Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС издательство "Просвещение. Сферы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_fgos.docx | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей Директор школы
_______________________ цикла Нерадовская Н.П.
Руководитель МО _______ Приказ № 87/10
Протокол № ___________ от «01» сентября2017г.
от « » августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Предмет: география
Автор учебника: А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля»
Класс: 6
Количество часов: 35 часов
Учитель : Маслова С.В.
Онохой, 2017 год
Рабочая программа по географии разработана на основе:
- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,
- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,
- в соответствии с Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованные МО и Н РФ (изд. «Просвещение»)
- учебным планом образовательного учреждения
- Примерной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы курса к УМК под ред. А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля». Программа составлена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне ( 1 час в неделю). Срок реализации 2017-2018 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования и учебными планами образовательного учреждения.
Цели и задачи предмета:
Рабочая программа имеет направление на достижение основной цели географии в системе основного общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
1) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник научится
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- описывать погоду своей местности;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озёрам. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнения; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озёр, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.
Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, её структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение влаги и тепла на Земле. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Раздел 3. Биосфера – оболочка жизни. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по её сохранению и улучшению.
Раздел 4. Географическая оболочка. Природные комплексы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв. Природные зоны Земли. Ледяные пустыни, тундры, леса, степи, саванны, засушливые области Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка земли, её составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Формы организации учебных занятий
Основной формой обучения является урок. Основными формами работы в 6 классах являются коллективные, групповые и индивидуальные. Используются игровые технологии, игры-путешествия по карте, уроки-практики, дидактические игры
Виды учебной деятельности
При изучении материала по географии в 6 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности
- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;
- беседы, ответы на вопросы;
- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;
- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Формы и виды контроля | ||
Количество теоретических часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | |||
1 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 9 | 7 | 1 | 1 |
2 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | 7 | 1 | 2 |
3 | Биосфера – оболочка жизни | 5 | 4 | 1 | |
4 | Географическая оболочка | 11 | 10 | 1 | |
5 | Всего | 35 | 28 | 4 | 3 |
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент реализуется через содержание материала в следующих разделах программы «Гидросфера – водная оболочка Земли», «Биосфера – оболочка жизни».
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Лобжанидзе А.А. «География. Планета Земля». 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений
2. География. Планета Земля. Атлас 5-6 класс
3. География. Атлас 6 класс. Издательство «Дрофа»
4. География. Контурные карты 6 класс. Издательство «Дрофа»
5. География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
6. География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.Лобжанидзе. М.: Просвещение, 2012
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Гидросфера – водная оболочка Земли (9 часов) | Гидросфера | 1 | 1.09 | |
2 | Мировой океан | 1 | 2.09 | ||
3 | Движение воды в океане Практическая работа № 1 по описанию вод Мирового океана на основе анализа карт | 1 | 3.09 | ||
4 | Реки | 1 | 4.09 | ||
5 | Озёра и болота | 1 | 1.10 | ||
6 | Подземные воды | 1 | 2.10 | ||
7 | Ледники и многолетняя мерзлота | 1 | 3.10 | ||
8 | Человек и гидросфера | 1 | 4.10 | ||
9 | Обобщающий урок по теме: «Гидросфера» | 1 | 2.11 | ||
10 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 часов) | Атмосфера | 1 | 3.11 | |
11 | Температура воздуха Практическая работа № 2 по обобщению данных о температуре воздуха | 1 | 4.11 | ||
12 | Влажность воздуха. Облака. | 1 | 1.12 | ||
13 | Атмосферные осадки | 1 | 2.12 | ||
14 | Атмосферное давление | 1 | 3.12 | ||
15 | Ветер Практическая работа № 3 по вычерчиванию «розы ветров» | 1 | 4.12 | ||
16 | Погода | 1 | 2.01 | ||
17 | Климат | 1 | 3.01 | ||
18 | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | 1 | 4.01 | ||
19 | Обобщающий урок по теме: «Атмосфера» | 1 | 1.02 | ||
20 | Биосфера – оболочка жизни ( 4 часа) | Биосфера | 1 | 2.02 | |
21 | Жизнь в океане и на суше | 1 | 3.02 | ||
22 | Значение биосферы. Человек - часть биосферы | 1 | 4.02 | ||
23 | Экологические проблемы в биосфере. | 1 | 1.03 | ||
24 | Географическая оболочка (11 часов) | Географическая оболочка | 1 | 2.03 | |
25 | Природные комплексы | 1 | 3.03 | ||
26 | Почва | 1 | 4.03 | ||
27 | Ледяные пустыни и тундры | 1 | 1.04 | ||
28 | Леса | 1 | 2.04 | ||
29 | Степи и саванны. | 1 | 3.04 | ||
30 | Засушливые области планеты | 1 | 4.04 | ||
31 | Природные комплексы Мирового океана | 1.05 | |||
32 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие | 1 | 2.05 | ||
33 | Обобщающий урок по теме: «Географическая оболочка» | 1 | 3.05 | ||
34 35 | Резерв времени – 2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...