Типы климатов России
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Типы климатов России и особенности сезонов года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_attestatsii.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: « Типы климата в России, сезонность климата»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, а также самоконтролю и самооценке, рефлексивной самоорганизации.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Ход урока:
- Организационный этап.
Приветствие учащихся.
-Прежде чем определить тему нашего урока , я предлагаю вам прочитать текст и вставить в него пропущенные слова или словосочетания так, чтобы текст стал полным.
Многолетний режим погоды какой-нибудь местности, одна из ее основных географических характеристик называется_______________________. На формирование климата любой территории влияют ряд ________________. Основным является количество______________________________. Кроме нее немаловажную роль играет количество _____________________ и циркуляция________________________________. Одним из главных факторов движения ВМ является_____________________________ местности, так как определяет траекторию их движения. На поглащение или отражение солнечной радиации сильно влияет характер _____________________________ поверхности. Смягчающее влияние на климат оказывает близость__________________________.
-Исходя из вышеизложенного и опираясь на ранее изученный материал, ответьте на вопрос: «Везде ли на территории России факторы влияющие на формирование климата однородны?» (Нет).
-Каким словом можно определить климат в России , он какой? (Разный). Меняется только относительно широты? (Нет). Как еще ? (Меридионально и в течении года).
-То есть по сезонам года.
-Таким образом определим тему урока.
Типы климата в России и сезонность климата.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Исходя из темы урока определите основную цель урока
( Определить основные типы климата в России и выявить особенности типов климата относительно сезонов года).
Отсюда вытекает задача, которую вам предстоит решить - выяснить климатические показатели для каждого типа климата по сезонам.
-Как будем выяснять климатические показатели? Что для этого будем использовать? Куда запишем результаты?(Работа с картой , текстом учебника запись результатов в таблицу.)
3) Первичное усвоение новых знаний.
1.Работа с картой.
В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. Назовите, какие климатические пояса имеются.
- Посмотрите на климатическую карту и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия?
- Какие пояса основные?
- Какие переходные?
- Самый большой по площади пояс.
- Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)
- Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, количество осадков, господствующие ВМ)
-Как назовем столбцы и графы таблицы?
2. Практическая работа в парах.
а) Подготовка и заполнение таблицы.
Используя карту атласа и текст учебника , параграф 20 заполните таблицу, подготовьтесь самостоятельно охарактеризовать тип климата.
Название климатического пояса | Средние показатели: | Кол-во осадков и коэффициент увлажнения | Воздушные массы | Где распространен | Сезоны года | |
t янв. | t июля | |||||
Арктический | ||||||
Субарктический | ||||||
Умеренный умеренно-континентальный | ||||||
Умеренный континентальный | ||||||
Умеренный резко-континентальный | ||||||
Умеренный муссонный |
4) Первичная проверка понимания
- Какой самый холодный климат? (арктический)
- В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)
- В каком самое холодное лето? (арктический)
- В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный).
- В каком климате выделяют 2 сезона года?(арктический).
- Охарактеризуйте тип климата у карты.
5) Первичное закрепление.
- Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант ( текст в презентации).
Историческая справка.
В преобладающем на территории России умеренном поясе хорошо выражены времена года-весна, лето, осень, зима. Многие историки и этнографы утверждают, что сезонность климата оказала существенное влияние на особенности этнического характера русичей. Интенсивный труд в летнюю страду сочетался с длительным зимним покоем, определившим неторопливость русского характера. Борьба с суровыми климатическими условиями способствовала общинному характеру отношений, необходимости делать все сообща. Необходимость жить совместно определила и компактный характер поселений. Кроме этого в условиях нашего климата необходимо иметь как минимум 3 комплекта одежды : зимней, летней и на переходный сезон.
-Как вы думаете определяет ли климат характер хозяйственной деятельности людей и их быт?( да)
На основе ваших предположений домашнее задание.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Прочитать параграфы 19-20, устно ответить на вопросы после параграфа, составить характеристику хозяйственной деятельности населения в каждом из типов климата , исходя из климатических особенностей и сезонов года.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ работы класса (дает учитель).
- Какие новые умения вы приобрели на уроке? Что научились делать? ( Ответы детей).
-Работу каждого из вас я предлагаю оценить самостоятельно, для этого я раздам вам листы самооценки предметных достижений, где вы объективно оцените свой вклад в работу на уроке. На основе вашего анализа и моих наблюдений будет выставлена оценка за работу на уроке.
Лист самооценки предметных достижений.
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: _____________________
2. Я с заданием справился / не справился. _______________________________
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): _______________
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)_____________________…
5. Оцените свою работу в паре: работа выполнялась совместными усилиями , вашим напарником или благодаря вам. _____________________________________________- 6. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, предполагаемая отметка).____________________________________________.
Спасибо, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Типы климата России"
Данный урок был разработан в 2008 году. Помимо плана-конспекта урока представлены материалы для закрепления темы и материалы для работы в группах, а также презентация урока....
Презентация "Типы климатов России"
Данная презентация содержит практические задания, выполняемые учащимися на уроке. Например, определение коэффициента увлажнения, заполнение таблицы "Типы климатов России"...
конспект урока с использованием ЭОР по теме "Разнообразие типов климата России"
Конспект урока по темк " Разнообразие типов климата России" разработан с использованием электронно - образовательных ресурсов, что дает возможность как учителю так и обучающимся пользоваться бол...
Разработка урока географии 8 класс "Типы климатов России"
Структура урока географии в 8 кл....
Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"
Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....
Презентация к уроку "Типы климатов России" 8 класс
Предмет География 8 класс Место урока в учебном плане: 4 урок в разделе «Климат России»...
поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»
Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...