Учитель | Тюняева Мария Владимировна |
Предмет | география |
Класс | 9 класс |
Тип урока | Изучение нового |
Тема | «Население Европейского Юга» |
Педагогические технологии | Здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии |
УМК «Алгоритм успеха» Издательство «Вентана Граф» | Учебник Елена Таможняя, Светлана Толкунова «География России. Хозяйство и регионы»; атлас, контурная карта |
Цель | продолжить формирование знаний о Европейском Юге |
Задачи | Обучающие: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с численностью, размещением, этническим составом и религией народов Европейского Юга, умение делать вывод. Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности. Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки. |
Планируемый результат |
Метапредметные умения | Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. |
Предметные | Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности |
Личностные | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Организация пространства |
Формы работы: Фронтальная Работа в группах В парах Индивидуальная | Ресурсы: карты атласа «Административно-территориальное устройство», «Размещение населения», «Естественный прирост», «Миграция», «Народы», «Религии», контурные карты, компьютеры, медиапроектор |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения |
1.Организа- цианный момент | Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе. Сегодня мы продолжим изучать Район России –Европейский ЮГ. «Нашу Родину большую, Необъятную страну» Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина - Россия, У нас у всех одна. Виктор Степанов | Слушают стихотворение | Психологическая настройка детей. Положительная мотивация урока. Создание «ситуации успеха». |
2.Проверка домашнего задания | Предлагаемые вопросы:
1.Определите ЭГП Европейского Юга по плану 2.Соста Европейского Юга
3.Каких субъектов больше? По какому признаку они формировались? | Учащиеся выходят к доске показывают и объясняют
Ответ1 : Выгодное
Ответ 2: 1 область, 2 края, 7 республик. Ответ 3: Республик По национальному. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, актуализация и систематизация знаний |
3.Изучение нового материала | Сегодня на уроке мы продолжим изучение «Европейского Юга» Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина - Россия, У нас у всех одна. Виктор Степанов Тема нашего урока как вы догадались «Народы Европейского Юга», цель: изучить численность, размещение, этнический и религиозный состав населения Европейского Юга Предлагает определить задачи урока самостоятельно. | Слушают стихотворение. Определяют задачи (Задачи урока: - Познакомиться с чис-ленностью и размещением
населения Европейского Юга 2. Изучить этнический и религиозный состав насе-ления данного экономичес-кого района 3. Узнать где работает и проживает население Европейского Юга | Самостоятельный учет задач, определение действий на уроке |
3.1Организация фронтальной беседы | Учитель: 1. Заполни пропуски - численность населения района, доля в России ____
- плотность населения _________
(плотность населения = численность населения / площадь района) 3) естественный прирост _________ 4) Причины роста численности населения:
Учитель: 2. Мои географические открытия Учебник - Определите субъект РФ, входящий в состав Европейского Юга, с наибольшим естественным приростом.
2. Определите субъекты РФ, входящие в состав Европейского Юга, для которых характерен наибольший и наименьший миграционный прирост. 3. Установите географические закономерности в изменении этих показателей.
Учитель: 3. Урбанизация Что можете сказать об урбанизации Европейского Юга?
Почему?
Учитель:4. Населенные пункты района Виды сельских поселений на территории Европейского Юга.
| Записывают тему урока в индивидуальных листах Ответ1: 1. 19 млн. чел 2. 54 чел./кв. км 3. – 4 чел. на 1000 жителей 4. высокий естественный и миграционный прирост
Ответ 2. 1. Чеченская республика
2. Наибольший – Краснодарский край
Наименьший – республика Ингушетия
Вывод
Ответ 3: Европейский Юг не относится к высоко урбанизированным регионам. Доля городского населения здесь ниже средне российского (54%). В Республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской и Чеченской - даже преобладает сельское население (около 60%).
Благоприятные агроклиматические условия.
Возможные ответы учащихся. Сельские поселения: Станицы, аулы. | Формирование ИКТ- компетенции, знание особенностей населения. Формирование и развитие учебно- познавательного интереса. Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. |
3.2. Работа с наглядным материалом | Рассмотрим рисунки на слайдах, которые демонстрируют Плотность городов Европейского Юга и распределение городов Европейского Юга по численности населения
| Рассматривают, делают вывод Плотность городов Европейского Юга: 1 город на 3,3 тыс. кв. км
| Смена видов деятель-ности перевод глаз в режим поиска зри-тельное восприятие, предупреждение утомляемости глаз |
3.3. Самостоятельная работа | Учитель: Работа с картами атласа
| По предложенному списку народов выбрать коренные народы Европейского Юга | формирование обще-учебных навыков, развитие предметных результатов приме-нение ранее полу-ченных знаний, умение аргументиро-вать, применять зна-ния в новых ситуа-циях, проводить само-проверку, исправлять ошибки, умение ана-лизировать и добывать информацию по ста-тистическим данным, преобразовывать её, уметь использовать при изучении темы |
3.4. Словарь урока | Что такое коренной, титульный, статусный народ?
| На доске Этнос - (от греческого «народ») - исторически сложившаяся на основе природного окружения (горы, равнины, море и т. д.) группа людей, обладающая определённой территорией, определённой системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием. Коренной (титульный, статусный) народ - народ, давший имя национально- территориальному образованию (в Дагестане все народы являются статусными). | Формирование любознательности, Умение работать с картами атласа |
3.5 Работа с К/К | К/К Выделите субъекты Европейского Юга, где народы исповедуют православие
| Работают с контурной картой | Формирование обще-учебных навыков, смена вида деятель-ности, развитие вни-мания, наблюдатель-ности, умение рабо-тать с символами, схе-мами, согласованность действий |
3.6. Активные методы обучения | Когда народы объединяются? Песня «Вставай страна огромная…» | Слушают песню. К Дню освобождения субъектов Европейского Юга от немецко-фашистских захватчиков | Воспитание патриотизма |
4. Рефлексия. | Предлагает ответы на вопросы: В конце урока я хотела бы, чтобы вы продолжили следующие предложения: «Особенно мне понравилось….», « Было интересно….», «Я научился…..», «Мне было интересно узнать……» | Учащиеся дают ответы | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, уметь устно выражать свои мысли, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом |
5. Самооценка. | Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока.
Критерии оценки | оценка | Понял, но не могу применить |
| Понял, могу применить, но объяснить другому не могу |
| Понял, могу применить и объяснить |
|
| Из предложенных жетонов ученики выбираю жетон того цвета в зависимости от того как они оценили свой вклад в достижении цели урока. На доске выстраивается «Экран достижений»
| Умение оценивать результаты своей деятельности |
6. Итог урока. | Анализирует учебную деятельность учащихся на уроке. |
|
|
7. Домашнее задание | У. §39 с 227-231. Т.Т. Исследовать национальный состав учащихся своего класса и написать проект «Национальности учащихся моего класса» |
|
|
8.Релаксация | Песня «Нашему народу слава» | Слушают песню | Использование музыки, возможность отдохнуть, снять напряжение. |