"Электроэнергетика России" урок географии в 9 классе
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Разработкка урока по географии для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroenergetika_rossii_urok_geografii_v_9_klasse.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 9-м классе. Тема: "Электроэнергетика России".
Цели урока.
- Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”.
- Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики;
- Познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением,
- Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.
- Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами.
- Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.
Задачи.
Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.
Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.
Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.
Понятия (записать на доске): электроэнергетика, ТЭС, ГЭС, АЭС, ЛЭП, энергосистема.
Время: 45 минут.
Литература.
- География России. Население и хозяйство 9 класс. Учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром
- Поурочные разработки по географии “Население и хозяйство России” 9 класс. Е.А. Жижина
- Атласы для 9 класса.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 класс.
- Карта Электроэнергетика России Мультимедийный диск.
Технические средства обучения и материальное обеспечение.
- Компьютер – 1 шт.
- Видеопроектор – 1 шт.
- Интерактивная доска – 1 шт.
- Стилус для интерактивной доски – 1 шт.
- Пульт для интерактивной доски – 1 шт.
- Интерактивное наглядное пособие 9 класс «Дрофа»
- Презентация учителя (с кроссвордом)
- Звездочки для кроссворда (12 шт.)
- Презентация учащихся «Альтернативные источники энергии в России»
- Карта России (контурная)
- Маркер на водной основе
- Магнитики для карты
- Хороший мел (1 кусочек)
- Опорные конспекты для учащихся – 23 шт.
- Карточки для учащихся – 5 шт.
- Видео о Чернобыльской АЭС
Написать на доске:
(справа, под контурной картой) Тема урока: Электроэнергетика России
Термины:
электроэнергетика, ЛЭП, ТЭС, ГЭС, АЭС, энергосистема.
(слева) Карточка №1
1 – Печорский, 2 – Кузнецкий, 3 – Иркутский, 4 – Донецкий, 5 – Подмосковный, 6 – Тунгусский, 7 – Канско-Ачинский, 8 – Ленский.
Карточка №2
I – Западно-Сибирский, II – Волго-Уральский, III – Тимано-Печорский, IV – Северо-Кавказский, V – Восточно-Сибирский, VI – Тихоокеанский.
Ход урока
Здравствуйте, ребята, садитесь! На предыдущем уроке мы начали изучение темы …? Топливно-энергетический комплекс, сокращенно … ТЭК.
Какие части можно выделить у этого комплекса? …Топливную промышленность и электроэнергетику.
С какой из них мы уже познакомились? Топливная промышленность.
А сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему.
1) Проверка домашнего задания (10-15 минут)
1) 2 ученика будут работать у доски: 1-й ученик - расставит номера угольных бассейнов на интерактивной карте (Козырев Никита или Бытко Владислав), а 2-й ученик - расставит номера нефтегазоносных районов на контурной карте России (Козел Никита или Попов Артем).
2) Индивидуальные карточки для 3 учеников (Дорошин Евгений, Кожушнов Илья, Федоров Максим или Севостьянова Валентина, Моисеева Елизавета, Панферова Светлана).
На эту работу у вас будет всего лишь 2 минуты, после чего мы проверим как вы с ней справились.
Проверка заданий по карточкам.
3) Ну а теперь мы займемся разгадыванием кроссворда по теме «ТЭК» (в его разгадывании участвует весь класс, кто знает ответ – поднимает руку, за каждый правильный ответ ученик получает звездочку).
Кроссворд.
Чтобы его рассчитать необходимо все виды топлива перевести в условное топливо (ТЭБ)
Назовите угольный бассейн, расположенный на территории двух стран: России и Украины (Донбасс)
Она в сыром виде почти не используется, но именно в таком виде транспортируется (нефть)
Как называется крупнейшая система нефтепроводов не только в России, но и во всем мире (Дружба)
Поселок, давший название супергигантскому газовому месторождению крупнейшему в Росси и третьему в мире по запасам газа (Уренгой)
Искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля (террикон)
Горнодобывающее предприятие, осуществляющее добычу угля (шахта)
Это один из видов топлива, нефтепродукт (керосин)
Главный бассейн России по добыче угля (Кузбасс)
Коксующийся уголь высокого качества, используется как сырье в черной металлургии и химической промышленности (антрацит)
2) Изучение нового материала (20-25 минут)
1. Значение электроэнергетики.
Учитель: А теперь отдохните после напряжённой работы. Закройте глаза и просто слушайте. (Звучит фонограмма «Звуки леса»). Как прекрасно очутиться на природе, послушать пение птиц, журчание ручья… Сейчас мы неожиданно попали в такой уголок природы. И получилось это благодаря современной аппаратуре. Но вся аппаратура, которую мы используем на уроке, будет бесполезна без … (электричества).
Можно ли представить нашу жизнь без электричества?
Учащиеся приходят к выводу, что современную жизнь без электроэнергии представить невозможно.
Она нужна не только для освещения, но и для работы всех предприятий, недаром электроэнергию называют «хлебом» промышленности. И даже в школах и наших домах без электроэнергии мы не сможем жить. Не нагреем чайник, не погладим одежду, не сможем сохранить продукты питания.
Учитель: А как называется отрасль, которая производит электроэнергию? …Электроэнергетика. Итак, тема нашего урока: «Электроэнергетика России».
А сейчас попробуйте сформулировать задачи и цели нашей новой темы,
(Ученики высказывают свои мысли: каково значение отрасли, каков ее состав, перспективы развития).
Учитель открывает тему и план урока на доске.
План: (на доске)
- Значение электроэнергетики.
- Состав электроэнергетики
а) Традиционная электроэнергетика.
б) Альтернативная электроэнергетика.
3. Энергосистема.
4. Перспективы развития отрасли.
Итак, сегодня на уроке мы рассматриваем следующие вопросы: значение, состав электроэнергетики, и перспективы ее развития, а также, что такое энергосистема.
А что такое электроэнергетика? Давайте прочитаем на слайде презентации:
Электроэнергетика авангардная отрасль промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия. Что означает слово «авангардная»? … Авангардная - это передовая, опережающая, ведущая за собой.
Вы согласны с тем, что электроэнергетика – авангардная отрасль? Да, она развивается всё более быстрыми темпами, так как необходимость в ней возрастает с каждым днём, и обеспечивает развитие и появление других отраслей.
Перед вами лежит опорный конспект, который вы будете заполнять при изучении новой темы.
Запишем определение электроэнергетики в свой опорный конспект.
1) Электроэнергетика – это авангардная отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).
2) Потребление электроэнергии в России
А что можно сказать о потреблении электроэнергии? (ученики отвечают с помощью презентации).
Вывод: Потребление электроэнергии промышленностью - 52,4%, сельским хозяйством - 7,7%, транспортом - 6,9%, другими потребителями (в т.ч. ЖКХ) - 33%.
3) Динамика производства электроэнергии в России.
А что с динамикой производства? (ученики отвечают с помощью презентации).
Динамика производства электроэнергии в России за последние 25 лет
Вывод: в 90-е годы - спад в производстве электроэнергии, после 2000 года и в настоящее время - рост производства электроэнергии.
4) Количество и место в производстве электроэнергии.
А какое место Россия занимает по производству электроэнергии? (ученики отвечают с помощью презентации)
Вывод: Россия по производству электроэнергии находится на 4 месте, после Китая, США и Индии.
2. Состав электроэнергетики.
а) Традиционная электроэнергетика.
Учитель: На каждом этапе развития общества человек использовал разные источники энергии, начиная от ветряных мельниц и заканчивая нетрадиционными видами. Сегодня основными источниками электроэнергии являются …электростанции. Откройте карту в атласе «Электроэнергетика России» на стр. 12, определите, какими они бывают, как обозначаются (учащиеся отвечают на вопросы)
Давайте рассмотрим их подробнее, и все важные сведения занесем в таблицу «Характеристика основных типов электростанций», которая имеется в вашем опорном конспекте.
Пользуясь презентацией, запишем долю каждого типа ЭС в выработке электроэнергии России. (68%, 16%, 16%).
Учитель показывает таблицу в презентации с одним заполненным вопросом.
А остальные вопросы таблицы с помощью учебников и атласов вы будете заполнять самостоятельно в группах (по 3-4 ученика) (учитель кладет кружки с номерами групп), перед каждой группой стоит своя задача:
1 группа – Особенности размещения ЭС
2 группа – Преимущества ЭС
3 группа – Недостатки ЭС
4 группа – Названия крупных ЭС
Через 4-5 минут мы проверим правильность заполнения таблицы.
Проверка правильности заполнения таблицы: от каждой группы докладывает один ученик, а остальные участники группы сверяют свои записи с презентацией.
б) Альтернативная электроэнергетика.
Учитель: Но кроме основных типов электростанций, которые мы сейчас рассмотрели, существуют еще и электростанции, работающие на альтернативных источниках энергии. Попробуйте назвать эти электростанции... Ученики: Приливные, геотермальные, ветровые, солнечные (схема на презентации).
На прошлом уроке я дал задание учащимся (Позднякова Софья и Мордасов Даниил или Михайличенко Мария и Матвеичева Вероника) сделать доклад на тему «Альтернативные источники энергии в России», кроме доклада они создали также презентацию. Послушаем и посмотрим, как они с этим справились.
3. Энергосистема.
Учитель: Наверное, не один раз вы сталкивались с ситуацией, когда у вас в доме неожиданно выключают свет. Из-за чего это происходит? (учащиеся предлагают свои варианты ответов… аварии, ураган, плановое отключение)
Конечно, электроснабжение потребителей должно обеспечиваться с высокой степенью надежности. Но потребление электроэнергии неодинаково в различные часы суток, поэтому в разных частях России могут возникать «пиковые» нагрузки. Однако огромная территория России позволяет использовать разницу во времени для переброски энергии. Именно для этого в России была создана единая энергетическая система.
(Заполнение опорного конспекта)
Энергосистема — это группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра.
Большая часть районных энергосистем объединена в Единую энергосистему России. Каковы ее цели?...
- Надежное обеспечение энергией.
- Покрытие «пиковых» нагрузок.
- Использование разницы во времени на территории России.
4. Перспективы развития отрасли.
Каковы перспективы электроэнергетики России? (учащиеся предлагают свои варианты ответов)
(Заполнение опорного конспекта)
1. Необходимо шире использовать альтернативные источники энергии.
2. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистое топливо.
3. Применять энергосберегающие технологии в экономике.
3) Закрепление изученного материала (10 минут)
А сейчас мы проведем тест по основным типам электростанций в опорным конспекте (учащиеся письменно отвечают на вопросы, занося номер утверждения в нужную ячейку таблицы опорного конспекта).
Тип электро- | Преимущества | Недостатки |
ТЭС |
|
|
ГЭС |
|
|
АЭС |
|
|
Вопросы:
1. Минимальные затраты на перевозку топлива.
2. Относительно низкая стоимость строительства.
3. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.
4. Возможность использования различных видов топлива.
5. Сильное загрязнение атмосферы.
6. Затопление плодородных земель и населенных пунктов.
7. Высокая стоимость и продолжительность строительства.
8. Низкая себестоимость электроэнергии.
9. Высокие расходы на транспортировку топлива.
10. Проблема утилизации и захоронения отходов.
А теперь сравните свои ответы и исправьте ошибки.
Тип электро- | Преимущества | Недостатки |
ТЭС | 2,4 | 5,9 |
ГЭС | 8 | 6,7 |
АЭС | 1 | 3,10 |
В конце опорного конспекта есть оценочный лист, в котором вам необходимо расставить плюсы или минусы по разным критериям, и поставить ожидаемую оценку за урок.
А теперь сдаем опорные конспекты, я их проверю и поставлю каждому оценку за сегодняшний урок.
4. Домашнее задание: § 20, письменное задание на выбор: 1) дать описание любого типа электростанции (в виде таблицы, реферата, презентации), 2) ответить на вопросы в конце параграфа.
5. Рефлексия.
1. Понравился ли вам сегодняшний урок?
2. Понравилось ли, как вы работали на уроке?
3. Были ли какие-то затруднения?
4. Получили ли вы ответы на вопросы, которые формулировали в начале урока?
Если останется время:
В оставшееся время мы посмотрим видео «20 фактов о Чернобыльской катастрофе». Атомные электростанции, конечно, имеют большие преимущества, но аварии на них могут привести к очень тяжелым и печальным последствиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Электроэнергетика. Типы электростанций в России" по географии 9 класс
Тест направлен на закрепление и обобщение знаний по теме "Электроэнергетика. Типы электростанций в россии" для учащихся 9 класса....
Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»
МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...
Проект урока географии. 9 класс. Электроэнергетика России.
Конспект урока...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Урок по географии 9 класс "Электроэнергетика России"
Урок по географии 9 класс "Электроэнергетика России"...
Урок географии 9 класс "Электроэнергетика"
ull; познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;&bull...