Доклад "Использование компьютерных презентаций на уроках географии"
статья по географии на тему
В данной работе даются методические рекомендации по использованию презентаций на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по географии | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа № 138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад на тему:
«Использование компьютерных презентаций
на уроках географии »
Подготовил: учитель географии
первой квалификационной категории
ГБОУ Уфимская КОУ № 138 г.Уфы
Яунбаева Маргарита Рафиковна
2016 г.
Использование компьютерных презентаций на уроках географии
Времена пошли такие, что можно позволить себе не помнить таблицу умножения, а вот с компьютером будь добр общаться на «ты» и без посторонней помощи.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационно-коммуникационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Замечательно, что появились учебные электронные издания, в том числе по географии.
Существует ли способ добиться того, чтобы ученик в классе был более внимателен, получал гораздо больше информации и при этом уставал меньше, шел бы на урок с большим желанием и получал удовольствие от урока?
Информатизация процесса преподавания в классе позволит этому осуществиться. Широкое использование информационных технологий непосредственно в классе учителем станет центральным элементом любой системы информатизации школы.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Существуют факторы за пределами образовательной системы, которые непосредственно влияют на процесс обучения:
- Массовое распространение цифровых информационных технологий
- Изменение требований, предъявляемых к выпускникам
- Изменение характера взаимодействий между школой и семьей, обществом и государством, учителем и учеником
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.
Основные направления применения мультимедиа-учебников в обучении
географии
Организация самостоятельной деятельности учащихся | |||
Самостоятельное приобретение знаний и умений | Подготовка докладов, сообщений | Осуществление дифференцированного подхода | Углубленное изучение географии |
Организация познавательной деятельности учащихся на уроке | |||
Мотивация обучения | Передача учебной информации | Демонстрация наглядных материалов | Показ, сопоставление процессов и явлений |
Мулитимедийные программные средства способствуют повышению эффективности следующих видов образовательной деятельности:
- просмотра аудиовизуальной информации,
- тренажа по теории с использованием практических упражнений,
- педагогического контроля и измерения результативности обучения,
- работы со словарем терминов и понятий,
- интерактивного общения обучаемого с преподавателем.
1. Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ. Обучающиеся имеют возможность перелистывать страницы информации вперед или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению.
2. Режим тренажа, реализуемый с помощью мультимедийного средства обучения, предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения и учащемуся предоставляется возможность просмотра соответствующих комментариев (объяснения типовых
ошибок и т.п.). Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения мультимедийного средства обучения в том порядке, в каком они были подготовлены его разработчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с использованием элементов случайности. Количество упражнений в выборке задает обучаемый.
3. Мультимедийное средство обеспечивает обучение в диалоговом (интерактивном) взаимодействии пользователя с компьютером. Интерактивное обучение позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.
Для сопровождения активных форм учебного процесса требуются специальные методические пособия на электронных носителях, которые соответствуют современным задачам обучения. Они должны быть максимально приближены по содержанию к реальности и основываться на практических ситуациях, возникающих в ходе очного или открытого образования.
При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийное средство обучения должно соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;
Я выбрала совместную форму работы с компьютером на уроке ( один компьютер на класс, изображение с которого выводится на экран ). Такая форма использования компьютера помогает решать следующие учебные и познавательные задачи:
1. формировать мотивацию к предмету,
2. активизировать детей на уроке,
3. способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).
Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:
- углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;
- организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
- контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:
- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
- создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
Использование мультимедийных учебников эффективно, так как:
повышается плотность урока,
появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций,
растет уровень обучаемости,
изменяется роль учителя;
устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса,
учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
Но даже к этим учебникам нужно подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагают материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу.
Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Показ элементов презентации.
Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация.
Компьютерная лекция, разработанная средствами MS PowerPoint, — это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной, компьютерная лекция имеет больше возможности в привлечении иллюстративных материалов (информационных объектов). Поэтому компьютерную лекцию я рассматриваю как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.
Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т.д. Программа разработки презентаций (т.е. компьютерных, или мультимедийных, лекций) PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет мне подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. А электронные таблицы Excel помогают мне при подготовке урока построить картограммы и картодиаграммы по последним статистическим данным и использовать их при объяснении нового материала. Это большое благо для преподавателя географии, что с использованием ИКТ отпала необходимость приносить на лекции рулоны наглядных пособий и тратить время на их развешивание, закрепление и сворачивание.
Так, при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе, можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России. Например: «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.
В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.
В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска.
Электронные презентации хороши тогда, когда учащимся дается опережающее или творческое задание.
Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно
предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций, веб-страниц.
Например, в 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создать презентации. В 9 классе - можно сделать презентации. Веб-страницы по темам: «Города России», «Города науки», «Военно-промышленный комплекс России» и т.д. На экзаменационной защите рефератов в 9 классе по экономической географии России и экономической и социальной географии мира в и 10 классе ученики могут использовать электронное приложение к своему реферату, где могут быть представлены ключевые моменты доклада, подборка материалов из Интернета (цифры, фото, диаграммы и т.п.).
Презентации удобны тем, что при подготовке можно отбирать материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Демонстрация презентаций к урокам по темам:
Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ. Демонстрация примеров.
Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке.
Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.
При создании компьютерных презентаций, во-первых, подготовительная работа проводится лишь один раз, во-вторых, все средства наглядности размещаются в компьютере и демонстрируются на уроке с помощью мультимедийного проектора, что существенно упрощает процесс его проведения. В этом случае принципиальных отличий в содержании «прежнего» и «нового» урока нет, но существенно меняется его оформление.
Новая форма предъявляет следующие требования к содержанию:
1. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом.
2. Каждая из этих частей должна быть относительно невелика по объему, с тем, чтоб она была хорошо читаема на экране.
3.Текстовые составные части целесообразно сопровождать картосхемами, диаграммами, фотографиями.
4.Необходимо отбирать фотоматериалы, наиболее точно показывающие специфику территории.
5. Качество фотоматериалов не должно ухудшаться при их увеличении.
6. Этим же требованиям должна соответствовать и контролирующая составляющая, если она предусмотрена.
На сегодняшний момент до сих пор существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются многие педагоги, пытающиеся использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности:
- во-первых, учитель-предметник, как правило, далек от компьютера, он не имеет достаточной подготовки в области информатики, не знает возможностей компьютерной техники, испытывает к ней недоверие и поэтому крайне редко или не использует совсем имеющуюся в школах компьютерную базу;
- во-вторых, школьные кабинеты редко где оборудованы компьютерами, а учителя информатики допускают «посторонних» в компьютерные классы крайне неохотно, ибо несут материальную ответственность за оборудование, да и поломка компьютера становится для школы настоящим бедствием;
- в-третьих, отсутствует или имеется, но не соответствует всем потребностям учебного плана
и преподавателя программный продукт;
- в-четвертых, ощущается полное отсутствие или недостаток пособий для преподавателей по программному обеспечению, где была бы представлена современная целостная методика компьютерного освоения тем, разделов, которая бы охватывала все виды работ от составления плана до итоговых выводов.
Таким способом мы снова обеспечиваем принцип наглядности на уроке, но другими современными и удобными средствами.
Итак:
1. Использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.
2. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет достигнуть нового качества знаний, причем эта потенциальная возможность заложена в существе самих информационных технологий.
3. Компьютерное моделирование позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения.
4. Применение мультемедия-технологии, позволяя задействовать все органы чувств человека для достижения нового, формирует красочный, объемный образ изучаемого объект, создает ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала.
4. Мультимедийные учебные пособия активизируют полученные ранее знания, развивают логическое мышление, позволяют усилить творческую составляющую учебного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерной презентации на уроке-обобщении по физике на тему "Тепловые явления"
Урок-обощение по теме "Тепловые явления" в 8 классе. Урок содержит устную работу в форме физической разминки, теретический тест по данной теме, физическое лото на проверку знаний формул по данной теме...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В настоящее время информационные технологии занимают все большее место в нашей жизни. Поэтому, использование компьютеров на уроках иностранного языка является потребностью времени. Информационно...
Использование информационных компьютерных технологий на уроках географии и изобразительного искусства
Тема самообразования.Повышение ИКТ компетентности учителя и формирование навыков работы учащихся с компьютером при изучении географии и изобразительного искусства...
Статья « Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».
Использование современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Особенно актуальность эта возникла на уроках преподавания географии, работая по новой программ...
Статья «Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».
Использование современных инновационных технологий в учебном процессе....
Применение компьютерных технологий на уроках географии.
Использование современных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Особенно актуальность эта возникла на уроках географии, работая по новой программе и с новыми учебниками в 5...
Использование компьютерных технологий на уроках географии как средство повышения учебной мотивации
В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста име...