Разработка урока географии в 7 классе "Австралия: географическое положение, история открытия и освоения"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Конспект  урока географии в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: География.

Класс:  7.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологическая карта урока

Тема

«Австралия. Географическое положение и история открытия»

Содержание урока

  • Уникальность Австралии;
  •  История открытия материка;
  • Особенности географического положения

Цели и задачи урока

  1. Образовательные:

ЦЕЛЬ: Продолжить формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения.

ЗАДАЧИ:

  • создать общее представление о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия;
  • познакомить с основными сведениями из истории открытия Австралии
  • формировать у учащихся прием составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости от учебной задачи
  • совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный навык)
  • формировать умение прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка

  1. Развивающие:

ЦЕЛЬ: Создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности учащихся в процессе мыслительной деятельности при построении знаний

ЗАДАЧИ:

  • развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
  • развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
  • развивать критическое мышление при анализе карт и работе с дополнительной литературой;
  • развивать логическое мышление, речь и память учащихся
  • способствовать формированию коммуникативных навыков

  1. Воспитательные:

ЦЕЛЬ: Воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувства ценности интеллектуального труда; познавательного интереса к дальнейшему изучению материка.

ЗАДАЧИ:

  • воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
  • формировать мировоззрение, оценочное суждение школьников
  • воспитывать географическую культуру учащихся;

Методы обучения

В зависимости от целей учебного элемента (этапов экспедиции) используются разные методы обучения:

УЭ-1: по источникам знаний – словесный, по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый;

УЭ-2: по источникам знаний – словесный, практический, наглядный, по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно иллюстративный, частично-поисковый, практический;

УЭ-3: по источникам знаний – практический, наглядный по характеру познавательной деятельности учащихся – репродуктивный, частично-поисковый.

УЭ-4 : по источникам знаний- практический, по характеру познавательной деятельности- репродуктивный.

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

  • Физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, маршрутный лист экспедиции (Приложение).

  • Презентация к уроку, дополнительный текст об истории открытия и освоения материка Австралия.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная

Этапы урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (3 мин.)

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности

Приветствие.

Слайд 1.

Учитель:

Друзья мои!
Я очень рада.
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

Договор о сотрудничестве.

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправляемся  в экспедицию к далекой Австралии. Получите маршрутные листы.  

Итак, мы отправляемся!

Договор о сотрудничестве.

Настраиваются на  работу, сосредотачиваются. Получают маршрутные листы (технологические карты урока).

-самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация и целеполагание (5 мин.)

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к приобретению  нового знания.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

.

На фоне видеоролика учитель зачитывает стихотворение

Слайд 2- 10

«Австралия-страна наоборот»,

Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами. 
Там, очевидно ходят вверх ногами,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыни пропадают где-то).
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье.
Спасают юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот
.

Учитель предлагает прокомментировать стихотворение.  

-Всё ли вам понятно в этом стихотворении, что не понятно?

Вместе с детьми в ходе беседы сформулировать цели урока:

Слайд 12.

1.Что мы должны выяснить на уроке, (исходя из заявленной темы);

2.Чему мы должны научиться в ходе урока?

3. Как мы это будем делать?

Пытаются прокомментировать  стихотворение, ответить на вопросы.

Возникает  затруднение.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока:

 - Мы должны постараться разгадать тайну уникальности материка.

1. Выяснить,   чем уникален материк.

2.  Познакомиться с особенностями ГП Австралии;

3. Узнать, как происходило открытие и  освоение  материка

-обнаруживать и формулировать учебные задачи  совместно с учителем (Р);

-  высказывать свою версию (Р);

- ориентироваться в своей системе знаний и

 -осознавать необходимость нового знания(П);

-оформлять свои мысли в устной форме (К);

-мыслительные операции –П;

3.«Открытие» нового знания (20 мин.)

Создать условия для открытия нового знания.

.

Слайд 11.

Задание. Используя текст на стр.148 выяснить, в чем заключается уникальность материка.

Слайд 12.

Задние: На основе текста учебника и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу, ответить на вопросы:

 --Как люди  открывали и осваивали Австралию

- В каком году Луис Торрес пересёк Тихий океан?

-Кто доказал, что Новая Гвинея не связана с Южной Землей?

- Кто и в каком году завершил открытие материка?

 -С каким годом связана дата колонизации и освоение материка англичанами?

-Сколько лет посвятил Миклухо – Маклай исследованию Австралии и Океании ?

Задание.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

Учитель координирует действия учащихся. Следит за хронометрией урока.

Слайд 13.

.

УЭ-1. Фронтальная работа класса.  «Австралия - самый-самый…».

Происхождение названия материка.

УЭ-2.Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «История открытия Австралии». Затем идет самопроверка на основе ключа (выставляют баллы), отвечают на вопросы учителя

УЭ-3.Прием «Игровая цепь». Класс делится на группы. Каждая группа определяет ГП материка по плану. Каждый учащийся прорабатывает определенный  пункт плана. Далее члены группы кооперируются, формулируют общую характеристику, заносят в тетрадь  характеристику ГП материка, формулируют вывод.

Сравнивают свое описание с эталоном представленным учителем. По мере необходимости  корректируют свою работу.

- извлечение из предметного текста и карт необходимой информации - П;

 -осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

 - планирование учебного сотрудничества со сверстниками – К.

ФИЗМИНУТКА для глаз « Путешествие по карте»

3. Закрепление нового материала (6 мин.)

Обобщить актуализацию полученных ранее знаний и систематизировать материал.

Задание. Составить «Синквейн».

Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля.

 УЭ – 5.Учащиеся составляют «Синквейн», затем озвучивают наиболее интересные варианты подсчитывают количество баллов, суммируют их с полученными за задание УЭ-2 , УЭ-3  и заносят их в сводную ведомость.

-извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- использование знаково - символических средств (схем, чертежей и др.) -П;

-осознанное и произвольное речевое  высказывание – П;

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(6 мин.).

.

Зафиксировать новое содержание урока.

Организовать рефлексию собственной учебной деятельности

– Какой вопрос задали в начале урока?

– Что нового открыли на уроке.?

Зачитывает стихотворение  и просит вновь прокомментировать его.

«Австралия-страна наоборот»,

Действительно, не все свои тайны открыл нам материк, но это уже темы работа для следующих уроков

Выставляются оценки за урок.

Учитель выражает благодарность за работу на уроке и интересуется впечатлениями учащихся об уроке, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к серьезной работе.

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.

Учащиеся подсчитывают количество баллов за урок. Полученную сумму баллов заносят в ведомость (приложение) по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю.

  • 17-15 баллов – оценка «5»;
  • 14-12баллов – оценка «4»;
  • 11-9 баллов – оценка «3».

 Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

-рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неспешности;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

- планирование успешного сотрудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

5. Домашнее задание (3мин.)

Организовать выполнение д/з

2.Выберите домашнее задание

17-15 баллов

14-12 баллов

11-9 баллов

Составить тестовое задание из 5 вопросов

Сравнить ГП Африки и Австралии

Составить маршрутную карту путешествия Джеймса Кука в к/к

Нанести крайние точки, объекты береговой линии на контурную карту


Приложение к уроку.

Маршрутный лист экспедиции ученика (цы) 7а класса__________________________

Тема:  «Австралия. Географическое положение и история открытия.»

Этапы экспедиции (УЭ)

Учебный материал

Руководство по усвоению

1. «Самый-самый»

Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия

Продолжить предложение: «Австралия-самый…»

2.

2. «История открытия материка»

Цель: Изучить основные этапы открытия материка.

 Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу:

Дата

Путешественники

Открытия

Пересёк Тихий океан, прошёл вдоль южного берега Новой Гвинеи.

1642 – 1643 гг

Доказал, что Новая Гвинея не связаны с Южной Землёй.

Джеймс Кук

1798 г.

Англичане

1870 – 1880 гг.

Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации

Кол-во баллов________

3.«Географическое положение Австралии»

Цель: составить характеристику географического положения материка

1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

1 Положение относительно

экватора;

тропиков;

нулевого меридиана

2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная, восточная).

3.- В каких климатических поясах располагается?

- Как расположен материк относительно других материков?

2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.

Групповая работа по картам атласа

Индивидуальная работа по физической карте Австралии

Кол-во баллов________

4. «Синквейн»

Цель: Систематизировать полученные знания, подвести итоги урока

Алгоритм составления синквейна:

Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).

Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

1.

2.

3.

4.

5.

Индивидуальная работа

Кол-во баллов________

5. «Итоговый»

1. Подсчитайте общее количество баллов и занесите в сводную ведомость

2.Выберите домашнее задание

17-15 баллов

14-12 баллов

11-9 баллов

Составить тестовое задание из 5 вопросов

Сравнить ГП Африки и Австралии

Составить маршрутную карту путешествия Джеймса Кука в к/к

Нанести крайние точки, объекты береговой линии на контурную карту

Общее кол-во баллов_______

Оценка за урок_________

СПАСИБО ЗА УРОК!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."

Данный материал  содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Конспект урока и презентация по географии "Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые Австралии."

Урок применяет новые информационные технологии. Учащиеся знакомятся с географическим положением материка, исследователями и рельефом. Выполняют практическую работу....

Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"

Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями....

Урок географии 7 класс "Географическое положение. История исследования Северной Америки"

Сисстемно-деятельностный подход в преподавании географии....