Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС издательство "Просвещение. Сферы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей Директор школы
_______________________ цикла Нерадовская Н.П.
Руководитель МО _______ Приказ № 87/10
Протокол № ___________ от «01» сентября2017г.
от « » августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Предмет: география
Автор учебника: А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля»
Класс: 6
Количество часов: 35 часов
Учитель : Маслова С.В.
Онохой, 2017 год
Рабочая программа по географии разработана на основе:
- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,
- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,
- в соответствии с Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованные МО и Н РФ (изд. «Просвещение»)
- учебным планом образовательного учреждения
- Примерной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы курса к УМК под ред. А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля». Программа составлена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне ( 1 час в неделю). Срок реализации 2017-2018 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования и учебными планами образовательного учреждения.
Цели и задачи предмета:
Рабочая программа имеет направление на достижение основной цели географии в системе основного общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
1) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник научится
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- описывать погоду своей местности;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озёрам. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнения; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озёр, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.
Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, её структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение влаги и тепла на Земле. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Раздел 3. Биосфера – оболочка жизни. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по её сохранению и улучшению.
Раздел 4. Географическая оболочка. Природные комплексы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв. Природные зоны Земли. Ледяные пустыни, тундры, леса, степи, саванны, засушливые области Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка земли, её составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Формы организации учебных занятий
Основной формой обучения является урок. Основными формами работы в 6 классах являются коллективные, групповые и индивидуальные. Используются игровые технологии, игры-путешествия по карте, уроки-практики, дидактические игры
Виды учебной деятельности
При изучении материала по географии в 6 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности
- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;
- беседы, ответы на вопросы;
- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;
- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Формы и виды контроля | ||
Количество теоретических часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | |||
1 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 9 | 7 | 1 | 1 |
2 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | 7 | 1 | 2 |
3 | Биосфера – оболочка жизни | 5 | 4 | 1 | |
4 | Географическая оболочка | 11 | 10 | 1 | |
5 | Всего | 35 | 28 | 4 | 3 |
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент реализуется через содержание материала в следующих разделах программы «Гидросфера – водная оболочка Земли», «Биосфера – оболочка жизни».
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Лобжанидзе А.А. «География. Планета Земля». 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений
2. География. Планета Земля. Атлас 5-6 класс
3. География. Атлас 6 класс. Издательство «Дрофа»
4. География. Контурные карты 6 класс. Издательство «Дрофа»
5. География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
6. География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.Лобжанидзе. М.: Просвещение, 2012
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Гидросфера – водная оболочка Земли (9 часов) | Гидросфера | 1 | 1.09 | |
2 | Мировой океан | 1 | 2.09 | ||
3 | Движение воды в океане Практическая работа № 1 по описанию вод Мирового океана на основе анализа карт | 1 | 3.09 | ||
4 | Реки | 1 | 4.09 | ||
5 | Озёра и болота | 1 | 1.10 | ||
6 | Подземные воды | 1 | 2.10 | ||
7 | Ледники и многолетняя мерзлота | 1 | 3.10 | ||
8 | Человек и гидросфера | 1 | 4.10 | ||
9 | Обобщающий урок по теме: «Гидросфера» | 1 | 2.11 | ||
10 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 часов) | Атмосфера | 1 | 3.11 | |
11 | Температура воздуха Практическая работа № 2 по обобщению данных о температуре воздуха | 1 | 4.11 | ||
12 | Влажность воздуха. Облака. | 1 | 1.12 | ||
13 | Атмосферные осадки | 1 | 2.12 | ||
14 | Атмосферное давление | 1 | 3.12 | ||
15 | Ветер Практическая работа № 3 по вычерчиванию «розы ветров» | 1 | 4.12 | ||
16 | Погода | 1 | 2.01 | ||
17 | Климат | 1 | 3.01 | ||
18 | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | 1 | 4.01 | ||
19 | Обобщающий урок по теме: «Атмосфера» | 1 | 1.02 | ||
20 | Биосфера – оболочка жизни ( 4 часа) | Биосфера | 1 | 2.02 | |
21 | Жизнь в океане и на суше | 1 | 3.02 | ||
22 | Значение биосферы. Человек - часть биосферы | 1 | 4.02 | ||
23 | Экологические проблемы в биосфере. | 1 | 1.03 | ||
24 | Географическая оболочка (11 часов) | Географическая оболочка | 1 | 2.03 | |
25 | Природные комплексы | 1 | 3.03 | ||
26 | Почва | 1 | 4.03 | ||
27 | Ледяные пустыни и тундры | 1 | 1.04 | ||
28 | Леса | 1 | 2.04 | ||
29 | Степи и саванны. | 1 | 3.04 | ||
30 | Засушливые области планеты | 1 | 4.04 | ||
31 | Природные комплексы Мирового океана | 1.05 | |||
32 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие | 1 | 2.05 | ||
33 | Обобщающий урок по теме: «Географическая оболочка» | 1 | 3.05 | ||
34 35 | Резерв времени – 2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/26/picture-5409.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/03/picture-176793-1472919383.jpg)
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-888189-1612633466.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...