Тема | «Австралия. Географическое положение и история открытия»
|
Содержание урока | - Уникальность Австралии;
- История открытия материка;
- Особенности географического положения
|
Цели и задачи урока
| - Образовательные:
ЦЕЛЬ: Продолжить формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения. ЗАДАЧИ: - создать общее представление о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия;
- познакомить с основными сведениями из истории открытия Австралии
- формировать у учащихся прием составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости от учебной задачи
- совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный навык)
- формировать умение прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка
- Развивающие:
ЦЕЛЬ: Создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности учащихся в процессе мыслительной деятельности при построении знаний ЗАДАЧИ: - развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
- развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
- развивать критическое мышление при анализе карт и работе с дополнительной литературой;
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся
- способствовать формированию коммуникативных навыков
- Воспитательные:
ЦЕЛЬ: Воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувства ценности интеллектуального труда; познавательного интереса к дальнейшему изучению материка. ЗАДАЧИ: - воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
- формировать мировоззрение, оценочное суждение школьников
- воспитывать географическую культуру учащихся;
|
Методы обучения | В зависимости от целей учебного элемента (этапов экспедиции) используются разные методы обучения: УЭ-1: по источникам знаний – словесный, по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый; УЭ-2: по источникам знаний – словесный, практический, наглядный, по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно иллюстративный, частично-поисковый, практический; УЭ-3: по источникам знаний – практический, наглядный по характеру познавательной деятельности учащихся – репродуктивный, частично-поисковый. УЭ-4 : по источникам знаний- практический, по характеру познавательной деятельности- репродуктивный. |
Ресурсы: – основные
– дополнительные | - Физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, маршрутный лист экспедиции (Приложение).
- Презентация к уроку, дополнительный текст об истории открытия и освоения материка Австралия.
|
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная |
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (3 мин.) | Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности | Приветствие. Слайд 1. Учитель: Друзья мои! Я очень рада. Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда – Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги Ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. Договор о сотрудничестве.
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправляемся в экспедицию к далекой Австралии. Получите маршрутные листы. Итак, мы отправляемся! |
Договор о сотрудничестве.
Настраиваются на работу, сосредотачиваются. Получают маршрутные листы (технологические карты урока). |
-самоопроеделение к деятельности – (Л); -смыслообразование (Л); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2.Актуализация и целеполагание (5 мин.) | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к приобретению нового знания. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
. | На фоне видеоролика учитель зачитывает стихотворение Слайд 2- 10 «Австралия-страна наоборот», Австралия – страна наоборот. Она располагается под нами. Там, очевидно ходят вверх ногами, Там протекают реки без воды, (Они в пустыни пропадают где-то). Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето. Там в зарослях следы бескрылых птиц. Там кошкам в пищу достаются змеи. Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры. Там кролики страшней, чем наводненье. Спасают юг от северной жары. Столица не имеет населения. Австралия – страна наоборот. Ее исток на лондонском причале. Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия – страна наоборот. Учитель предлагает прокомментировать стихотворение. -Всё ли вам понятно в этом стихотворении, что не понятно? Вместе с детьми в ходе беседы сформулировать цели урока: Слайд 12. 1.Что мы должны выяснить на уроке, (исходя из заявленной темы); 2.Чему мы должны научиться в ходе урока? 3. Как мы это будем делать? |
Пытаются прокомментировать стихотворение, ответить на вопросы. Возникает затруднение. Учащиеся формулируют цель и задачи урока: - Мы должны постараться разгадать тайну уникальности материка. 1. Выяснить, чем уникален материк. 2. Познакомиться с особенностями ГП Австралии; 3. Узнать, как происходило открытие и освоение материка |
-обнаруживать и формулировать учебные задачи совместно с учителем (Р); - высказывать свою версию (Р); - ориентироваться в своей системе знаний и -осознавать необходимость нового знания(П); -оформлять свои мысли в устной форме (К); -мыслительные операции –П;
|
3.«Открытие» нового знания (20 мин.) | Создать условия для открытия нового знания. .
| Слайд 11. Задание. Используя текст на стр.148 выяснить, в чем заключается уникальность материка.
Слайд 12. Задние: На основе текста учебника и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу, ответить на вопросы: --Как люди открывали и осваивали Австралию - В каком году Луис Торрес пересёк Тихий океан? -Кто доказал, что Новая Гвинея не связана с Южной Землей? - Кто и в каком году завершил открытие материка? -С каким годом связана дата колонизации и освоение материка англичанами? -Сколько лет посвятил Миклухо – Маклай исследованию Австралии и Океании ? Задание.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка» Учитель координирует действия учащихся. Следит за хронометрией урока.
Слайд 13.
. |
УЭ-1. Фронтальная работа класса. «Австралия - самый-самый…». Происхождение названия материка.
УЭ-2.Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «История открытия Австралии». Затем идет самопроверка на основе ключа (выставляют баллы), отвечают на вопросы учителя
УЭ-3.Прием «Игровая цепь». Класс делится на группы. Каждая группа определяет ГП материка по плану. Каждый учащийся прорабатывает определенный пункт плана. Далее члены группы кооперируются, формулируют общую характеристику, заносят в тетрадь характеристику ГП материка, формулируют вывод. Сравнивают свое описание с эталоном представленным учителем. По мере необходимости корректируют свою работу. | - извлечение из предметного текста и карт необходимой информации - П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; - планирование учебного сотрудничества со сверстниками – К.
|
ФИЗМИНУТКА для глаз « Путешествие по карте» |
3. Закрепление нового материала (6 мин.) | Обобщить актуализацию полученных ранее знаний и систематизировать материал. | Задание. Составить «Синквейн». Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля.
| УЭ – 5.Учащиеся составляют «Синквейн», затем озвучивают наиболее интересные варианты подсчитывают количество баллов, суммируют их с полученными за задание УЭ-2 , УЭ-3 и заносят их в сводную ведомость.
| -извлечение из предметного текста необходимой информации - П; - использование знаково - символических средств (схем, чертежей и др.) -П; -осознанное и произвольное речевое высказывание – П;
|
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (6 мин.). . | Зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию собственной учебной деятельности | – Какой вопрос задали в начале урока? – Что нового открыли на уроке.? Зачитывает стихотворение и просит вновь прокомментировать его. «Австралия-страна наоборот»,
Действительно, не все свои тайны открыл нам материк, но это уже темы работа для следующих уроков
Выставляются оценки за урок. Учитель выражает благодарность за работу на уроке и интересуется впечатлениями учащихся об уроке, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к серьезной работе.
| Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия.
Намечают цели дальнейшей деятельности. Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух. Учащиеся подсчитывают количество баллов за урок. Полученную сумму баллов заносят в ведомость (приложение) по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю. - 17-15 баллов – оценка «5»;
- 14-12баллов – оценка «4»;
- 11-9 баллов – оценка «3».
Учащиеся высказывают свое мнение об уроке. |
-рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; - адекватное понимание успешности или неспешности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; - планирование успешного сотрудничества - К - следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
5. Домашнее задание (3мин.)
| Организовать выполнение д/з | 2.Выберите домашнее задание 17-15 баллов | 14-12 баллов | 11-9 баллов | Составить тестовое задание из 5 вопросов | Сравнить ГП Африки и Австралии | Составить маршрутную карту путешествия Джеймса Кука в к/к | Нанести крайние точки, объекты береговой линии на контурную карту |
|
|
|