Открытый урок на тему "Размещение населения России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Открытый урок на тему "Размещение населения России" составлен с использованием кейс-технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_savina.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Размещение населения России» учителя географии Савиной Анастасии Геннадьевны
План-конспект урока
по географии России в 8 классе
Цель урока: сформировать представления об особенностях размещения населения на территории России
Задачи:
Познавательные: познакомить с особенностями размещения населения России, установить причины неравномерного размещения населения, дать определение понятий «плотность населения», «зоны расселения»
Личностные: способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности, умений анализировать статистические данные, способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления и пространственного воображения.
Регулятивные: обеспечение условий для самостоятельного приобретения новых знаний, возможности управления своей учебной деятельностью, оценивание успешности усвоения учебного материала.
Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о размещении населения России.
Метапредметные: формирование умений: 1) строить логическое рассуждение и делать выводы; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) находить и использовать различные источники географической информации; 4) включаться в обсуждение проблем; 5) формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России.
Ход урока
- Организационный момент. Сегодня мы вновь продолжим свое путешествие по территории нашей необъятной страны.
- Актуализация познавательной деятельности.
-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о городском и сельском населении)
- Какое население называется сельским? (то, которое живет в сельской местности)
- Что такое город в Российской Федерации? (населенный пункт с численностью выше 12 тыс. человек, 85% из которых занимается несельскохозяйственной деятельностью)
-Какие города-миллионеры РФ вы знаете?(Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж) Пока ученики отвечают, учитель помечает города на карте магнитами
-Посмотрите, ребята, что получилось? Где больше всего городов-миллионеров? (В Европейской части России)
- А только в Европейской части России есть города-миллионеры? (Нет.Еще на юге Сибири)
- О чем это говорит? (Там где города-миллионеры, людей живет больше)
-Какова тема нашего урока? (Размещение населения России)Сл.1.
- Сегодня мы с вами вспомним, что такое плотность населения, узнаем, как размещено население России по ее территории и почему?
Сл. 2.Учитель: О некоторых странах говорят: «больше земли, чем людей..» О каких странах идет речь?Почему? (Канада, Австралия.Потому что населения мало для такой территории).
- Это выражение относится к России? (Да)
- Изучение нового материала
- Как мы определим, чего больше территории или людей? (найдем плотность населения)Сл. 3
- вспомним, что такое плотность населения/ или найдем определение в учебнике
- Какая численность в Российской Федерации? (146 млн. чел)
- Давайте вспомним, какую площадь занимает территория Российской Федерации (17, 1 млн км²)
- Какова же плотность населения в РФ? (8,5 чел на км²)
-А как же мы узнаем это много или мало? Давайте посмотрим на таблицу «Плотности населения других стран мира»
Сл. 4.Плотностьнаселениястранмира
Место | Страна | Плотность населения, чел./км2 |
1 | 16 500.00 | |
2 | 7 326.00 | |
3 | 1 818.00 | |
4 | 1 316.00 | |
5 | 1 161.00 | |
6 | 1 142.00 | |
7 | 1 054.00 | |
8 | 667.00 | |
9 | 636.00 | |
10 | 598.00 |
-А где же Россия?Сл. 5.
180 | 8.00 | |
181 | 7.00 | |
182 | 6.00 | |
183 | 6.00 | |
184 | 4.00 | |
185 | 4.00 | |
186 | 3.00 | |
187 | 3.00 | |
188 | 3.00 | |
189 | 3.00 | |
190 | 3.00 | |
191 | 3.00 | |
192 | 3.00 | |
193 | 2.00 |
- Сделаем вывод, какая плотность населения в России? (Низкая)
- Но везде ли в России так мало людей? Ведь нас с вами только в одном кабинете сейчас находится больше 30 человек. Для этого возьмите статистический материал со своего стола и определим плотность населения для того Федерального округа, который у вас выделен. У вас минута на решение этой задачи.
№ | Субъект России | Численность населения на 1 января 2017 | Площадь территории, км² | Плотность населения (должно получится у учеников) | |
1 | Центральный ФО | 39 209 582 | 652 800 | 60 | |
2 | Приволжский ФО | 29 636 574 | 1 038 000 | 29 | |
3 | Сибирский ФО | 19 326 196 | 5 114 800 | 4 | |
4 | Южный ФО | 16 428 458 | 416 840 | 39 | |
5 | Северо-Западный ФО | 13 899 310 | 1 677 900 | 8 | |
6 | Уральский ФО | 12 345 803 | 1 788 900 | 7 | |
7 | Северо-Кавказский ФО | 9 775 770 | 172 360 | 57 | |
8 | Дальневосточный ФО | 6 182 679 | 6 215 900 | 1 |
- Сл. 6.Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети озвучивают свой результат, который отражается на слайде презентации. Сл. 7.
- Посмотрите, что у нас получилось. Какой вывод мы можем сделать в результате? (население распределено неравномерно по территории России)
-Сл. 8.А вот как выглядит карта плотности РФ. Что вы можете на ней увидеть? (Территории России с наибольшей плотностью населения, с маленькой плотностью населения, незаселенные территории России)
-Сл. 9.Исходя из всего выше сказанного, на какие две части можно поделить всю территорию страны? (основная зона расселения и зона севера).
- Ребята, почему же население размещено так неравномерно? Какие причины могли этому служить? (природные условия, исторический фактор, социально-экономические условия)
-Чтобы доказать правильность вашего мнения необходимо провести исследование.
1ряд доказывает влияние природных условий ( используя рис. 36 стр. 81 «Средние температуры января», рис. 37 стр. 82 «Средние температуры июля», таблицу 6 на стр. 94, рис. 42 стр. 95 «Оценка природных условий для проживания человека», рис. 43 стр. 96 «Агроклиматические ресурсы», карты, «Многолетней мерзлоты» в атласе на стр. … «Почвенной карте» на стр…, докажите, что в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для проживания
Примерный ответ: Если сравнить основную полосу расселения и зону Севера, то в температурном режиме выигрывает основная полоса расселения, поскольку средние температуры января этого района составляют -5 - -25°С, а в Зоне Севера -40 - -50°С. Кроме того в нашей Зоне Севера находится Полюс холода Северного полушария. А средние температуры июля в основной полосе расселения составляют +15 - +20°С, а в Зоне Севера - +10 - +15°С, продолжительность безморозного периода в основной полосе составляет 105-110 дней, а в Зоне Севера – 70-90 дней. Сумма активныех температур за период со среднесуточной температурой выше +10°С, которая важна для вегетации растений в основной полосе расселения составляет 1500-2000°С, а в Зоне Севера 1000°С. В основной полосе расселения преобладают серые лесные, черноземные и каштановые почвы, а в Зоне Севера – подзолистые и дерново-подзолистые. Кроме того на всей ее территории наблюдается многолетняя мерзлота. Также основная полоса населения имеет выходы к теплым морям, а Зона Севера к холодным или вообще не имеет. Таким образом, в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для жизни.
2 ряд- исторического фактора (используя рисунок 10 на стр. 32 учебника.карты атласа и знания истории, объясните, как исторический фактор мог повлиять на размещение населения)
Примерный ответ: Российское государство началось формироваться именно в Европейской части России. В итоге вокруг Московского княжества. Пока в юго-восточном направлении господствовала Золотая Орда, российское государство расширялось на север, после падения Орды направление сменилось на южное, потом на восточное и северо-восточное. В этом направлении наше государство дошло до края материка, просто присоединяя уже тогда не сильно заселенные территории. Центр государства продолжал оставаться в Москве и Санкт-Петербурге, а поскольку люди стремятся к центру, тои количество населения на территории Сибири не увеличилось.
3 ряд – соц-экономических условий (исходя из предложенных вам карт, докажите,что социально-экономические условия в основной полосе расселения лучше, чем в Зоне Севера)
Примерный ответ: Исходя из предложенных карт, карт атласа и статистического материала можно сделать следующие выводы: 1)Наибольшее количество промышленных предприятий сосредоточенно в основной полосе расселения; 2) дорожная сеть тоже наиболее развита в основной полосе расселения; 3) Несмотря на то, что среди регионов зоны Севера есть такие, в которых уровень жизни выше, чем в отдельных регионах основной полосы расселения, например, Ханты-Мансийский автономный округ не попадает в основную полосу расселения, но уровень жизни у них один из самых высоких, большая часть Зоны Севера относится к категории территорий с низким уровнем жизни.
Таким образом, обобщите, пожалуйста, какие черты характерны для основной полосы расселения? Для зоны Севера?
- Физкульминутка.
Сейчас я зачитаю несколько высказываний, а вы, если верно, то присядьте, если нет, то стойте.
- Зона Севера охватывает почти всю Европейскую часть страны
- В основной полосе расселения наиболее благоприятные природные условия для жизни человека.да
- В основной полосе расселения проживает всего 7% населения
- Зона Севера занимает большую часть территории страны. Да
- В Зоне Севера высокая плотность населения.
- Закрепление. Работа с кейсами:
5.1. Рекомендации по работе с кейсом
- Внимательно изучите кейс.
- Обсудите ее в группе, сформулируйте проблему и запишите её в тетрадь.
- На вопросы кейса отвечайте письменно.
- Время работы с кейсом ограничено.
- Если затрудняетесь ответить, можете использовать атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.
- От каждой группы выступает один представитель.
- Остальные группы внимательно слушают варианты ответов. У каждой группы может быть своя проблема по данному кейсу.
- После выступления всех групп, мы должны сформулировать общий вывод и записать его.
5.2. Внимательно прочитайте текст. В качестве кейса предложена следующая ситуация.
Кейс
Особенности размещения населения России
Средняя плотность населения составляет в России всего 8,5 чел. на 1 км2, что более чем в 4 раза ниже средне мирового показателя. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 30 человек на 1 км2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской части России она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км2). Именно по плотности сельского населения судят о степени освоенности территории.
Плотность населения в России тесно связана с благоприятностью для жизни природных условий. Так, наиболее высокой плотностью населения (если не считать Москву, Санкт-Петербург и окружающие их территории) характеризуются регионы юго-запада России (Северо-Кавказский, Поволжский и Центрально-Черноземный экономические районы), в которых природные условия наиболее благоприятны для жизни людей. При движении на север и восток плотность населения постепенно уменьшается. Наименьшей плотностью отличаются северо-восточные регионы (север Восточной Сибири и Дальнего Востока), в которых природные условия самые суровые. Именно поэтому больше половины азиатской части России является фактически незаселенной территорией.
В общем случае на территории России можно выделить Главную полосу расселения, которая охватывает почти всю Европейскую часть России, кроме территорий севернее линии Петрозаводск – Киров – Пермь и Прикаспийской низменности. В азиатской части страны эта полоса имеет форму клина, сужающегося к востоку и тянущегося восточнее Байкала узкой зоной вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% её населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры.
К северу от Главной полосы расселения расположена Северная зона очагового заселения. Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5 % населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км2, а сельского – менее 1 чел. на 10 км2, т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты и др.).
Сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории) занимает Южная зона очагового заселения. К ней же относится и Прикаспийская низменность. В этой зоне проживает около 1 % населения России. Средняя плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км2), хоть, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т. е. это тоже практически неосвоенная территория Основная часть Южной зоны очагового заселения расположена за переделами России – на территории Казахстана и Средней Азии.
Слабая заселенность значительной части территории России является одной из серьезных проблем, препятствующих интенсификации социально-экономического развития нашей страны.
5.3. Вопросы к кейсу.
- Какую проблему можно выделить из данного текста?
- Когда появилась и обострилась эта проблема?
- Каковы причины, породившие эту проблему?
- Даются ли в тексте пути решения данной проблемы?
- Какие пути решения данной проблемы можно предложить?
Примерные ответы на вопросы:
- Проблема неравномерности размещения населения по территории России.
- Размещение населения России по её территории в течение многих веков (начиная от образования Московского княжества) изменялась в сторону его всё большей территориальной рассредоточённости, «растекания» по огромной территории.
Историческое ядро государства – Волжско-Окское междуречье – явилось тем центром, из которого потоки людей шли сначала на север, затем на восток, на юг и на запад.
- Причины проблемы:
- Природно-климатические условия – чем благоприятнее условия для жизни человека, тем плотность населения больше;
- Рельеф – как правило, более плотно заселены равнины, чем горы.
- Экономическое развитие и освоенность территории – в экономически отсталых регионах или в районах нового освоения характерно очаговое заселение вокруг какого-либо центра освоения.
- Традиции населения – например, для народов Крайнего Севера необходимы обширные территории для охоты и оленеводства.
- Транспортные пути – в России в слабоосвоенных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока характерна концентрация населения вдоль основных транспортных путей – вдоль рек или главных железных дорог.
- В тексте не даются решения проблемы, в нём описывается только её сущность.
- Пути решения проблемы:
– строительство транспортных путей: железных и автомобильных дорог;
– финансовая поддержка северных городов;
– обеспечение жизнедеятельности коренных народов;
– развитие старых и освоение новых отраслей промышленности, для повышения занятости населения;
– развитие трансокеанического транзита;
– перенесение столицы страны в Сибирь или на Дальний Восток.
- Рефлексия:
- У Вас на столах лежат оранжевые кружочки. Нарисуйте на них смайлик, который соответствует вашему впечатлению от урока. Если вы считаете, что довольны своей работой, то нарисуйте улыбающийся смайл. Если считаете, что неплохо работали, то серьезный. Если вам было трудно, то грустный
- Домашнее задание: §38 стр. 195
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)
Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....
Обобщающий урок по теме Население России
Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...
Обобщающий урок по теме "Население России"
В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...
урок по теме Население России
урок по теме Население россии...
Урок-экскурсия "Расселение населения России. Города и села." 8 класс
Урок географии по теме « Расселение населения России» Статья отнесена к разделу: Преподавание географииЦель: формирование у обучающихся представлений о закономерностях, определяющих размещение н...
Урок по географии "Население России"
Данный урок разработан с использованием учебных структур по сингапурской системе образования...
Урок 8 класс. Население России - обобщение и коррекция знаний.
Урок проводился как урок обобщения знаний в 8 классе по теме: "Население России"На уроке можно использовать разные формы работы: как в обязательном варианте, так и может присутствовать вариант выбора ...