Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС Издательство "Просвещение. Сферы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_fgos.docx | 44.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей Директор школы
_______________________ цикла Нерадовская Н.П.
Руководитель МО _______ Приказ № 87/10
Протокол № ___________ от «01» сентября2017г.
от « » августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Предмет: география
Автор учебника: А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «География. Земля и люди»
Класс: 7
Количество часов: 70 часов
Учитель : Маслова С.В.
Онохой, 2017 год
Рабочая программа по географии разработана на основе:
- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,
- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,
- в соответствии с Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованные МО и Н РФ (изд. «Просвещение»)
- учебным планом образовательного учреждения
- Примерной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы курса к УМК под ред. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «География. Земля и люди».
Программа составлена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне ( 2 часа в неделю). Срок реализации 2017-2018 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования и учебными планами образовательного учреждения.
Цели и задачи предмета:
Рабочая программа имеет направление на достижение следующей цели:
- сформировать у учащихся базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.
Задачи:
1) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «География. Земля и люди» выпускник научится:
• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
В результате изучения курса «География. Земля и люди» выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
Содержание учебного предмета
Раздел 1, 2. Введение. Природа Земли: главные закономерности. Географический взгляд на Землю: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов УМК. Географическое положение и размеры материков и океанов, их площадное соотношение в Северном и Южном полушариях. Взаимодействие материков и океанов. Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света». Отличия материков и частей света.
Крупнейшие формы рельефа Земли. Абсолютные высоты материков и глубины океанов. Главные черты рельефа материков и океанов. Закономерности размещения форм рельефа. Летосчисление Земли. Возраст горных пород и методы его определения. Эпохи складчатости. Формирование и развитие земной коры материков. Образование платформ и глыбовых гор. Формирование современных материков и океанов.
Географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность как основные климатообразующие факторы. Классификация климатов. Перемещение воздушных масс по сезонам года. Характеристика жарких, умеренных и холодных климатических поясов.
Исследования Мирового океана. Рельеф дна и объём воды в океанах. Роль Океана в формировании климатов Земли. Системы течений в Мировом океане. Жизнь в океанах. Океаны и человек. Сток поверхностных вод. Зависимость распределения вод суши от климата. Обеспеченность материков поверхностными водами. Реки: влияние рельефа и климата на их сток и режим. Крупнейшие реки и озёра мира. Ледники и подземные воды.
Причины неоднородности географической оболочки и формирование природных зон и высотных поясов. Природная зональность в Мировом океане. Особенности природной географической зональности материков. Меры по сохранению природных комплексов.
Раздел 2. Человек на планете Земля. Этапы расселения людей по планете. Расселение человека и древнейшие цивилизации. Появление рас, их географическое распространение. Переписи населения. Численность населения Земли и определяющие её причины. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Размещение людей на планете: географические закономерности. Адаптация человека к природным условиям. Численность народов и языков. Карта народов. Мировые религии и число людей, их исповедующих. Понятие о современном хозяйстве. География основных видов хозяйственной деятельности людей. Основные виды поселений: города и сельские поселения. Города: количество, разнообразие по численности населения, выполняемой роли. Соотношение городского и сельского населения мира. Рост числа городов. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Политическая карта мира. Различие стран по площади, численности населения, географическому положению. Формы правления. Типы хозяйства стран. Районы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании: факторы формирования, географическое положение, особенности материальной и духовной культуры населения.
Раздел 4. Многоликая планета. Океаны Земли: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый - Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение.
Африка. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Северная, Центральная, Южная и Восточная Африка: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Африки. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Африки: Южно-Африканская Республика, Египет, Демократическая республика Конго: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Южная Америка. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Природные районы материка: равнинный Восток: Амазония, Равнина Ориноко, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Внутренние равнины и Пампа, Патагония: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Северные Анды, Центральные (Тропические) Анды, Южные Анды: особенности природы и хозяйственной деятельности. Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Южной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Южной Америки: Бразилия, Венесуэла, Перу: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Австралия и Океания. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Особенности природы Океании, геологическое строение и рельеф, климат, органический мир, природные богатства. Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Австралии и Океании. Особенности хозяйственной деятельности. Австралийский Союз, Самоа: Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Антарктида. Географическое положение Антарктиды. Особенности береговой линии материка. Характер поверхности и подлёдный рельеф, климат, внутренние воды, органический мир. Открытие материка. Достижение Южного полюса норвежским исследователем Р. Амундсеном. Статус нейтральности и «национальные сектора». Исследования Антарктиды. Значение ледникового покрова для природы Земли.
Северная Америка. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Равнинные районы Северной Америки: Североамериканская Арктика, равнины Канады, Центральные, Великие и Береговые равнины: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Горы Северной Америки: Аппалачи, Субарктические Кордильеры, Кордильеры умеренного пояса, Субтропические и Тропические Кордильеры: особенности природы и хозяйственной деятельности. Численность и размещение населения. История заселения материка и расовый состав населения. Народы, языки, религии. Политическая карта Северной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Северо-Американского континента: США, Канада, Мексика: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Евразия. Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, органический мир, природные зоны и богатства. Районы Евразии: западная часть Европы: Северная, Средняя и Южная Европа: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Юго-Западная и Центральная Азия: Южная, Юго-Западная и Центральная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Человек на территории Евразии.Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Евразии. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Европы: Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Страны Азии: Индия, Китай, Япония, Республика Корея, Турция, Казахстан: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Раздел 5. Общечеловеческие проблемы. Понятие об общечеловеческих проблемах. Продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости и бедности.
Формы организации учебных занятий
Основной формой обучения является урок. Основными формами работы в 7 классах являются коллективные, групповые и индивидуальные. Используются игровые технологии, игры-путешествия по карте, уроки-практики, дидактические игры, которые направлены на формирование основных компетенций учащихся, развитию их познавательной деятельности
Виды учебной деятельности
При изучении материала по географии в 7 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности
- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;
- беседы, ответы на вопросы;
- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;
- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Формы и виды контроля | ||
Количество теоретических часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | |||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Природа Земли: главные закономерности | 14 | 9 | 1 | 4 |
3 | Человек на планете Земля | 9 | 7 | 1 | 1 |
4 | Многоликая планета | 41 | 30 | 5 | 6 |
5 | Общечеловеческие проблемы | 1 | 1 | ||
6 | Резерв времени | 2 | |||
Всего | 70 | 48 | 7 | 11 |
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент реализуется через содержание материала в следующих разделах программы «особенности рельефа Земли», «Климаты Земли», «Мировой океан и его части»
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «География. Земля и люди»,7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
2. География. Атлас с комплектом контурных карт 7 класс.Издательство «Дрофа»
3. География. Земля и люди. Методические рекомендации, 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
6. География. Земля и люди.7 класс. Электронное приложение к учебнику автора. М.: Просвещение, 2012
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение ( 1 час ) | Что изучают в курсе «География. Земля и люди». Работаем с учебником | 1 | 1.09 | |
2 | Природа Земли: главные закономерности ( 14 часов) | Материки и океаны на поверхности Земли | 1 | 1.09 | |
3 | Материки и части света. Практическая работа № 1 по сравнению географического положения материков. | 1 | 2.09 | ||
4 | Особенности рельефа земли | 1 | 2.09 | ||
5 | История формирования рельефа Земли | 1 | 3.09 | ||
6 | История формирования рельефа земли Практическая работа № 2 по выявлению взаимосвязи между строением земной коры и рельефом. | 1 | 3.09 | ||
7 | Климатообразующие факторы | 1 | 4.09 | ||
8 | Климатообразующие факторы | 1 | 4.09 | ||
9 | Климаты Земли | 1 | 1.10 | ||
10 | Климаты Земли | 1 | 1.10 | ||
11 | Мировой океан Практическая работа № 3 по составлению обобщённой схемы морских течений. | 1 | 2.10 | ||
12 | Размещение вод суши | 1 | 2.10 | ||
13 | Размещение вод суши | 1 | 3.10 | ||
14 | Природная зональность Практическая работа № 4 по сопоставительному анализу карт климатических поясов и природных зон. | 1 | 3.10 | ||
15 | Обобщающий урок по разделу: «Природа Земли: главные закономерности» | 1 | 4.10 | ||
16 | Человек на планете Земля ( 9 часов) | Заселение Земли человеком. Расы | 1 | 4.10 | |
17 | Сколько людей живёт на Земле | 1 | 2.11 | ||
18 | Размещение людей на планете | 1 | 2.11 | ||
19 | Народы, языки, религии мира Практическая работа № 5 по составлению характеристики населения мира. | 1 | 3.11 | ||
20 | Хозяйственная деятельность людей | 1 | 3.11 | ||
21 | Где живут люди: города и сельская местность | 1 | 4.11 | ||
22 | Страны мира | 1 | 4.11 | ||
23 | Историко-культурные районы мира | 1 | 1.12 | ||
24 | Обобщающий урок по разделу: «Человек на планете Земля» | 1 | 1.12 | ||
25 | Многоликая планета (41 час) | Атлантический океан | 1 | 2.12 | |
26 | Тихий океан | 1 | 2.12 | ||
27 | Индийский океан | 1 | 3.12 | ||
28 | Северный Ледовитый океан Практическая работа № 6 по составлению комплексной характеристики океана. | 1 | 3.12 | ||
29 | Обобщающий урок по теме: «Океаны» | 1 | 4.12 | ||
30 | Африка. Особенности природы | 1 | 4.12 | ||
31 | Особенности природы Практическая работа № 7 по выявлению климатических условий материка. | 1 | 2.01 | ||
32 | Природные районы Африки | 1 | 2.01 | ||
33 | Человек на африканском пространстве | 1 | 3.01 | ||
34 | Страны Африки: ЮАР, Египет, ДР Конго | 1 | 3.01 | ||
35 | Обобщающий урок по теме «Африка» | 1 | 4.01 | ||
36 | Южная Америка. Особенности природы. Климат. | 1 | 4.01 | ||
37 | Внутренние воды, органический мир и природные зоны | 1 | 1.02 | ||
38 | Равнинный Восток | 1 | 1.02 | ||
39 | Анды Практическая работа № 8 по выявлению воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности. | 1 | 2.02 | ||
40 | Человек на Южно-Американском пространстве | 1 | 2.02 | ||
41 | Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу | 1 | 3.02 | ||
42 | Обобщающий урок по теме: «Южная Америка» | 1 | 3.02 | ||
43 | Природа Австралии Практическая работа № 9 по выявлению особенностей природы материка и объектов Всемирного наследия. | 1 | 4.02 | ||
44 | Органический мир | 1 | 4.02 | ||
45 | Природа Океании | 1 | 1.03 | ||
46 | Человек в Австралии и Океании | 1 | 1.03 | ||
47 | Австралийский Союз. Самоа | 1 | 2.03 | ||
48 | Антарктида. Особенности природы | 1 | 2.03 | ||
49 | Человек на южном материке | 1 | 3.03 | ||
50 | Обобщающий урок по теме: «Антарктида.австралия» | 1 | 3.03 | ||
51 | Северная Америка. Особенности природы | 1 | 4.03 | ||
52 | Равнины Северной Америки Практическая работа № 10 по выявлению зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности. | 1 | 4.03 | ||
53 | Горы Северной Америки | 1 | 1.04 | ||
54 | Человек на северо-американском пространстве | 1 | 1.04 | ||
55 | Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика | 1 | 2.04 | ||
56 | Обобщение по теме «Северная Америка» | 1 | 2.04 | ||
57 | Евразия. Особенности природы | 1 | 3.04 | ||
58 | Евразия. Особенности природы Практическая работа № 11 по составлению описания внутренних вод Евразии. | 1 | 3.04 | ||
59 | Западная часть Европы | 1 | 4.04 | ||
60 | Северо-Восточная и Восточная Азия | 1 | 4.04 | ||
61 | Южная, Юго-западная и Центральная Азия | 1 | 1.05 | ||
62 | Человек на Евразийском пространстве | 1 | 1.05 | ||
63 | Страны Европы: Норвегия, Великобритания | 1 | 2.05 | ||
64 | Германия, Франция, Италия, Чехия | 1 | 2.05 | ||
65 | Страны Азии: Индия, Китай, Япония | 1 | 3.05 | ||
66 | Республика Корея, Турция, Казахстан | 1 | 3.05 | ||
67 | Обобщающий урок по теме: «Евразия» | 1 | 4.05 | ||
68 | Общечеловеческие проблемы (1 час) | Общечеловеческие проблемы | 1 | 4.05 | |
Резерв времени – 2 часа | |||||
Итого: 70 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...