Природа Антарктиды.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Материал к уроку "Природа Антарктиды": 1. Ледниковый покров, 2. Подледный рельеф, 3. Климат. Много дополнительного, интересного для ученика материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_priroda_antarktidy.doc | 114.5 КБ |
informatsionnyy_list_k_uroku_po_teme.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме « Природа Антарктиды».
Цель урока: рассмотреть и объяснить особенности природы Антарктиды.
Задачи:
- Образовательная: выявить основные особенности природы материка;
- Развивающая: продолжить развивать умения и навыки работы с тематическими картами атласа, с картосхемами учебника, с текстом, с дополнительной литературой, с климатограммами, выявлять причинно-следственные связи.
- Воспитательная: воспитывать культуру речи, интерес к познанию нового, к научной литературе.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.
Оборудование: учебник, атлас, карта Антарктиды, компьютерная презентация, раздаточные листы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: беседа – рассказ с элементами практической работы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
У этого континента много названий:
«Ледяной континент»,
«Континент льда»,
«Южный материк»,
«Материк за облаками»,
«Страна пурги»,
«Страна морозов и жестокого солнца» …… Все и не перечислишь, но каждое название рассказывает нам о необыкновенной природе этого далекого материка.
Тема урока: «Природа Антарктиды».
-Ребята, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с природой Антарктиды, выявить и объяснить особенности природы материка.
- Ребята, в своих информационных листах вы в течение урока делаете записи, зарисовываете схему.
План урока:
- Ледниковый покров.
- Подледный рельеф.
- Климат.
Ледниковый покров.
В Антарктиде продолжается ледниковая эпоха. До оледенения (а это 70 млн. лет назад ) на материке росли тропические деревья, об этом свидетельствуют залежи каменного угля.
- Почему на этом материке продолжается ледниковая эпоха?
К концу урока мы постараемся дать более полный ответ на вопрос.
Задание: по карте в атласе на стр.50 проследите, как изменяется толщина ледникового покрова от Южного полюса до станции Мирный.
Из 6 материков Земли Антарктида самый высокий за счет ледникового покрова. Средняя мощность ледникового покрова материка составляет 2040 метров, а максимальная – 4500 метров. В виде купола лед покрывает материк ( СЛАЙД 4). Высота барьера достигает 70 метров, что делает материк труднодоступным. По схеме мы видим, что лед движется от центра материка к краю, при этом образуются глубокие трещины. Глубина их, как говорят в Антарктиде «до конца географии». У края материка лед откалывается и в виде огромных айсбергов отправляется в путешествие по океану, опресняя его. Некоторые айсберги живут до 3-5 лет.
Льды Антарктиды содержат 80% пресной воды Земли!
- Подумайте, что будет, если лед Антарктиды растает?
Подледный рельеф.
Задание: используя карту в атласе на стр.4-5, сравните строение земной коры Антарктиды с земной корой других нами уже изученных материков.
- С каким материком оно очень похоже?
Задание: определите связь между строением земной коры и подледным рельефом ( стр. в учебнике 184).
Какое воздействие оказывает ледниковый покров на рельеф Антарктиды? (СЛАЙД 7)
- Найдите самую высокую точку Антарктиды ( 3657 м), самую низкую точку
(-2555 м).
- Есть ли на материке вулканы? ( Эребус и Террор). Определите абсолютную высоту влк.Эребуса (3794 м), его географические координаты (169* в.д. и 78* ю.ш)
«Славой своей вулкан обязан, конечно, тому, что природа воздвигла его в труднодоступной Антарктиде, за тридевять земель от обитаемых районов. Немалую роль играет и величественность окружающего пейзажа. Но для нас, вулканологов, он привлекателен еще и тем, что ставит ряд вопросов, на которые пока нет однозначных ответов. Чем объясняется его непрекращающаяся активность? Почему питающая Эребус вязкая лава образует озеро жидкого расплава, вместо того, чтобы застыть, окаменеть в полярном холоде?
Почему среди тысяч активных вулканов Земли только Эребусу свойствен столь уникальный химический и минералогический состав лавы? И почему этот исключительный вулкан оказался в не менее исключительном месте?» (Г.Тазиев)
Итак, мы выявили основные особенности рельефа материка:
- Рельеф разнообразный;
- Преобладают низменности ( 1/3 часть материка лежит ниже уровня океана);
- Трансантарктические горы соответствуют рифтовой зоне. Их протяженность более 5000 км.;
- Горы на Антарктическом полуострове являются продолжением гор Анд.
- Есть вулканы.
Климат.
«Страна морозов и жестокого солнца»
- Что вы знаете о климате Антарктиды? ( здесь расположен полюс холода – 89,2*С)
Задание: используя карты на стр.51 в атласе, дадим характеристику климата Антарктиды.
Построение опорного конспекта:
- На стр.186 учебника, показаны климатограммы. Определите, для каких климатических поясов Антарктиды они характерны.
- Ребята, найдите на карте наши российские станции «Мирный» и «Восток». Кто из них ближе к Южному полюсу? («Восток»)
Послушайте рассказ Василия Пескова, в свое время побывавший на этой станции.
« ….человек в этой точке Антарктиды чувствует себя как бы на вершине Эльбруса: меньшее давление атмосферы, вдвое меньше кислорода. При норме атмосферного давления 760 мм.рт.ст., здесь оно составляет 440. Вновь прибывшего обязательно на несколько дней кладут в постель, как больного, и не разрешают двигаться. Из-за недостатка кислорода дыхание частое, пульс ускоренный. Какую-либо работу выполнять очень трудно и сложно. Человек задыхается , даже если несколько раз хлопнет в ладоши.
Как-то на станцию привезли здоровую и крепкую собаку. И что же, уже через час у нее не было сил поднять голову и даже раскрыть глаза. Естественно не могла она и есть. Пришлось срочно на носилках перенести ее в самолет и отправить в «Мирный», где состояние ее улучшилось в тот же день.
Из-за кислородной недостаточности воздух на «Востоке» очень чистый, так как здесь нет микробов. Интересно, что при таком морозе кожа человека теряет чувствительность и не реагирует на боль. Несложные операции можно делать без наркоза, но любая рана долго заживает: не хватает кислорода в тканях.
Выходя в такой мороз на воздух, полярники надевают на лица марлевые повязки, похожие на хирургические, и дышат через специальный шланг, спрятанный под одеждой, которая подогревается электрогрелкой. Однако и при таком снаряжении находиться вне помещения больше 5 минут опасно. Случалось, когда от сильных морозов у людей повреждалась эмаль на зубах, были случаи обморожения легких и роговицы глаз. Губы на морозе распухают и трескаются. За 10 минут на холоде дубеют унты, специальные костюмы не греют, а жидкое топливо , например, бензин, загустевает и режется ножом. Резина рассыпается на мелкие кусочки, металл становится хрупким.
К тому же вода здесь кипит при температуре 86*С. А это значит, что кусок мяса даже в скороварке приходится варить почти полдня. И тем не менее, солнечная радиация летом на полюсе холода такая же большая, как, например, в Ташкенте. Именно поэтому, а не для бровады отпускают полярники большие бороды и усы, чтобы защитить лица от сильных … ожогов».
« Страной пурги» назвал Антарктиду австралийский полярник Дуглас Моусон (его именем названа научная станция). На протяжении года здесь бывает до 300 дней с ветренной погодой.
«…Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушает все. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома, видны только на расстоянии нескольких метров….Как-то на моих глазах ветер, как листы блокнота, перелистал и унес в море пачку кровельного железа, распакованную накануне» (Л.Дубровин).
- Ребята, в Антарктиде есть оазисы. О них мы прочтем в учебнике (стр.185, абзац 3).
-Подходит к концу наш урок. Мы достигли поставленной цели ? Теперь, зная о природе материка намного больше, вы можете ответить на вопрос: почему в Антарктиде продолжается ледниковая эпоха?
Ответ:
1.Расположена на крайнем юге Земли – угол падения солнечных лучей небольшой;
2.Материк покрыт мощным ледяным панцирем – 90 % солнечного света отражается в космос;
3.Большая высота над уровнем моря – с высотой температура воздуха понижается;
4.Полгода на материке длится полярная ночь.
Подведение итогов урока.
Объяснение выполнения домашнего задания:
- П. 39, вопросы (уст);
- Сообщения об одном из представителей животного или растительного мира материка.
- Составить синквейн по теме урока.
Памятка, как составить синквейн:
1 строка – существительное ( название темы)
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, отражающая отношение автора к теме.
5 – вывод, завершение темы, выраженный любой частью речи.
Предварительный просмотр:
Информационный лист к уроку по теме «Природа Антарктиды».
Ледниковый покров ( стр.50 – атлас)
Задание: по карте в атласе на стр.50 проследите, как изменяется толщина ледникового покрова от Южного полюса до станции Мирный.
Средняя мощность ледникового покрова = _____
Максимальная мощность ледникового покрова =______
Во льдах Антарктиды находится ____ % пресной воды Земли.
Высота ледяного барьера =____
Вопрос: подумайте, что будет, если лед Антарктиды растает?
Рельеф ( стр.4-5 – атлас и стр.184 – учебник)
Задание: используя карту в атласе на стр.4-5, сравните строение земной коры Антарктиды с земной корой других нами уже изученных материков.
Задание: определите связь между строением земной коры и подледным рельефом ( стр. в учебнике 184).
Вопрос: какое воздействие оказывает ледниковый покров на рельеф Антарктиды?
Максимальная высота материка =______
Минимальная высота материка =______
Действующий вулкан_________
Климат (стр. 51- атлас)
Задание: на стр.186 учебника, показаны климатограммы. Определите, для каких климатических поясов Антарктиды они характерны.
Итоговый вопрос: почему в Антарктиде продолжается ледниковая эпоха?
Домашнее задание.
1)П. 39, вопросы(уст);
2)Сообщения об одном из представителей животного или растительного мира материка.
3)Составить синквейн по теме урока.
Памятка, как составить синквейн:
1 строка – существительное ( название темы)
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, отражающая отношение автора к теме.
5 – вывод, завершение темы, выраженный любой частью речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Природа Антарктиды» Класс: 7
Урок по теме « Природа Антарктиды» является вторым уроком при изучении материка.Проведение урока в компьютерном классе с подключенным интернетоми использованиеновых технологий ( работа с сайтом) в реж...
Природа Антарктиды
Природа Антарктиды: знакомство с особенностями природы и органического мира Антарктиды...
Природа Антарктиды
Изучить природу Антарктиды, изучить климат и рельеф материка, изучить отдельных представителей органического мира...
Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"
Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способству...
Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"
Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"Цели урока: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различ...
Урок в 7 классе "Природа Антарктиды"
Цель урока: познакомиться с различными компонентами природы материка Антарктида...
Природа Антарктиды к уроку географии в 7 классе.
Антарктида – это необъятное по своим масштабам белое, почти стерильное пространство. Здесь гигантская масса льда в некоторых местах достигает толщины десяти километров, а площадь в двадцать пять раз б...