЙЗЕРА СЛАЙД № )

Демонстрация ролика «Кипение чайника»

        (ДЕМОНСТРАЦИЯ ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА «ГЕЙЗЕРЫ»)

        Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.
Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Бывают горячие источники, похожие на лужи, в которых вода кипит пузырями…
Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы.

УЧЕНИКИ ОТМЕЧАЮТ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ СЛЕДОМ ЗА УЧИТЕЛЕМ РАЙОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГЕЙЗЕРА.

Они есть на Камчатке, в одном из районов Тибета на высоте 4700 м, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

Вулканологи и сейсмологи

В настоящее время люди научились предугадывать эти грозные природные явления, как вулканы и землетрясения. С помощью прибора – сейсмографа  ученные могут предугадать начало этих явлений, что спасло уже много тысяч жизней.
Вулканологи – это ученые, занимающиеся изучением извержения вулканов.
Сейсмологи – это ученые, которые следят и изучают за движением литосферных плит.

Б) СООБЩЕНИЕ «ЗНАЧЕНИЕ ВУЛКАНОВ И ГЕЙЗЕРОВ»

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений.
Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений) – возводят здания.
Горячая вода источников и гейзеров – для отопления теплиц и домов
Пар горячих источников – для вращения турбин электростанций
Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания
Грязи из вулканических кратеров используют в медицине.
Вулкан – это «окно в глубины Земли». Изучение вулканов дают возможность открыть тайну образования полезных ископаемых.

Наш урок подходит к концу. А сейчас мы узнаем, как вы усвоили новый материал.

Закрепление.

Индивидуальный тестовый контроль на компьютере  и работа на контурной карте. Нанесите на конкурную карту вулканы Везувий, Эльбрус, Килиманджаро, Ключевская Сопка

1 вариант

А сейчас мы ответим на вопросы теста:

1. При извержении вулканов образуются породы:

1. Магматические

2. Осадочные

3. Метаморфические

2. Чашеобразное углубление на вершине вулкана называется:

1.Кратер

2. Жерло

3. Очаг

3. Потухшие вулканы - это те которые:

1. Извергались на памяти человечества.

2. Не извергались на памяти человечества.

3. Не извергаются сейчас, но извергались на памяти человечества.

4. Наибольшее количество вулканов находится в океане:

1. Тихом

2. Индийском

3. Атлантическом

5. Самое известное извержение этого вулкана произошло в 79г. до нашей Эры, в результате которого был засыпан город Помпеи:

1. Этна

2. Везувий

3. Гекла

2 вариант

1. Пористая горная порода, образованная при застывании лавы?

1. Гранит

2. Базальт

3. Пемза

2. Магма двигается внутри тела вулкана по

1. Кратеру

2. Жерлу

3. Очагу

3. Действующие вулканы это те которые извергаются

1. Сейчас

2. Не извергаются сейчас. Но извергались на памяти человечества

3. Не извергались на памяти человечества.

4. Самый высокий вулкан России

1. Эльбрус

2. Везувий

3. Ключевская Сопка.

5. На каких материках не вулканов

1. Австралия

2. Евразия

3. Южная Америка

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание: п.15, сообщение об извержениях вулканов  на  памяти человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....