Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС ООО
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Нестерова Ирина Викторовна

Рабочая программа по географии для 5 класса по ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_5_kl._fgos_oo.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для основной школы составлена с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования; авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, предложенные автором практические работы будут выполнены.

Нормативно-правовые документы, на основании которых  составлена рабочая программа:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении ФГОС ООО»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

 - Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М.: Просвещение, 2011г.;

 - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа - М.: Просвещение, 2011 г.;

 - Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012 г.

 - Учебник «География. Землеведение» 5-6 класс. Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева  – М. : Дрофа, 2014 г.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержательный блок «География Земли» 5-7 классы, состоит из двух курсов: «Землеведение» (5-6 классы), «Страноведение» (7 класс).  

Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» способствует формированию знаний из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

В курсе «География. Страноведение. 7 класс» увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Целью курса 5-6 класса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

- развитие специфических географических и общеучебных умений;

- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Описание места учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч. (1 ч. в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.        В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

           Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения географии.

Программа обеспечивает учащимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:

регулятивные УУД:

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Предметные результаты образовательной деятельности учащихся выражаются в следующем:

- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- различать и сравнивать изученные географические объекты;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;

- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;

- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Учебно-тематический план 5 класс

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение

1

2

Раздел 1.

Накопление знаний о Земле

5

1

1

3

Раздел 2.

Земля во Вселенной

7

1

1

    4

Раздел 3

Географические модели Земли

        10

1

2

5

Раздел 4

Земная кора

11

2

6

Промежуточная аттестация

1

1

Итого

35

4

6

Содержание учебного предмета география

5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение  (1 час)

 Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 часов)

     Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

     Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

     Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

    Современная география.  Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа

  1. Работа с электронными картами.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 часов)

    Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

    Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.

    Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

    Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

    Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

    Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа

  1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли (10 часов)

    Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

    Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

    Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

    Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

    Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

    Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах.

    Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

    Географические карты.  Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.

3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети.

Раздел IV. Земная кора (11 часов)

Внутреннее  строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

      Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.

Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы

5. Определение горных пород и описание их свойств.

6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Промежуточная аттестация – 1 час

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

          В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, в электронных ресурсах и статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

          Школьный курс географии призван  способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

          Это позволяет формировать у учащихся:

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  •  целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам

Используемые формы организации образовательного  процесса   

Применяются  следующие типы уроков:

- комбинированные (смешанные);

- уроки усвоения новых знаний;

- уроки формирования новых умений;

- уроки обобщения и систематизации изученного;

- уроки контроля знаний, умений, навыков;

- уроки отработки практических навыков.

Виды и формы контроля

Текущий, итоговый контроль.

Контрольная работа, контрольное тестирование, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос по вопросам.

В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме контрольной работы.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение (1 час)

 1.

Что изучает география

География как наука. Многообразие географи-ческих объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов.

Установление географических явлений, влияющих на геогра-фические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источ-никах) о роли географии в современном мире

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 часов)

 2.

Познание Земли в древности

Древняя география и географы. География в Средние века

Работа с картой: определение территорий древних госу-дарств Европы и Востока.

Сравнение современной кар-ты с картой, составленной Эратосфеном.

Изучение по картам марш-рутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло.

Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источни-ках) о накоплении геогра-фических знаний учёными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока

 3.

Великие географические открытия

Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Описание по картам марш-рутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте марш-рутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путе-шественниках и путешестви-ях эпохи Великих географии-ческих открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географичес-ких открытий

 4.

Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание

Описание по картам марш-рутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешест-вий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

 5.

Современная география

Развитие физической географии. Современные географические исследо-вания. География на мони-торе компьютера. Геогра-фические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа. Работа с электронными картами

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов совре-менных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космичес-ких снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования

 6.

Контрольная работа по теме: «Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

Выполнение заданий контро-льной работы.  Работа с учебником, атласом. 

Раздел II. Земля во Вселенной (7 часов)

 7.

Земля и космос

Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам

Поиск на картах звездного не-ба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

 8.

Земля — часть Солнечной системы

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета

Анализ иллюстративно-спра-вочных материалов и сравне-ние планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей матери-ков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты

 9.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна

Составление описания оче-видных проявлений воздейст-вия на Землю Солнца и ближ-него космоса в целом. Описание воздействия на Зем-лю ее единственного естест-венного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми мо-жет столкнуться человечество при освоении космического пространства

10.

Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси

Наблюдение действующей модели (теллурия, элект-ронной модели) движений Земли и описание особеннос-тей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависи-мости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

11.

Обращение Земли вокруг Солнца

Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле

Наблюдение действующей модели (теллурия, электрон-ной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей мо-дели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

12.

Форма и размеры Земли

Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты

Практическая работа

 Характеристика видов движений Земли и их географических следствий

Поиск информации (в Интер-нете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древнос-ти». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли». Выполнение практической работы.

13.

Контрольная работа по теме: «Земля во Вселенной»

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Выполнение заданий контро-льной работы.

Раздел III. Географические модели Земли (10 часов)

14.

Ориентирование на земной поверхности

Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут

Определение по компасу нап-равлений на стороны горизон-та. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса

15.

Изображение земной поверхности

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта

Изучение различных видов изображения земной поверх-ности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотогра-фиями одной местности

Объемная модель Земли

16.

Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу

Определение по топографии-ческой карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и имено-ванного масштаба. Решение практических задач по пере-воду масштаба из численного в именованный и обратно

17.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями

Работа с картой и планом ме-стности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, спо-собов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помо-щью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вер-шин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Ми-рового океана (ее глубины). Решение задач по определе-нию абсолютной и относи-тельной высоты точек

18.

Планы местности и их чтение.

Путешествие по Тамбовской области.

План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений

Поиск на плане местности и топографической карте услов-ных знаков разных видов, по-яснительных подписей. Описание маршрута по топо-графической карте (или плану местности) с помощью услов-ных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты

19.

Составление плана местности

Практическая работа

Составление плана мест-ности способом глазомер-ной полярной съемки

Ориентирование на местности по сторонам горизонта и отно-сительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности

20.

Параллели и меридианы

Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения

21.

Градусная сеть. Географические координаты

Градусная сеть. Географи-ческая широта. Географи-ческая долгота. Определение географичес-ких координат. Определение расстояний по градус-ной сети.

Практическая работа

Определение географичес-ких координат объектов, географических объектов по их координатам и рас-стояний между объектами с помощью градусной сети

Определение по картам геог-рафической широты и геогра-фической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей

22.

Географические карты.

Тамбовская область на географической карте.

Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт

Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, по-иск на них географических объектов, определение абсо-лютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления ис-кажений в изображении крупных географических объектов

23.

Контрольная работа по теме: «Географические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли»

Выполнение заданий контро-льной работы

Раздел IV. Земная кора (11часов)

24.

Внутреннее строение земной породы. Состав земной коры

Строение Земли. Из чего состоит земная кора

Описание модели строения Земли. Выявление особеннос-тей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюст-раций, сравнение оболочек между собой

25.

Разнообразие горных пород.

Горные породы и полезные ископаемые Тамбовской области.

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Практическая работа  Определение горных пород и описание их свойств

Сравнение свойств горных пород различного происхож-дения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород

26.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и литосфера Тамбовской области.

Земная кора и ее устройство. Литосфера

Сравнение типов земной ко-ры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и лито-сферы. Установление по ил-люстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит

27.

Разнообразие форм рельефа Земли

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на кар-тах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по гео-графическим картам коли-чественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географии-ческого положения

28.

Движение земной коры

Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород

Установление с помощью гео-графических карт крупней-ших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от ха-рактера взаимодействия лито-сферных плит. Описание из-менения в залегании горных пород под воздействием дви-жений земной коры

29.

Землетрясения. Вулканизм

Что такое землетрясения. Где происходят землетря-сения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм

Выявление при сопоставлении географических карт законно-мерностей распространения землетрясений и вулканизма. Модель вулкана

30.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека

Описание облика создаваемых внешними силами форм ре-льефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей со-отношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной ин-формации (в Интернете и дру-гих источниках) о причинах образования оврагов, следст-виях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятель-ность людей, способах борьбы с оврагообразованием

31.

Главные формы рельефа суши. Основные формы рельефа Тамбовской области.

Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши

Практическая работа

Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и круп-ных равнин, их географии-ческого положения.

 Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин

32.

Рельеф дна океанов

Неровности океанического дна

Выявление особенностей изо-бражения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит

33.

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

Обобщение и систематизация знаний

Выполнение контрольной работы

34.

Человек и земная кора

Как земная кора воздейст-вует на человека. Как чело-век вмешивается в жизнь земной коры

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополни-тельной информации (в Ин-тернете и других источниках) о ценных полезных ископае-мых и их значении в хозяйст-ве, о последствиях воздейст-вия хозяйственной деятель-ности на земную кору

35.

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

Обобщение знаний по разделу «Земная кора».

Работа с итоговыми вопро-сами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе допол-нительных источников инфор-мации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору.

График проведения контрольных работ

Форма контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Контрольная работа 5Г

Контрольная работа 5В

Промежуточная аттестация

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:

Учебник:  География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник/ В.П. Дронов, Л. Е. Савельева. – 4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.

Для учителя:

 1. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник/В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, - М.: Дрофа, 2014 г.

 2. География.  Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие, Л.Е.  Савельева,  В.П.Дронов.

 3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь, В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, - М.: Дрофа, 2015 г.

 4. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.

 5. Атлас по географии, контурные карты, 5-6 класс.

Для учащихся:

  1. География. Землеведение. 5—6 кл. : учебник/ В.П. Дронов, Л. Е. Савельева. – 4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.
  2. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь, В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, - М.: Дрофа, 2015 г.
  3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс.

Дополнительная литература:

  1. Э.В. Артаньян «История с географией»; М., «Детская литература», 1986;
  2. А.М. Берлянд «Образ пространства: карта и информация» М., «Мысль» 1999 г.;
  3. А.А. Полещук и др. «Человек открывает Землю» М., «Мысль», 1998 г.;
  4. Д.А. Эйби «Землетрясения» М., «Недра» 2002 г.

Мультимедийные пособия:

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное пособие.

Интернет- ресурсы:

1.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс;

2. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей;

3. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия;

4. http://www.zooeco.com/ - Природа планеты Земля;

5. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

6. http://www.ruclass.ru/node/ - RuClass;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. Теллурии, глобусы, нивелиры, компасы, визирные линейки.
  2. Наборы минералов и горных пород, почв, коры деревьев.
  3. Коллекции, гербарии, макеты.
  4. Шкала твердости
  5. Барометр, анемометр, флюгер, термометры
  6. Стенды для временных экспозиций

Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа-проектор
  3. Экран
  4. Колонки

Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий

Планируемые результаты изучения предмета «География. 5 класс»

 

По результатам изучения раздела «Накопление знаний о Земле»

Учащиеся должны научиться:

- читать легенду карты;

- знать первооткрывателей материков и океанов и вклад их в изучение географии, как науки.

Получат возможность научиться:

- умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- ориентироваться по карте.

По результатам изучения раздела «Земля во Вселенной»

Учащиеся должны научиться:

- сравнивать небесные тела;

- знать строение солнечной системы, виды космических тел; представление о Земле как космическом теле.

Получат возможность научиться:

- проводить наблюдение и описание небесных тел;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о небесных телах, оформлять её в виде рефератов, докладов;

-уметь отстаивать свою точку зрения.

По результатам изучения раздела «Географические модели Земли»

Учащиеся должны научиться:

- умению ориентироваться;

- определять направление по компасу и азимуту;

- производить расчет масштаба и находить координаты тела.

Получат возможность научиться:

- ориентироваться согласно сторон горизонта;

- определять координаты географических объектов;

- чертить план местности;

- формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание геологической науки.

По результатам изучения раздела «Земная кора»

Учащиеся должны научиться:

- знаниям о внутреннем строении земной коры;

- отличать виды горных пород;

- разбираться в причинах разнообразия рельефа.

Получат возможность научиться:

- проводить наблюдение и описание рельефа Земли;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов формировании земли;

- устанавливать причинно-следственные связи между внешними и внутренними силами Земли;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь отстаивать свою точку зрения.


Календарно-тематический план на 2017/2018 учебный год

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока,


вид контроля

                                Планируемые результаты

До-

маш-

нее

зада-ние

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

по плану

фак-

тичес-ки

Введение (1 ч.)

 1.

Что изучает география

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Устанавливать этапы развития географии от отдельных опии-саний земель и народов к ста-новлению науки на основе анали-за текста учебни-ка и иллюстра-ций.

Определять понятие география.

Познавательные:

Умение оценивать правиль-ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности ее решения.

Регулятивные:

Умение самостоятельно оп-ределять цели своего обуче-ния, ставить и формулиро-вать для себя новые задачи в учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Умение организовать учеб-ное сотрудничество и сов-местную деятельность с учителем и со сверстниками.

Умение определять понятия.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.

§ 1

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

 2.

Познание Земли

в древности

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Фронталь-ный опрос

Показывать по картам террито-рии Древних го-сударств Восто-ка.

Находить инфор-мацию (в Интер-нете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древ-них государствах Востока. Называть имена древних ученых, объяснять их вклад, показы-вать на карте маршруты арабс-ких мореплава-телей, Афанасия Никитина, Марко Поло

Познавательные:

Умение выдвигать гипотезы и их обоснование

Регулятивные:

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Коммуникативные:

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

§ 2

 3.

Великие географические открытия

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Фронталь-ный опрос

Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования, атласом и кон-турной картой. Извлекать ин-формацию об исторических личностях, внёс-ших вклад в ис-торию геогра-фии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источ-ников ЭОР, пе-рерабатывать информацию для получения необ-ходимого результата

Познавательные:

Умение контролировать и оценивать учебный процесс.  

Регулятивные:

Умение самостоятельно оп-ределять цели своего обуче-ния, ставить и формулиро-вать для себя задачи. Коммуникативные:

Умение планирования учеб-

ного сотрудничества с учите-

лем и сверстниками.

Осознание ценностей географичес-кого знания, как важней-шего компо-нента научной картины мира.

§ 3

 4.

Открытие Австралии и Антарктиды

  1

Комбиниро-

ванный

Индивиду-

альный опрос

Прослеживать и описывать по картам маршру-ты путешествий  Дж.Кука, В.В. Беллинзгаузена, М.П. Лазарева, И.В. Крузенш-терна и Ю.Ф. Лисянского.

Наносить марш-руты на контур-ную карту.

Находить инфор-мацию и обсуж-дать значение пе-рвого российско-го кругосветного путешествия.

Познавательные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информаци-онно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

Умение определять способы действий в рамках предло-женных условий и требований.

Коммуникативные:

Умение работать индивиду-

ально и в группах, аргумен-

тировать и отстаивать своё мнение.

Ответственное отношение к учебе

§ 4

 5.

Современная  география

Практическая работа «Работа с электронными картами»

  1

Урок форми-

рования новых умений

Индивиду-

альный опрос

Находить на иллюстрациях (среди электрон-ных моделей) и описывать спосо-бы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.

Познавательные:

Умение оценивать правиль-

ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-

ности её решения.

Регулятивные:

Умение соотносить свои дей-

ствия с планируемыми резу-

льтатами, осуществлять кон-

троль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению

§ 5

 6.

Контрольная работа по теме: «Накопление знаний о Земле»

  1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Итоговый письменный контроль,

контрольная работа

Выполнение вариантов контрольной работы

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

Умение осознанно использо-вать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей.

Формирование

личностных представлений о целостности природы Зем-ли, её крупных районов и стран; осозна-ние значимос-ти и общности глобальных проблем человечества.

§ 5

 7.

Земля и космос

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Фронталь-ный опрос

Определять стороны горизон-та по Полярной звезде, называть и показывать на звездном небе Большую и Малую Медведи-цу, приводить примеры навига-ционных созвез-дий Северного полушария.

Познавательные:

Умение устанавливать при-чинно-следственные связи.

Регулятивные:

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные:

Владение основами самокон-

троля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учеб-ной и познавательной деятельности.

Формирование

личностных представлений о целостности природы Зем-ли, её крупных районов и стран; осозна-ние значимос-ти и общности глобальных проблем человечества.

§ 6

 8.

Земля —  часть Солнечной системы

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Анализировать иллюстративно- справочный ма-териал и сравни-вать планеты Солнечной системы по раз-ным параметрам.

Составлять и анализировать схему «Геогра-фические следст-вия размеров и формы Земли».

Находить информацию и подготавливать сообщение на тему «Представ-ление о размерах и форм Земли»

Познавательные:

Умение оценивать правиль-

ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности её решения.

Регулятивные:

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные:

Владение основами самокон-троля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учеб-ной и познавательной деятельности.

Осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

§ 7

 9.

Влияние  космоса на Землю и жизнь людей

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Составлять опи-сания происше-ствий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.

Находить допол-нительные сведе-ния о процессах и явлениях, выз-ванных воздейст-вием ближайше-го космоса на Землю, о пробле-мах, с которыми может столкнуть-ся человечество при освоении космического пространства.

Познавательные:

Умение оценивать правиль-

ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности её решения.

Регулятивные:

Умение соотносить свои дей-

ствия с планируемыми резу-

льтатами, осуществлять кон-

троль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные:

Владение основами самокон-троля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учеб-ной и познавательной деятельности.

Формирование

ответственного отношения к учению, готов-ности и спосо-бности уча-щихся к само-развитию и самообразова-нию на основе мотивации к обучению и познанию.

§ 8

10.

Осевое вращение Земли

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Наблюдать действующую модель движений Земли.

Описывать осо-бенности враще-ния Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависи-мость продолжи-тельности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Решать практи-ческие и позна-вательные задачи на определение разницы во вре-мени часовых поясов.

Составлять и анализировать схему «Геогра-фические следс-твия осевого вра-щения Земли во-круг своей оси»

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные:

Формулировать, аргументи-ровать и отстаивать своё мнение.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 9

11.

Обращение Земли вокруг Солнца

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Наблюдать действующую модель движений Земли и описы-вать особенности вращения Земли по орбите.

Анализировать схему орбиталь-ного движения Земли и объяс-нять смену вре-мён года.

Показывать на схемах и картах тропики, Поляр-ные круги, пояса освещенности.

Познавательные:

Умение устанавливать при-чинно-следственные связи.

Регулятивные:

Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Осознание единств географичес-кого простран-ства как еди-ной среды про-живания насе-ляющих ее народов, опре-деляющей об-щность  их исторических судеб.

§ 10

12.

Форма и размеры Земли

Практическая работа «Характеристика видов движений Земли, их геогра-

фических следствий»

  1

Урок форми-

рования новых умений

Письменный контроль, практическая работа

Называть доказательства шарообразности Земли, размер экватора, поляр-ного и экватори-ального радиу-сов, площадь земной поверх-ности; описы-вать представле-ния древних лю-дей о форме Земли.

Познавательные:

Умение оценивать правиль-

ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности её решения.

Регулятивные:

Умение соотносить свои дей-

ствия с планируемыми резу-

льтатами, осуществлять кон-

троль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные:

Владение основами самокон-троля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учеб-ной и познавательной деятельности.

Ответственное отношение к учебе

§ 11

13.

Контрольная работа по теме: «Земля во Вселенной»

  1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Итоговый письменный контроль

Выполнение вариантов контрольной работы

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

Умение осознанно использо-вать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей.

Формирование

личностных представлений о целостности природы Зем-ли, её крупных районов и стран; осозна-ние значимос-ти и общности глобальных проблем человечества.

§ 11

14.

Ориентирование на земной поверхности

  1

Урок усвое-

ния  новых знаний

Фронталь-ный опрос

Называть способы ориен-тирования на местности; уметь определять на-правление с по-мощью компаса; определять ази-муты направле-ний на предметы.

Познавательные:

Умение оценивать правиль-

ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности её решения.

Регулятивные:

Умение соотносить свои дей-

ствия с планируемыми резу-

льтатами, осуществлять кон-

троль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные:

Владение основами самокон-троля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учеб-ной и познавательной деятельности.

Ответственное отношение к учебе.

§ 12

15.

Изображение земной поверхности

  1

Урок усвое-

ния  новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Распознавать различные виды изображения земной поверх-ности: карта, план, глобус, ат-лас, аэрофото-снимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимка-ми и фотогра-фиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легкораспознава-емые и нераспоз-наваемые геогра-фические объек-ты.

Анализировать атлас и различать его карты по ох-вату территории и его тематике.

Познавательные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информаци-онно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование

личностных представлений о целостности природы Зем-ли, её крупных районов и стран.

§ 13

16.

Масштаб и его виды

  1

Урок усвое-

ния  новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Определять по топографической карте  (или по плану местности) расстояния меду географическими объектами с по-мощью линейно-го и именного масштаба.

Решать практические за-дачи по переводу масштаба из чис-ленного в име-нованный и наоборот

Познавательные:

Умение оценивать правиль-

ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности её решения.

Регулятивные:

Умение самостоятельно оп-ределять цели своего обуче-ния, ставить и формулиро-вать для себя новые задачи в учёбе и познавательной дея-тельности, развивать мотивы и интересы своей познава-тельной деятельности.

Коммуникативные:

Работать индивидуально и в группе; находить общее ре-шение и разрешать конфлик-ты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Формирование

нравственных чувств и нравс-

твенного пове-

дения, осознан-

ного и ответ-ственного отношения к собственным поступкам.

§ 14

17.

Изображение неровностей земной поверхности на

планах и картах

  1

Урок усвое-

ния  новых знаний

Индивиду-

альный опрос, работа с планом и картой

Показывать на картах и планах местности вы-пуклые и вогну-тые формы рельефа.

Распознавать высоты (глуби-ны) на физичес-ких картах с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впади-ны, равнины, суши и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и са-мую глубокую впадину Миро-вого океана с обозначением ее глубины.

Решать практи-ческие задачи по определению относительной и абсолютной вы-соты, превыше-ние точек отно-сительно друг друга.

Познавательные:

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации.

Регулятивные:

Умение создавать, приме-нять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение работать индивидуально, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Овладение основными навыками нахождения, использования географичес-кой инфор-мации.

§ 15

18.

Планы местности и их чтение.

Путешествие по Тамбовской области.

  1

Урок усвое-

ния  новых знаний

Индивиду-

альный опрос, работа с планом местности

Называть признаки плана; объяснять отли-чия плана месс-тности от других способов изображения; читать план местности  при помощи услов-ных знаков; определять направлния  на стороны гори-зонта и азимуты на объекты при помощи транспортира.

Познавательные:

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации.

Регулятивные:

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Уважительное и доброжела-тельное отношение к другому человеку, его мнению.

§ 16

19.

Составление плана местности

Практическая работа «Составление плана местности способом глазомерной полярной съёмки»

  1

Урок отработки практических навыков

Письменный контроль, практическая работа

Называть оборудование для глазомерной съемки; определять сто-роны горизонта на местности и плане, величину масштаба, рас-стояния  шагами или с помощью дальномера; сос-тавлять простей-ший план местности

Познавательные:

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации.

Регулятивные:

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные:

Формулировать, аргументи-ровать и отстаивать своё мнение.

Коммуника-тивная компе-тентность в общении и со-трудничестве со сверстни-ками в про-цессе образова-тельной деятельности.

§

20.

Параллели и меридианы

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос, работа с картой

Сравнивать  гло-бус и карты для выявления осо-бенностей изо-бражения парал-лелей и меридиа-нов.

Показывать на глобусе и картах экватор, паралле-ли, меридианы, начальный мери-диан, географии-ческие полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и нап-равления движе-ния, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов.

Познавательные:

Умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.

Регулятивные:

Умение корректировать знания с целью обнаружения отклонений.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Уважительное и доброжела-тельное отно-шение к друго-му человеку, его мнению.

§ 17

21.

Градусная сеть.

Географические координаты

Практическая работа «Определение гео-графических коор-динат объектов, географических объектов по их координатам и рас-стояний между объектами с помо-щью градусной сети»

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Письменный контроль, практическая работа

Определять по картам географи-ческую широту и долготу объек-тов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Определять расстояние с помощью градусной сетки

Познавательные:

Умение оценивать правиль-

ность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности её решения.

Регулятивные:

Умение соотносить свои дей-

ствия с планируемыми резу-

льтатами, осуществлять кон-

троль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные:

Умение использовать накоп-ленные знания в соответст-вии с задачей коммуникации и с целью выражения своих мыслей.

Осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению

§ 18

22.

Географические карты.

Тамбовская область на географической карте.

  1

Урок отработки практических навыков

Индивиду-

альный опрос, работа с картой

Читать карты различных видов на основе анали-за легенды.

Определять зави-симость подроб-ности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, на-ходить на них географические объекты, опреде-лять абсолютную высоту террито-рий.

Сравнивать  глобус и карту полушарий для выявления иска-жений в изобра-жении объектов.

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Умение применять полученные знания в практике.

§ 19

23.

Контрольная работа по теме «Географические модели Земли»

  1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Итоговый письменный контроль

        

Выполнение вариантов контрольной работы

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

Умение осознанно использо-вать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей.

Ответственное отношение к учебе.

§

24.

Внутреннее строение земной коры. Состав

земной коры

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Фронталь-ный опрос

Называть внутренние оболочки Земли; приводить при-меры минералов, слагающих горные породы; описывать внут-реннее строение Земли; объяснять, чем вещество ядра отличается от вещества мантии и земной коры.

Познавательные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информаци-онно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

Умение создавать, приме-нять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение осознанно исполь-зовать речевые средства в соответствии с задачей ком-муникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

§ 20

25.

Разнообразие горных пород.

Горные породы и полезные ископа-емые Тамбовской области.

Практическая работа «Определение горных пород и описание их свойств»

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Письменный контроль, практическая работа

Называть и показывать горные породы; определять распространён-ные   горные по-роды; приводить примеры горных пород разного происхождения; описывать различия между породами разного происхождения.

Познавательные:

Умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.

Регулятивные:

Умение корректировать знания с целью обнаружения отклонений.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению

§ 21

26.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки

Земли. Земная кора и литосфера Тамбовской области.

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Познавательные:

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, вы-бирать основания и критерии для классификации.

Регулятивные:

Умение создавать, приме-нять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Формулировать, аргументи-ровать и отстаивать своё мнение.

Формирование

нравственных чувств и нравс-

твенного пове-

дения, осознан-

ного и ответ-ственного отношения к собственным поступкам.

§ 22

27.

Разнообразие форм рельефа Земли.

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос, работа с картой

Приводить примеры круп-нейших, круп-ных, средних, мелких форм рельефа;

описывать воздействие на рельеф внутрен-них и внешних сил; объяснять причины разно-образия рельефа.

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Ответственное отношение к учебе.

§ 23

28.

Движение земной коры

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Называть виды движения земной коры, выделяе-мые в зависи-мости от их направления; определять высоту гор и глубину впадин, скорости их поднятия и опускания; объяснять зависимость рельефа от движений земной коры.  

Познавательные:

Умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.

Регулятивные:

Умение корректировать знания с целью обнаружения отклонений.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

§ 24

29.

Землетрясения. Вулканизм

  1

Комбиниро-

ванный урок

Индивиду-

альный опрос

Выявлять при сопоставлении  географических карт закономер-ности распрост-ранения земле-трясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью карт географические пояса землетря-сений и вулка-низма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений и вулканизма.

Познавательные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информаци-онно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.

Формирование коммуникати-вной компете-нтности в общении в процессе учебно-иссле-довательской деятельности.

§ 25,

   26

30.

Внешние силы, изменяющие

рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Фронталь-ный опрос

Сопоставлять и анализировать схему, демонст-рирующую соот-ношение внеш-них сил и форми-рующихся под их воздействием форм рельефа.

Описывать облик создаваемых вне-шними силами форм рельефа.

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа  по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию.

Познавательные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информаци-онно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Коммуникативные:

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Формирование основ экологи-ческого созна-ния на основе признания цен-ности жизни во всех её прояв-лениях и необ-ходимости ответственно-го, бережного отношения к окружающей среде.

§ 27,

   28

31.

Главные формы рельефа суши.

Основные формы рельефа Тамбовс-кой области.

Практическая работа «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт»

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос, работа с картой

Распознавать на физических картах разные формы рельефа.

Выполнять практические ра-боты по опреде-лению на картах средней и макси-мальной абсо-лютной высоты.

Определять по географическим картам количест-венные и качест-венные характе-ристики крупней-ших гор и рав-нин, особенности их географичес-кого положения.

Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зави-симости от ха-рактера взаимо-действия лито-сферных плит.

Познавательные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информаци-онно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

Умение самостоятельно оп-ределять цели своего обуче-ния, ставить и формулиро-вать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.

Формирование основ экологи-ческого созна-ния на основе признания цен-ности жизни во всех её прояв-лениях и необ-ходимости ответственно-го, бережного отношения к окружающей среде.

§ 29

32.

Рельеф дна океанов

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Индивиду-

альный опрос

Называть и показывать на карте основные формы рельефа дна океанов; определять по картам глубины отдельных час-тей океанов; приводить при-меры срединно- океанических хребтов; объяснять обра-зование срединно – океанических хребтов, глубо-ководных желобов.

Познавательные:

Умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.

Регулятивные:

Умение корректировать знания с целью обнаружения отклонений.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Уважительное и доброжела-тельное отношение к другому человеку, его мнению.

§ 30

33.

Промежуточная аттестация.

Контрольная работа.

  1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Итоговый письменный контроль, контрольная работа        

Выполнение вариантов контрольной работы

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

Умение осознанно использо-вать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей.

Ответственное отношение к учебе.

34.

Человек и земная кора

  1

Комбиниро-

ванный урок

Индивиду-

альный опрос

Называть и показывать на карте месторож-дения полезных ископаемых; приводить при-меры воздейст-вия земной коры на человека и человека на земную кору; описывать на-рушения, возни-кающие в земной коре под влияя-нием хозяйст-венной деятель-ности человека.

Познавательные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информаци-онно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные:

Умение осознанно исполь-зовать речевые средства в соответствии с задачей ком-муникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Формирование ответственного отношения к учебе.

§ 31

35.

Итоговый урок по разделу

«Земная кора»

  1

Урок обоб-

щения и сстематиза-

ции изучен-ного

Индивиду-

альный опрос

Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора»,

уметь применять полученные зна-ния при выпол-нении заданий

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные:

Умение осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

Умение осознанно использо-вать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей.

Ответственное отношение к учебе.

§


Нормы и критерии оценивания

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимися всего объёма программного материала, географической номенклатуры.
  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации, использование дополнительного материала,  в том числе и с применением ИКТ.
  3.  Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»: 

  1. Знание всего изученного программного материала.
  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  3.  Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1.Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2.Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, знаний географической номенклатуры, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка «2»:

1.Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале, не знание географической номенклатуры.

2.Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматических ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          


 

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...