Представление педагогического опыта учителя географии Балашовой Е.В.
статья по географии на тему
«Развитие интереса и познавательной деятельности учащихся к урокам географии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 58.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта учителя географии
МБОУ «Каменская ООШ» Балашовой Е.В.
Сегодня перед каждым учителем, какой бы он предмет ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интересным. Поэтому, я работаю над проблемой «Развитие интереса и познавательной деятельности учащихся к урокам географии».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности.
Работа над этой проблемой побудила к поиску новых форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, сравнивать и делать выводы. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится к предмету географии, где наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать электронные презентации, осуществлять контроль усвоения знаний, помогает учащимся расширить кругозор и зрительно воспринять материал урока.
На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Теоретическая база опыта.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов, которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания. Информационно-коммуникационные технологии применяю на разных этапах обучения:
– при объяснении нового материала;
– при закреплении;
– при повторении;
– при контроле знаний, умений и навыков.
Все хорошо знают, что без карты нет географии. Все привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. В настоящее время учителя географии от этой кипы карт освобождает компьютер с различными программами. Географическая карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком – изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса. Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности. Сегодня в Интернете можно увидеть картины облачности, торнадо, цунами, смену времен года в лесистой местности и т.д.
На своих уроках я использую информацию с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся.
Примеры некоторых географических ресурсов, используемых мною на уроке:
• Коллекция «Интерактивные модели по географии» включают мультимедийные
обучающие ресурсы по темам: «Материки и океаны, народы и
страны», «География России».
·http://school-collection.edu.ru.
· Карты Google (Google Maps) и Google Планета Земля.
Технология опыта.
Для развития интереса к предмету я использовала методы самостоятельной работы с
применением информационно-коммуникационных технологий:
- использование компьютера при подготовке и проведении уроков;
- использование электронных учебников;
- использование ресурсов сети Интернет;
- проектное обучение.
Проектное обучение решает следующие задачи:
- стимулирует самостоятельность в выборе объекта труда;
- повышает самооценку учащихся;
- развивает наблюдательность;
- развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и я могу).
ИКТ можно эффективно использовать на уроках различных типов:
- на уроках изучения нового материала;
- на уроках закрепления;
- на уроках обобщения и систематизации знаний;
- на комбинированных уроках.
Применение проектных технологий в обучении географии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Самостоятельные работы могут задаваться в виде домашнего задания. Одним из любимых видов творческих самостоятельных работ дома дети считают составление кроссвордов и их разгадывание. Чтобы составить кроссворд детям необходимо систематизировать свои знания, выделить главную мысль коротко и чётко. Задавать задание составить кроссворд можно по изученной теме, а можно с использованием дополнительного материала по данной теме. Такие задания с интересом выполняют с удовольствием даже те дети, которые «слабо» учатся.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:
Варианты работы с ИКТ | Возможные трудности | Способы решения проблемы |
Поиск информации. | Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных | Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов |
Составление графиков и диаграмм. | Некоторые учащиеся не достаточно владеют умениями работать с программой Office Excel. | Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel. |
Составление презентаций и другого наглядного материала | Иногда презентации бывают “перегружены” тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ. | Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы |
Построение климатограмм и определение по ним типов климата России. 8-й класс
Цели урока:
Обучающие:
- Отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов.
- Отработка навыков правильного оформления результатов работы с диаграммами.
- Закрепление знаний о климате и климатообразующих факторах.
- Оценить уровень освоения способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретной задачи.
Развивающие:
- Развитие навыков групповой практической работы.
- Развитие способности логически рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание творческого подхода к выполнению практической работы.
- Развитие познавательного интереса.
- Воспитание информационной культуры.
Тип урока: Практическая работа, проводится в кабинете информатики
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карты атласа.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка целей урока
3. Актуализация опорных знаний:
- дать определение понятию “климат”;
- какие климатические пояса и области выделяются на территории России (карта на интерактивной доске);
- причины, влияющие на разнообразие климатических условий на территории России;
- что такое визуализация числовых данных;
- какие данные нужны для построения диаграмм;
- какие типы диаграмм вы знаете;
- вспомнить элементы климатограммы.
4. Практическая работа
Обучающиеся, в ходе практической работы, должны построить климатограмму, определить тип климата и разместить ее на климатической карте России.
Практическая работа проводится в кабинете информатики. Обучающиеся работают по парам или индивидуально за компьютером.
I. Построение климатограммы (алгоритм выполнения работы для учеников (Приложение1).
Порядок работы.
- Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Office /Microsoft Excel).
- Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат /Ячейки /вкладка Выравнивание / Переносить по словам,выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру
- В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы – “Месяц”, “Количество осадков, мм”, “Температура, ° C”. Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/ Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).
- На Листе 1 создайте таблицу температуры и количества осадков города по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты (Формат/ Ячейки/вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста – “март”. В ячейку А4 введите месяц, далее скопируйте его вниз по столбцу автокопированием.
- Заполните столбцы В, С таблицы исходными данными согласно Заданию
Месяц | Количество осадков, мм | Температура, ° C |
январь | 45 | -9,3 |
февраль | 37 | -7,7 |
март | 34 | -2,2 |
апрель | 40 | 5,8 |
май | 58 | 12,9 |
июнь | 76 | 16,6 |
июль | 92 | 18,1 |
август | 74 | 16,4 |
сентябрь | 64 | 10,9 |
октябрь | 58 | 5 |
ноябрь | 58 | -1,1 |
декабрь | 52 | -6,1 |
- Построим климатограмму данного населенного пункта. Для этого используем возможности встроенной в Microsoft Excel программы “Мастер диаграмм”.
- Выделим с помощью мыши набранную таблицу с учетом заголовков. Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения климатограммы. Затем находим на панели инструментов, в верхней части экрана, кнопку с изображением стилизованной диаграммы (или Вставка/Диаграмма…). В отдельном окне запускается Мастер диаграмм, который начинает диалог с пользователем, состоящий из 4 шагов. На 1-м шаге Мастер диаграмм просит выбрать тип диаграммы, выбираем сверху “Нестандартные”, слева “График/Гистограмма 2”. Щелкаем по кнопке “Далее”
- На 2-м шаге определяется источник данных для построения климатограммы. Но мы это уже сделали, выделив таблицу данных перед запуском Мастера диаграмм. Поэтому щелкаем мышью по кнопке “Далее”.
- На 3-м шаге необходимо оформить наш график, настроив его параметры: название, подписи осей. Для ввода названий и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Щелкаем по кнопке “Далее”
- На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке “Готово”
- Щелкаем по любому столбику гистограммы. Выбираем закладку “Параметры”, уменьшаем ширину зазора до “0”.
- В полученной климатограмме нулевые отметки у правой и левой осей, не совпадают. Для их совпадения выполняем следующие шаги: щелкаем по левой оси значений, выбираем закладку “Шкала”, выставляет минимальное значение “-100”, максимальное “100”, цена деления “20”. Тоже делаем с правой осью.
Сохраните результаты работы (щелкните по “Файл” – “Сохранить как…”, присвойте имя файлу и выберите папку).
Преимущество электронных таблиц состоит в том, что в случае изменения исходных данных в таблице, наша климатограмма автоматически перестраивается.
II. Для определения типа климата, после построения климатограммы, обучающимся предлагается заполнить таблицу:
Температура января,оС | Температура июля,оС | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осадков | Тип климата |
|
|
|
|
|
III. Разместить климатограмму на климатической карте России, используя интерактивную доску.
5. Подведение итогов
В нашей стране климат отличается большим разнообразием ввиду протяженности территории с севера на юг и с запада на восток. На формирование климата оказывают влияние определенные факторы: ГП, солнечная радиация, ВМ, подстилающая поверхность.
Обучающиеся сдают работу в виде файла на компьютере и записей в тетради, содержащих анализ построенной диаграммы с выводами.
В конце урока учитель подводит итоги и оценивает деятельность обучающихся.
Данные для построения климатограмм (Приложение 2).
Приложение 1
Построение климатограммы
Порядок работы
- Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Excel).
- Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат /Ячейки /вкладка Выравнивание / Переносить по словам, выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание — по центру
- В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы — «Месяц», «Количество осадков, мм», «Температура, ° C». Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/ Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).
- На Листе 1 создайте таблицу температуры и количества осадков города по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты (Формат/ Ячейки/вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста — «март». В ячейку А4 введите месяц, далее скопируйте его вниз по столбцу автокопированием.
- Заполните столбцы В, С таблицы исходными данными согласно Заданию
- Построим климатограмму данного населенного пункта. Для этого используем возможности встроенной в Microsoft Excel программы «Мастер диаграмм».
- Выделим с помощью мыши набранную таблицу с учетом заголовков. Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения климатограммы. Затем находим на панели инструментов, в верхней части экрана, кнопку с изображением стилизованной диаграммы (или Вставка/Диаграмма…). В отдельном окне запускается Мастер диаграмм, который начинает диалог с пользователем, состоящий из 4 шагов. На 1-м шаге Мастер диаграмм просит выбрать тип диаграммы, выбираем сверху «Нестандартные», слева «График/Гистограмма 2». Щелкаем по кнопке «Далее»
- На 2-м шаге определяется источник данных для построения климатограммы. Но мы это уже сделали, выделив таблицу данных перед запуском Мастера диаграмм. Поэтому щелкаем мышью по кнопке «Далее».
- На 3-м шаге необходимо оформить наш график, настроив его параметры: название, подписи осей. Для ввода названий и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Щелкаем по кнопке «Далее»
- На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке «Готово»
- Щелкаем по любому столбику гистограммы. Выбираем закладку «Параметры», уменьшаем ширину зазора до «0».
- В полученной климатограмме нулевые отметки у правой и левой осей, не совпадают. Для их совпадения выполняем следующие шаги: щелкаем по левой оси значений, выбираем закладку «Шкала», выставляет минимальное значение «-100», максимальное «100», цена деления «20». Тоже делаем с правой осью.
- Сохраните результаты работы (щелкните по «Файл» - «Сохранить как…», присвойте имя файлу и выберите папку).
Приложение 2 | ||||||||
Месяц | Количество осадков, мм | Температура, ° C | ||||||
январь | 21 | -24,8 | ||||||
февраль | 20 | -23,6 | ||||||
март | 20 | -16,2 | ||||||
апрель | 21 | -9,9 | ||||||
май | 32 | -1,8 | ||||||
июнь | 51 | 8 | ||||||
июль | 62 | 14,3 | ||||||
август | 60 | 10,8 | ||||||
сентябрь | 50 | 5 | ||||||
октябрь | 39 | -4,9 | ||||||
ноябрь | 27 | -15,4 | ||||||
декабрь | 24 | -20,7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта учителя русского и литературы
Обобщение опыта работы учителя-словесника по теме "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы". Материал содержит теоретические сведения по теме, практическую часть, разработки уроков...
Представление педагогического опыта учителя математики Юдиной Раисы Васильевны
Представление педагогического опытаМатериалы к аттестации:Тема инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики у учащихся с...
Представление педагогического опыта учителя английского языка ГБОУ РДДШ № 1 Ермаковой Ирины Викторовны
Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми шк...
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности учащихся»....
Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания Батяркиной Ирины Евгеньевны.
Тема педагогического опыта: "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения". Публичное представление содержит анализ...