"Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы".
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Конспект  урока на тему "Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_harakteristika_hozyaystva_zapadnoy_evropy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии по теме "Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы". 11-й класс

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: групповая  работа, практическая работа.

Цели урока:

  • Показать типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные промышленные районы региона.
  • Развивать мировоззренческую идею « Европа - общий дом» всех европейцев, где география и история тесно связали между собой судьбу десятков стран и народов.
  • Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы.
  • Продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики.
  • Закреплять навыки и умения работы в группе, оформлять единый ответ.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • Изучение нового материала - практическая работа в группах.
  • Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия.
  • Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка Д.З.

В рабочей тетради ученики письменно отвечают на вопросы:

  • В населении З. Европы преобладают народы языковой семьи...
  • Крупнейший мегалополис материковой части Европы...
  • Господствующая религия в З. Европе...
  • Средняя плотность населения… чел. на 1 км. кв.
  • Средний уровень урбанизации
  • Для стран З. Европы характерны… темпы роста населения.
  • Особенности демографической ситуации в странах З. Европы: (выбрать правильное утверждение)
  • Растущая доля молодёжи в населении.
  • Снижающий коэффициент смертности населения.
  • Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах убыль населения.
  • Наибольшая доля пожилых людей.
  • Преобладание мужского населения над женским населением..

3. Изучение нового материала. Выполнение практической работы в группах.

Вводное слово учителя. Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.

Работать вы будете самостоятельно в группах. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы и получают задание и инструкцию по работе.

Инструкция по работе для 1 группы

Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.

Задание:

  • Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?
  • Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделите следующее:
  • на что ориентируется отрасль;
  • название отрасли;
  • крупнейшие районы и узлы данной отрасли
  • Заполните таблицу (приложение 1), сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона.
  • Проверьте себя.
  • Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
  • Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 2 группы

Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.

Задание:

  • Что называется отраслью международной специализации?
  • Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы. Выделите следующее:
  • на что ориентируется отрасль
  • название отрасли;
  • крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.
  • Заполните таблицу (приложение 2), сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона.
  • Поверьте себя.
  • Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
  • Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 3 группы

Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.

Задание:

  • Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?
  • Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:
  • название отрасли;
  • на что ориентируется;
  • крупнейшие сельскохозяйственные районы.
  • Заполните таблицу (приложение 3), сделайте вывод об уровне развития отраслей сельского хозяйства и их роли для всего региона.
  • Проверьте себя.
  • Сделайте общий вывод, укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.
  • Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 4 группы

Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.

Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.

Задание:

  • Вспомните территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран.
  • Определите уровень «зрелости» территориальной структуры.
  • Определите, как насыщена Западная Европа:
  • промышленными районами;
  • центрами;
  • городскими агломерациями;
  • транспортными узлами;
  • районами интенсивного сельского хозяйства.
  • Результаты работы отразите на контурной карте в виде прямоугольника, где высокая концентрация хозяйства - своего рода каркас всей территории. Карта представляется классу с комментариями.
  • Докажите, что в странах З. Европы сложилась система трёх экономических районов:
  • с высоким уровнем развития;
  • депрессивные районы;
  • отсталые аграрные районы.
  • Проверьте себя.
  • Сделайте заключительный вывод.
  • Выберите выступающего, который расскажет о результатах работы и сделает заключительный вывод.

Инструкция по работе для 5 группы

Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.

Выделить крупнейшие районы этих отраслей.

Задание:

  • Вспомните различия в транспортной системе. Что такое «отрасль международной специализации?»
  • Проанализируйте карту:
  • сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;
  • определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;
  • почему З. Европа является главным районам международного туризма?
  • Сделайте вывод о развитии этих отраслей. Заполните таблицу (приложение 4).
  • Проверьте себя.
  • Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.

Инструкция по работе 6 для группы

Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.

Выявить страны, определяющие мощь региона.

Задание:

  • Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.
  • Определите:
  • уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;
  • уровень развития З. Европы в целом. Сравните показатели и сделайте вывод
  • Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют экономическую мощь Зарубежной Европы.
  • Результаты нанесите на контурную карту, выделите границы стран и подпишите их названия. Озаглавьте карту.
  • Проверьте себя.
  • Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.
  • Обсудите ответ.
  • Выберите выступающего ученика, который представит результаты работы и заключительные выводы.

4. Закрепление, подведение итогов, рефлексия.

В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах. Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

5. Задание на дом.

Проанализируйте записи, сделанные на уроке;  стр.183- 192.

Машиностроение, химическая промышленность,  ТЭК, металлургия, лесная и легкая промышленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный информационно-исследовательский проект. «Общая характеристика стран Зарубежной Европы (на примере Франции)»

ФРАНЦИЯ•         Немного истории.•         Административные земли.•         Экон...

"Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы".

Конспект  урока на тему "Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы"...

Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

конспект урока по географии "Общая характеристика региона. Зарубежная Европа" 11класс

конспект урока по географии "Общая характеристика региона. Зарубежная Европа" 11класс...

Презентация по теме "Хозяйство Зарубежной Европы", 11 класс

Данный материал будет полезен в работе учителям географии...