Материалы к уроку географии
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Материалы к уроку по теме "Озера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ou_ozera.zip | 2.72 МБ |
urok_po_teme_ozera.doc | 118.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сформировать понятия «озеро» Виды озер Исследовать отличия озер
Что такое озеро? Озеро- это скопление воды в природном углублении на суше (котловине) и не имеющее связи с океаном
Озерные котловины- углубления на суше, в которых находятся озера
Самые знаменитые озера на Земле: Самое большое по площади озеро- Каспийское море (376 тыс. кв. км) Самое глубокое озеро- Байкал (1620 м)
А Б Сточные Бессточные Озера, в которые реки и втекают, и вытекают Озера, в которые реки только втекают Байкал Каспийское
Типы озер по происхождению: Тектонические озера- Байкал;
Тектонические(остаточные)- Каспийское море;
Ледниковые озера- Онежское, Ладожское;
Вулканические- озера Камчатки;
Карстовые (провальные) озера
Запрудные (завальные)- Сарезское озеро на Памире
Озера-старицы
Старицы – небольшие озера серповидной формы. Схема образования старицы
Исправьте неточности в высказываниях 1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом руслом. 2.Самое большое озеро Байкал. 3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах. 4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское. 5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.
1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом руслом . 2.Самое большое озеро Байкал (Каспийское) 3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах (долинах рек). 4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское (Ладожское, Онежское). 5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное (Бессточное). Ответ.
Рефлексия Оцените свою работу. Ставим метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятёрке, на краях мишени оценка ближе к двойке.
Домашнее задание I . §24 II . §24, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бессточным, но имеет пресную воду? III . §24, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды Амударья и Сырдарья? Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант; Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант; А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.
Подумайте, какое значение для человека играют озера? Источник пресной воды; Источник поваренной соли (озера Эльтон и Баскунчак); Судоходство; Рыбная ловля; Отдых
Самые знаменитые озера на Земле: Самое высокогорное озеро- Титикака (на высоте 4000 м) Самое соленое озеро- Мертвое (270% 0 )
Типы озер по происхождению Происхождение котловин Условия образования Примеры озер
Типы озер по происхождению Тип озера Условия образования Примеры озер тектонические Разломы и опускания земной коры Байкал Танганьика вулканические В кратерах потухших вулканов озера Камчатки ледниковые Углубление после прохождения ледника Озера Карелии, Онежское, Ладожское остаточные Остатки древних морей Каспийское, Аральское озера-старицы Старые речные русла. В поймах рек Озера в долинах равнинных рек запрудные Преграждение русла реки (обвал) Сарезское (Памир)
Предварительный просмотр:
Предмет: География
Класс: 6
Тема: Озёра
Место урока в системе уроков по данной теме: 3-й урок по теме «Гидросфера».
Цель деятельности учителя: организовать самостоятельную работу по определению понятия «Озеро» ; Формировать умение работать с физической картой
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь характеризовать предложения по интонации (восклицательные и не0восклицательные) и правильно пунктуационно их оформлять;
- соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания;
- интонационно верно произносить в соответствии с эмоциями.
Метапредметные:
Регулятивные: Ученик научится:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- планировать совместно с учителем свои действия согласно поставленной учебной задаче;
- самостоятельно анализировать условия для достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Познавательные:
- давать определение понятия;
- проводить наблюдение и осуществлять сравнение.
Коммуникативные:
- осуществлять совместную деятельность в парах и группах;
- задавать, слушать вопросы и отвечать на них.
Личностные:
- умеет выражать свои чувства с помощью восклицательных предложений;
- высказывает отношение к освоению учебной информации.
Методы / приёмы обучения: фронтальный, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, «мозговой штурм».
Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2 изд., испр. – М.: Просвещение, 2012 г.
Оборудование, наглядность: учебник, карточки для работы в группах, компьютер, мультимедийный проектор.
Цели: 1. Сформировать представление о типах озёрных котловин, бессточных и
сточных озёрах.
2. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида
озёр от происхождения котловин.
.
Оборудование: физическая карта полушарий, карточки с текстом задания для
групп, карточки с изображением озёр, учебник, тетрадь, атлас.
Тема урока: Озёра |
Тип урока: Комбинированный |
Образовательные ресурсы Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. |
Цели урока: формирование представления об озерах, их особенностях. Создание условий для формирования умений определять зависимость размещения озер от рельефа и климата; умения работать с географическими картами. Задачи: Обучающие: усвоить понятие "озеро", происхождение котловин, сточных и бессточных озёрах; продолжить формирование умения определять ГП объекта. Развивающие: развивать умение слушать, анализировать и делать выводы, развивать умение работать с географической картой, самостоятельно получать знания; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Воспитывающие: создать условия для воспитания интереса к предмету и желания познавать новое, воспитывать уважение к мнению одноклассников. Создать условия для воспитания в себе любви к малой родине и чувство патриотизма при рассмотрении самых интересных озер - рекордсменов России и Курганской области. |
Формы и методы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично поисковый, проблемный. |
Основные термины и понятия Озеро, озёрная котловина, карст, старица, сточные, бессточные озёра, болото |
Средства обучения: Атлас для 6 класса; контурные карты полушарий; раздаточный дидактический материал: тексты географических задач; план описания ГП озера.физическая карта полушарий, физическая карта России. |
Планируемые образовательные результаты: Предметные: Научатся называть и показывать озера сточные и бесточные. Получать возможность научиться объяснять зависимость размещения озер от рельефа, определять размеры крупнейших озер мира: Давать определения объектам. Получат возможность научиться: составлять учебные характеристики природных объектов. Пользоваться картами атласа. Определять по географическим картам географическое положение озер. Метапредметные: работают с текстом, внетекстовым компонентом, выделяют главную мысль. Составляют описание объектов, участвуют в совместной деятельности, диалоге. Личностные: развивают познавательные интересы, творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельного приобретения знаний по географии. |
Ход урока
1 Организационный момент- 3 мин
- Здравствуйте, ребята! “Мы продолжаем изучение вод суши. Сегодня у нас немного необычный урок, урок с элементами исследования одного из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете. Эти места в народе называют «глазами Земли». Определить, что это такое, вам поможет загадка: Слайд №1.
«Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, а рама зеленая.
И месяц, и звезды- в нем отражаются.».
Кто догадался о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь?
. - Итак, темой сегодняшнего урока будут…(озёра) слайд 2
- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? Что бы вы хотели узнать?(определяем цели) слайд 3
- Как вы думаете, что такое озеро? Попробуйте сами сформулировать определение, что такое озеро.
- Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление
называется котловина .СЛАЙД 4
СЛАЙД 5 термин «котловина».
- От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера, глубина.
Сейчас мы будем работать в группах, каждая группа будет заниматься с одним видом
котловин, по плану:
1) происхождение котловины;
2)характеристика котловин (как образовывается);
3)примеры озёр (работа с атласами).
Все данные заносятся в таблицу:
Происхождение котло- вины (название) | Характеристика образования котловин | Примеры озёр |
Раздаю карточки с названиями котловин и предлагаю прочитать об этих типах котло-
вин в учебнике параграф 24 , стр95: тектонические в прогибах; тектонические в разломах; запрудные озёра; вулканические озёра; провальные; старицы; ледниковые;
Время на обсуждение - 5 минут, после этого выбирается один ученик от группы. По
мере выступления заполняется таблица: (Максимально 3 балла)
Происхождение котловины (название) | Характеристика образования котловин | Картинка озера | Примеры озёр |
Тектонические в про- гибах | Каспийское Аральское Онтарио Мичиган | ||
Тектоничес- кое в разломах | Байкал Ньяса Танганьика | ||
Запрудные | Сарезкое | ||
Вулкани- ческие | Кроноцкое Курильское | ||
Провальные (карстовые) | Маленькие. На географичес- ких картах не изображаются. | ||
Старицы | |||
Ледниковые | Ладожское Онежское |
2. (максимально 4 балла)
- У нас в стране два тектонических озера, которые называют морями. Обычно срок
жизни озёр – десятки тысяч лет. Возраст этих озёр – миллионы лет. Одно из них –
самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже
уровня моря, другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2тыс.м над
его водной поверхностью. Хотя первое из них солёное, а второе пресное, в их водах
обитают тюлени, а каждое из озёр отличается своеобразной флорой и фауной. Одно
из них сточное, а другое бессточное. Назовите эти озёра.(Каспийское море и Байкал)
- Какое из них сточное, а какое бессточное?
- Почему вы затрудняетесь ответить? СЛАЙД 6
Посмотрите на ваши маршрутные листы, там есть схемы сточного и бессточного озера. Попробуйте сформулировать определение и запишите его пожалуйста.
- посмотрите на экран и сравните ваши ответы с теми , что на картинке. Если ваши ответы совпали то, поставьте себе по 1 балу за каждый правильный ответ в свои маршрутные листы.
Сточные озера – в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные озёра – в которые реки впадают, но не вытекают.
Откройте пожалуйста атлас на стр 12. Найдите озеро Чад и Озеро Виктория. Индивидуально определите: какое из них сточное и бессточное.
Проверяем, за каждый правильный ответ ставим 1 бал
3.(максимально 5 баллов)
Подведение итога урока провожу в виде игры «Ошибки Паганеля».
- Теперь у вас достаточно знаний чтобы тягаться с самим профессором Паганелем, из
кинофильма «Дети капитана Гранта». Как вы помните, профессор был очень рассеян
и поэтому в его утверждениях встречаются неточности, а иногда даже и ошибки. Да-
вайте мы с вами постараемся исправить неточности и убрать ошибки.
1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом
руслом.
2.Самое большое озеро Байкал.
3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах.
4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское.
.
5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.
Проверяем . за каждый правильный ответ ставим себе 1 балл.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Как вы считаете, достигли мы этой цели?
- Было ли вам интересно на уроке?
4. Посчитайте сколько балов вы набрали за урок. Количество баллов и оценка написаны на доске. У вас на столе лежит рефлексивная мишень. Поставьте себе оценку в каждом из секторов
11-12 баллов – «5»
8-10 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
Задание на дом
5. I. §24
II. §24, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бес-
сточным, но имеет пресную воду?
III. §24, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды
Амударья и Сырдарья?
Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант;
Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант;
А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.
- А теперь мы послушаем сообщения о самых удивительных озёрах нашей Земли.
Дополнительный материал
Озеро чернил
Жителям алжирского города Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом сними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.
Озеро – «кастрюля»
Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.
Озеро с гигантскими пузырями
На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.
Озеро смерти
Самым «мёртвым» является не Мёртвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной кислоты. Она-то и отравляет воду.
Сладкое озеро
Есть на Урале озеро с лакомым названием – Сладкое. Легенда рассказывает, что однажды на берегах озера остановился Пугачёв. Перед тем как двинутся в путь, он стал купать своего коня. Искупав, вывел на берег, похлопал любимца и, довольный,покрутил свой ус. На губах ощутил сладкий привкус. «Да ты у меня сладкий!»- воскликнул атаман. С тех пор озеро и стали называть сладким. Но не только легендой знаменито озеро. Все местные женщины стирают бельё только в Сладком озере. И знаете, как стирают? Без мыла. В озере отстирываются даже масляные пятна…Специалистами установлено, что вода в озере щелочная. В ней содержится сода и хлористый натрий, т.е. соль. Как известно, сода сладковата на вкус, она-то и придаёт воде Сладкого озера особые качества.
Горящее озеро
Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах вода «закипает», и на озёрной глади появляются загадочные
фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку – она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.
В чём причина «горючести» озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы – вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.
План
1.Происхождение котловины
2. Характеристика котловины (как образовываются?)
3.Примеры озер (работа с атласами)
Происхождение котло- вины (название) | Характеристика котловин | Примеры озёр |
Карстовые |
План
1.Происхождение котловины
2. Характеристика котловины (как образовываются?)
3.Примеры озер (работа с атласами)
Происхождение котловины (название) | Характеристика котловин | Примеры озёр |
Озера – старицы |
План
1.Происхождение котловины
2. Характеристика котловины (как образовываются?)
3.Примеры озер (работа с атласами)
Происхождение котло- вины (название) | Характеристика котловин | Примеры озёр |
Запрудные |
План
1.Происхождение котловины
2. Характеристика котловины (как образовываются?)
3.Примеры озер (работа с атласами)
Происхождение котловины (название) | Характеристика котловин | Примеры озёр |
Вулканические |
План
1.Происхождение котловины
2. Характеристика котловины (как образовываются?)
3.Примеры озер (работа с атласами)
Происхождение котло- вины (название) | Характеристика котловин | Примеры озёр |
Тектонические |
План
1.Происхождение котловины
2. Характеристика котловины (как образовываются?)
3.Примеры озер (работа с атласами)
Происхождение котловины (название) | Характеристика котловин | Примеры озёр |
Ледниковые |
Маршрутный лист урока.
Тема ________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
1.
Происхождение котловин | Характеристика озер | Примеры озер |
Тектонические озера | ||
Ледниковые озера | ||
Вулканические озера | ||
Карстовые (провальные) озера | ||
Запрудные (завальные) озера | ||
Озера - старицы |
2.
Сточное озеро - ____________________________________
__________________________________________________________________________(_______________________)_____
Бессточное озеро - __________________________________
__________________________________________________________________________(__________________________)__
3. Озеро Чад - _____________________
Озеро Виктория - ______________________
4.
1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом руслом.
2.Самое большое озеро Байкал.
3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах
4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское.
5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.
Итого баллов______________
5.Задание на дом .
I. §24
II. §24, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бес-
сточным, но имеет пресную воду?
III. §31, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды
Амударья и Сырдарья?
Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант;
Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант;
А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.
Тектонические | Образовались на месте провалов земной коры |
Тектонические (остаточные) | Образовались из остатков древних морей на месте прогиба земной коры |
Вулканические | Образовались в кратерах вулканов |
Ледниковые | Сформировались в ледниковый период, находятся в котловинах выпаханных ледником, вытянуты в направлении движения ледника |
Запрудные | Возникают в горах, когда в результате обвала масса горных пород перегораживает русло реки |
Карстовые | Образовались в результате вымывания подземными водами легкорастворимых пород и провала верхнего слоя. Образовавшаяся озерная котловина заполняется водой. |
Озера - старицы | Образовались в поймах рек на месте бывшего русла реки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам географии в 6 классе
В данной папке содержатся дидактические материалы ,которые могут быть использованы для уроков географии в 6 классе...
Материалы к уроку географии по теме:Европейский Север"
Лист индивидуальной работы при изучении материала по географии по теме: "Европейский Север"...
Материалы к уроку географии по теме: "Центральный район"
Лист индивидуальной работы по географии по теме: "Центральный район"...
Рабочие материалы к урокам географии
Рабочие материалы к урокам географии: презентация "Безлесные просторы.Луга" (8 класс), проверочная работа по теме "Литосферные плиты" (7 класс), тест по разделу "Хозяйство России" (9 класс), тест по т...
Иллюстративно-презентативные материалы для уроков географии
Для проведения уроков географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида...
Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)
В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....
Подборка материалов к уроку географии в 9 классе.Транспорт России. Виды транспорта.
Подборка материалов к уроку географии в 9 класса по теме "Транспорт России". Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйств...