Статья по теме "Научно методические подходы к изучению истории развития географической науки в школьном курсе"
статья по географии (5 класс) по теме
В данной статье речь пойдет о различных научно-методических подходах в изучении географии в школьном курсе географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно методические подходы к изучению истории развития географической
науки в школьном курсе.
Объедков А.В.
ГБОУ лицей 387 имени Н.В. Белоусова
Кировского района г. Санкт-Петербурга
Вопросы изучения о формировании географической науки занимают важное место в программе школьной географии. Поэтому важным этапом работы учителя является отбор материала и разработка методических подходов к адаптации содержания тем уроков соответственно возрасту учащихся. Отметим некоторые вопросы использования литературных источников и картографических материалов по отдельным темам уроков и внеклассной работе.
В научной литературе исследование истории и методологии географической науки представлено достаточно глубоко в работах профессоров Ю.Г. Саушкина, М.М.Голубчика, Ю.В. Поросенкова и других ученых. Юлиан Глебович Саушкин профессор Московского университета выделял 8 этапов развития географической науки: эпоха Античной географии, средневековье, география в эпоху великих географических открытий, география в России XVII-ХVIII вв. и т.д. [1]
Рассмотрим структуру содержания материала о развитии географических идей на примере этапа «Античной географии». Этот материал возможно использовать, как на уроках, так и во внеклассной работе со школьниками. Хотелось бы остановиться на характеристике географии в Античной Греции. Географическая наука уходит своими «корнями» в глубокую древность. Первоначально накапливались элементарные географические представления в процессе заселения и хозяйственного освоения географического пространства. Зарождение географических знаний характерно для рабовладельческой эпохи. Наивысшего развития география достигла в странах Средиземноморья и, особенно в Древней Греции. Греки вели торговлю на обширных территориях не только вблизи Средиземноморья, но и вдоль побережья Черного моря в устьях рек Дуная и Дона. Здесь интересы греков были связаны с богатыми естественными пастбищами, а также территориями сбыта товаров. Первая натурфилософская школа возникла в городе Милет в конце VII – середине VI века до нашей эры. Древняя Греция была наиболее развитым государством Средиземноморья. Ученые Милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр считали, что в основе построения вселенной лежит материальное начало. Их представления о картине мира включали знания о том, что в центре вселенной лежит Греция. Важным методическим приемом в работе со школьниками является изучение создания первых карт. Первая древнегреческая карта обитаемой суши – ойкумены составлена Анаксимандром. Географические знания древних греков в этот период позволяли представить ойкумену в виде острова суши, омываемого океаном.
Интересным фактом этого периода является роль города Афины в развитии географии. Во второй половине V века до нашей эры в результате политической борьбы выдвигаются г. Афины. Этот город становится центром политической, торговой и культурной жизни страны. Значительное расширение пространственного кругозора древних греков в процессе установления связей со Скифией, Ближним Востоком и Египтом, способствовало развитию описательно-страноведческого направления в географии. В этот период выделяются работы Демокрита, обосновавшего гениальную для своего времени гипотезу о происхождении миров. Он в своих работах использовал как землеведческий, так и страноведческий подходы. На данном историческом этапе греков интересовало познание новых стран для расширения торговли и организации колоний. Наиболее видным страноведом являлся «отец истории» Геродот. В своей книге « История в девяти книгах» он дает полное описание стран известных древним грекам.[2]
Наибольшего расцвета география достигает накануне нашей эры в трудах Аристотеля. Этот период ознаменовался могуществом Греции. Аристотель обосновал геоцентрическую систему мира, его теория была общепризнанной до XVI века. Аристотель принял учение пифагорейцев о шарообразности Земли, и доказал их теорию на примере лунных затмений. Помимо этого Аристотель был родоначальником многих отраслей географии: гидрологии, океанологии, метеорологии, динамической геоморфологии. [3]
Заложенные основы географических наук в период творчества Аристотеля в дальнейшем способствовали углублению знаний греков и расширению их кругозора. В результате военных походов Александра Македонского происходит распространение греческой цивилизации на огромной территории Европы, Азии и Африки. В III-II вв. до нашей эры формируется эллинизм. Эпоха эллинизма характеризовалась расцветом античной географии на основе интеграции греческой науки и культуры с достижениями науки и культуры Египта, Ближнего Востока и Индии.
Рис. 1 Эллинистические государства около 200 г. до н. э.[4]
Эпоха эллинизма характеризовалась крупными достижениями географической науки. Наиболее известным географом периода эллинизма был Эратосфен, глава крупнейшей античной библиотеки в г. Александрия. Используя впервые математический метод в географии, он рассчитал окружность земного шара по экватору, в размере 39690 км, что лишь на 1% меньше ее истинной величины. Эратосфен считал, что Европа, Азия и Ливия (Африка) — это остров в мировом океане и предположил возможность морского пути в Индию вокруг Африки. [3,5] В этот период астрономом Аристархом была высказана гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца. Ученый Гиппарх разработал понятия о долготе и широте, а также уточнил расстояние от Земли до Луны.
Мы отметили лишь некоторые факты развития истории географии. Подчеркнем ,что материалы развития географических идей имеют не только важное значение для формирования знаний и умений учащихся, но и для воспитания молодежи. Появляется осознание значимости географической науки на различных этапах развития общества и понимание ее роли в современном мире.
Список литературы:
1. Саушкин Ю. Г. История и методология географии. – Москва: Изд-во МГУ, 1976 г. – 280 с.
2. Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максимов Г. Н. История географии; Учебное пособие. – Смоленск: Издательство Смоленского гуманитарного университета, 1988 г. – 224с.
3. Поросенков Ю. В., Поросенкова Н. И. История и методология географии. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991 г. – 224 с.
4. Настенные карты по истории для школы. Среднее образование. История Древнего мира [Офиц. сайт]. http://dik.ru/images/photos/56_11.jpg (дата обращения: 26.04.2015).
5. Богучарсков В. Т., История географии: Учебное пособие для вузов/Под. ред. Ю. П. Хрусталева. – Москва: Академический Проспект, 2006 г. – 560 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....
Организационно-деятельностный подход в изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии.
Описание форм организации индивидуальной и коллективной игровой творческой познавательной деятельности на уроках истории древнего мира в 5 классе гимназии № 1515...
Компетентностный подход при изучении истории
Материал для педсовета...
Компетентностный подход при изучении истории и обществознания
Методы использования компетентстного подхода при изучении истории и обществознания....
Компетентностный подход при изучении истории и обществознания
В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в реш...
Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...
Методический материал "Компетентностный подход при изучении истории и обществознания".
«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и е...