Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС Издательство "Просвещение. Сферы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей Директор школы
_______________________ цикла Нерадовская Н.П.
Руководитель МО _______ Приказ № 87/10
Протокол № ___________ от «01» сентября2017г.
от « » августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Предмет: география
Автор учебника: А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «География. Земля и люди»
Класс: 7
Количество часов: 70 часов
Учитель : Маслова С.В.
Онохой, 2017 год
Рабочая программа по географии разработана на основе:
- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,
- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,
- в соответствии с Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованные МО и Н РФ (изд. «Просвещение»)
- учебным планом образовательного учреждения
- Примерной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы курса к УМК под ред. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «География. Земля и люди».
Программа составлена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне ( 2 часа в неделю). Срок реализации 2017-2018 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования и учебными планами образовательного учреждения.
Цели и задачи предмета:
Рабочая программа имеет направление на достижение следующей цели:
- сформировать у учащихся базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.
Задачи:
1) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «География. Земля и люди» выпускник научится:
• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
В результате изучения курса «География. Земля и люди» выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
Содержание учебного предмета
Раздел 1, 2. Введение. Природа Земли: главные закономерности. Географический взгляд на Землю: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов УМК. Географическое положение и размеры материков и океанов, их площадное соотношение в Северном и Южном полушариях. Взаимодействие материков и океанов. Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света». Отличия материков и частей света.
Крупнейшие формы рельефа Земли. Абсолютные высоты материков и глубины океанов. Главные черты рельефа материков и океанов. Закономерности размещения форм рельефа. Летосчисление Земли. Возраст горных пород и методы его определения. Эпохи складчатости. Формирование и развитие земной коры материков. Образование платформ и глыбовых гор. Формирование современных материков и океанов.
Географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность как основные климатообразующие факторы. Классификация климатов. Перемещение воздушных масс по сезонам года. Характеристика жарких, умеренных и холодных климатических поясов.
Исследования Мирового океана. Рельеф дна и объём воды в океанах. Роль Океана в формировании климатов Земли. Системы течений в Мировом океане. Жизнь в океанах. Океаны и человек. Сток поверхностных вод. Зависимость распределения вод суши от климата. Обеспеченность материков поверхностными водами. Реки: влияние рельефа и климата на их сток и режим. Крупнейшие реки и озёра мира. Ледники и подземные воды.
Причины неоднородности географической оболочки и формирование природных зон и высотных поясов. Природная зональность в Мировом океане. Особенности природной географической зональности материков. Меры по сохранению природных комплексов.
Раздел 2. Человек на планете Земля. Этапы расселения людей по планете. Расселение человека и древнейшие цивилизации. Появление рас, их географическое распространение. Переписи населения. Численность населения Земли и определяющие её причины. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Размещение людей на планете: географические закономерности. Адаптация человека к природным условиям. Численность народов и языков. Карта народов. Мировые религии и число людей, их исповедующих. Понятие о современном хозяйстве. География основных видов хозяйственной деятельности людей. Основные виды поселений: города и сельские поселения. Города: количество, разнообразие по численности населения, выполняемой роли. Соотношение городского и сельского населения мира. Рост числа городов. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Политическая карта мира. Различие стран по площади, численности населения, географическому положению. Формы правления. Типы хозяйства стран. Районы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании: факторы формирования, географическое положение, особенности материальной и духовной культуры населения.
Раздел 4. Многоликая планета. Океаны Земли: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый - Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение.
Африка. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Северная, Центральная, Южная и Восточная Африка: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Африки. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Африки: Южно-Африканская Республика, Египет, Демократическая республика Конго: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Южная Америка. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Природные районы материка: равнинный Восток: Амазония, Равнина Ориноко, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Внутренние равнины и Пампа, Патагония: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Северные Анды, Центральные (Тропические) Анды, Южные Анды: особенности природы и хозяйственной деятельности. Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Южной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Южной Америки: Бразилия, Венесуэла, Перу: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Австралия и Океания. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Особенности природы Океании, геологическое строение и рельеф, климат, органический мир, природные богатства. Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Австралии и Океании. Особенности хозяйственной деятельности. Австралийский Союз, Самоа: Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Антарктида. Географическое положение Антарктиды. Особенности береговой линии материка. Характер поверхности и подлёдный рельеф, климат, внутренние воды, органический мир. Открытие материка. Достижение Южного полюса норвежским исследователем Р. Амундсеном. Статус нейтральности и «национальные сектора». Исследования Антарктиды. Значение ледникового покрова для природы Земли.
Северная Америка. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Равнинные районы Северной Америки: Североамериканская Арктика, равнины Канады, Центральные, Великие и Береговые равнины: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Горы Северной Америки: Аппалачи, Субарктические Кордильеры, Кордильеры умеренного пояса, Субтропические и Тропические Кордильеры: особенности природы и хозяйственной деятельности. Численность и размещение населения. История заселения материка и расовый состав населения. Народы, языки, религии. Политическая карта Северной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Северо-Американского континента: США, Канада, Мексика: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Евразия. Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, органический мир, природные зоны и богатства. Районы Евразии: западная часть Европы: Северная, Средняя и Южная Европа: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Юго-Западная и Центральная Азия: Южная, Юго-Западная и Центральная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Человек на территории Евразии.Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Евразии. Особенности хозяйственной деятельности. Страны Европы: Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Страны Азии: Индия, Китай, Япония, Республика Корея, Турция, Казахстан: географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Раздел 5. Общечеловеческие проблемы. Понятие об общечеловеческих проблемах. Продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости и бедности.
Формы организации учебных занятий
Основной формой обучения является урок. Основными формами работы в 7 классах являются коллективные, групповые и индивидуальные. Используются игровые технологии, игры-путешествия по карте, уроки-практики, дидактические игры, которые направлены на формирование основных компетенций учащихся, развитию их познавательной деятельности
Виды учебной деятельности
При изучении материала по географии в 7 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности
- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;
- беседы, ответы на вопросы;
- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;
- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Формы и виды контроля | ||
Количество теоретических часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | |||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Природа Земли: главные закономерности | 14 | 9 | 1 | 4 |
3 | Человек на планете Земля | 9 | 7 | 1 | 1 |
4 | Многоликая планета | 41 | 30 | 5 | 6 |
5 | Общечеловеческие проблемы | 1 | 1 | ||
6 | Резерв времени | 2 | |||
Всего | 70 | 48 | 7 | 11 |
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент реализуется через содержание материала в следующих разделах программы «особенности рельефа Земли», «Климаты Земли», «Мировой океан и его части»
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «География. Земля и люди»,7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
2. География. Атлас с комплектом контурных карт 7 класс.Издательство «Дрофа»
3. География. Земля и люди. Методические рекомендации, 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
6. География. Земля и люди.7 класс. Электронное приложение к учебнику автора. М.: Просвещение, 2012
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение ( 1 час ) | Что изучают в курсе «География. Земля и люди». Работаем с учебником | 1 | 1.09 | |
2 | Природа Земли: главные закономерности ( 14 часов) | Материки и океаны на поверхности Земли | 1 | 1.09 | |
3 | Материки и части света. Практическая работа № 1 по сравнению географического положения материков. | 1 | 2.09 | ||
4 | Особенности рельефа земли | 1 | 2.09 | ||
5 | История формирования рельефа Земли | 1 | 3.09 | ||
6 | История формирования рельефа земли Практическая работа № 2 по выявлению взаимосвязи между строением земной коры и рельефом. | 1 | 3.09 | ||
7 | Климатообразующие факторы | 1 | 4.09 | ||
8 | Климатообразующие факторы | 1 | 4.09 | ||
9 | Климаты Земли | 1 | 1.10 | ||
10 | Климаты Земли | 1 | 1.10 | ||
11 | Мировой океан Практическая работа № 3 по составлению обобщённой схемы морских течений. | 1 | 2.10 | ||
12 | Размещение вод суши | 1 | 2.10 | ||
13 | Размещение вод суши | 1 | 3.10 | ||
14 | Природная зональность Практическая работа № 4 по сопоставительному анализу карт климатических поясов и природных зон. | 1 | 3.10 | ||
15 | Обобщающий урок по разделу: «Природа Земли: главные закономерности» | 1 | 4.10 | ||
16 | Человек на планете Земля ( 9 часов) | Заселение Земли человеком. Расы | 1 | 4.10 | |
17 | Сколько людей живёт на Земле | 1 | 2.11 | ||
18 | Размещение людей на планете | 1 | 2.11 | ||
19 | Народы, языки, религии мира Практическая работа № 5 по составлению характеристики населения мира. | 1 | 3.11 | ||
20 | Хозяйственная деятельность людей | 1 | 3.11 | ||
21 | Где живут люди: города и сельская местность | 1 | 4.11 | ||
22 | Страны мира | 1 | 4.11 | ||
23 | Историко-культурные районы мира | 1 | 1.12 | ||
24 | Обобщающий урок по разделу: «Человек на планете Земля» | 1 | 1.12 | ||
25 | Многоликая планета (41 час) | Атлантический океан | 1 | 2.12 | |
26 | Тихий океан | 1 | 2.12 | ||
27 | Индийский океан | 1 | 3.12 | ||
28 | Северный Ледовитый океан Практическая работа № 6 по составлению комплексной характеристики океана. | 1 | 3.12 | ||
29 | Обобщающий урок по теме: «Океаны» | 1 | 4.12 | ||
30 | Африка. Особенности природы | 1 | 4.12 | ||
31 | Особенности природы Практическая работа № 7 по выявлению климатических условий материка. | 1 | 2.01 | ||
32 | Природные районы Африки | 1 | 2.01 | ||
33 | Человек на африканском пространстве | 1 | 3.01 | ||
34 | Страны Африки: ЮАР, Египет, ДР Конго | 1 | 3.01 | ||
35 | Обобщающий урок по теме «Африка» | 1 | 4.01 | ||
36 | Южная Америка. Особенности природы. Климат. | 1 | 4.01 | ||
37 | Внутренние воды, органический мир и природные зоны | 1 | 1.02 | ||
38 | Равнинный Восток | 1 | 1.02 | ||
39 | Анды Практическая работа № 8 по выявлению воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности. | 1 | 2.02 | ||
40 | Человек на Южно-Американском пространстве | 1 | 2.02 | ||
41 | Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу | 1 | 3.02 | ||
42 | Обобщающий урок по теме: «Южная Америка» | 1 | 3.02 | ||
43 | Природа Австралии Практическая работа № 9 по выявлению особенностей природы материка и объектов Всемирного наследия. | 1 | 4.02 | ||
44 | Органический мир | 1 | 4.02 | ||
45 | Природа Океании | 1 | 1.03 | ||
46 | Человек в Австралии и Океании | 1 | 1.03 | ||
47 | Австралийский Союз. Самоа | 1 | 2.03 | ||
48 | Антарктида. Особенности природы | 1 | 2.03 | ||
49 | Человек на южном материке | 1 | 3.03 | ||
50 | Обобщающий урок по теме: «Антарктида.австралия» | 1 | 3.03 | ||
51 | Северная Америка. Особенности природы | 1 | 4.03 | ||
52 | Равнины Северной Америки Практическая работа № 10 по выявлению зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности. | 1 | 4.03 | ||
53 | Горы Северной Америки | 1 | 1.04 | ||
54 | Человек на северо-американском пространстве | 1 | 1.04 | ||
55 | Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика | 1 | 2.04 | ||
56 | Обобщение по теме «Северная Америка» | 1 | 2.04 | ||
57 | Евразия. Особенности природы | 1 | 3.04 | ||
58 | Евразия. Особенности природы Практическая работа № 11 по составлению описания внутренних вод Евразии. | 1 | 3.04 | ||
59 | Западная часть Европы | 1 | 4.04 | ||
60 | Северо-Восточная и Восточная Азия | 1 | 4.04 | ||
61 | Южная, Юго-западная и Центральная Азия | 1 | 1.05 | ||
62 | Человек на Евразийском пространстве | 1 | 1.05 | ||
63 | Страны Европы: Норвегия, Великобритания | 1 | 2.05 | ||
64 | Германия, Франция, Италия, Чехия | 1 | 2.05 | ||
65 | Страны Азии: Индия, Китай, Япония | 1 | 3.05 | ||
66 | Республика Корея, Турция, Казахстан | 1 | 3.05 | ||
67 | Обобщающий урок по теме: «Евразия» | 1 | 4.05 | ||
68 | Общечеловеческие проблемы (1 час) | Общечеловеческие проблемы | 1 | 4.05 | |
Резерв времени – 2 часа | |||||
Итого: 70 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/26/picture-5409.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/03/picture-176793-1472919383.jpg)
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-888189-1612633466.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...