Антарктида
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе.
Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Цель: Сформировать представления и знания учащихся о природе Антарктиды, особенностях ее географического положения, познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды.
Задачи:
- Совершенствовать умение составлять характеристику географического положения объекта.
- Открыть знания о наиболее значительных экспедициях и исследователях Антарктиды.
- Отметить вклад русских ученых в открытие и исследование Антарктиды.
- Показать, что каждая экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Работа по теме урока:
1.Вступительная беседа
Учитель: Сегодня мы продолжим удивительное путешествие по материкам и океанам и познакомимся с материком, о котором американский полярник Ричард Бэрд писал: (На экране высвечивается слайд №1 и звучит музыка Вивальди «Времена года»)
-Ребята, как вы думаете, о каком материке идет речь?
Дети: О материке Антарктида. Обозначается тема урока. (На экране высвечивается слайд №2)
Учитель: Антарктида. Какой это материк? (Дети говорят о том, что они слышали, видели или читали об Антарктиде. )
- Самый - высокий (толщина ледяного покрова 2000 метров)
- холодный
- самые сильные ветры на Земле
- Не принадлежит ни одному государству.
- Нет постоянного населения (из-за суровых климатических условий исследователи работают обычно не более одного года)
- По международному соглашению на территории Антарктиды запрещается проведение любых испытаний оружия и ядерных взрывов. Антарктиду называют континентом науки и мира.
- Охрана природы Антарктиды закреплена законом.
Учитель: Ребята, мы говорим о материке Антарктида. Обратите внимание на слайд, как называется изображенная здесь карта? (Дети называют: «Антарктика»). -Так Антарктида или Антарктика? Это одно и тоже? (Дети высказывают предположения)
(На экране высвечивается слайд №3)
2. Географическое положение Антарктиды
Учитель: С чего начинается изучение материка? (Дети: С географического положения.) Учитель: Какова цель нашего урока? (Дети определяют цель урока).
(На экране высвечивается слайд №4)
Определяются общие сведения о материке.
Учитель: Изучение материка начинается с географического положения.
Как вы думаете, почему? (Дети: Географическим положением материка определяются другие компоненты природы)
-Давайте определим особенности географического положения Антарктиды.
(Дети работают с картами атласа и называют особенности географического положения материка.)
(На экране высвечивается слайд №5)
Учитель: В Антарктиде зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле в районе научной станции «Восток». Какая? (- 89,3°С).
Учитель: Давайте выполним практическое задание на контурной карте. Задания учебника стр.198-199. (Для проверки умений, учащиеся выполняют задания).
3.Физкультминутка
4 .Открытия и первые исследования Антарктиды.
Учитель: Что вы знаете об открытии и исследовании Антарктиды? (Дети говорят о том, что они слышали, видели или читали о материке)
а) Открытие Антарктиды.
(На экране высвечивается слайд №6 )
Учитель: (дополняет сказанное детьми) С давних пор существовала легенда о том, что у Южного полюса находится неизвестная земля «Южный материк» Первым проник в воды Антарктики в 1502 году Америго Веспуччи. открыв остров Южная Георгия.
Плавание голландского мореплавателя А.Тасмана в 1642 году опровергло представление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом.
В январе 1773 года Южный полярный круг пересек английский мореплаватель Джеймс Кук. Он достиг рекордной широты 71° 10´. Перед ним простирался сплошной плавучий лед, который преградил ему путь на юг. Кук сказал: «…ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы… Эта страна обречена природой на вечный холод».
Заявление это оказалось слишком самоуверенным. Но авторитетное высказывание Д. Кука надолго отвратило желание исследовать океан южнее 50° широты.
Но, видимо, всегда и везде соблюдается «железное» правило: всему свое время. На «часах» истории Антарктиды оно пробило спустя 40 с небольшим лет после странствий Кука.
Русским мореплавателям выпала честь начать новый отсчет времени. Два имени раз и навсегда вписываются в историю великих географических открытий: Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев.
( На экране высвечивается слайд №7)
Сообщения учащихся о путешественниках. (опережающие индивидуальные задания)
Фадей Фадеевич Беллинсгаузен
Родился в 1779г. Ко времени отправления экспедиции он имел большой опыт в дальних плаваниях, да и родился Беллинсгаузен «среди моря», на острове Эзель (теперь остров Сарема в Балтийском море).
«Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря», - говорил о себе Беллинсгаузен. В восемнадцать лет он окончил Морской корпус в Кронштадте. Во время летней практики плавал к берегам Англии, с 1803 по 1806г. участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда», которым командовал знаменитый русский мореплаватель И.Ф.Крузенштерн.
Михаил Петрович Лазарев
Родился в 1788 г. и, в противоположность Беллинсгаузену, далеко от моря, во Владимирской губернии. Он также учился в Морском корпусе. Свою службу во флоте М.П.Лазарев начал на Балтийском море. Он участвовал в войне со Швецией и Наполеоном. После окончания войны 1812 г. был назначен командиром корабля «Суворов», направлявшегося в Русскую Америку (Аляску). Во время этого плавания он открыл в Тихом океане группу островов, которые назвал островами Суворова.
Учитель: Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его немного не достигла 100 тыс. км: это все равно, что два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору. 29 новых островов были нанесены на карту.
Моряки встретили, как писал М.П.Лазарев, «матерый лед чрезвычайной высоты». Это были не плавучие льды, остановившие Кука на целый градус широты севернее, а берег нового континента, покрытый мощным ледяным панцирем.
Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран. Так свершилось величайшее открытие ХIX века – открытие Антарктиды.
(На экране высвечивается слайд №8)
Впервые нога человека вступила на берег Антарктиды только в 1894 году. Только через 70 лет норвежское промысловое судно «Антарктик» пробилось к берегам моря Росса – отсюда в 1911 году начнет свой героический поход к Южному полюсу Роберт Скотт.
Вспомните слова американского астронавта Нейла Армстронга, которые он произнес, почувствовав под ногой поверхность Луны:
«Маленький шаг одного человека – огромный шаг для всего человечества».
Невольно напрашивается аналогия…
(На экране высвечивается слайд №9)
б). Открытие Южного полюса.
(Дети работают с учебником (стр.200), рассказывают об открытии Южного полюса)
Учитель(Дополняет): Главными конкурентами были капитан британского флота Роберт Фолкон Скотт и норвежский исследователь Руаль Амундсен.
Базовые лагеря их групп находились в 800 км. друг от друга: норвежский у Китовой бухты, британский на острове Росса. Амундсен предпочел собачьи упряжки, а Скотт считал, что сани должны дотянуть до полюса сами штурмующие его герои.
Норвежцы двинулись в путь 19 октября на четырех нартах. Через месяц началась самая сложная часть пути – подъем по ледяному хаосу ледника Аксель – Хейберг на плоское Полярное плато. Наконец 14 декабря в 15 часов путешественники, с беспокойством следившие за приборами, одновременно крикнули: «Стой!» Счисление пути показывало, что они на Южном полюсе.
Команда Скотта из пяти человек, впряженных в свои нагруженные нарты, прибыли туда же 17 января 1912 г. Черное пятно палатки с норвежским флагом посреди снежной пустыни сказало им, что они опоздали. «Боже мой, - записал в своем дневнике Скотт, - что за ужасное место».
Они повернули назад. Старшина Эванс и капитан Оутс уже были сильно обморожены. 17 февраля Эванс скончался. Четверо двинулись дальше, но началась пурга. Поняв, что стал обузой для товарищей, Оутс ушел в снежную мглу и больше его не видели. Остальные умерли от истощения и голода, в палатке в конце марта, пережидая очередную пургу, в 20 км от продовольственного склада. Когда в ноябре их нашла поисковая партия, они казались просто спящими.
На левой фотографии слайда:
Победитель. Руаль Амундсен, первым достигший Южного полюса, позирует со своими лайками на фоне норвежского флага.
На правой фотографии:
Второе место. Британцы достигли полюса на месяц позже. Через восемь недель все погибли.
На одном из антарктических островов, откуда начал свой трагический путь к Южному полюсу Роберт Скотт, в память о нем и его погибших друзьях был поставлен памятник - простой деревянный крест. На почерневшем от времени дереве до сих пор отчетливо видны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вся история изучения и освоения высоких широт прошла именно под этим девизом. Эти слова стали девизом всех полярных исследователей.
(На экране высвечивается слайд №10)
Учитель: Начало современному исследованию «шестого континента» было положено в 1957 – 1958 г.г. в связи с проведением Международного Геофизического Года, когда 12 государств мира решили совместно изучать материк и обмениваться научными открытиями.
Первую российскую антарктическую экспедицию возглавил Михаил Михайлович Сомов. 13 февраля 1956 года вступила в строй первая Российская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном круге.
(На экране высвечивается слайд №11)
(Ребята работают с атласом, находят расположение научных станций).
Дополнения учителя: На таком морозе металл становится хрупким, а бензин густеет и перестает течь. В ее «белой тьме» исчезает мир, и один неосторожный шаг в сторону может стать гибельным. 2 апреля из Мирного вышел первый санно-тракторный поезд.
Сейчас главной базой советских антарктических экспедиций является станция Молодежная.
(На экране высвечивается слайд №12)
Некоторые моменты из жизни полярников.
* Доставка грузов в Антарктиду (Самолет, доставленный вместе с другими грузами, будет хорошим помощником зимовщикам в их трудной работе)
* Советская станция «Восток» (расположена внутри материка)
Шутливый «указатель дорог»
Учитель: Ребята, как вы думаете, куда указывают стрелку указателей? (Дети высказывают предположения).
- На стрелках поставлены расстояния до родных мест зимовщиков, до известных городов мира.
-Антарктида – континент, на котором нет государственных границ.
-Антарктида принадлежит науке.
III. Закрепление изученного материала
Игра «Что такое, кто такой?»
Вопросы проецируются на экране (слайды 13-21), дети отвечают.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
*Я понял тему урока
*Как я оцениваю свою работу на уроке
*У меня были проблемы на уроке
V.Задание на дом:
1.Изучить § 40.
2.Самостоятельная творческая работа учащихся.
Создание проекта «Туризм в Антарктиде»
Задание № 1. Составить краткое описание маршрута туристического путешествия, учитывая, что маршрут должен:
показать разнообразие природных условий шестого континента;
включать не более пяти объектов или достопримечательностей Антарктиды, в том числе полярных станций, для ознакомления с проводимыми там исследованиями.
Рассчитать примерную протяженность маршрута, расстояние между отдельными пунктами, указать рекомендуемое время года и средство передвижения.
Задание № 2.Составить специальное «Руководство для туристов». «Руководство…» должно включать правила, диктуемые техникой безопасности и требования природоохранного поведения.
Задание № 3.Первые туристы в Антарктиде могли позволить себе столь диковинный сувенир, как чучело пингвина. Животный мир Антарктиды подлежит строгой охране! Но каким может быть сувенир из Антарктиды, который с удовольствием увез бы на память каждый, посетивший ледяной континент? Придумать сувенир, который не нанес бы вреда хрупкой антарктической природе.
Задание № 4.Придумать плакат в защиту антарктической природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антарктида
Презентация для 6 класса, объяснение нового материала....
Антарктида
Урок географии за курс "География материков и океанов" по теме "Антарктида" (история открытия Южного полюса)....
Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс
Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...
Презентация на тему "загадочная Антарктида"
Знакомство с Антарктидой. Просто и наглядно....
Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"
Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способству...
Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс
Быстро можно проверить географические знания учащихся по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...
Конспект урока "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она..."
Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды....