Открытый урок "Антарктида"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Ефанова Екатерина Андреевна

В разделе вы найдете презентацию, текст для учителя, технологическую карту, картинки пингвинов, таблицы для каждого учащегося и схемамы для "домашних" и "экспертных" групп.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Благословляю того, кто изобрел глобус – за то, что я могу сразу этими двумя руками обнять весь земной шар – со всеми моими любимыми! М.И. Цветаев а

Слайд 2

1947 г., американский авиатор и исследователь Ричард Бэрд

Слайд 3

Затерта во льдах Антарктида, Под шапкою спит материк Здесь даже не скажет фемида, Насколько он все же велик. Антарктида

Слайд 4

Антарктида (греч. ἀνταρκτικός — противоположность Арктике, греч. αρκτικός - медведь) — «противомедвежья». Антарктика

Слайд 5

В каких полушариях лежит Антарктида?

Слайд 6

Какие части выделяются в рельефе Антарктиды и чем они разделены?

Слайд 7

Почему в Антарктиде дуют сильные постоянные ветра? АНТИЦИКЛОН

Слайд 8

Какие виды внутренних вод самые распространенные в Антарктиде?

Слайд 9

Где в Антарктиде встречаются основные живые организмы?

Слайд 11

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тип урока: введение новых знаний.          Форма урока: комбинированная

Цель урока: изучить различные компоненты природы материка Антарктида.

Задачи урока:

Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды, сформировать образ материка, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме.

Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся на основе создания представлений о своеобразии и уникальности материка Антарктида; развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; развивать у учащихся умения и навыки работать с учебником и атласом; формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы; воспитывать географическую культуру.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая.

Оборудование: атласытетради, раздаточный материал, учебники, опорные листы, мультимедийная презентация.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, «мозаика» («ажурная пила»), «кластеры».

Этап урока

Деятельность учителя

Номер слайда

  1. Организационный этап

Меня зовут Екатерина Андреевна, сегодня мы с вами проведем этот урок.

1 слайд

  1. Актуализация знаний. Мотивация

В 1947 году  американского исследователя  Ричарда Бэрда сказал: «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое.  Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны  и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели. … Такова эта территория, по площади почти равная Южной Америке, внутренние области которой нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны».

Как вы думаете, о какой территории говорил Бэрд?

Подсказка:

«Этот южный материк.

И не мал, и не велик,

Нунатаки, снег и льдины,

И веселые пингвины.

Здесь давно нашли приют.

Материк тот как зовут? 

2 слайд

  1. Постановка цели и задач

И так вы правильно определили, что речь идет об Антарктиде. А теперь возьмите каждый себе стикер, который лежит в центре стола  и  напишите крупно маркером  одно слово или словосочетание, что вы знаете об Антарктиде (какие ассоциации у вас возникают).

И после назовите свою ассоциацию  приклейте этот стикер к доске (если кто-то написал такую же ассоциацию, то сразу тоже выходим и  приклеиваем).  

Вы молодцы, написали, вот такие ассоциации.

А теперь из такого многообразия ассоциаций, на какие части мы можем разделить изучение этого материка.

И теперь глядя на эти группы, скажите мне, какова же цель нашего урока, что нам предстоит сегодня изучить  

3 слайд/

3-4 слайды

  1. Усвоение новых знаний

Чтобы сформулировать цель урока мы использовали метод «кластеров». И сейчас, чтобы изучить особенности природы Антарктиды мы используем метод «мозаики» или «ажурной пилы». Мы с вами делимся в домашние  группы (в которые вы уже распределились случайным образом). Сейчас в течение 5 минут вы, используя текст параграфа (страница 113-113)  и атлас. Изучаете ту часть текста, которая смотрит на вас со схемы в центре стола, и записываете всю изученную информацию в свой столбик в таблице – главные особенности). Веря пошло.

5 минут истекли и сейчас вы перевернете схему в центре стола и перейдете в новую группу - экспертную, которая соответствует вашему объекту изучения (ищем свой цвет).

И теперь в течение 3 минут вы каждый рассказываете по очереди друг другу,  что вы изучили и написали, и дополняете, если какая-то информация у вас отсутствует. Приступаем

И снова время истекло, и вы став экспертами в своей области изучения,  я прошу вас вернуться снова в свои первоначальные домашние группы.

Теперь в течение 7 минут каждый из вас  рассказывает свою изученную информацию остальным членам группы, которые изучали другие компоненты природы. Эти недостающие данные каждый запишет в таблицу, чтобы она была полностью заполнена. Поехали

---

  1. Проверка понимания

И так вы закончили заполнять таблицу. Теперь любой из вас может ответить на любой вопрос, который касается особенностей природы Антарктиды (мой или одноклассников):

1. В каких полушариях лежит Антарктида?

2. Какие части выделяются в рельефе Антарктиды, и чем они разделены?

3. Почему в Антарктиде дуют сильные постоянные ветра?

4. Какие внутренние воды самые распространенные в Антарктиде?

5. Где в Антарктиде встречаются основные живые организмы?

6. Кто первым достиг южного полюса, и кто повторил этот подвиг?

4 слайд/

5-9 слайды

  1. Закрепление усвоенных знаний

И вот изучив этот необычный материк. Мы можем сделать итоговый вывод, какой же это уникальный материк (и запишем этот вывод внизу таблицы). Каждая группа по очереди формулирует, что «Антарктида – это самый (какой)……… материк?»:

  • самый южный;
  • самый высокий;
  • самый холодный;
  • самый сухой;
  • самые сильные ветры;
  • самый ледяной, 99% территории; мощность до 2000 м;
  • самый пресноводный;
  • самый бедный органический мир;
  • самая низкая температура – 89,2;
  • самый изолированный, удалённый;
  • самые многочисленные колонии пингвинов;
  • самый безмолвный, пустынный;
  • самый белый;
  • самые крупные животные планеты питаются у берегов;
  • самые большие айсберги;
  • самый загадочный, мало исследованный;
  • самый последний был открыт;
  • самый безлюдный;
  • самый нейтральный.

5 слайд/

10 слайд

  1. Рефлексия

Как вы думаете, мы с вами достигли цели нашего урока?

В заключении хотелось бы вам сказать

«На далёком полюсе, где метёт пурга,
Где укрыты толщей снега берега,
Не растёт морковка,
Не растёт порей,
Не растёт капуста, репа, сельдерей.
На далёком полюсе, где трещит мороз,
Не увидишь мошек, бабочек, стрекоз,
Не летает муха,
Не жужжит пчела,
Фауна – не очень, флора – подвела. 
Только для пингвина лучше места нет!
Пусть не раздобудешь фрукты на обед,
Пусть не пахнут розы, не гудят шмели,
Нет родней и краше для него земли!
                                            Камышева Ю.

Перед уходом прошу приклеить на доску на скотч в виде буквы «А»  пингвина по настроению как для вас прошел урок (веселый пингвин, если понравилось и вы поняли тему урока, злой пингвин, если не понравилось и не поняли тему урока, и задумчивый  пингвин, если было понятно, но остались вопросы).

Спасибо вам огромное за урок, с вами было очень приятно работать.

6 слайд/

11 слайд



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ефанова Екатерина Андреевна          Место работы: МАОУ-лицей №13          Предмет: география

Тип урока: введение новых знаний.          Форма урока: комбинированная

Цель урока: изучить различные компоненты природы материка Антарктида.

Задачи урока:

Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды, сформировать образ материка, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме.

Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся на основе создания представлений о своеобразии и уникальности материка Антарктида; развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; развивать у учащихся умения и навыки работать с учебником и атласом; формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы; воспитывать географическую культуру.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая.

Оборудование: атласытетради, раздаточный материал, учебники, опорные листы, мультимедийная презентация.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, «мозаика» («ажурная пила»), «кластеры».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

Приветствую школьников и проверяю готовность. Представляюсь ученикам.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Культура приветствия педагога.

  1. Актуализация знаний. Мотивация

Читаю высказывание американского путешественника, чтобы учащиеся сами могли назвать территорию, о которой будем говорить на уроке.    

Если не могут догадаться, то читаю еще подсказку.

Дети внимательно слушают высказывание.

Дети говорят, о какой территории идет речь. Высказывают свои предположения.

Умение слушать учителя.

Умение активизировать ранее полученные знания.

Умение правильно давать ответ на вопрос.

  1. Постановка цели и задач

Когда дети дали  название территории, то на стикерах прошу написать ассоциации связанные с Антарктидой. И назвав ассоциацию, прошу прикрепить их на доску. Когда все прикрепили, то прошу детей назвать, какие части материка мы сегодня можем рассмотреть (как задачи) и прошу сформулировать обобщенную цель нашего урока.

Дети пишут, называют и приклеивают стикеры на доску.

Дети пытаются разделить материал на группы (географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, органический мир + группа экспертов).

И дети формулируют цель, что будем изучать на уроке.  

Умение применять ранее полученные знания.

Умение обобщать в группы полученную информацию.

Умение формулировать цель и задачи  урока.

  1. Усвоение новых знаний

Называю методы, которые использовала на различных этапах урока. Даю инструкцию детям как необходимо работать в домашних и экспертных группах, как работать с раздаточным материалом.

Дети читают учебник, изучают атлас и записывают главную информацию в таблицу работая в домашних группах.

Дети пересаживаются в новые экспертные группы.

Дети рассказывают друг другу, что написали и подробно изучают свою часть материала (дописываю недостающую информацию).

Дети пересаживаются снова в домашние группы и работают, рассказывая друг другу изученную информацию, что бы остальные записали недостающие данные  в таблицу (таблица заполняется полностью).

Умение слушать учителя.

Умение воспринимать инструкцию по выполнению.

Умение извлекать информацию из карт и учебника.

Умение работы с текстом.

Умение заполнять таблицу.

Умение работать в разных группах.

Умение взаимодействовать с одноклассниками.

Культура поведения при перемещениях по классу.

  1. Проверка понимания

Либо я задаю вопросы детям, чтобы проверить усвоение материала.

Либо приглашаю группу детей, которые проверят усвоение материала у одноклассников. А я в это время  раздаю памятных пингвинов за правильный ответ на вопрос.

Дети отвечают на вопросы учителя или группы учеников, чтобы проверить, как усвоен материал.

Умение слушать учителя или одноклассников.

Умение активизировать полученные знания.

Умение правильно давать ответ на вопрос.

  1. Закрепление усвоенных знаний

Прошу детей сформулировать и записать вывод под таблицей об уникальности материка (самый…).

Дети по группам говорят об уникальности материка не повторяя друг друга и записывая информацию  в вывод (под таблицей).

Умение активизировать полученные знания на уроке.

Умение обобщать полученную информацию.

Умение делать выводы.

  1. Рефлексия

Спрашиваю, достигли ли дети цели нашего урока.

Читаю стихотворение про Антарктиду, чтобы дети проанализировали урок и провели после рефлексию (в виде приклеивания различных видов пингвинов, чтобы получилась буква «А» на доске).

Прощаюсь с учениками  и благодарю за работу на уроке.  

Дети отвечают, достигли ли цели. Слушают учителя. Выбирают пингвина и приклеивают его на доску по настроению после урока. Покидают класс.

Умение слушать учителя.

Умение анализировать ход прошедшего урока.

Умение покидать классную комнату.



Предварительный просмотр:

        

Особенности природы Антарктиды

Материк

Географическое положение

Характер поверхности

Климат

Внутренние воды

Органический мир

Открытие материка

АНТАРКТИДА

Вывод:

        

Особенности природы Антарктиды

Материк

Географическое положение

Характер поверхности

Климат

Внутренние воды

Органический мир

АНТАРКТИДА

Вывод:



Предварительный просмотр:

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\269568584.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\post-170646-1290735362.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\foto33.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018\840d10d1c01bd03a30b9d5fb02486e50.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....