Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии
презентация к уроку по географии на тему

Барановская Ольга Петровна

Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности. Мы считаем: если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.

Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;

выработка ответственности и инициативности.   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С амостоятельная работа учащихся на уроках географии

Слайд 2

Задачи самостоятельной работы: образовательные задачи (формирование системы географических знаний, умений и навыков), воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда) развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).

Слайд 3

Функции самостоятельной работы выработка способности работать самостоятельно; развитие познавательной активности; стимулирование творческого мышления; повышение культуры умственного труда, интереса; осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается"); формирование умения планировать время; выработка ответственности и инициативности.

Слайд 4

В зависимости от целей самостоятельные работы делятся на: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие; контрольные ;

Слайд 5

Формы организации самостоятельной работы: общеклассная; групповая; парная; индивидуальная .

Слайд 6

Виды самостоятельных работ

Слайд 7

1. Работа с учебником Усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний. Формирование учебных умений. Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание культуры умственного труда. Воспитание познавательных интересов

Слайд 8

2. Работа с картой Усвоение новых знаний. Закрепление и применение знаний.

Слайд 9

3. Заполнение таблиц Обобщение и систематизация знаний. Развитие логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.

Слайд 10

4. Доклады, сообщения Получение новых знаний. Формирование умений и навыков. Развитие самостоятельности учащихся

Слайд 11

5. Проектная деятельность Приобретение новых знаний. Умение анализировать, делать выводы.

Слайд 12

Требования к организации самостоятельной работы на уроке 1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Наличие конкретного задания. 3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки. 4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. 5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным. 6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы. 7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Слайд 13

Практический опыт учителей показал: Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний. 2. Организация выполнения учащимися таких работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. Ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. 4. При систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно.

Слайд 14

Интернет ресурсы http :// www . ref . by / refs /62/13615/1. htm http :// xreferat . ru /71/5690-1- samostoyatel - naya - rabota - uchashihsya - na - uroke . html . http :// nsportal . ru / shkola / biologiya / blog / samostoyatelnaya - rabota - uchashchikhsya - na - urokakh - http://referatwork.ru/refs/source/ref-4526.html http://referat.resurs.kz/ref/samostoyatelnaya-rabota-uchaschihsya-na-uroke/3/ http://metodisty.ru/m/files/view/samostoyatelnaya_rabota_na_urokah_geografii http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211870


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках географии

Презентация знакомит с задачами и функциями самостоятельной работы, видами, требованиями  и формами организации самостоятельной работы. Фото автора....

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

«Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО»

мастер - класс "Формы иметоды работы с детьми при переходе на ФГОС"  представлены формы и методы работы по развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии...

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО    На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или...