Урок Планеты солнечной системы
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
разработка урока для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planety_solnechnoy_sistemy.docx | 64.74 КБ |
planety_solnechnoy_sistemy.pptx | 997.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс творческих разработок педагогических работников образовательных организаций города Ноябрьска
«Инновационные технологии в современной образовательной организации»
Урок по теме
«Планеты Солнечной системы»
5 класс
Автор-составитель Ускова Юлия Владимировна
учитель географии
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
г. Ноябрьск
Планируемый образовательный результат
Предметные умения:
- Называть и показывать планеты Солнечной системы;
- Называть планеты земной группы и планеты-гиганты.
Личностные:
- Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные:
- Умение организовывать свою деятельность.
- Определять цели и задачи урока.
- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
- Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Познавательные:
- Работать с учебником.
- Работать с информационными текстами
- Находить отличия планет
Коммуникативные:
- Работа в группе по обсуждению информации.
- Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
- Умение выражать свои мысли и идеи.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Проверка домашнего задания.
Выполнение теста по домашнему параграфу «Земля и космос».
1 вариант
1. Галактика, в которой мы живем, называется:
а. Магеллановы облака
б. Млечный путь
в. Туманность Андромеды
2.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:
а. Солнечная система
б. Космос
в. Галактика
3.Расстояния между звездами измеряются в..
а. Километрах
б. Световых годах
в. км/с
4.Полярная звезда, которая является навигационной, находится в созвездии:
а. Южный Крест
б. Большая Медведица
в. Малая Медведица
5. Каждая галактика состоит из:
а. тысяч звезд
б. миллионов звезд
в. миллиардов звезд
2 вариант
1.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:
а. Солнечная система
б. Космос
в. Галактика
2. Расстояния между звездами измеряются в..
а. Километрах
б. Световых годах
в. Км/с
3. Галактика, в которой мы живем, называется:
а. Магеллановы облака
б. Млечный путь
в. Туманность Андромеды
4.Каждая галактика состоит из:
а. тысяч звезд
б. миллионов звезд
в. миллиардов звезд
5. Полярная звезда, которая является навигационной, находится в созвездии:
а. Южный Крест
б. Большая Медведица
в. Малая Медведица
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность ответа по ключу. Критерии оценок: безошибочная работа – 5 баллов, одна ошибка – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла. Верните тетради друг другу. У кого «5» поднимите руки, «4»? «3»? Какие ошибки вы допустили?
Актуализация темы.
Демонстрация видеоролика.
- Просмотрев данный ролик, как вы думаете, ребята, о чем пойдет разговор на сегодня на уроке? (Ответы детей)
Давай определим, какова будет тема нашего урока? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами должны будем сформировать представление о планетах Солнечной системы.
- Ребята, как вы считаете, что такое Солнечная система? (Ответы детей)
Хорошо, давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике и запишем его в тетрадь ст. 14 зад 7, воспользуемся учебником, ст. 26.
- Какие космические тела вам уже известны? (Ответы детей). А давайте посмотрим, какие ещё космические тела присутствуют в солнечной системе (учебник ст. 26.) и перечислим их тетради (зад.8 ст.14)
Работа с текстом.
Задание 8. Перечислите космические тела, входящие в состав Солнечной системы
А) большие планеты – 8
Б) спутники планет – более 100
В) малые планеты, кометы
Г) межпланетное пространство, заполненное мельчайшими частицами.
- А теперь обратимся к рисунку 19 ст. 26. Посмотрев на этот рисунок, давайте назовём, какие планеты входят в солнечную систему? (Ответы детей) Хорошо, а теперь подпишите названия планет на рис. 2.
Вернёмся к рис. 19 в учебнике. Что вы можете сказать о планетах солнечной системы. (Ответы детей).
- Правильно все планеты делятся на 2 группы: планеты Земной группы и планеты – гиганты. Планеты этих групп имеют сходство и отличия.
Самостоятельная работа.
При помощи учебника в тетради заполнить таблицу №1 на ст. 15.
Общие черты всех планет Солнечной системы. | Черты сходства планет Земной группы | Черты сходства планет - гигантов |
Возникли одновременно. | Находятся ближе к солнцу. | Находятся дальше от солнцу. |
Движутся вокруг солнца в одном направлении. | Состоят из твёрдого вещества. | Состоят из веществ в в газообразном и жидком состоянии. |
Все вращаются вокруг своей оси. | Имеют небольшие размеры. | Имеют большие размеры |
Имеют форму шара. | Медленно вращаются вокруг оси. | Быстро вращаются вокруг оси. |
Рефлексия. По окончании работы, учащиеся зачитывают свои варианты ответов, учитель проверяет правильность ответов.
Работа в группах.
- А теперь я хочу предложить вам познакомиться с каждой планетой подробней. Для этого нам понадобятся дополнительные источники информации. Каждая группа должна будет составить краткое сообщение при помощи карточки с опорными словами. (Учащиеся при выполнении данного задания пользуют интернет ресурсы, энциклопедии, дополнительный материал).
Представитель от каждой команды рассказывает о своей планете.
- А вам ребята хотелось бы отправиться на какую - нибудь планету? Почему? (Ответы детей)
- А могли бы мы совершить с вами путешествие по планетам – гигантам? (Ответы детей)
Физ. минутка
«Игра на внимание» (верное утверждение – хлопок, неверное утверждение – руки вверх):
1.Луна – естественный спутник Земли.
2.Марс – планета земной группы.
3.Земля – самая большая планета.
4.Юпитер – планета–гигант.
5.Плутон – планета земной группы.
6.Солнце – звезда.
Играют, демонстрируя свои физические способности и знания темы
Закрепление и первичный контроль знаний.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с планетами солнечной системы. И для того что бы посмотреть как вы усвоили новый материал я предлагаю вам выполнить тест на наших нетбуках.
1 вариант.
1. Скопление звезд от 100 млрд. до 1 трлн. – это:
1) Вселенная 3) Солнечная система
2) Галактика 4) Созвездие
2. Планета Земля расположена в Галактике:
1) Большое Магелланово Облако;
2) Туманность Андромеды;
3) Млечный Путь;
4) Малое Магелланово Облако.
3. Количество больших планет, входящих в состав
Солнечной системы:
1) 8; 2) 12; 3) 4; 4) 15.
4. Небесные тела, называемые «малыми планетами», это:
1) метеоры; 2) кометы; 3) метеориты; 4) астероиды.
5. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:
1) Земля; 2) Марс; 3) Венера; 4) Меркурий.
6. Самая большая планета Солнечной системы – это:
1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.
7. Отличительная черта планеты Земля от других планет Солнечной системы:
1) шарообразность;
2) вращение вокруг Солнца;
3) осевое вращение;
4) наличие жизни.
8. Какое утверждение о планетах-гигантах является неверным?
1) находятся дальше от Солнца;
2) имеют большие размеры;
3) состоят из твердого вещества;
4) быстро вращаются вокруг оси.
2 вариант.
1. Галактика – это:
1) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;
2) несколько звезд;
3) гигантское скопление звезд, звездная система;
4) газовые и пылевые туманности.
2. Полярная звезда находится в созвездии:
1) Южный Крест;
2) Пегас;
3) Малая Медведица;
4) Большая Медведица.
3. Солнце – это:
1) планета; 2) звезда; 3) спутник; 4) созвездие.
4. Ближайшей к Солнцу планетой является:
1) Меркурий; 2) Уран; 3) Земля; 4) Сатурн.
5. Луна является спутником:
1) Земли; 2) Марса; 3) Венеры; 4) Солнца.
6. Ближайшими к Земле планетами Солнечной системы
являются:
1) Сатурн и Юпитер;
2) Марс и Венера;
3) Юпитер и Марс;
4) Венера и Меркурий.
7. Какое утверждение о планетах Земной группы является
неверным?
1) находятся ближе к Солнцу;
2) имеют небольшие размеры;
3) состоят из твердого вещества;
4) быстро вращаются вокруг оси.
8. Количество больших планет, входящих в состав
Солнечной системы:
1) 8; 2) 12; 3) 4; 4) 15.
Контроль знаний. Время, отведенное на эту работу, истекло. Нажмете кнопку «Проверить».
Работа над ошибками. Поднимете руки, кто получил «5», молодцы! Кто получил «4» и «3»? Какие ошибки вы допустили?
- Что нового вы для себя открыли, ребята, сегодня на уроке? (Ответы детей)
Домашнее задание. Параграф 7. В тетради на печатной основе выполнить зад. 11, ст. 16. По желанию подготовить презентации о планетах Земных планет и планет- гигантов.
Итоги урока.
Сегодня за урок вы получите 2 оценки. Первую за тест по домашнему заданию, вторую за тест по изученному новому материалу.
Урок закончен. До свидания.
Приложение:
Задания для группы№1
Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам
Меркурий – это самая……..
Эта планета названа в честь….
Она обладает ………………………………………..
Температура Меркурия………………
Меркурий напоминает…………………..
У этой планеты есть ……………………..
Задания для группы№2
Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам
Венера третий…
Венера названа……..
У Венеры очень…….
Поверхность ……………
Венера и земля ……………….
Задания для группы№3
Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам
Земля представляет……..
Её возраст……………
Она образовалась из………….
У Земли есть естественный………..
Главное отличие Земли от ………………
Задания для группы№4
Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам
Марс - ………….…………..
Назван в честь……………..
Марс в 2 раза …………………
На этой планете находится..………………
Вулкан Олимп достигает…………………..
У Марса тонкая……………………..
Средняя температура Марса…………..
Марс имеет ……………………….
Задания для группы№5
Дайте характеристику планеты Юпитер по опорным словам
Юпитер это……….
Он классифицируется…………..
Юпитер состоит…………..
У него есть 16………….
Его температура…………
Дайте характеристику планеты Сатурн по опорным словам
Сатурн………..
Сатурн назван……..
Планета имеет……………
Задания для группы№6
Дайте характеристику планеты Уран по опорным словам
Уран по удаленности………..
Он был открыт………..
У него есть ….спутников, из них … основных
Самый большой……
Дайте характеристику планеты Нептун по опорным словам
Нептун это…………
Нептун в … раз……
Назван он …………
Строение его….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнечная система возникла 4,5-5 млрд. лет назад
Планеты земной группы: Меркурий Венера Земля Марс
Меркурий Год составляет 88 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 58,7 земных суток. Расстояние до Солнца 58 млн.км. Поверхность нагревается до + 400 о С
Венера Год составляет 225 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 243 дня. Расстояние до Солнца 108 млн.км.
Земля Спутник – Луна. Год составляет 365 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 24часа. Расстояние до Солнца 150 млн.км.
Марс Спутники – Деймос и Фобос Год составляет 687 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 24часа. Расстояние до Солнца 228 млн.км. Средняя t на Марсе -7 0 о С.
Планеты -гиганты
Юпитер Год на Юпитере длится 12 лет. Оборот вокруг своей оси совершает за 10 часов. У Юпитера 16 спутников Температура у поверхности - 130 о С
Сатурн Кольца Сатурна состоят из пыли и камней, которые покрыты льдом. Температура у поверхности - 170 о С. У Сатурна 62 спутника.
Уран Был случайно открыт в 1781 г. английским астрономом Уильямом Гершелем У Урана 27 спутников. Время обращения вокруг Солнца 84 года Расстояние до Солнца 2870 млн.км.
Нептун Был открыт в 1846 г. У Нептуна 14 спутников. Время обращения вокруг Солнца 165 земных лет. Расстояние до Солнца 4497 млн.км.
Плутон – планета карлик Был открыт в 1930 г. Затрачивает на один полный оборот вокруг Солнца почти 250 земных лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Планеты Солнечной системы"
Презентация включает в себя замечательные фотографии планет, спутников...
география 6 класс фрагмент презентации к уроку ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: "Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли"...
План-конспект урока "Планеты Солнечной системы"
План-конспект урока по теме:Планеты Солнечной системы.Цель:Сформировать общие представления об особенностях природы планеты.Развивать познавательную активность у учащихся.Воспитывать чувство ответст...
Разработка урока "Планеты Солнечной системы".
Учебная презентация для уроков природоведения, 5 класс....
Урок «Планеты Солнечной системы» 5 класс
Цели и задачи: продолжить формирование представлений о Солнечной системе и ее составе; познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы...
Презентация к уроку "Планеты Солнечной системы"
Презентация по географии на тему "Планеты Солнечной системы"...
Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"
Данный урок в образовательной программе 3 класса по английскому языку входит в раздел «Я лучший пловец» (сравнение прилагательных) и является четвертым,...