Характеристика Китая
методическая разработка по географии (11 класс) на тему
В данном материале представлена краткая характеристика Китая. В основном рассматриваются вопросы особенностей географического положения страны, административного устройства, внутреннего устройства территории страны. Уделяется внимание особенностям половозрастного и религиозного состава населения страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kitay_1.pptx | 2.12 МБ |
kitay.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи: Сформировать целостное представление о Китае; Продолжить развивать умение самостоятельно работать с различными источниками; Расширить знания учащихся о КНР, тем самым привить интерес к изучаемой теме.
Флаг и герб
Мао Цзедун . (26.12.1893-09.09.1976.)
Внутреннее деление Китая .( 23 провинции)
Численность населения Китая-1385 млн.чел. Демографическая политика направлена на снижение рождаемости. Ее лозунг : Одна семья - один ребенок
Размещение населения по территории страны.
Национальный состав Ханьцы Уйгуры
Национальный состав Мяо Маньчжурцы
Религии Китая Христианство ( Софийский Собор в Харвине ) Ислам (мечеть Урумчи )
Религии Китая Буддизм Даосизм
Религии Китая Конфуцианство Шэнизм
Половозрастной состав населения Китая . 2005 г. 2050 г.
Вывод: - Китай имеет выгодное ЭГП , что способствует его активному развитию. Население Китая разнообразно по национальному и религиозному составу, размещается по территории крайне неравномерно.
Предварительный просмотр:
Китай.
1.Вводное слово учителя.
Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.
И так сегодня мы изучаем Китай.( слайд 1.заставка)
2. Постановка целей и задач. (учитель)
Цели: Сформировать целостное представление и Китае;
Продолжить развивать умение самостоятельно работать с различными
источниками;
Проверить качество усвоения знаний на уроке;
Расширить знания учащихся о КНР, тем самым привить интерес к
изучаемой теме.
Оборудование: карты Китая (физическая, экономическая), презентация, сообщения учащихся, раздаточный материал (приложение)
Тип урока: урок - изучение нового материала с элементами практикума.
3. Определение особенностей ЭГП страны.
Учитель: ( Общая информация ), ( слайд ). Китай, официальное название Китайская Народная Республика, сокращенно КНР- государство в Восточной Азии, самая крупная из азиатских стран и третья по площади в мире после Канады и России. ( слайд 2 Флаг и герб ). Крупнейшее по численности населения государство мира с численностью 1 миллиард 300 млн.чел. Китайской цивилизации не одна тысяча лет, хотя современная Китайская Народная Республика существует с 1 октября 1949 г., Один из первых политических лидеров КНР-Мао Цзедун. В это время страна взяла курс на коммунизм .(слайд 3-Мао)
По форме правления Китай является республикой. Это страна – унитарная, хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая - Пекин (Беджин).( слайд 4-карта Китая с провинциями ) Денежной единицей страны является юань. Последние три десятилетия Китай удивляет мир успехами в развитии экономики. Специалисты считают недалеким то время, когда Китай оттеснит США и его экономика станет самой мощной в мире. Какой же он Китай сегодня?
Задание: Опишите ЭГП Китая по плану и заполните технологические карточки.( план раздается на каждую парту, в презентации-карта Китая, технологические карточки на каждого, дополнительный материал ).На подготовку у вас будет 5-7 минут.
Технологическая карточка: ЭГП Китая.
- Площадь_______________, охватывает________________ часть Азии, форма правления_________________________,
Административно-территориальное устройство____________________. Столица_____________.
- Соседние страны______________________________________________.
- Имеет выход к ___________, __________________, _________________ морям _____________________________________________________
____________________________________________________________.
- В рельефе ¾ территории страны охватывают ______________________,
_____________________________________________________________,
12% территории приходится на ____________________
- Страна лучше всего обеспечена: ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________.
- Территория страны находится в климатических поясах: _____________,
_________________, __________________
- Водные ресурсы _______________, но расположены________________,
Наибольшие речные системы _______________, ___________________,
- Органический мир отличается _________________________________,
но страдает от ______________________________.
Вывод:
Дополнительный материал.
Китай- государство, расположенное в Центральной и Восточной Азии. На севере граничит с Казахстаном, Россией и Монголией, на западе — с Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией, на юго-западе — с Непалом, Бутаном, Мьянмой, на юге — с Лаосом и Вьетнамом, а на востоке — с Корейской Народно-Демократической Республикой.
Общая площадь государства составляет 9598 тысяч квадратных километров. Китай это унитарное государство. Провинций в стране 23 (включая Тайвань.) 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения.
Китай можно по праву назвать горной страной, 67 % занимаю горы, плоскогорья, нагорья. Китай находится в пределах трех климатических поясов: умеренного, субтропического и тропического. Более 70 % всех водных ресурсов сосредоточено в южной части страны. Здесь расположена разветвленная речная сеть, основу которой составляют Янцзы, Хуанхэ, Сицзяна .
Китайская Народная Республика по запасам полезных ископаемых занимает третье место в мире (около 12% общемировых). Самое большое значение в Китае имеет добыча нефти и угля, по которым он находится в списке стран-добытчиков. Кроме того открыты немалые месторождения железной руды, хотя как показывает практика, руда Китая имеет не очень высокое качество, потому что в ней очень маленький процент металла. Но Китай занимает одно из первых мест по добыче цветных металлов, к которым относятся олово, свинец, ртуть, цинк. А уж по запасам редкоземельных металлов может превзойти многие страны мира в целом. Также большие запасы алюминия и таких минералов как асбест, графит и т.п.
Природа Китая щедро одарила разнообразием видов и подвидов животный и растительный мир. Некоторые виды и семейства флоры и фауны отличаются древностью возникновения. Из многообразия растительного мира в Китае можно выделить кедр и лиственницу в тайге, магнолию и камелию в субтропиках, а также около 25 тыс. реликтовых видов в Восточном Китае.
4.Население Китая.
Следующая часть нашего занятия будет посвящена населению Китая. Особенности населения страны позволяю глубже ее понять, узнать характер отдельного человека и общества в целом.
Сегодня мы рассмотрим население данной страны ,придерживаясь плана:
1.Численность, демографическая политика
2. Плотность, неравномерность размещения
3. Национальный состав
4. Религиозный состав
5. Половозрастной состав
1. Численность населения Китая. ( сообщение учащегося )
Численность населения составил на 2017 г. 1 млрд 385 млн чел. Для ограничения рождаемости в Китае в 80-х годах 20 века начали осуществлять демографическую программу , направленную на снижение рождаемости и повышение брачного возраста. Программа проходила вплоть до 2016 г. под лозунгом: « Одна семья-один ребенок». Тем, у кого всего лишь один малыш, предоставляются определенные льготы. Так, они могут получить жилье в первую очередь, устроить ребенка бесплатно в садик, дать ему образование в лучшем университете. Детям из сельской местности выдаются большие наделы земли. Такая демографическая политика Китая принесла положительные результаты. Прирост населения удалось остановить. В Китайской Республике пара, у которой родилось двое детей, должна отказаться от получаемой премии за одного ребенка, и возместить все, что государство выплачивало им ранее.
Власти страны уверены в том, что самым обдуманным является тот брак, который заключается в зрелом возрасте. В КНР была повышена планка дозволенного времени женитьбы. Так, девушки могут связать себя узами Гименея лишь с двадцати лет. Парням разрешено вступать в брак лишь после достижения 22-летнего возраста. Однако те молодые люди, которые еще учатся в вузе, не могут жениться.
Демографическая политика принесла следующие плоды:
1.В результате политики "Одна семья — один ребенок" дети в Китае превратились в "маленьких императоров". Родители потакают любым их капризам и отказывают себе во всем, стремясь дать ребенку максимум возможного.
2. Вырос дисбаланс в половом составе, семьи старались заводить мальчиков (кормилец семьи ) , а от не родившихся девочек избавлялись . Поэтому каждый шестой мужчина Китая уже сейчас остался без пары.
2.Плотность населения. Слайд.(плотность населения).
Задание :(устно) Охарактеризуйте плотность населения Китая в различных районах страны.
Население размещается крайне неравномерно. Почти 90% населения страны проживает на 1/3 территории страны. Наиболее плотно заселены восточные провинции КНР — Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу, где средняя плотность превышает 600 человек на 1 км2. Этому способствуют: 1. Равнинные территории, 2. Близость к морскому побережью как транспортным путям.3.Благоприятный мягкий климат ( температура в январе до +20С ).
Западные регионы Китая (Тибет и Синцзян-Уйгурский автономный район), напротив, заселены чрезвычайно слабо.( горные территории, резко континентальный климат ,температуры января -10С ).
3. Национальный состав Китая. Слайд.
« Китайцы» в переводе означает житель Китая. Китайцы предсттавляют собой «суперэтнос», насчитывают 56 национальностей. Самая многочисленная –ханьцы.( более 1 млрд.чел). Так как ханьцы составляют примерно 92 % населения страны, остальные народы обычно называют национальными меньшинствами. В число 55 национальностей, проживающих на территории страны, входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба (расположены в порядке убывания численности).
Вывод : Население Китая многонациональное, преобладают ханьцы.
4. Религиозный состав. ( сообщение ученика ).
Китай — государство, где сосуществуют различные религии.
Буддизм- пришел из Индокитайского полуострова намного раньше других религий. Она более адаптирована и распространена среди китайского населения. (тибетцев, монголов, так и югуров-ламаисты).
Христианство-первые представители Христа на территории Китая были в 7 веке в лице иезуитских миссионеров. Они были представителями несторианского течения. Сейчас в Китае официально существуют: православие, католицизм, протестантство. При назначении главного духовного наставника, китайцы всегда прислушиваются мнения международных центов христианства. В Китае насчитывается 80 млн.христиан.( мяо и яо )
Ислам -появился с помощью представителей арабских духовных проповедников и торговцев. Миграция некоторых народностей(казахи, уйгуры) также заложила фундамент исламской религии. Существует Китайская Исламская организация, целью которой является сохранение ислама как традиционной мировой религии. По всему Китаю насчитывается около 26 миллионов мусульман. В основном центрами исламской культуры являются Западные и Юго-Западные провинции Китая.( Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки ).
Конфуцианство -философско-этическое . Конфуцианство зародилось в 6 веке до нашей эры. Официально основателем является великий мыслитель Конфуций. Издревле изучение конфуцианства считалось признаком аристократичности. Это философское течение пользовалось активной поддержкой императорского дворца. Все взаимоотношения были построены на основе данного учения. Основной мыслью является гуманизация социума, где каждому члену общества присуще свое место в общественном строе. Стремление стать благородным мужем «Цзюнь-цзы» развивало в человеке: доброту, честность, гуманность, верность, ответственность. Конфуцианство актуально и в современном мире. Это учение получило широкую огласку во всех уголках Земли.
Даосизм-согласно историческим данным, появился на территории северного Китая приблизительно в одно время с Конфуцианством. Основоположником является древнекитайский философ Лао-цзы. Наиболее распространенная религия. Даосская мысль сосредоточена на вопросах здоровья, долголетия, обретения бессмертия и естественности поведения. Даосская практика включает в себя тренировку дыхания цигун, некоторые виды боевых искусств, геомантию Фэншуй, астрологию, алхимию и траволечение.
Самая древняя религия Китая это Шэнизм. Шэнизм подразумевает собой поклонение предкам и духам. Много схожего у нее с традиционным шаманизмом и политеизмом в Древней Греции. Смысл заключается в поклонении божествам, коих велико множество. В состав этой религии вошли элементы китайской мифологии и философии. По оценкам, в Китае более 400 миллионов (30% населения) последователей народной религии.
В годы культурной революции религия в Китае была запрещена.
5. Половозрастной состав населения.
Задание: Рассмотрите пирамиды половозрастного состава населения Китая. Какие выводы можно сделать при сравнении половозрастных пирамид
Выводы: Сравнивая половозрастные пирамиды мы можем прийти к выводу: 1. Население страны активно стареет
2. Сокращается численность населения
3. Снижается диспропорция полов в структуре населения.
6. Заключительный этап.
Сделаем общие выводы о влиянии ЭГП Китая на его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"
Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...
социальный паспорт учащегося, социальная характеристика класса,психолого- педагогическая характеристика на ученика
для работы классному руководителю...
социальный паспорт учащегося, социальная характеристика класса,психолого- педагогическая характеристика на ученика
для работы классному руководителю...
социальная характеристика класса,психолого- педагогическая характеристика на ученика
для работы классному руководителю...
Практическая работа: «Характеристика состояния экономики Китая с использованием различных источников информации».
В методической разработке прописаны цели и задачи, оборудование, содержание выполняемой работы, представлена кейс-карта со статистическими данными....
Конспект урока.Тема: Общая характеристика Китая.
Разработка открытого урока по географии, 11 класс. Тема : Общая характеристика Китая....
Социально-экономическая характеристика Китая
Презентация для проведения урока в 11 классе по теме "Социально-экономическая характеристика КНР"...