Конспект урока "Колонизационное движение в Приамурье во второй половине XIX века" 8 кл.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Сформировать знания о целях, причинах, этапах колонизации Дальнего Востока России и Приамурья во второй половине 19 века, раскрыть понятие «колонизация". Продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса об истории изучения прошлого ДВ и Приамурья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Колонизационное движение в Приамурье во второй половине XIX века" 8 кл. | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Колонизационное движение в Приамурье во второй половине
XIX века (8 кл.)
Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,
г. Благовещенск, Амурская область.
Цели:
- образовательные: сформировать знания о целях, причинах, этапах колонизации Дальнего Востока России и Приамурья во второй половине 19в, раскрыть понятие «колонизация»;
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса об истории изучения прошлого ДВ и Приамурья;
- развивающие: продолжить развивать умение работать с листами опорных сигналов, тетрадями, дополнительным материалом, картами.
Оборудование: листы опорных сигналов, карта, тетрадь, дополнительная литература, учебник «История Амурской области» под ред. А.В. Баранова, И.Е. Федоровой.
Ход урока (40мин):
- Оргмомент (1мин)
- Актуализация знаний и умений (2мин)
Отмена крепостного права дала толчок массовому переселенческому движению из европейского центра страны на Дальний Восток, в том числе и в Амурскую область. Этому способствовала и дальнейшая политика правительства, надеявшегося за счет массовых переселений крестьян на восток разрядить социальную напряженность в русской деревне. С другой стороны, закрепить новые земли за Россией без их заселения также было невозможно. Что же происходило во второй половине 19в на ДВ России и в Приамурье?
Почему это время характеризуется в истории, как колонизационное движение в Приамурье?
3. Изучение нового материала
Словарь: Колонизация — процесс изучения, заселения и хозяйственного освоения нового региона
Эти обстоятельства обусловили поощрение правительством переселенческого движения. 26 марта 1861 г. Амурская область была объявлена открытой для заселения для лиц всех сословий, желающих переселиться за свой счет. Так было положено начало массовому переселению на Дальний Восток.
Летом 1859 года в Амурскую область прибыла первая группа переселенцев-крестьян в количестве ПО человек. Это были выходцы из Самарской и Таврической губерний. Они основали первые три деревни — Ново-Астраханскую, Ключи и Черемховскую.
В развитии переселенческого движения можно выделить три основных этапа: 1861-1881; 1882-1891; 1892-1901.
На первом этапе колонисты добирались до Амурской области главным образом сухопутным путем. Ими были основаны села Раздольное, Троицкое, Никольское. Но заселение таким путем проходило медленно и было сопряжено с различными опасностями.
Удаленность Амурской области от европейских губерний делала дорогу серьезным испытанием для крестьян. Первые поселенцы тратили по 2—3 года на переезд. Зачастую им приходилось останавливаться в пути из-за болезней, непогоды, распутицы, в поисках средств для существования.
Поэтому на втором этапе русское правительство для доставки по-
Ночлег переселенцев
селенцев в Амурскую область, наряду с уже традиционным сухопутным путем, решило использовать морское сообщение. Для желающих отправиться на Дальний Восток, также была определена денежная помощь в размере 600 рублей. Размер указанной суммы был определен из расчета средней стоимости строительных материалов, необходимых для постройки дома, а также семян и скота. Таким образом, за период с 1882 по 1891 г. в Амурскую область прибыло 10705 человек.
На третьем этапе возникла новая проблема. Вследствие массового разорения крестьян в Европейской России, малоземелья и роста социальной напряженности на Дальний Восток, в том числе и в Амурскую область, устремился большой поток новоселов. Правительство по-прежнему продолжало поощрять переселенческую политику. Росту численности колонистов способствовало и успешное экономическое развитие региона. Всего с 1892 по 1901 гг. в Амурскую область прибыло 25363 чел.Хотя морские и железнодорожные перевозки сократили время пребывания в пути до 2—3-х месяцев, участь переселенцев была по-прежнему полна опасностей: недостаточное питание, излишняя скученность населения в транспорте, болезни, высокая смертность. Лишь немногие добирались до места поселения.
В целом в 60—70-е гг. в переселенческом движении принимали активное участие главным образом крестьяне 20 европейских губерний. Население Амурской области увеличивалось за счет кре-
Сплав переселенцев на плоту по Амуру
стьян Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Самарской, Харьковской губерний и Забайкальской области.
Найдите на карте эти губернии и области России.
Переселенческое движение на восток охватило и казаков. В 1857 г. на Амур были перевезены три сотни Амурского полка в составе 1139 человек. На протяжении 1855 — 1862 гг. в Приамурье прибыло около 10 тысяч казаков.
ПО МНЕНИЮ УЧЕНОГО
...О том, каких трудов и лишений стоило нашим прадедам освоение Приамурья, свидетельствует трагическая история деревни Белогоръе. Не зная капризного характера Зеи, переселенцы первоначально обосновались на самом берегу реки. Они распахали участок целины и начали строить жилье. Однажды октябрьской ночью случился пожар. Огонь уничтожил почти все имущество и запасы хлеба. Всю зиму переселенцы бедствовали в сырых землянках. Наступила весна. Едва белогорцы справились с полевыми работами, как началось наводнение. Река погубила посевы и огороды. От сибирской язвы пал весь скот. Люди повально болели лихорадкой.
Е.П. Сычевский. Из книги «Амурская область прежде и теперь»
Развивалась также неземледельческая колонизация за счет притока ремесленников, рабочих-отходников, каторжан и ссыльных. Еще одним фактором, способствовавшим увеличению численности местного населения, стало открытие золотоносных месторождений. Этот миграционный поток повлиял на рост городского населения в новых областях.
В 1890-е гг. начинает практиковаться массовое заключение контрактов с квалифицированными рабочими из Европейской России. Для строительства и эксплуатации железных дорог переводили рабочих из Европейской России.
Еще одним важным источником пополнения населения региона являлись ссылка и каторга. По официальным данным, к 1900 г. в Амурской области проживали 3438 бывших ссыльных, что составляло около 2% от численности всего населения.
Таким образом, к началу XX в., благодаря процессу колонизации, сложились основные категории населения Приамурья.
Колонизация и аборигены Приамурья. В ходе присоединения и освоения огромной территории Сибири и Дальнего Востока правительство столкнулось с проблемой приспособления местного населения к новым условиям жизни. Дело в том, что жители этих регионов находились на более ранних ступенях социально-экономического развития, нежели мигрировавшие из западных районов колонисты. Казалось, что конфликт между пришлым и местным населением неизбежен. Но на Дальнем Востоке, в частности в Приамурье, этого не произошло.
Методы колонизации Россией Сибири и Дальнего Востока отличались от способов колониальной экспансии западных стран большим объемом цивилизующего культурного воздействия и менее жесткими средствами приобретения территорий. Хотя и здесь феодальная колонизация также тяжело отразилась на местных обществах, но соприкосновение с русскими крестьянами-колонистами оказывало на них положительное культурное воздействие.
В XVI—XVII вв. под властью колонистов из царской России оказалась огромная и малонаселенная территория. По подсчетам ученых (Б.О.Долгих), в Сибири (без Дальнего Востока) в XVII в. численность коренного населения не превышала 160 тыс. чел. Площадь этой же территории составляет около 10 млн. кв. км. Нетрудно подсчитать, что в среднем на одного сибиряка-аборигена приходилось 62,5 кв. км. Эти цифры свидетельствуют о том, что территориальная проблема остро стоять не могла.
Этносы Сибири в период присоединения к Русскому государству не занимались земледелием, а значит, и не являлись конкурентами крестьянам-поселенцам. Поэтому не было никакой необходимости вытеснять аборигенов с их родовых земель, как это произошло с американскими индейцами в XIX в.
Несколько иной ход события приобрели во второй половине XIX в. в бассейне Среднего Амура. Здесь по Айгунскому договору 1858 г. ниже устья р.Зея, на территории Российской империи были оставлены подданные империи Цин, занимавшиеся земледелием, что могло привести к конфликту с русскими переселенцами. В 1900 г. русская администрация с помощью вооруженных сил и ополчения выселила китайцев на правый берег р. Амур. Против же аборигенов-охотников, проживавших в таежной зоне, подобные меры даже не планировались.
К тому же у местного населения отсутствовали в большом количестве золото, серебро и драгоценные камни. Основным богатством считалась пушнина, которая являлась предметом традиционного промысла и сдавалась ими в качестве ясака.
В конце XIX столетия назрела необходимость пересмотра законов, определяющих права и обязанности аборигенов Дальнего Востока. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков направляет специальное письмо военному губернатору Амурской области К.И. Грибскому, в котором просит собрать необходимые сведения о местном населении.
К 29 февраля 1900 г. был подготовлен «Протокол специально созванного Особого совещания по предмету пересмотра действующих узаконений об инородцах Амурской области». В этом документе отмечалось, что положение инородцев не требует ни отмены, ни каких-либо изменений, вполне соответствует их современному быту и потребностям. Участники Совещания пришли к выводу, что действующие законы «могут служить достаточной охраной их личных и имущественных прав и достаточно гарантировать должные среди них порядок и благочиние».
4. Закрепление (5мин)
1. Охарактеризуйте основные этапы переселения в Приамурье во второй половине XIX века.
2. Укажите основные источники заселения Амурской области.
5. Д/з (2мин) конспект – «3»
Ответить на вопрос – «4»
Чем существенно отличались цели и методы российской колониальной политики от европейской?
Творческое задание- «5»
Побывавший летом 1890 г. на Дальнем Востоке великий русский писатель А.П. Чехов писал в тоне шутливого преувеличения: «Последний ссыльный дышит на Амуре легче, чем самый первый генерал в России». Что давало право Чехову так думать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общественное движение в России во второй половине XIX века
Урок по истории Отечества в 10 классе...
конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.
Учитель знакомит ребят с Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...
Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"
Презентация для урока по истории России в 9 классе....
Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...
Конспект открытого урока по немецкому языку (второй иностранный) в 8 классе Тема: Unsere Feste УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» серии «Горизонты» М.М. Аве-рин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу
Цели урока: научить учащихся слушать и понимать, читать и понимать краткие монологические высказывания по теме «Наши праздники»....
Тест по истории "Общественное движение в России во второй половине 19 века"
Тест по истории России на тему: "Общественное движение в России во второй половине 19 века"...
План-конспект викторины по ПДД для детей второго года обучения объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья»
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!» разработана для детей 9-11 лет. Проводиться в форме вик...