«Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки» География. 6 класс.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Разработка урока с использованием технологии логических опорных сигналов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 812.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки»
География. 6 класс.
Разработка урока с использованием технологии логических опорных сигналов.
Выполнила:
учитель географии
МБОУ «Лицей №87
имени Л.И. Новиковой»
Ронжина Светлана Геннадьевна
г. Нижний Новгород
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современные педагогические технологии в наше время прочно вошли в педагогическую практику и используются учителями на всех ступенях образовательного процесса. Согласно определениям, встречающимся в литературе, педагогическая технология – это совокупность методов и методических приемов, различных форм обучения, направленных на достижение четко заданных результатов. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность.
Одним из основных принципов в дидактике является принцип активности ребенка в процессе обучения. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся относится, например, технология применения логических опорных конспектов и логических опорных сигналов (ЛОК и ЛОС).
Логический опорный конспект (ЛОК) или логическая опорная схема (ЛОС) - это особая форма организации учебной информации. В основе технологии лежит опора на зрительный образ. На уроках географии применяются три вида образов – словесные (яркие образные рассказы), графические (схемы, рисунки, таблицы) и картографические. Обычно на уроке географии они используются комплексно. На данном уроке используются графические ЛОС (схемы, диаграммы) и картографические ЛОС, которые позволяют рассмотреть взаимосвязи природных явлений (атмосферные осадки) и определенных территорий. Применение ЛОС при изучении темы «Атмосферные осадки» помогает учащимся запомнить основные понятия темы, усвоить причинно- следственные связи между изучаемыми объектами и явлениями. Использование картографических условных знаков способствует закреплению навыков чтения картограмм и картосхем.
1. Психолого-педагогическая характеристика 6Б класса.
В 6Б классе обучаются 27 школьников: 12 мальчиков и 15 девочек. Исследования, проведенные психологом МБОУ «Лицей №87имени Л.И.Новиковой» Степановой Т.И. (тест Филлипса) показывают, что большинство учащихся имеют средний и высокий уровень тревожности: преобладающими являются страх несоответствия ожиданиям окружающих, страх ситуации проверки знаний.
Согласно исследованиям 55% учеников класса имеют неадекватную самооценку (большинство завышенную).
Учебная мотивация имеет следующие показатели: 15% - высокий, 32% - выше среднего, 43% - средний, 10% - ниже среднего. Высокий уровень мотивации отмечен и к изучению предмета география.
Преобладающая часть учащихся – 78% характеризуется высоким и средним уровнем развития памяти; тип памяти преобладает комбинированный с хорошими возможностями концентрации внимания.
Большинство учащихся класса имеют хорошо развитую монологическую речь, умеют высказывать свое мнение; с интересом выполняют задания, требующие анализа, сравнения, обобщения; активно откликаются на творческие задания. В социальной структуре класса имеется явно выраженное разделение на группы.
Данная характеристика подтверждается результатами обучения по предмету география за 1 полугодие:
Обученность – 100%
Качество знаний – 88%.
2. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Москва, «Дрофа» 2013г.
УМК:
1.Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «География. Начальный курс» учебник
для учащихся 6 кл., «Дрофа» 2016г.
2. Атлас. География. 6 кл., Дрофа 2016г.
3. География. Начальный курс. 6кл. Методическое пособие. О.А.Бахчиева.
4. География. Начальный курс. 6 кл. Рабочая тетрадь. Т.А.Карташова, С.В.Курчина.
5. География. Начальный курс. 6кл. Электронное приложение.
6. География. Контрольно – измерительные материалы. 6 кл. Вако 2012г.
3. Раздел 3. «Строение Земли. Земные оболочки». Тема 3. «Атмосфера»
4. Тема урока №4 «Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки».
5. Тип урока – изучения нового материала.
6. Цель урока: учащиеся научатся определять состояния влажности воздуха, различать типы облаков и виды осадков, влияющие на деятельность человека.
Задачи: 1) учащиеся узнают понятия о влажности воздуха, классификацию типов облаков и видов осадков.
2) учащиеся научатся выделять главное в тексте учебника, формулировать понятия: влажности атмосферы, атмосферных осадков, определять их влияние на жизнь человека, составлять структурно-логические схемы.
3) учащиеся совершенствуют коммуникативные навыки: формируют чувство коллективизма, гуманные отношения, ответственность, добросовестность.
7. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
игровой, составление ЛОС.
8. Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая ( в парах )
9. Средства обучения:
Учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой География. Начальный курс. 6 класс», параграф 29.
Презентация, электронное приложение к учебнику, опорные схемы по типам облаков и видам осадков, иллюстрации и таблицы из текста параграфа.
10. Хронометраж урока:
1.Этап мотивационно - ориентировочный ___________________________ 7 мин.
- Оргмомент ___________________________________________________ 1 мин.
-Актуализация знаний ___________________________________________ 3 мин.
-Целеполагание ( совместное ), мотивация учебно – познавательной деятельности____________________________________________________ 3 мин.
2.Этап исполнительный _________________________________________ 32 мин.
-Изучение нового материала_____________________________________ 27 мин.
-Закрепление нового материала___________________________________ 5 мин.
3.Этап рефлексивно – оценочный__________________________________ 6 мин.
11.Содержание и структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Этап мотивационно-ориентировочный 1) Организационный момент . 2) Актуализация знаний, полученных в предыдущей теме. 3) Целеполагание (совместное), мотивация учебно-познавательной деятельности. 2. Этап исполнительный 1) Изучение нового материала 2) Закрепление нового материала. Обобщение знаний и умений. 3. Этап рефлексивно-оценочный | Проверка готовности к уроку. Приветствие учителем учащихся. Демонстрация доброжелательного настроя. Проверка отсутствующих по журналу. Мы продолжаем изучать атмосферу, давайте с помощью сладов презентации вспомним основные понятия, которые потребуются нам сегодня. - Что называют атмосферой? - Какой слой атмосферы называют «кухней погоды»? - Что и в каких единицах измеряет термометр? - Как изменяется температура воздуха в течение суток? - По какому правилу формируется ветер? - Схема какого явления дана на рисунке? Учитель протирает влажной тряпкой доску и просит учеников обратить внимание на то, что будет происходить. - Куда исчезает вода? - Видим ли мы водяной пар? - Что происходит с ним в атмосфере? - Какое значение имеет это для атмосферы? - Сформулируйте тему занятия. - А какая будет цель данного урока? - Как будем изучать? - Спасибо. Открываем учебник стр.118 и рабочую тетрадь, записываем число и тему урока «Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки». - Вы, наверное, замечали, что лужи в тёплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? - Если вам необходимо наложить другую акварельную краску на влажный рисунок, что вы делаете для ускорения процесса? - Может ли воздух бесконечно принимать в себя водяной пар? -Влажность воздуха измеряется прибором, который называется гигрометр. Посмотрите на слайд презентации: какие гигрометры бывают. А теперь давайте решим задачу (устно) используя рис. 78 в учебнике. 1) при температуре +30 ºС в 1 м³ воздуха содержится 30 г воды; 2) при температуре +30 ºС в 1 м³ воздуха содержится 20 г воды. - Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенным и почему? - А всегда ли в воздухе при температуре + 30 ºС содержится 30 грамм воды? Найдите в учебнике определение «относительная влажность» и рассмотрим пример из учебника. Составим пропорцию: 30 г – 100% 15г – х% х= 15* 100 = 50% - что мы получили? - Физкультминутка: Устали? Ну-ка встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. - Теплый воздух легкий, а все легкое поднимается вверх. Что будет происходить в воздухе в верхних слоях атмосферы? Смотрим небольшой сюжет. - Рассмотрите рис. 80 в учебнике и составьте в тетрадях опорную схему «Типы облаков». Символами изобразите внешний вид облаков, отметьте высоту их образования и названия 3-х основных групп. - Что приносят нам облака? - Что называют атмосферными осадками? - Почему не всегда из облаков выпадают осадки? - Вспомним условные знаки атмосферных осадков с помощью слайда презентации и выделим среди них те, которые выпадают из облаков. Занесем эти знаки в опорную схему в столбик – вертикальные (в тропосфере). Другая группа осадков называются – горизонтальные, они образуются на холодной поверхности земли. - Скажите все ли виды осадков можно наблюдать в нашей местности? - Все они выпадают круглый год? - Тогда продолжите схему, разделите осадки по сезонам. – Как и в каких единицах определяют количество выпавших осадков? Прочтите об этом в учебнике. Практическая работа. По столбчатой диаграмме определите: а) количество осадков, выпадающих за год; б) месяц, за который выпадает больше всего осадков; в) месяц с самым маленьким количеством осадков. - Осадки приносят человеку как пользу, так и вред. Обсудите данную проблему в парах, свои ответы занесите в таблицу «Польза и вред осадков». - Мы сегодня узнали, что такое влажность воздуха, как образуются облака и атмосферные осадки. Давайте вспомним это. 1. В первом задании в каждой строке вычеркните одно лишнее слово: - гигрометр, термометр, осадкомер - относительная, абсолютная, постоянная - слоистые, кучевые, пернатые - снег, дождь, град - град, дождь, роса 2.Используя вопросы кроссворда назовите: 1). Жидкие осадки, состоящие из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. 2). Вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях. 3). Слой атмосферы, в котором образуются осадки. 4). Прибор для измерения количества осадков. 5). -И вот сентябрь! И вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои серебристые узоры. Е.А.Баратынский А. Проверь себя. Выполните задания в карточках по данной теме и оцените свои знания. 1.Вариант. 1). Что называют абсолютной влажностью воздуха? 2). Исправьте ошибки: 6-10 км кучевые облака 2-6 км слоистые облака 1 км перистые облака 3). Какую пользу природе и человеку приносят атмосферные осадки? 2. Вариант. 1). Что называют относительной влажностью воздуха? 2).Исправьте ошибки: Вертикальные осадки: дождь, снег , гололед. Горизонтальные осадки: роса, град, иней. 3).Какой вред природе и человеку приносят атмосферные осадки? Б. Оцените свою деятельность на уроке: 1) Достигли ли мы цели урока? 2) Что было интересно на уроке? 3) Какие трудности? 4) Цветом обозначь настроение. В. Каким будет домашнее задание? | Приводят в порядок принадлежности к уроку. Встают, приветствуя учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Дежурные сообщают об отсутствующих. Учащиеся с помощью опорных схем и рисунков вспоминают изученный материал, формулируют ответы: - Воздушную оболочку Земли. - Тропосферу. - Температуру воздуха в градусах. - Низкая температура воздуха ночью, высокая после полудня. - Ветер формируется из области высокого давления в область низкого. - Три состояния воды: переход из одного в другое. Анализируют, отбирают, формулируют, делают вывод о том, что при проверке знаний, выявилось не знание – при каких условиях в атмосфере происходят превращения воды? Рассуждают, анализируют «знаем - не знаем». Формулируют, высказывают предложения. Обучаясь самостоятельно формулировать цели, учатся планировать и свою деятельность на данный урок, испытывают удовлетворение от результата своей мыслительной деятельности, принимают учебную задачу. - Вода в атмосфере. Водяной пар в атмосфере. Облака. - Познакомимся с тем, как влияет вода на свойства воздуха, что происходит с водой в атмосфере, какие явления можно наблюдать. - С помощью учебника, презентации, рассказа учителя. Оформляют записи в тетрадях. - Испарение происходит быстрее в тёплую погоду. - Дуем или машем рукой для быстрейшего высыхания из-за перемешивания пара с воздухом. Не могут дать ответа. Пользуются учебником. Знакомятся с понятиями: влажность воздуха, насыщенный и ненасыщенный влагой воздух. Делают вывод, что количество водяного пара в атмосфере зависит от температуры воздуха. Смотрят презентацию, слушают комментарии учителя. - Насыщенным можно считать воздух с максимально возможным количеством пара при данной температуре – это 30 г. - Нет. В пустынях жарко, а воды, которая может испариться, мало. Читают, записывают в тетрадь, решают, делают вывод. - Это относительная влажность воздуха. Вместе с учителем выполняют движения. - В верхних слоях тропосферы холодно, воздух остывает, водяной пар конденсируется и образуются облака разные на разной высоте. - Рассматривают рисунок, выполняют рисунок- схему: 6-10 км перистые облака 2-6 км кучевые облака 1 км слоистые облака - Осадки. Находят ответы в тексте учебника: определение атмосферных осадков, наличие осадков зависит от размера капель воды: в облаке капли имеют размер <0,1 мм, а дождевые от 0,5 до 5 мм. Вспоминают, выбирают , заносят в схему: - Да. У нас наблюдаются все виды осадков. - Нет. Осадки делятся по сезонам года. Дети самостоятельно выполняют схему. - Осадки измеряют с помощью прибора осадкомера и выражают в мм. - Ежемесячно в городе Абердин Великобритания выпадают осадки от 50 до 80 мм. Самый влажный месяц – декабрь. За год выпадает – 749 мм осадков. Обсуждают, формулируют свои высказывания, заносят их в таблицу «Польза и вред осадков». Читают задание «Третий лишний», выбирают лишнее слово, объясняют свой выбор: - термометр (не измеряет влажность или осадки) - постоянная (влажность не бывает постоянной) - пернатые (это птицы, а не облака) - снег (осадки холодного времени года) - роса (горизонтальный вид осадков) Работают с карточками, оценивают свои знания. 1. Вариант. 1)Количество водяного пара в граммах в 1кубическом метре воздуха. 2) 6-10 км перистые облака 2-6 км кучевые облака 1 км слоистые облака 3). Польза: Осадки питают растения влагой. Снег сохраняет озимые посевы от вымерзания. Осадки очищает воздух от загрязненности. В снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы. Осадки пополняют реки. 2. Вариант. 1).Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству, которое может содержаться при данной температуре. 2)Вертикальные осадки: дождь, снег, град Горизонтальные осадки: роса, иней, гололед. 3). Вред: град уничтожает растения, может разрушить постройки, разбить транспорт, травмировать человека. Сильные снегопады парализуют движение транспорта. Обильный снегопад ломает ветви деревьев, по его массой рушатся строения, под изморозью провисают и обрываются линии электропередач. Во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, случаются аварии на дорогах, Во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге. При обильных осадках случаются наводнения. Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. Вместе с учителем определяют домашнее задание: 1 уровень – прочитать параграф 29, пересказать, выучить определения. 2 уровень - выполнить задание №2. 3 уровень – выполнить задание №5 |
Приложения к уроку.
1. Условные знаки осадков.
2. Схема классификации осадков.
3. Ответы кроссворда.
Литература
- Основная образовательная программа общеобразовательных учреждений. М. 2012
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9. М. Просвещение. 2012
- Рабочие программы. География. 5-9 классы. М. Дрофа. 2013г.
- Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой». География. Н.Новгород. 2017г.
- География. Начальный курс. Учебник. 6 класс. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. М. Дрофа. 2016г.
- Т.Н. Воронцова. География. Тематическое планирование с методическими указаниями. 6-8 класс. Учитель-АСТ. 2004
- Г.Н. Элькин. Физическая география. 6 класс. Методическое пособие. Паритет. 2004
- В.О. Чичиерина. Тематический тестовый контроль. География. Начальный курс. Сфера. 2006
- В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений. 6-10 класс. Дрофа. 2006
- География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. 6-8 класс. Волгоград. 2005
- География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград. 2006
- А.Г. Стадник. Современный урок географии. М. Просвещение. 2001
- Н.Н. Петрова. Д.В. Новенко. Настольная книга учителя географии. 6-11 класс
- Д.П. Финаров. Методика обучения географии в школе.
- Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. Народное образование. 1998
- А.А. Реан. Н.В. Бордовская. С.И. Розум. Психология и педагогика. С-П. Питер. 2003
- Г.Б. Скок. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М. Педагогическое сообщество России. 2000
- В.П. Симонов. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Учебное пособие. М. 2005
- И.С. Гриченко. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие. УЦ Перспектива. М. 2008
- Ю.А. Конаржевский. Анализ урока. Москва. Ц Педагогический поиск. 2006
- И.А. Кугут. География. Дидактические и развивающие игры 6-11 класс. М. Планета. 2012
- С.В. Долгорукова и др. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 класс. М. Глобус. 2010
- Е.А. Жижина. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. М. Вако. 2012
- http://festival.1september.ru
- http://www.prosv.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Облака. Атмосферные осадки" 6 класс
Облака. Атмосферные осадки Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков...
Открытый урок в 6 классе "Облака и атмосферные осадки"
Ученики знакомятся с основными атмосферными явлениями и создают проекты – схемы образования природных атмосферных явлений - осадков и ветра. Оценка усвоения раздела проходит с помощью электронного тес...
Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака"
Урок ориентирован на формирование новых знаний, умений, навыков. Учитывая возрастные особенности учащихся, а также содержание учебного материала, были поставленыцели урока:1.Образовательные:Науч...
Разработка урока по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака"
Данный материал содержит разработку урока, презентацию и методические материалы. Урок включает элементы кейс-технологии....
Урок географии для 6-го класса: "Виды облаков и атмосферные осадки"
Урок для 6-го класса Тема: «Виды облаков и атмосферные осадки»Цели:- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; - разобрать с учащимися новые понятия и термины....
Разработки уроков географии в коррекционной школе 6 класс по теме: «Водяной пар в атмосфере. Облака».
- Конспект урока- Презентация...
Урок № 4 по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки".
Представлена методика формирования УУД....