Конспект урока и презентация по географии "Климат и климатообразующие факторы"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Шаткин Владимир Викторович

На данном уроке учитель работает над созданием условий для формирования представления о климате, климатообразующих  факторах, применяя различные формы и методы, в соответствии с требованиями ФГОС.  В результате, довольно сложная тема, усваивается учениками хорошо, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по географии для 6 класса на тему:

 «Климат, климатообразующие факторы»

Шаткин  Владимир Викторович

Учитель географии и биологии                                                                             Первая квалификационная категория                                                                 МКОУ «Нидымская основная школа»                                                      Эвенкийского муниципального района                                                    Красноярского края

Педагогическая идея урока:  «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б. Шоу

Цель: создание условий для формирования представления о климате, клима- тообразующих  факторах.

Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:

 - личностный результат –  развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах, проявлять потребность в самовыражении и самореализации.

 - метапредметный  результат – формирование умения читать графики, работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, схемами.

 - предметный результат –  формирование понятия "климат", «климатообразующие факторы», выявление условий образования климата; Тип учебного занятия: комбинированный урок

Вид учебного занятия: урок, практикум

Оборудование учебного занятия: мультимедийная  установка, персональный компьютер, презентация, карточки – задания,  учебник , физическая карта полушарий.

Этапы учебного занятия

Название этапа

Ведущая деятельность

Учителя

учащихся

1. Организационный этап (1 мин)

Здравствуйте! Меня зовут Владимир Викторович, я учитель географии и биологии

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь.

 Сначала мне хотелось бы прочитать эпиграф нашего урока: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б. Шоу (записан на доске).

Ребята, результатом нашей деятельности на уроке будут полученные знания.

2. Этап фронтальной проверки домашнего задания

(5 мин)

Фронтальный опрос:        Блиц-опрос

- Что такое атмосфера?

- Какой газ составляет 78% воздуха?

- Как называется нижний слой атмосферы?

- Как изменяется температура воздуха с высотой?

- Насколько градусов измениться температура воздуха при подъёме на 3 км?

- Как называется разность между самой высокой и самой низкой температурой     воздуха?

- От чего зависит нагревание земной поверхности?

- Что называется ветром?

- От чего зависит сила ветра?

- Где в России можно наблюдать муссон?

- Что такое погода?

  Основное свойство погоды?

- Назовите основные элементы погоды?

- Что такое воздушная масса? Какими свойствами она обладает?

- Назовите основные типы воздушных масс. Дайте им характеристику.

- Что такое трансформация воздушных масс?

 

Дети отвечают на вопросы

Воздушная оболочка Земли

Азот

Тропосфера

Понижается

На  -18 градусов(На каждый км подъёма температура понижается на 6 градусов)

Амплитуда температур

От угла наклона солнечных лучей

Горизонтальное движение воздуха

От разности давления

На Дальнем Востоке

Состояние тропосферы в данном месте, в данное время или в какой-то промежуток времени

Изменчивость

Температура, атмосферное давление, влажность, направление и сила ветра, облачность

Большие объёмы воздуха тропосферы, различающиеся своими свойствами : влажностью, температурой, прозрачностью

Арктические, умеренные, тропические, экваториальные

Преобразование

3. Этап всесторонней проверки УУД

(5 мин)

Учитель: Сейчас предлагаю вам выполнить задание с помощью такого активного метода обучения как Синквейн. Синквейн  – это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Итак, вам будут предложены слова, вы должны составить один  синквейн на двоих, с которым оба из вас  будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, а с другой – поможет выбрать наиболее точные, образные.

Даны термины:

- ветер

- осадки

- погода

На выполнение задания дается 5 минут

Работа в парах по схеме:

Глобус (пример)

ветер

осадки

погода

Назовите два прилагательных, которые его характеризуют

Круглый, уменьшенный

Назовите три действия, которые можно при этом выполнять

Вращать, измерять, рассматри -вать

Выразите в одном предложении свое впечатление о слове

Глобус похож на Землю

Как одним словом можно обобщить слово

Модель

Учащиеся выполняют задание, после чего зачитывают варианты ответов.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

(5 мин)

Учитель: Сейчас я представлю вашему вниманию одну из характеристик, касающуюся темы «Атмосфера», а вы определите, о чем идет речь?

Он чрезвычайно разнообразен. На севере он, исключительно холодный, а на юге - жаркий, по восточным и юго-восточным окраинам преимущественно влажный, а в центральных районах - засушливый.

- Как вы думаете, что это?(КЛИМАТ)

- Итак, какая тема нашего занятия ?                      «Климат, климатообразующие факторы». 

Ответы учеников

Климат        

«Климат, климатообразующие факторы».

5. Этап усвоения новых знаний

        (15 мин)

 Вспомните, что такое погода?

(вешаю табличку на доске слово ПОГОДА, затем предлагаю вспомнить элементы погоды: температура, давление, ветер, осадки, облачность. Все элементы подписываю под термином ПОГОДА) - образуется кластер.

Посмотрите пожалуйста в окно, какая сейчас погода?

- А какая погода была три месяца назад или год назад?

- Как вы поняли, что погода изменилась? (Действительно, погода в одном и том же месте постоянно меняется, но не каждый год одинаково. В один год зима теплее, а в другой – холоднее. В других районах Земли и сама погода, и ее чередование иные. Таким образом, каждой территории присущ свой режим погоды, или климат.

«Климат» в переводе с греческого означает «наклон». Наклон чего?

Сформулируйте сами определение климата

 

Как вы думаете, климат на всех территориях земного шара одинаков?

От чего он зависит? Что влияет на формирование климата? Каковы климатообразующие факторы?

Попробуем это выяснить.

 

- Проблема! Какими элементами характеризуют климат?

- Вернемся к нашим записям на доске, в правой  части запишем понятие  КЛИМАТ и выберите из предложенного списка элементы, характеризующие Климат (многолетний режим:

Средняя многолетняя температура

Среднее годовое количество осадков

Зимнее солнцестояние

Преобладающие ветры (Среднегодовая «Роза ветров»)

Максимальная и минимальная температура января и июля

Тропики

Какой вопрос нам осталось разобрать?

Работа в группах (4 группы)

(5 мин)

Задание для 1 группы:          Пользуясь учебником составьте на листе схему формирования климата, используя термины на доске.

Задание для 2,3,4 групп

Пользуясь учебником составьте схему   влияния на климат климатообразующих факторов ( по 2 фактора на группу), используя термины на доске.

Проверка выполнения заданий (5 мин)

А теперь давайте выясним, как вы поняли новый материал?

Ответы учеников

Погода- это

Состояние тропосферы в данном месте за определённый промежуток времени

Ответы учеников

Холодная, ясная,                                               Была  пасмурная , шёл снег

Ответы учеников

Ответы учеников

Наклон солнечных лучей

Климат – это многолетний режим погоды характерный для той или иной местности.

Каждой местности присущи свои особенности

климата

Работа с учебником,

Найдите в учебнике  элементы  климата  и подставьте  под понятием «климат»

на доске :              «Климат»

              Средняя многолетняя температура

            Среднее  годовое количество осадков

                      Преобладающие ветры

Климатообразующие факторы

Работа с учебником

Заранее заготовлены термины:

«Энергия  Солнца»

«Циркуляция  атмосферы»

«Влагообмен»

«Теплообмен»

Климатообразующие факторы

Географическая широта

Рельеф

Абсолютная высота

Отдалённость от океанов

Океанические течения

Подстилающая поверхность

Рассказ учеников  сопровождается показом презентации, где показаны правильные ответы

Представитель  1 группы составляет свою схему на доске.  Представители 2,3,4 групп объясяют свои схемы.  

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

        (2 мин)

  1. Вопросы на листочках для проверки и самопроверки , раздаются каждому на парту:
  2. 1.Что является элементом погоды? (Средняя суточная температура воздуха)
  3. 2.Что вызывает частую смену погоды? (приход воздушных масс)
  4. 3.В каких широтах нет различий между климатом и погодой? (в экваториальных)
  5. 4.Что в переводе с греческого означает слово климат? (наклон)
  6. 5.Как называется многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности? (Климат)

Самопроверка задания, поставьте + или -

Ответы вывешиваются учителем  на доске:               1-В, 2-A, 3-Б, 4-Е, 5-Г.

Ответы учащихся

А.Приход воздушных масс

Б.В экваториальных

В.Средняя суточная температура

Г.Климат

Е.Наклон

7. Этап закрепления нового материала

2 мин)


1. По координатам - 60ºс.ш., 30ºв.д., и 51 ºс.ш., 30ºв.д. –

Определите города и установите, где климат теплее и почему?

Учащиеся по карте в атласе определяют города и описывают их климат. Методом сравнения определяют, где теплее и почему.

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Домашнее задание: §40, читать, отвечать на вопросы после §.

Попробуйте сделать прогноз погоды по народным приметам и оцените их достоверность. Проведите фенологические наблюдения.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

9.  Подведение итогов урока: домашнее задание, формы оценивания учащихся

        (2 мин)

Итак, какую тему мы сегодня изучили?                У Вас на столах лежат листочки, где написаны вопросы, на которые  прошу Вас ответить:

Что нового я узнал(а) на  уроке?

Чему научился(ась)?

Какие были трудности?

Как я себя оцениваю за работу на уроке?

Всем  Спасибо, урок окончен!

Ответы учащихся

Ученики  отвечают на вопросы  и сдают листочки учителю.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель географии и биологии Шаткин В.В. МКОУ «Нидымская основная школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

Слайд 2

осадки Толщина снежного покрова Атмосферного давления Сила ветра Влажность воздуха Температура воздуха Найди пару

Слайд 3

Географическая широта Подстилающая поверхность от океанических течений Отдаленность от океана Абсолютная высота Рельеф Энергия солнца влагообмен Циркуляция атмосферы теплообмен

Слайд 4

Нагревание земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей экваториальные широты умеренные широты полярные широты

Слайд 5

Зависимость климата относительно положения горных хребтов Направление ветра

Слайд 6

Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря С подъёмом на 1 км температура воздуха понижается на 6 ◦ С

Слайд 7

Зависимость климата от близости морей и океанов Морской климат Умеренно Континентальный климат Континентальный климат Резко континентальный климат Муссонный климат 710 мм 582 мм 470 мм 319 мм 1092 мм

Слайд 8

Холодное течение Понижение t 0 воздуха Уменьшение испарения Уменьшение количества осадков Пустыня Атакама Зависимость климата от океанических течений.

Слайд 9

Тёплое течение Повышение t 0 воздуха Увеличение испарения Увеличение количества осадков Зависимость климата от океанических течений.

Слайд 10

85 %

Слайд 11

30%

Слайд 12

26%

Слайд 13

5%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация

представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...

Конспект урока с презентацией "Факторы размещения производительных сил"

Конспект урока с презентацией по географии .10 класс. Учеб.под ред. В.П.Максаковского....

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.Тип ...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...