География 8 класс
тест по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Северный Кавказ – самые молодые горы.
Цель и задачи урока: создать образ Кавказских гор, используя географические карты, таблицу, учебник.
Развивающая: продолжать формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, схемами, текстом учебника.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, патриотизма, любви к Родине.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, зовут меня Лилия Валерьевна, приехала я к вам из Верхнеподпольненской средней школы. Сегодня я проведу у вас урок и надеюсь на ваше сотрудничество. Мне нравится мой предмет – география.
«География – та арена, на которой проходит человеческая жизнь». В.Г.Белинский.
( олимпиада).
- Актуализация знаний.
- Вспомните, какой природно-территориальный комплекс вы изучили? (карточка).
- По каким параметрам вы его изучали?(карточка)
( 1. Географическое положение; 2. Рельеф; 3. Полезные ископаемые; 4. Климат; 5. Природные зоны; 6. реки).
Можем ли мы эти параметры взять за основу для изучения нового?
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Какова тема сегодняшнего урока? Давайте предполагать. (ответы учащихся).
Запишите тему урока.
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы – узнать об этом больше и будет нашей целью.
Мы заполним таблицу, которая поможет нам создать образ Кавказа. Её можно использовать при изучении природно-территориальных комплексов и на других уроках. (раздать шаблоны таблицы).
У вас на столе таблица, но она не заполнена. Наша задача заполнить её.
Сейчас мы начнём работать. (учащиеся получают карточки с заданиями).
Пока наши помощники работают над заданием , откройте атласы на стр.4 и найдите Кавказские горы. Поднимите руки, кто нашёл. Покажи (имя ученика) на настеной карте.
Познакомимся с географическим положением Кавказа. ( работа по карточкам)
((9999
а) По физической карте Кавказа определить географическое положение, ответив на вопросы: ( уч. Стр. 170 рис.63)
– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам?
Предполагаемые ответы:
– Кавказ расположен на юге Европейской части России.
– Горы протянулись с северо-запада на юго-восток от Чёрного и Азовского морей до Каспийского моря.
– Условная граница Кавказа проходит на севере по Кумо-Манычской впадине, на западе – омывается водами Чёрного и Азовского морей, на востоке – Каспийским морем. Южная граница совпадает с государственной границей России.
– Граница России по Кавказским горам проходит с государствами Грузия и Азербайджан.
– Какие природные комплексы выделяют на Кавказе? ( карточка для двух учеников, работа с картой в атласе стр.39).
Предполагаемый ответ. В состав Кавказа входят: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье (Малый Кавказ и Армянское нагорье, Колхидская и Куринская низменности.)
– Найти на карте атласа природные комплексы Кавказа. (стр.39)
К России относятся лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. В Закавказье располагаются Грузия, Азербайджан и Армения.
Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость.
– Какие горные хребты являются ядром Кавказа (учебник стр. 172, рис. 64.) ( задание на карточке для парты)
Предполагаемый ответ. Боковой и Главный хребты являются ядром Кавказа, т.к. они образовались в альпийскую складчатость и имеют наибольшую высоту. Сложены хребты гранитами и гнейсами, в них до сих пор происходят тектонические разломы.
– Какими породами сложены Скалистый и Пастбищный хребты?
Предполагаемый ответ. Эти хребты сложены глинистыми сланцами, известняками, песчаниками.
– Скалистый и Пастбищный хребты ассиметрично примыкают с севера к Главному и Боковому хребтам. Это гряды, у которых северный склон полого понижается к предгорьям, а южный – круто обрывается. (куэсты ).
Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым.
– На стыке гор Центрального Кавказа с предгорьями образовались лакколиты.
Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.
Большой Кавказ – это система горных хребтов.
– Какую высоту имеют горные хребты Большого Кавказа? (Учебник стр. 170, рис. 63.)
Предполагаемый ответ. В Центральном Кавказе находятся самые высокие вершины – Эльбрус, Казбек, Дыхтау, высотой более 5 тыс. м, поэтому вершины этих гор заснежены.
– О чём говорят пикообразные вершины, острые гребни, обрывистые склоны гор?
Предполагаемый ответ. Такой облик гор говорит о том, что горы молодые, а снежные вершины и ледники – о большой высоте гор.
– Найти на карте полезные ископаемые Кавказа. Задание для одной парты – предкавказье; для второй парты – Большой Кавказ).
Предполагаемый ответ. На Большом Кавказе имеются месторождения полиметаллических, молибденовых, вольфрамовых, ртутных руд.
В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники.
– Почему такой набор полезных ископаемых?
Предполагаемый ответ. Разнообразное геологическое строение территории. Рудные полезные ископаемые связаны с излиянием магмы, а газ и нефть – с осадочным чехлом плиты.
– Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города –курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минводы.
Климат Кавказа
( прочитать текст в учебнике стр. 173 – 175 вопрос: чем климат Предкавказья отличается от климата Большого Кавказа)
– Кавказ одинаково удален от экватора и Северного полюса. Поэтому климат Кавказа переходный от умеренного к субтропическому. На большей территории он мягкий, тёплый. Температура воздуха летом + 20-25°С, а зимой – от – 10 до + 6°С. Основным источником влаги является Атлантический океан, поэтому больше осадков выпадает в западной части Кавказа, а на востоке осадков мало – до 250 мм.
Климат гор отличается от климата предгорных равнин. Чем выше в горы, тем меньше тепла. На высоте 2700 – 3800 м проходит граница «вечных льдов».
При движении воздуха вниз по склонам гор образуются местные ветры – фён и бора.
Фён – тёплый ветер, нисходящий с гор в долины. Образуется весной.
Бора – сильный и холодный северный ветер, образуется зимой, при переваливании через хребты. Иногда достигает ураганной силы.
Реки Кавказа
– Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.
– Реки Северного Кавказа многочисленны и делятся на горные и равнинные. Наиболее крупные из них – Кубань и Терек. Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников, несут они свои воды вниз, на равнину, к берегам Каспийского моря. При впадении образуют плавни.
Плавни – заболоченные, покрытые камышом участки земли.
Природные зоны
В горах Большого Кавказа отчётливо выражена высотная поясность. Природные зоны располагаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов:
до 1000 метров – располагаются горные широколиственные леса с преобладанием дуба. С севера – лесостепь. (Почему?)
- от 1000 до 2000 метров расположены буковые леса, которые постепенно переходят в смешанные, а затем в елово-пихтовые леса.
- выше 2000 м располагаются субальпийские луга с зарослями кавказского рододендрона, затем – низкотравные альпийские луга.
- выше 3000 метров – высокогорный пояс снежников и ледников.
- равнины Предкавказья заняты степью и имеют плодородные почвы – чернозёмы. Они распаханы и засеяны пшеницей, кукурузой, подсолнечником, сахарной свёклой, овощными культурами. Здесь много садов, виноградников, бахчей.
Анализ рис.66 на стр.176 в учебнике высотная поясность Большого Кавказа.
Сравните таблицу, всё записали правильно? Ничего не упустили? ( раздать картинки)
Таблицу вклейте в тетрадь, а картинка как напоминание о нашем сотрудничестве.
- Заключение.
Какая замечательная таблица получилась, как вы думаете добились мы цели? ( ответы)
О Кавказе нельзя говорить скучно и без восторга. Согласны?!
Продолжите, Кавказ – это …
(Кавказ – это не только сверкающие ледниками и снегами высокие горы.
Кавказ – это богатый природными ресурсами район.
Кавказ – это житница России.
Кавказ – это живописный район для отдыха и туризма.)
- Домашнее задание.
Дома каждый ряд выступит в роли геолога, турагента, агронома.
(1 ряд – подготовить рассказ о полезных ископаемых ( выступить в роли геолога)
2 ряд – подготовить рассказ о курортной зоне Кавказа ( выступить в роли турагента)
3 ряд – подготовить рассказ о культурных растениях ( выступить в роли агронома).)
Слайд с олимпийским мишкой. Каким образом этот чудесный мишка связан с темой урока?
Вот видите о каком удивительном регионе мы вели разговор на уроке. Спасибо за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446631-1399820389.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-400125-1402987597.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Конкурс "Лучший географ класса и школы"
для учителей географии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-626183-1430069827.jpg)
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386388-1390152074.jpg)
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...