Рабочая программа по географии для 10-11-х классов
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Рабочая программа
по учебному предмету география
для 10, 11 классов
1 час в неделю (всего 70 часов)
Автор-составитель:
учитель Васильева Елена Александровна
2017 – 2018 уч. г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
Ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите.
Уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
Формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.
Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
Приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
Готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия)
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели.
Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы.
Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.
Определять несколько путей достижения поставленной цели.
Выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали.
Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.
Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций.
Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.
Использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий.
Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
Искать и находить обобщенные способы решения задач.
Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого.
Анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации.
Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия.
Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами).
При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.).
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы
Координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального).
Согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением.
Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
Воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития.
Точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и
исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
- Содержание учебного предмета, курса.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-техническая революция. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Топливно-энергетический комплекс. Горнодобывающая промышленность. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Лесохимический комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Транспортный комплекс. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение.
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Место Европы в мире. Географический рисунок расселения и хозяйства региона. Регионы Западной и Центрально-Восточной Европы. Особенности современных проблем развития крупных регионов и стран Европы. Общая характеристика Азии. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала крупных регионов и стран Азии. Роль региона в мировом хозяйстве. Китай. Япония. Индия. Общая характеристика США. Городские агломерации и мегалополисы. Североамериканский тип транспортной системы. Промышленные районы и пояса США. Канада. Общая характеристика Латинской Америки. Отраслевая и территориальная структура хозяйства региона. Страны Латинской Америки. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры Африки. Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Рольгеографии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Практические работы (10 класс): 1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов. 2. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. 3. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения. 4. Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики. 5. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
(11 класс): 1. Определение международной специализации крупнейших стран и
регионов мира. 2. Анализ международных экономических связей страны. 3. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. 4. Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий. 5. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Тематическое планирование по курсу «География»
(35 часов)
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Человек и окружающая среда | 7: |
2. | Окружающая среда | 1 |
3. | Мировые природные ресурсы | 6 |
4. | Территориальная организация мирового сообщества | 28: |
5. | Политическая карта мира | 5 |
6. | Население мира | 6 |
7. | Мировое хозяйство | 12 |
8. | Международные отношения. Географические аспекты глобализации. | 1 |
9. | Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 4 |
11 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Региональная география и страноведение | 35: |
2. | Европа | 7 |
3. | Азия | 7 |
4. | Северная Америка | 5 |
5. | Южная Америка | 4 |
6. | Австралия | 1 |
7. | Африка | 2 |
8. | Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. | |
9. | Региональная политика. | 3 |
10. |
© МБОУ СОШ п.Солидарность. Рабочая программа по географии для 10-11 классов
Учитель – Е.А.Васильева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 класс
Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 классПояснительная запискаСогласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является ...
Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс
Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...
Рабочая программа по географии на основе ФГОС 5 класс
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии "Полярная звезда" под редакцией профессора А.И. Алексеева.Предлагаю календарно-тематическое планирование уроков географии в...
Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида.
Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида. Тематическое планирование. Региональный компонент. Требования к уровню подготовки учащихся. Контрольно-измерительный материал....
рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс
рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс...
Рабочая программа по географии, начальный курс в 6 классе
рабочая программа по географии, составленная на основе авторской программы "Классическая линия"...
рабочая программа по географии VIII вида 6-9 класс
рабочая программа по географии VIII вида 6-9 класс...