НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
элективный курс по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ 9-ГО КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели курса:
познакомить с наиболее характерными видами художественных ремёсел, с причинами возникновения и распространённых в разных регионах страны.
Задачи:
формирование художественного вкуса учащихся, понимание особенностей декоративно-прикладного искусства, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, развитие творческой фантазии и наблюдательности, изучение значения ремесел в хозяйственной жизни населения России.
Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народными художественными промыслами, которые наиболее полно хранят и передают новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Курс позволяет более подробно познакомить учащихся с различными народными художественными промыслами: лаковой миниатюрной живописью, художественными изделиями из дерева, с росписью по дереву, с керамическими изделиями, с художественной обработкой металла, с вышивкой, кружевоплетением, ковроткачество.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
Сопоставление образцов народных художественных промыслов разных мастеров и школ.
Подбор изобразительного видеоряда по теме.
Написание реферата по одному из художественных промыслов.
Организация выставки декоративно-прикладного искусства.
Создание эскизов образцов народных художественных промыслов.
Методы и формы обучения:
· Словесный (беседа, рассказ, объяснение, путешествие).
Наглядный (демонстрация слайдов, открыток, образцов народных промыслов, фотографий).
Учебно-тематический план:
1. Классификация видов народных промыслов
2. Лаковая миниатюрная живопись.
3. Подбор видеоряда по теме, сопоставление образцов народных промыслов.
4. Роспись по дереву.
5. Керамика
6. Художественная обработка металла.
7. Вышивка.
8. Узорное вязание. .
9. Кружевоплетение, ковроткачество.
10. Деревянная резьба
11. . Систематизация и оформление материала.
Выставка народных промыслов.
Содержание программы:
Тема 1. Виды промыслов. 1 ч.
Понятие «народный промысел». Виды народных промыслов, их классификация .Исторические корни. География народных промыслов.
Тема 2. Художественные изделия из дерева. 1 ч.
Богородская резьба. Абрамцево-кудринская резьба. Орнамент. (Деревянные кружева, мебель, посуда, утварь, игрушка). Художественные изделия из капа, из берёсты.
Тема 3. Роспись по дереву. 1 ч.
Городецкая роспись. Хохломская роспись. Росписи Полхов – Майдана. Роспись с выжиганием. Роспись матрёшек.
История промыслов. Материал. Краски.
Тема 4. Керамика. 1 ч.
Разнообразие изделий (терракота, майолика, фаянс, фарфор). Способы изготовления керамических изделий. Современные промыслы русской художественной керамики: Гжель, Скопино, Дымка, Филимоново, Каргополь, Абашево.
Единство декоративной росписи и формы изделия. Сравнение и сопоставление узоров.
Тема 5. Художественная обработка металла. 2 ч.
Великоустюжское черневое серебро. Ростовская финифть. Жостовские подносы. Ювелирное искусство Дагестана.
Многообразие художественно-технических приёмов. Традиции промыслов. Промысловые центры художественной обработки металла. Основные способы обработки металла (литьё, ковка, чеканка, скань).
Тема 6. Вышивка. Вязание узорное. 3 ч.
Центры художественного рукоделия (Заонежье, Орловская, Воронежская, Саратовская, Пензенская, Владимирская, Горьковская и др. области). Художественные приёмы, характер использования в быту. Связь с укладом жизни, развитием общей культурной традиции.
Самостоятельная работа: оформить альбом с образцами вышивки, импровизация по мотивам старинной праздничной одежды (проект праздничного костюма).Основные центры русского кружевоплетения (Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области, Михайловский район Рязанской области). Техника плетения. Средства выражения.
Самостоятельная работа: создание эскиза узора для кружева.
Тема . Ковроткачество. 1 ч.
Дагестанские ковры. Русские ковры (Воронежская, Белгородская, Курская области). Техника выполнения (паласные ворсовые ковры). Выразительные средства. Композиционное построение, колорит и орнаментальное решение
Литература:
Арбат Ю. народное декоративное искусство. М., 1963.
Вишневская В. М. Хохлома. Л., 1969.
Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981.
Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., 1
Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986.
Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы. М., 1980.
Кильчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959.
Коновалов А. Е. Городецкая роспись. Горький, 1988.
Королёва Н. С. Вышивка народов Поволжья и Прикамья. М., 1958. Коромыслов Б. И. Лаковая миниатюра Мстёры. Л., 1972.
Крапивина И. А. Русский расписной поднос. Альбом. Л., 1981.
Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.
Народные художественные промыслы России. Альбом. М., 1984.
Некрасова М. А. Искусство Палеха. М., 1966.
Попова О. С. Русское народное искусство. М., 1972.
Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956.
Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.
Разина Т. М. Русская эмаль и скань. М., 1961.
Розова Л. К. Богородская игрушка и скульптура. М., 1970.
Салтыков А. Б. Русская народная керамика. Альбом. М., 1960.
Семёнова Т. С. Художники Полхов- Майдана и Крутца. М., 1972.
Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра. Федоскино. М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные художественные промыслы Хохлома
Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта те...
Презентация "Народные художественные промыслы"
Хохломская роспись, богородская резьба по дереву, ростовская финифть, дымковская игрушка, Гжель, - все эти понятия оживают при знакомстве с данной презентацией. применяю эту работу на уроке географии ...
"Народные художественные промыслы России", урок по географии для учащихся 9 класса.
Учитель ставит целью познакомитьучащихся с географией народных промыслов России, развить нравственные и эстетические чувства, способствовать направлению на профессиональную ориентацию. Использов...
Викторина по народным художественным промыслам.
Эта викторина проводится как обобщающий урок в 5 классе или как внеклассное мероприятие по народным промыслам....
Народные художественные промыслы России
Народные художественные промыслы России:от прошлого к настоящему Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая...