Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии на тему

Зарочинцева Татьяна

Рабочая программа по географии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_fgos_5-9.docx79.22 КБ

Предварительный просмотр:

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие  личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;  воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в  мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;  
  3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;
  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
  5. осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
  10.  осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  11.  развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;        

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10.   умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11.  формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения учениками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3. формирование представлений  и основополагающих теоретических  знаний  о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,  основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Источники географической информации

Ученик  научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Ученик  получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

II.Содержание учебного предмета

География. Введение в географию.

5 класс( 35 часов)

Тема 1. Наука география

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.  

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Организациянаблюденийзапогодой.

Тема 2. Земля и её изображение

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Практическиеработы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Практическиеработы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, т.е. деятельностный подход, и все предложенные автором практические работы будут выполнены, в рабочую программу и КТП включены 7 практических работ.

Практические работы

  1. Организация наблюдений за погодой
  2. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  4. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.
  5. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
  6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  7. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

География. Начальный курс

6 класс (35 часов)

Тема 1. Земля как планета

Содержание темы

Земля и Вселенная.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Практическая работа:  

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.  Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.
  2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
  3. Составлениепростейшегопланаместности.

Тема 3. Литосфера

Содержание темы:

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Практическая работа:

  1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Тема 4. Атмосфера

Содержание темы:

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Практическая работа:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера

Содержание темы:

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

Тема 6. Биосфера

Содержание темы:

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга

Практическая работа:

  1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка

Содержание темы:

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Практическая  работа:

  1. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Практическиеработы:

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
  2. Определение направлений и расстояний по карте
  3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
  4. Составлениепростейшегопланаместности.
  5. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
  6. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
  7. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
  8. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
  9.  Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

10.Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

География. Материки и океаны

7 класс (70 часов)

Раздел 1. Планета, на которой мы живем

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь

Содержание темы:

Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

2. Определение типов климата по предложеннымклиматограммам.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана.

Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты.

Особенности природы отдельных океанов Земли.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм

Содержание темы:

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Тема 5.Человек – хозяин планеты

Содержание темы:

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная Красная книга. Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Практическая работа:

  1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля

Тема 1. Африка — материк коротких теней

Содержание темы:

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия — маленький великан

Содержание темы:

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Практическая работа:

Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса.

Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

  1. Выявление с использованием карт атласа взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец

Содержание темы:

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Практические работы:

  1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия  – музей природы

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

  1. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Практическая работа:

  1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

2. Определение типов климата по предложеннымклиматограммам.

3. Описание природных зон Земли по географическим картам.

4. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

5. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

6. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

7. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

8. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

9. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

10. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

11. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.

География России 8-9 класс.

Часть 1. Природа России8 класс (70 часов)

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Практическая работа:

  1. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Тема 2. Россия на карте мира

Содержание темы:

Географическое положение России.  Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы.  Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

Практические работы:

1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для разных объектов на территории России.

Тема 3.История изучения территории России

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции  XVIII в.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути.

Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Практическая работа:

  1. Обозначение на контурной карте географических объектов,  открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

Тема 4.Геологическое строение и рельеф

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Практические работы:

1. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

2. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны.

Тема 5. Климат России

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России.  Солнечная радиация.  Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Практические работы:

1.Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

2.Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

3. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

Тема 6. Гидрография России

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.

Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек.  Озёра. Виды озер и их распространение по территории России.  Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.  Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Практические работы:

1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

Тема 7. Почвы России

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их  свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Тема 8. Растительный и животный мир России

Содержание темы:

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.  

Практическая работа:

  1. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Практическая работа:

  1. Составление  описания одной из природных зон России по плану.

Тема 10. Крупные природные районы России

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.География Липецкой области.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Крым – «жемчужина Европы». Особенности географического положения региона. Равнинная, горная и прибрежная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Геологическое строениеи полезные ископаемые Крыма. Особенности климата региона. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Полоса субтропиков. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Крыма.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Пояс гор  Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Практические работы:

Составление описания природного района по плану.

Заключение. Природа и человек

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Практические работы:

1. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

2. Характеристика географического положения России.

3. Определение местного времени для разных пунктов России.

4. Обозначение на контурной карте географических объектов,  открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

5. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

6. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны.

7.Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

8. Анализ климатограмм, характерных для   различных типов климата России.

9. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

10. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

11. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

12. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

13. Составление  описания одной из природных зон России по плану.

14. Составление описания природного района по плану.

Часть II. Население и хозяйство России.

9 класс (70 часов)

Введение

Содержание темы:

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Тема 1. Россия на карте

Содержание темы:

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

2. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).

Тема 2. Природа и человек

Содержание темы:

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Практическая работа:

  1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

Тема 3. Население России

Содержание темы:

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России.

Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.        

Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Практические работы:

1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

Тема 4. Отрасли хозяйства России

Содержание темы:

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Практические работы:

1. Описание отрасли по типовому плану.

2. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

3. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.

4. Описание транспортного узла.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России

Содержание темы:

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной экономической зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.География Липецкой области.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Практические работы:

1. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.

2. Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по типовому плану (Западная Сибирь).

3. Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных регионов.

4. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природно-хозяйственного региона.

Заключение (1 час)

Содержание темы:

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Практические работы:

Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

2. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).

3. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

4. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

5. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

6. Описание отрасли по типовому плану.

7. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

8. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.

9. Описание транспортного узла.

10. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.

11. Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по типовому плану (Западная Сибирь).

12. Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных регионов.

13. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природно-хозяйственного региона

14. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

Направления проектной деятельностиобучающихся

Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В рабочей программе предусмотрено выполнение проектов по следующим темам:

« Путешествие по планете Земля»

« Природа Земли»

«Чудеса природы Земли»

«Страны мира»

«Полезные ископаемые России»

«Промышленность России»

III.Тематическое планирование

5 класс 35часов( 1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

1

Наука география

2

2

2

Земля и ее изображение

5

2

3

История географических открытий

14

2

4

Путешествие по планете Земля

10

2

5

Природа Земли

2

0

Итого

35

8

6 класс 35 часов ( 1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

1

Земля во Вселенной

6

1

2

Географическая карта

4

3

3

Литосфера

7

1

4

Атмосфера

8

1

5

Гидросфера

4

2

6

Биосфера

2

1

7

Почва и геосфера

4

1

Итого

35

10

7 класс  70часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

1

Раздел 1.Планета, на которой мы живем (21 час)

Литосфера - подвижная твердь

6

2

2

Атмосфера – мастерская климата

4

2

3

Мировой океан - синяя бездна

4

1

4

Географическая оболочка - живой механизм

2

3

5

Человек – хозяин планеты

5

1

6

Раздел 2. Материки планеты Земля (49 часа)

Африка  - Материк коротких теней

9

2

7

Австралия – маленький великан. Океания

6

1

8

Антарктида- холодное сердце

2

9

Южная Америка – материк чудес

8

1

10

Северная Америка  - знакомый незнакомец

8

1

11

Евразия – музей природы

10

1

12

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (6 часов)

Природа и человек

6

1

Итого

70

16

8 класс 70 часов ( 2 часа в неделю)

     № п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

1

Географическая карта и источники географической информации

4

1

2

Россия на карте мира

4

2

3

История изучения территории России

5

1

4

Геологическое строение и рельеф

6

2

5

Климат России

7

3

6

Гидрография России

8

2

7

Почвы России

3

8

Растительный и животный мир России

3

1

9

Природные зоны России

7

1

10

Крупные природные районы России

20

1

11

Природа и человек

1

Итого

70

14

9 класс 70 часов ( 2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Введение

1

0

1

Россия на карте мира.

6

2

2

Природа и человек

5

1

3

Население России

9

2

4

Отрасли хозяйства России

19

4

5

Природно- хозяйственная характеристика России

27

4

Заключение

1

1

Итого

70

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...