технологическая карта урока географии 9 класс население европейского юга
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Тюняева Мария Владимировна

УМК «Алгоритм успеха»

Издательство «Вентана Граф»

Учебник Елена Таможняя, Светлана Толкунова «География России. Хозяйство и регионы»; атлас, контурная карта

Цель

продолжить формирование знаний о Европейском Юге

Задачи

Обучающие: закрепление умений работать  с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с численностью, размещением, этническим составом и религией народов Европейского Юга, умение делать вывод.  

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель

Тюняева Мария Владимировна

Предмет

география

Класс

9 класс

Тип урока

Изучение нового

Тема

«Население Европейского Юга»

Педагогические технологии

Здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии

УМК «Алгоритм успеха»

Издательство «Вентана Граф»

Учебник Елена Таможняя, Светлана Толкунова «География России. Хозяйство и регионы»; атлас, контурная карта

Цель

продолжить формирование знаний о Европейском Юге

Задачи

Обучающие: закрепление умений работать  с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с численностью, размещением, этническим составом и религией народов Европейского Юга, умение делать вывод.  

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

        Планируемый результат

Метапредметные умения

Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу  своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Предметные

Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду  необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Организация пространства

Формы работы:

Фронтальная

Работа в группах

В парах

Индивидуальная

Ресурсы: карты атласа «Административно-территориальное устройство», «Размещение населения», «Естественный прирост», «Миграция», «Народы», «Религии», контурные карты, компьютеры, медиапроектор

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

1.Организа-

цианный момент

Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе.  Сегодня мы продолжим изучать Район России –Европейский ЮГ.

«Нашу Родину большую,
Необъятную страну»

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

              Виктор Степанов

Слушают стихотворение

Психологическая настройка детей.   Положительная мотивация урока.

Создание «ситуации успеха».

2.Проверка домашнего задания

Предлагаемые вопросы:

1.Определите ЭГП Европейского Юга по плану

 2.Соста Европейского Юга

3.Каких субъектов больше? По какому признаку они формировались?

Учащиеся выходят к доске показывают и объясняют

Ответ1 : Выгодное

Ответ 2: 1 область, 2 края, 7 республик.

Ответ 3: Республик

По национальному.

Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, актуализация и систематизация  знаний

3.Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучение  «Европейского Юга»

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

              Виктор Степанов

Тема нашего урока как вы догадались «Народы Европейского Юга»,

цель: изучить численность, размещение, этнический и религиозный состав населения Европейского Юга

Предлагает определить задачи урока самостоятельно.

Слушают стихотворение. Определяют задачи (Задачи урока:

  1. Познакомиться с чис-ленностью и размещением

 населения Европейского Юга

2. Изучить этнический и религиозный состав насе-ления данного экономичес-кого района

3. Узнать где работает и проживает население Европейского Юга

Самостоятельный учет задач, определение действий на уроке

3.1Организация фронтальной беседы

Учитель: 1. Заполни пропуски

  1. численность населения района, доля в России ____
  2. плотность населения _________

(плотность населения = численность населения / площадь района)

3) естественный прирост _________

4) Причины роста численности населения:  

Учитель: 2. Мои географические открытия

 Учебник

  1. Определите субъект РФ, входящий  в состав Европейского Юга, с наибольшим естественным приростом.

2. Определите субъекты РФ, входящие  в состав Европейского Юга,

для которых характерен наибольший и наименьший миграционный

прирост.

3. Установите географические закономерности в изменении этих

показателей.

Учитель: 3. Урбанизация

Что можете сказать об урбанизации Европейского Юга?

Почему?

Учитель:4. Населенные пункты района 

Виды сельских поселений на территории Европейского Юга.

Записывают тему урока в индивидуальных листах

Ответ1:

1. 19 млн. чел 

2. 54 чел./кв. км 

3. – 4 чел. на 1000 жителей 

4. высокий естественный

и миграционный прирост

Ответ 2.

1. Чеченская республика

2. Наибольший – Краснодарский край

Наименьший – республика Ингушетия

Вывод  

Ответ 3: Европейский Юг не относится к высоко урбанизированным регионам. Доля городского населения здесь ниже средне российского (54%).

В Республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской и Чеченской - даже преобладает сельское население (около 60%).

Благоприятные агроклиматические условия.

Возможные ответы учащихся.

Сельские поселения:

Станицы, аулы.

Формирование ИКТ- компетенции, знание особенностей населения. Формирование и развитие учебно- познавательного интереса.

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

3.2. Работа с наглядным материалом

Рассмотрим рисунки на слайдах, которые демонстрируют Плотность городов Европейского Юга и распределение городов Европейского Юга по численности населения

Рассматривают, делают вывод

Плотность городов Европейского Юга: 1 город на 3,3 тыс. кв. км

Смена видов деятель-ности перевод глаз в режим поиска зри-тельное восприятие,  предупреждение утомляемости глаз  

3.3. Самостоятельная работа

Учитель:

Работа с картами атласа

По предложенному списку народов выбрать коренные народы Европейского Юга

формирование обще-учебных навыков,

развитие предметных результатов приме-нение ранее полу-ченных знаний, умение аргументиро-вать, применять зна-ния в новых ситуа-циях, проводить само-проверку, исправлять ошибки, умение ана-лизировать и добывать информацию по ста-тистическим данным, преобразовывать её, уметь использовать при изучении темы

3.4. Словарь урока

 

Что такое коренной, титульный, статусный народ?

На доске Этнос - (от греческого «народ») - исторически сложившаяся на основе природного окружения (горы, равнины, море и т. д.) группа людей, обладающая определённой территорией, определённой системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием.

Коренной (титульный, статусный) народ - народ, давший имя национально- территориальному образованию (в Дагестане все народы являются статусными).

Формирование любознательности,

Умение работать с картами атласа

3.5 Работа с К/К

К/К

Выделите субъекты Европейского Юга,

где народы исповедуют православие

Работают с контурной картой

Формирование обще-учебных навыков, смена вида деятель-ности, развитие вни-мания, наблюдатель-ности,  умение рабо-тать с символами, схе-мами, согласованность действий

3.6. Активные методы обучения

Когда народы объединяются?

Песня «Вставай страна огромная…»

Слушают песню. К Дню освобождения субъектов Европейского Юга от немецко-фашистских захватчиков

Воспитание патриотизма

4. Рефлексия. 

Предлагает ответы на вопросы: В конце  урока  я хотела  бы,  чтобы вы продолжили следующие  предложения: «Особенно мне понравилось….», « Было интересно….», «Я научился…..», «Мне было интересно узнать……»

Учащиеся дают ответы

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, уметь устно выражать свои мысли, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

5. Самооценка. 

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока.

Критерии оценки

оценка

Понял, но не могу применить

Понял, могу применить, но объяснить другому не могу

Понял, могу применить и объяснить

Из предложенных жетонов ученики выбираю жетон того цвета в зависимости от того как они оценили свой вклад в достижении цели урока.

На доске выстраивается «Экран достижений»

 

Умение оценивать результаты своей деятельности

6. Итог урока.

Анализирует учебную деятельность учащихся на уроке.

7. Домашнее задание

У. §39 с 227-231. Т.Т.

Исследовать национальный состав учащихся

своего класса и написать проект «Национальности учащихся моего класса»

8.Релаксация

Песня «Нашему народу слава»

Слушают песню

Использование музыки, возможность                                                             отдохнуть, снять напряжение.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков географии в 9 классе по теме "Европейский Север"

Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России»  9 класс, составлена в соответствии с планированием учебно-методического комплекса издател...

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Население Земли»

Технологическая карта урока усвоения новых знаний со всеми этапами урока, временем по этапам, деятельностью учителя, учащиехся и формированием универсальных учебных действий....

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 9 классе по теме "Европейский Север: хозяйство и проблемы"

Целиурока:   - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера...

Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»

Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»...