План урока по теме Западная Сибирь
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Редникина Альбина Тимофеевна

Разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapadnaya_sibir.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме: «Природные ресурсы Западно–Сибирской равнины и проблемы их освоения».

Учитель географии: Редникина Альбина Тимофеевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Цель: охарактеризовать природные ресурсы и проблемы их освоения в Западной Сибири.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири; рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.
  • Развивающая: развивать умение слушатьзадавать вопросы, делать выводы из услышанного, научить выделять причинно - следственные связи.
  • Воспитательная: Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе. Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Западно-Сибирской равнины, воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

        Подходы:

                        коммуникативно-деятельностный

                        личностно-ориентированный

                        дифференцированный

                        информационный


Элементы технологий:

Информационно-коммуникационные

Технология развития критического мышления

Здоровьесберегающие технологии

Межпредметные связи:

 с литературой, биологией, краеведением

Форма работы:

  •     Групповая.
  •     Индивидуальная
  •     Парная

Методы и приёмы работы:

  • Работа с книгой, атласами, справочными материалами.
  • Коллективная деятельность в группе и индивидуальная при выполнении теста,
  • Объяснительно-иллюстративные: презентация, работа в рабочей тетради.
  • Приёмы: учебный диалог, приемы словесного описания, объяснения, организации учебного общения.

Оборудование:

  • физическая карта Западной Сибири,
  • атласы 8 класса,
  • карточки-задания,
  • компьютер, проектор, экран,
  • тексты справочных пособий по географии,

Ход урока    слайд 1

 Сибирь,землямоябез края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой

               Гаврюшкин  А. Е.                                                         

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я, очень рада вас видеть. Садитесь. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши атласы, рабочие тетради, учебник, карточки с заданиями. Тетради свои вы сдаете в конце урока на проверку.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Дорогие ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы,  давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Мы определяли географическое положение - у доски показать, климат, внутренние воды, рельеф Западной Сибири).

Учащиеся заполняют таблицу и отвечают слайд 2

III. Изучение новой темы

Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием, и мы повторили с вами географическое положение, климат, внутренние воды, рельеф Западной Сибири, а теперь посмотрите на карту слайд 3 внимательно и скажите, о чем мы еще не говорили. Что мы с вами еще не изучили? Подсказка: посмотрите. что за знаки на карте? Что они обозначают?

Что мы еще должны узнать о Западной Сибири (природные ресурсы).

Молодцы! открываем тетради и записываем тему нашего урока "Природные ресурсы Западной Сибири" слайд 4

Что же мы должны узнать на уроке? Какая же задача стоит сегодня перед нами. Если вы затрудняетесь ответить, то посмотрите на ваши инструктивные карточки. слайд 5

 Молодцы,  мы попытаемся разобраться в богатствах Западной Сибири, как они были найдены, как осваиваются в каких условиях и как это отражается на природе края. Скажите ребята, зачем нам с вами важно знать географию Западной Сибири(Мы живем на этой равнине). Да мы живем на этой равнине, можете ли вы назвать, какими природными ресурсами богат наш край.( Лесные, минеральные, биологические) слайд 6

Задание №1 Ресурсы: прочитайте текст в начале § 36 и заполните пропуски. Ответы учащихся. Молодцы.

В Западной Сибири издавна местные жители промышляли пушного зверя и дичь. Тайга имеет ценную древесину, в реках много рыбы. Тундра - пастбища для оленей. Но главное богатство Западной Сибири - это ее минеральные ресурсы.

Задание №2. Найдите, назовите и нанесите на контурную карту полезные ископаемые: нефть, газ, торф, бурый уголь, железную руду. Горячие и минеральные воды с содержанием: хлоридов, карбонатов, йода, брома.

Учитель: Полезных ископаемых на территории равнины не мало, но все же преобладает нефть и газ. Ребята, как вы думаете, в чем причина таких богатейших месторождений?      

 ( условия и причины образования). Молодцы. А теперь по ходу моего рассказа заполните следующую схему. Слайд 7

Задание №3.  Подпишите схему:

Учитель: Академик Иван Михайлович Губкин еще 30-е годы XX в. предсказал возможность существования в Западной Сибири нефти. Летом 1960 года на берегу реки Конды в тайге буровая бригада пробурила скважину, из которой ударил фонтан нефти. Это было начало освоения нефтяных запасов Западной Сибири. Позднее открытые другие скважины более богатые: Самотлор, Мешон, Шаим, Усть-Балыкское...

Слайд 8. Как же образовалась Сибирская нефть? Средняя глубина залегания нефти - от 1500 м до 2500 м и 3000 м. Нефть мезозойского возраста (250 -66 млн. лет). Мы знаем, что в основании Западно-Сибирской равнины лежит молодая плита. Фундамент плиты смят в складки, он представляет собой остатки палеозойских гор. Позднее этот участок долго опускался. В понижениях были мелководные озера, в которых накапливались органические вещества, например сапропель.

Моря залило палеозойские горы, и оставалось тысячи лет. Фундамент оказался закрыт слоями осадочных пород. Органические вещества закон сервировались под осадочными породами. Под давлением и при высоких температурах происходило образование газа и нефти из органических веществ. Нефтеносные соединения перемещались в сторону меньших давлений. Нефть перелилась из погружения в поднятие, а более легкий брался по краям нефтяных бассейнов, там, где есть поднятия купола. Над куполами осадочные породы - глина.

Ответы учащихся, после заполнения схемы.

Скважины Западной Сибири дают много нефти. Качество нефти Западной Сибири высокое добыча нефти ведется уже более 30 лет, некоторые месторождения истощаются. Бурение мягких осадочных пород не сложное дело но все же затруднено природными условиями.

Задание №4.Посмотрите на слайды и выявите причины, затрудняющие освоение природных богатств Западной Сибири. Слайд 9, 10, 11,12.   Учащиеся называют.

Учитель: слайд 13 Основная проблема освоения газа и нефти Западной Сибири - тяжелые природные условия. Условия жизни и работы людей осложняются сильными морозами, на севере при ураганном ветре. Грунты на севе ре скованы вечной мерзлотой, что осложняет строительство. Летом огромное количество кровососущих насекомых- гнус не дает спокойно работать людям, донимают животных. Но главная проблема освоения Сибири - это огромные площади топких болот.

Физкультминутка. слайд 14

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Учитель: Ребята, кто же жил, осваивал территорию З. Сибири, как они приспособились к условиям природы. Об этом мы узнаем в следующем выступлении. Выступление краеведа  ( презентация ученицы)

Мы с вами много узнали о том. чем богата, как используется З.С. равнина и все полученные вами знания понадобятся при выполнении следующего задания. Но прежде чем приступить заслушаем еще одно выступление. Выступление эколога. ( презентация ученицы)

5.Работа в группах. слайд 15. Перед вами высказывание: Природа  Западно Сибирской равнины – это уникальный  уголок земли не тронутый человеком!

Ваша задача:  1.выслушать внимательно выступление эколога

                          2.рассмотреть схему и прочитать текст в учебнике

                          3. обсудить в группе и ваши выводы изложить по схеме:

Причины                           следствие                                 пути решения

Заслушиваются выступления групп.

IV. Закрепление.

Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Слайд 16

1. Перечислите природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

2. Кто и когда предсказал возможность существования нефти в Западной Сибири.

3.В каком году обнаружена нефть.

4.Что осложняет добычу природных ресурсов на равнине.

5.Изменилась ли жизнь коренного населения, после того как в Западной Сибири обнаружили и стали добывать нефть.

Подведение итогов. Выставление оценок. Слайд 17

Домашнее задание. 1. читать §36 пересказ, 2. в р.т. стр. 53  выполнить задания, 3.Сообщение или презентация об экологической ситуации на Западно-Сибирской равнине.

 Инструктивная карта к уроку.

 Тема «Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и проблемы их освоения ».

Цели:        

  • узнать о природных ресурсах Западной Сибири;
  • рассмотреть проблемы освоения ресурсов,
  • узнать о коренных жителях, образе жизни, занятиях.
  • Научиться давать оценку  экологическим проблемам Западной Сибири.

План:   1.Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

             2. Проблемы освоения ресурсов

             3. Коренные жители, образ жизни, занятия.

              4.Эколочические проблемы.

              5. Подведение итогов.

  1. Повторение. Задание№1.  Выявите главные особенности природы равнины, определите их причины,  заполните таблицу.

Причины, влияющие на природу равнины

Следствие (особенности природы )

?

Почти плоский рельеф

?

?

Суровый континентальный климат

?

?

?

?

Исключительная заболоченность равнины

?

?

?

?

Разнообразие природных зон

?

  1. Изучение нового материала.

1.Ресурсы : прочитайте в начале § 36 и заполните пропуски.

Водные: ______,______________,____________,___________.

Биологические:______________________________________

2. Найдите, назовите и нанесите на контурную карту полезные ископаемые

                  3. Подпишите схему:

4.Посмотрите на слайды и выявите причины, затрудняющие освоение природных богатств Западной Сибири.

5.Работа в группах. Перед вами высказывание:

Природа  Западно Сибирской равнины – это уникальный  уголок земли не тронутый человеком!

Ваша задача:  1.выслушать внимательно выступление эколога

                          2.рассмотреть схему и прочитать текст в учебнике

                          3. обсудить в группе и ваши выводы изложить по схеме:

Причины                           следствие                                 пути решения

  1. Закрепление.

1. Перечислите природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

2. Кто и когда предсказал возможность существования нефти в Западной Сибири.

3.В каком году обнаружена нефть.

4.Что осложняет добычу природных ресурсов на равнине.

5.Изменилась ли жизнь коренного населения, после того как в Западной Сибири обнаружили и стали добывать нефть.

IV. Домашнее задание.

1. читать §36 пересказ 2. в р.т. стр.  выполнить задания 3.Сообщение или презентация об экологической ситуации в Западно-Сибирской равнине.

Оцени собственные знания:

  1. Я все понял, смогу научить другого – оценка 5.
  2. Я могу объяснить изученный материал при некоторой помощи – оценка 4.
  3. Мне многое не понятно из изученного материала – оценка 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме "Западная Сибирь. Уникальность природы"

Урок – путешествие - изучения нового материала на основе уже имеющихся ЗУНов.Цель: Познакомить учащихся  с особенностями природы Западной Сибири  и раскрыть причины её уникальности.Задачи ур...

Слайдовая презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Западная Сибирь"

Презентация содержит фотографии тундры, лесов, водоёмов Западной Сибири, текстовый материал по теме, таблицы, схемы....

Урок по теме "Западная Сибирь"

Урок содержит характеристику природы Западно-Сибирской равнины и краеведческий материал по Барабинскому району Новосибирской области....

Презентация к уроку географии 9 класс по теме "Западная Сибирь" УМК "Сферы"

Презентация к 1 уроку по теме "Западная Сибирь" 9 класс....

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»

План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»...