Биосфера
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок географии в 5 классе
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на земле»
Цели:
- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о биосфере;
- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;
- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;
- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.
Этапы урока | Формы работы, средства обучения, приемы обучения | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Что нужно для успешной работы на уроке? Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» | Регулятивные: саморегуляция Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | У каждой группы на столе карточки с буквами, соберите слово и объясните, что оно значит. ГИДРОСФЕРА ЛИТОСФЕРА АТМОСФЕРА БИОСФЕРА | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Выявление места и причины затруднения. | Какой из этих терминов мы не изучали? Что вы о нем знаете? Что мы должны узнать об этой оболочке на первом уроке изучения? Давайте определим тему урока из вышесказанного: Биосфера – оболочка жизни на земле | Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование интереса к окружающему миру. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Какую поставим цель? Цель: Определить состав, значение, границы биосферы Как мы можем это сделать? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. |
Реализация построенного проекта | Работа в группах по технологическим картам
(Приложение 1) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира. |
Первичное закрепление с комментированием | Ответы обучающихся по карточкам Сообщение (опережающие задание) (Записи в тетрадях определений, имен, основных положений). | Регулятивные: коррекция, оценка Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Этап применения знания и способов действий | Практическая работа по определению типов находок из рубрики «Школа географа - следопыта» Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания. (Приложение 2) | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | Тест с самопроверкой (Приложение 3) Объясните связи (Приложение 4) | Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Домашнее задание | п. 20 вопросы страница 120, проектное задание на странице 120. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (Итог урока). | Достигнута ли цель нашего урока? Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание? | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»
1 группа Состав биосферы
- Что отличает Землю от других планет Солнечной системы?
- Что такое биосфера?
- Кто является создателем учения о биосфере?
- Что такое живое вещество биосферы?
- Определите роль живых организмов?
- Состав биосферы.
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»
2 группа Границы биосферы
- Где расположена верхняя граница биосферы?
- Кто является основным обитателем у верхней границы биосферы?
- Обитают ли живые организмы выше озонового слоя?
- Как заселена гидросфера?
- На какую глубину распространяется жизнь в литосфере
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»
3группа Появление и развитие жизни на земле
- Когда появилась жизнь на Земле?
- Где зародилась жизнь?
- Почему виды растений и животных меняются быстрее на суше?
- Когда появилась современная природа?
- Откуда ученые узнают, как выглядели растения и животные в древности?
- Как называется наука, которая изучает останки древних растений и животных?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.
Номер описания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буквенное обозначение фотографии |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест
- Оболочка жизни на Земле?
А) литосфера Б) атмосфера В) биосфера
- Он создал учение о биосфере?
А) В. И. Вернадский Б) Л. С. Берг
- Все живые организмы образуют живое вещество?
А) нет Б) да
- Верхняя граница биосферы проходит выше озона?
А) да Б) нет
- Жизнь зародилась
А) на суше Б) в воде В) в атмосфере
- Когда началось формирование природы современного облика?
А) 100 млн лет назад Б) 400 млн лет назад
- Наука, изучающая исчезнувшие растения и животные?
А) вулканология Б) гидрология В) палеонтология.
Слайд 4: Ключ к тесту :
1- В
2 - А
3 - Б
4 - А
5 - Б
6 - А
7 - В
Система оценки:
"5" - нет ошибок
"4" - 1 - 2 ошибки
"3" - 3 - 4 ошибки
"2" - более 4 ошибок
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Объясните связи
Растения дыхание атмосфера
Организмы горные породы литосфера
Растения микроорганизмы почва
Предварительный просмотр:
Урок географии в 5 классе
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на земле»
Цели:
- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о биосфере;
- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;
- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;
- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.
Этапы урока | Формы работы, средства обучения, приемы обучения | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Что нужно для успешной работы на уроке? Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» | Регулятивные: саморегуляция Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | У каждой группы на столе карточки с буквами, соберите слово и объясните, что оно значит. ГИДРОСФЕРА ЛИТОСФЕРА АТМОСФЕРА БИОСФЕРА | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Выявление места и причины затруднения. | Какой из этих терминов мы не изучали? Что вы о нем знаете? Что мы должны узнать об этой оболочке на первом уроке изучения? Давайте определим тему урока из вышесказанного: Биосфера – оболочка жизни на земле | Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование интереса к окружающему миру. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Какую поставим цель? Цель: Определить состав, значение, границы биосферы Как мы можем это сделать? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. |
Реализация построенного проекта | Работа в группах по технологическим картам
(Приложение 1) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира. |
Первичное закрепление с комментированием | Ответы обучающихся по карточкам Сообщение (опережающие задание) (Записи в тетрадях определений, имен, основных положений). | Регулятивные: коррекция, оценка Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Этап применения знания и способов действий | Практическая работа по определению типов находок из рубрики «Школа географа - следопыта» Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания. (Приложение 2) | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | Тест с самопроверкой (Приложение 3) Объясните связи (Приложение 4) | Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Домашнее задание | п. 20 вопросы страница 120, проектное задание на странице 120. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (Итог урока). | Достигнута ли цель нашего урока? Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание? | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»
1 группа Состав биосферы
- Что отличает Землю от других планет Солнечной системы?
- Что такое биосфера?
- Кто является создателем учения о биосфере?
- Что такое живое вещество биосферы?
- Определите роль живых организмов?
- Состав биосферы.
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»
2 группа Границы биосферы
- Где расположена верхняя граница биосферы?
- Кто является основным обитателем у верхней границы биосферы?
- Обитают ли живые организмы выше озонового слоя?
- Как заселена гидросфера?
- На какую глубину распространяется жизнь в литосфере
Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»
3группа Появление и развитие жизни на земле
- Когда появилась жизнь на Земле?
- Где зародилась жизнь?
- Почему виды растений и животных меняются быстрее на суше?
- Когда появилась современная природа?
- Откуда ученые узнают, как выглядели растения и животные в древности?
- Как называется наука, которая изучает останки древних растений и животных?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.
Номер описания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буквенное обозначение фотографии |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест
- Оболочка жизни на Земле?
А) литосфера Б) атмосфера В) биосфера
- Он создал учение о биосфере?
А) В. И. Вернадский Б) Л. С. Берг
- Все живые организмы образуют живое вещество?
А) нет Б) да
- Верхняя граница биосферы проходит выше озона?
А) да Б) нет
- Жизнь зародилась
А) на суше Б) в воде В) в атмосфере
- Когда началось формирование природы современного облика?
А) 100 млн лет назад Б) 400 млн лет назад
- Наука, изучающая исчезнувшие растения и животные?
А) вулканология Б) гидрология В) палеонтология.
Слайд 4: Ключ к тесту :
1- В
2 - А
3 - Б
4 - А
5 - Б
6 - А
7 - В
Система оценки:
"5" - нет ошибок
"4" - 1 - 2 ошибки
"3" - 3 - 4 ошибки
"2" - более 4 ошибок
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Объясните связи
Растения дыхание атмосфера
Организмы горные породы литосфера
Растения микроорганизмы почва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...
Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"
Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....
"Биосфера, её границы", презентация
.O {color:black; font-size:149%;} a:link {color:#006600 !important;} a:active {color:#8DC6FF !important;} a:visited {color:#00A800 !important;} БИОСФЕРА (от био.....
Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс
Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе
География, 6 класс, раздел "Биосфера"...
Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».
Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....