Проект программы коррекционного курса, направленного на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ
учебно-методический материал по географии на тему

Лисенков Сергей Александрович

Тема курса:  Организация и содержание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_po_ovz.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос.Варламово м.р.Сызранский Самарской области

Тема курса:  Организация и содержание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Тема зачетной работы: Проект программы коррекционного курса, направленного на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

Исполнитель: Лисенков Сергей Александрович,

учитель географии

                2018

 1. Благополучатель       учащийся 5в класса Абасян С.

2. Описание проблемной ситуации / образовательных трудностей + сильные стороны 

У ученика отмечаются трудности в усвоении учебной программы. Слабый  словарный запас.  Отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны речи. Мальчик воспитывается в двуязычной среде.

Нарушение письменной речи проявляется в очень большом количестве специфических ошибок (пропуски, замены букв, несогласование существительных с прилагательными). Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ. Письменные работы вместе со всем классом  выполнять не успевает, постоянно нуждается в индивидуальной помощи.

Моторика развита  недостаточно, речью пользуется для коммуникации, не всегда может чётко сформулировать свои мысли.

Вероятная причина недостатков в обучении: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала.  Смысловая группировка, классификация, обобщение не используются  в учебной деятельности. Понимание  учебного материала  улучшается при развёрнутой помощи педагога, мотивация к обучению слабая. Быстро утомляется.

Учителем применяются различные виды помощи для преодоления обнаруженных трудностей, наиболее действенной оказалась -облегчение и индивидуализация заданий (без временных ограничений).

Характеристика обучаемости:

-виды помощи: подсказка на уроках, объяснение после уроков;

-вид содержательной помощи: стимулирующая;

-эффективность: ребёнок быстро забывает учебный  материал;

-учебная дисциплина: не нарушается при контроле со стороны педагога;

Уровень общего развития:

-уровень общего развития, общая осведомлённость об  окружающем мире не соответствует возрастной норме, но к своим проблемам   в последнее время неравнодушен, самостоятельно справиться с трудностями в обучении не может, но всегда принимает помощь педагога.

3. Планируемые результаты

При  изучении курса географии в 5 классе (на конец года)

Ученик должен знать и научиться:

1. Называть и показывать:

- планеты Солнечной системы

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

-типов погод.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- расстояния и направления по плану и карте;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

Свои особенности имеет система оценивания в предмете география с учащимся:

1. Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

2. Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился. Проводить оценку переделанных работ.

3. Использовать систему оценок достижений учащегося.

  4. Примерное содержание коррекционной работы

География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие личности школьника, т.к. в основе ее содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействие с природой. Изучение географии обеспечивает формирование у школьников целостных представлений о человеке и окружающем его мире, способствует социальному самоопределению школьников. Современный этап в развитии географического образования характеризуется ориентацией его содержания на формирование у школьников географической карты мира, географической культуры как составной части общей культуры человека.

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения – это принцип коррекционной направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Цель коррекционных занятий – повышения уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала

Из своего опыта работы и опыта работы других учителей-географов был сделан вывод, что, проблема возникает при работе с географическими картами (нахождение географических координат), нахождение высоты и глубины (по шкале), ориентировании в пространстве (умение использовать знания о сторонах горизонта).

                Начиная с начального курса географии (5 класс) учащиеся должны определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты точек; по картам и глобусам географические координаты.

                Чтобы учащийся  легче усваивал этот материал необходимо:  карты атласа, где дополнительно отмечаются долгота и широта; подбор интересных задач (на пример: в какой части Мирового океана находится судно капитана Врунгеля, если его координаты 0  широты 0  долготы), (Легкое парусное судно в индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10 ю.ш. и 60  в.д. С берега какого материка раньше придут на помощь?: Африки, Евразии, Австралии, Южной Америки); карточки с изображением материков; загадки, стихотворения; кроссворды,

использование рассказов или сказок с использованием топографических знаков и др.

Разнообразны формы и  методы коррекционных занятий: наблюдения во время экскурсий, прогулок, игровая деятельность, диалоги, географические путешествия, интеллектуальный марафон, урок, работа с учебником, текстом, иллюстрациями, практические работы с контурной картой, т. п.

 Благодаря охранительному режиму, предъявлению посильных требований, правильному чередованию различных видов деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащегося постоянно поддерживаются работоспособность и активность. 

Во время бесед, занятий необходимо найти правильный тон общения с учащимся , говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учащихся искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ними.

            

5. Регламент (режим и продолжительность занятий)  коррекционной работы

Коррекционные занятия  проводятся систематически.

Коррекционная работа проводится в начале каждого  урока в течении 5-10 мин или весь урок ( т.к.  в планировании отведены часы на повторение).

 Периодичность - 1 раз в неделю. (по учебному плану на изучение географии в 5 классе отводится 1 час в неделю)

Коррекционная программа проводится в течение всего учебного года.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности обучающегося  с ОВЗ: при освоении содержания учебных предметов, коррекционных курсов, дополнительных образовательных программ.

6. Контрольно-измерительные / диагностические материалы

Учитывая особенности ребенка с интеллектуальными проблемами развития, необходимо использовать различные виды проверочных работ и применять различные способы учета знаний и умений учащихся. Обычный опрос в силу речевых особенностей и эмоционально-волевой сферы не дает полного представления об усвоении знаний. Поэтому на уроках географии предоставляется возможность использование учета знаний ученика с помощью тестов.

Тестовые задания обеспечивают общий опрос, не занимающий много учебного времени. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении учебного материала.

Тестирование - активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний, используемая в современной школе.

               Тестирование учащегося с ОВЗ, как и любая форма проверочной работы, требует определенной подготовки.

Прежде всего, необходимо обеспечить обучение ребенка пониманию способа выполнения задания в виде теста. Для всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерна тенденция, приступать к выполнению задания без должной, предварительной ориентировки в нем, без анализа его условий и требований, без активной мыслительной работы над выбором правильного действия, правильного ответа, которые обеспечили успешность его выполнения. Также следует принять во внимание тот факт, что одним из существенных недостатков таких учащихся является то, что они не всегда в состоянии правильно понять прочитанный ими текст, вопрос.

              Для предупреждения ошибок, вызванных недопониманием прочитанного, учителю в период, предшествующий проверочной работе, необходимо включать вопросы из тестовых заданий в содержание уроков, как в устной, так и письменной форме, например на отдельной карточке. Такого рода опросы могут быть проведены:

- на этапе проверки усвоения учебного материала текущего урока;

- во время актуализации знаний, необходимых для объяснения нового материала;

- при повторении пройденного ранее материала.

При тестировании обязательной является точная формулировка вопроса или задания, желательно теми же словами или фразами, которые уже употреблялись на уроках. Поэтому тестирование для учащихся уже не будет чем-то абсолютно новым и незнакомым, а форма подачи задания и способ его выполнения не вызовут у детей затруднений.

Привожу приметы проверочной работы по географии за 1-е и 2-е полугодие для учащегося в 5 классе  

1-е полугодие

1. Где восходит солнце?

а) запад

б) восток

в) север

2. Когда солнце выше всего на небе?

а) летом

б) осенью

в) зимой

3. Что относится к осадкам?

а) ураган

б) дождь

в) ветер

4. Как называется опасное природное явление, когда воздух движется в виде воронки?

а) смерч

б) гроза

в) ураган

5. Как называется чертёж небольшого участка местности?

а) план

б) масштаб

в) снимок

6. Как называется часть суши со всех сторон, окружённая водой?

а) полуостров

б) остров

в) пролив

7. Как называется водоём покрытый трясиной и с топким дном?

а) ручей

б) ключ

в) болото

8. Как называется озеро дающее начало рекам?

а) бессточное

б) сточное

в) водохранилище

9. Как называется место, где река берёт своё начало?

а) устье

б) русло

в) исток

10. Как называется жидкость, вытекающая из отверстия вулкана?

а) лава

б) жерло

в) кратер

2-е полугодие

1. Каким цветом на карте обозначают горы?

а) Жёлтый

б) Коричневый

в) Зелёный

2. Спутник земли?

а) Марс

б) Солнце

в) Луна

3.Сколько океанов на земле?

а) Три

б) Четыре

в) Пять

4. Сколько материков на земле?

а) Шесть

б) Пять

в) Четыре

5. Кто первым совершил кругосветное путешествие?

а) Ф. Магеллан

б) Д. Кук

в) Х. Колумб

6. Какие горы делят Россию на Европейскую и Азиатскую части?

а) Кавказские

б) Уральские

в) Алтайские

7. Какое море находится на севере России?

а) Чёрное

б) Красное

в) Белое

8. В каких горах находится Эльбрус?

а) Уральских

б) Кавказских

в) Алтайских

9. Что из этого остров?

а) Сахалин

б) Камчатка

в) Таймыр

10.Как называется линия, делящая земной шар на северное и южное полушария?

а) Ось

б) Меридиан

в) Экватор

Разгадывание ребусов и головоломок стимулирует умственную деятельность.

Например:

     ЭКВАТОР

      ГОРИЗОНТ

Ребусы по географии    КАРТА

Географический диктант позволяет проверить, повторить и закрепить знание географических понятий.

Например, при изучении темы «Вода на Земле» (урок 28)

Дополните предложения недостающими фразами….

1.Водная оболочка Земли -….. (гидросфера)

2. Основную часть гидросферы составляет вода ……океана (Мирового)

3. Вода на Земле встречается в трех состояниях: …, …, … . (жидком, твердом и газообразном)

4.Выделяют …,….. круговороты воды. (малый и большой)

5. 96% гидросферы Земли приходится на воды … (океанов)

6. Самый большой из океанов – это…..океан (Тихий)

7. Мировой круговорот связывает меджу собой оболочки Земли  ……….., ……, ………., ……... (литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу)

 

7. Бланки оценки результатов коррекционно-развивающей работы / продвижения обучающегося по образовательному маршруту/  

Я стараюсь делать все, чтобы ребенок понимал, что и зачем происходит в школе, и был по-настоящему замотивирован на учебу. Образование строится от предметной деятельности к знанию. Я слежу. чтобы ребенок мог применить полученные знания, а не просто заучить наизусть полученную информацию.

Существуют общие педагогические правила работы с такими детьми, которые применяю на уроках географии.

  • Во-первых, на уроках  необходимо осуществлять индивидуальный подход с учетом его психического и физического развития.
  • Во-вторых, используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминания учебного материала, концентрации внимания.
  • В-третьих, учитывая особенности психической и эмоциональной сферы учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, своевременно и деликатно оказывать помощь, постоянно подмечая все хорошее и развивая, таким образом, веру в свои силы и способности.
  • В-четвёртых, особенности ребенка требуют применения разнообразных методов и средств обучения с тем, чтобы предотвращать наступление переутомления и повышать работоспособность.

Применение  разных форм и методов работы с учащимся со слабой познавательной активностью должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Обучение географии предполагает и требует применение большого количества знаний для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В конечном итоге, усвоение  программного материала по географии позволяет ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа — общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики

Низкий интеллектуальный уровень учащихся-осуждённых обусловлен семейным неблагополучием, негативным жизненным опытом, влиянием окружения. Пребывание в среде со специфической субкультурой, уголовными т...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 1-7 класс обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" полностью соответствует требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Проект программы коррекционной работы на уроках географии в 5 классе, направленной на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

laquo;Организация и содержание комплексной помощи детямс ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС»Коррекционная работа в курсе &l...

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся

Данная программа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала и коррекцию недостатков в развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями зд...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В программе коррекционных курсов для обучающихся начальных классов представлены программы логопедических занятий, коррекционно-развивающих и психокоррекционных. Направление: коррекционно-развиваю...