Методические приёмы
учебно-методический материал по географии на тему

Сергеева Надежда Николаевна

В работе описаны некоторые приёмы для развития памяти, логического мышления, внимания, мотивации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_priyomy_dlya_razvitiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы для развития:

Логического мышления:

  • Игра «да» «нет» .

Ведущий загадывает  географический объект, учащиеся класса задают вопросы, на которые ведущий имеет право отвечать двумя словами, следующими из названия игры. Кто первым угадал загаданное, является победителем.

  • «Лестница» 

Задаются начальная и конечная часть логической цепочки. Учащиеся должны используя знания по теме, составить иерархическую цепочку от частного к общему. Например: обрыв – вершина – хребет - горная страна – рельеф - литосфера. Самим на первоначальных этапах подобной работы детям очень трудно составить такую «лестницу». Поэтому рекомендуется предложить набор терминов, которые они должны сгруппировать. Более простой вариант: в разброс из одной темы, усложнённый – из нескольких тем.

  • «Почта»

Предлагаются конверты и набор карточек, с  терминами по разным темам Учащиеся должны разложить  по «адресу» Например «Озеро, «Африка» и т.д.

  • Поиск общего.

Называются  два любых, абсолютно разных географических объекта. Предлагается используя карты атласа найти, что у них общего. Например: Калифорния, Волгоград. На первый взгляд абсолютно разные, но оба расположены в северном полушарии, проходит изотерма + 24С , сходное количество осадков и т.д.

Внимания:

  • «Найди ошибку»

В начале урока, учитель предупреждает, что в его рассказе будут присутствовать ошибки. Нашедший наибольшее количество неточностей, получает оценку. Это стимулирует слушать объяснение учителя более внимательно.

  • «Лабиринт».

Учителю требуется большая подготовка. Необходимо составить схему следующего характера: даётся начальная формулировка (заключается в рамку). От неё идут две стрелки одна с верным определением (характеристикой явления), другая с ложным. Необходимо выбрать, в какую сторону нужно проходить лабиринт. От каждого следующего утверждения также следует верное и не верное определение. Если на все вопросы будут даны  верные ответы, то «лабиринт» будет пройден успешно. Учащемуся достаточно предоставить одну фразу, которой по его утверждению лабиринт закончен. Учителю не требуется длительного времени на проверку. Таким образом, можно сделать проверку одной или даже нескольких тем.  

  • Несуществующие явления.

При устном опросе можно задать вопросы, на которые заведомо нет ответа. Например: покажи на карте самый крупный вулкан Австралии.

Памяти.

  • «Гонец»

Класс делится на группы и рассаживается в конце класса. На передних партах разложены листы, на которых представлена новая информация. Связанный текст разделён на части. От каждой группы подходят по очереди представители, читают информацию и передаю содержание всем. Главная задача – как можно точнее воспроизвести текст и выяснить, что нового узнали на уроке.

  • «Алфавит».

Задание построено по принципу известной игры «Города». Называется термин, географическое название на определённую букву. Далее возможно два варианта, либо следующее название должно начинаться с этой же буквы, либо следующее слово начинается на букву, которой окончилось предыдущее.

  • «Вспомни силуэт».

Предлагаются  вырезанные контуры любых географических объектов, необходимо их узнать и показать на карте.

  • «Дуэль».

Вызываются к карте два человека. Они по очереди задают вопросы по номенклатуре, т.е. «делают выстрел». И так же по очереди должны показать на карте объект «отражают выстрел».  Выявляется победитель, который отразил все выстрелы, т.е. «остался жив».

  • «Геоконструктор».

Задание требует подготовки. Составляются карточки с названиями: экономических районов, полезных ископаемых, субъектов федерации, природных ресурсов, отраслями промышленности, отраслями  сельского хозяйства. Необходимо привести в соответствие по плану. Название экономического района -  административный состав – природные ресурсы – полезные ископаемые – отрасли промышленности – отрасли сельского хозяйства.

  • «Закрепление».

В конце урока предлагается назвать как можно больше терминов, понятий, номенклатуры с которыми познакомились на уроке.

Мотивации.

  • «Крестики и нолики»

Расчерчивается на доске схема как в детской игре, но чти бы иметь право поставить знак, необходимо ответить на вопросы, либо учителя, либо одноклассников.

  • «Найди друга».

Составляются карточки. На одних написаны вопросы, на других ответы. Необходимо как можно быстрее, найти «свою пару».

  • «Согласен или нет».

Проводится в форме географического диктанта. Ученики записывают номер вопроса и на предлагаемые  утверждения пишу «+» или «-».

  • «Геоматрица».

При данной работе учащимся разрешается пользоваться атласом. Расчерчивается на доске «матрица» по принципу игры в морской бой, вместо цифровых и буквенных обозначений отмечается градусная сеть. Детям задаются вопросы по номенклатуре, они определяют, что в каком квадрате находится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в классном часе «Старт в будущее»

Анализ классного часа по применению приёмов психолого-педагогической реабилитации дедей с ОВЗ....

Методические приёмы развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

Методические приёмы ознакомления школьников с искусством Городецской кистевой росписью.

Методика ознакомления учащихся с народным промыслом "городецкая кистевая роспись". Выбор практических рекомендаций  и распределение их поэтапно....

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...