география 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
география 6 класс включает в себя изучение Гидросферы, Атмосферы, Биосферы, географической оболочки земного шара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograf.6_kl.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область
р.п. Усть-Донецкий
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа № 2
«Утверждено»
Директор МБОУ УДСОШ №2
Приказ от___________№____
__________С.А. Лисицына
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
основное общее образование
6 класс
Количество часов: 34
Составитель: учитель географии
Дорохин Владимир Александрович
Программа разработана на основе примерных программ основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2012г. №1897) с использованием авторской программы А.А.Лобжанидзе по географии 6 класса издательство «Просвещение» 2012 г.
- Цель курса – заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов.
- Задачами курса являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимание неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений,
- Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер.
- Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
- Сформировать практические умения работать с глобусом, картой. Планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.
- Развить правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.
- Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «географии» 6 класса
Личностные результаты:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
II. Содержание учебного предмета «География» 6 класса
Тема 1. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч
Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Тема 2. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 5 ч
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки. Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Тема 3. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 3 ч
Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 6 ч
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.
Природные комплексы Мирового океана.
Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
III. Тематическое планирование учебного предмета «География» 6 класса
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Сроки изучения | Виды и сроки контроля | Практикум | Сопровождающие внеурочные формы учеб.деятельности |
ВВЕДЕНИЕ | 1ч | Сентябрь | ||||
ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ | 8ч | Сентябрь- октябрь | Проекты тест | Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами регионов Земли | Поход выходного дня экскурсия | |
АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ | 10ч | Ноябрь-январь | Проекты тест | Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. | Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Ведение дневника погоды | |
БИОСФЕРА ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ | 4 ч | Февраль - март | тест | Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности | Поход выходного дня экскурсия фоторепортаж | |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ | 10 ч | Апрель-май | Проект «Зона лесостепей в нашем районе» тест | Описание природных зон Земли по географическим картам. | Проекты презентации | |
Всего: | 34 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Введение | 1 | 5.09 | ||
Гидросфера | 1 | 12.09 | ||
Мировой океан | 1 | 19.09 | ||
Движение вод в Мировом океане | 1 | 26.09 | ||
Озера, болота р/к реки Дон, Северский Донец, Сухой Донец, Кундрючья | 1 | 03.10 | ||
Подземные воды. р/к Родники, минеральные воды РО | 1 | 10.10 | ||
Ледники и многолетняя мерзлота. | 1 | 17.10 | ||
Человек и гидросфера. р/к отношение казаков к водоемам | 1 | 24.10 | ||
Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | 1 | 07.11 | ||
состав, строение. Значение атмосферы для планеты | 1 | 14.11 | ||
Температура воздуха р/к температура воздуха в РО, поселке | 1 | 21.11 | ||
Влажность воздуха и атмосферные осадки р/к летние ливни | 1 | 28.11 | ||
Атмосферное давление р/к атм.давление, как оно влияет на здоровье людей | 1 | 05.12 | ||
Ветер р/к роза ветров в Усть-Донецком по сезонам | 1 | 12.12 | ||
Погода р/к погодные аномалии степей | 1 | 19.12 | ||
Климат р/к многолетние наблюдения за погодой своей местности | 1 | 26.12 | ||
Обобщение данных дневника погоды р/к Обобщение данных дневника погоды своей местности | 1 | 16.01 | ||
Человек и атмосфера. р/к Казачьи приметы ясной и ненастной погоды | 1 | 23.01 | ||
Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли" тест | 1 | 30.01 | ||
Значение биосферы | 1 | 06.02 | ||
Жизнь в океане и на суше | 1 | 13.02 | ||
Человек – часть биосферы Экологические проблемы р/к Экологические проблемы РО | 1 | 20.02 | ||
Обобщение по теме «Биосфера» | 1 | 27.02 | ||
Географическая оболочка | 1 | 06.03 | ||
Природные комплексы р/к Природные комплексы лесостепи района, флора и фауна | 1 | 13.03 | ||
Почва р/к Чернозёмы и каштановые почвы РО | 1 | 20.03 | ||
Ледяные пустыни и тундры | 1 | 03.04 | ||
леса | 1 | 10.04 | ||
Степи и саванны. р/к Флора и фауна | 1 | 17.04 | ||
Засушливые области планеты. | 1 | 24.04 | ||
Природные комплексы Мирового океана | 1 | 08.05 | ||
Всемирное наследие человечества. | 1 | 15.05 | ||
Природное и культурное наследие России | 1 | 22.05 | ||
Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка» | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Конкурс "Лучший географ класса и школы"
для учителей географии...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
08.05 география класс
презентация...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...