Игровые технологии на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
В данной статье показано практическое использование игр на уроках географии. Описание данного метода поможет педагогам повысить интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_geografii.docx | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий на уроке географии
Цель: Показать роль, возможности и актуальность игровой и творческой деятельности в процессе обучения географии.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.
А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)».
Наиболее приемлемым для нас является определение, данное
А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.
Известно, что если, слово, поступок задели самые сокровенные чувства ребенка, вызвали у него положительные или отрицательные эмоции, то это запоминается надолго, возможно, навсегда. И если обычный урок разбавить игрой, она не позволит развиться утомлению, поспособствует раскрытию творческих способностей ребенка, поможет преодолеть однотипность и пресность уроков.
Ш.А. Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».
Функции игровых технологий:
- Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
- Толерантное отношение к окружающим.
- Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Использование игровых технологий позволяет учителю:
- Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными
- 3, умениями и навыками.
- Создать условия для воспитания детского коллектива.
- Развивать коммуникативные качества учащихся.
- Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
- Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
Я на уроках использую следующие игры:
1. Составить разные предложения из набора ключевых слов. Каждый учащийся получает чистый лист бумаги и текст с пропусками. За определенное время необходимо вставить пропущенные слова в рассказе. По окончании работы учитель зачитывает правильные ответы. По итогам проверки выставляются оценки.
ПРИМЕР
АВСТРАЛИЯ материк в Южном полушарии. Восточные берега Австралии омывает _______, на севере, западе и юге — __________. Австралия — самая ________ часть суши Южного полушария, она обладает пустынным и полупустынным климатом. Большая часть Австралии лежит в ______. Материк Австралия открыта в _________, в 19 в. закрепилось название Австралии (“Южная Земля”). Первооткрывателям этот континент казался бесплодным и был значительно удален от цивилизации, поэтому его первоначально рассматривали лишь как место каторги и ссылки для преступников. Условия жизни каторжников были настолько тяжелы, что иногда вспыхивали восстания. Глава государства — _______________, представленная генерал-губернатором. Федерация в составе 6 штатов и 2 территорий. Большая часть жителей — потомки переселенцев с Британских островов (англичан, ирландцев и шотландцев) ________, подвергавшиеся истреблению, сохранились лишь в глубинных районах. Одна из старейших отраслей промышленности — горнодобывающая. Основной вид энергетического топлива — каменный уголь по добыче угля Австралия входит в первую десятку стран мира, по экспорту занимает одно из первых мест в мире. Существенна добыча нефти и газа. Австралия занимает одно из ведущих мест в мире по добыче железной руды, свинца, цинка и никеля. Добывают также медь, золото, алмазы (одно из первых мест в мире), уран. Развито машиностроение и металлообработка. Хорошо развита текстильная и швейная промышленность. Денежная единица — австралийский _______. Сельское хозяйство Австралии очень хорошо развито. Разводят овец, разводят крупный рогатый скот и свиней. Главная экспортная культура – __________, а также: ячмень, рис, овес, сахарный тростник, хлопчатник, табак. Высоко развито плодоводство, виноградарство. Национальный праздник — 26 января, День Австралии.
2. Составить из букв длинного слова как можно больше других слов.
ПРИМЕР
АНТАНАНАРИВУ
3. Классифицировать термины и ключевые слова.
Работу провожу с географическими атласами и словарями терминов.
ПРИМЕР
Школьники делятся на группы, каждой выдается географический атлас и словарь терминов и предлагается найти в географическом атласе предложенные названия географических объектов, чем больше, тем лучше. Реки, озера, моря, горы, вершины и т.д.
4. «Лови ошибку!» Необходимо найти в тексте ошибки и исправить, переписав предложения, или найти ошибки в утверждениях и, пользуясь учебником, подобрать к ним объяснения.
ПРИМЕР
Циклон (от др.-греч. — «вращающийся») — воздушная масса в виде атмосферного вихря огромного (от сотен до нескольких тысяч километров) диаметра с повышенным давлением воздуха в центре. Воздух в циклонах циркулирует по часовой стрелки в северном полушарии и против часовой стрелке в южном. С возникновением циклона резко меняется погода. Усиливается ветер, так как в центре циклона высокое давление и, следовательно, сюда будут дуть ветры. В циклоне воздух не поднимается, а опускается, и, как правило, он достаточно сухой. Поэтому погода в этот период всегда ясная, сухая, малооблачная.
5. Выразить мысль другими словами. Берется несложная фраза. Необходимо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, причем ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Смысл при этом искажать нельзя!
ПРИМЕР
Айсберги — это гигантские плавающие ледяные горы различной формы, отколовшиеся от ледников, покрывающих материки. Иначе «Крупная глыба пресного льда, образовавшаяся при замерзании поверхности моря».
6. Игра «Гусеница». Слова, относящиеся к какому-либо понятию, записаны слитно; необходимо их найти и выписать в тетрадь.
ПРИМЕР
Найти названия рек:
Aлданамypамударьяанадырьангараараксаргуньахтубабелаябиябрахмапутравахшвилюйвиславитимволгавычегдавяткаганггароннадаугава.
(Aлдан, Амyp, Амударья, Анадырь, Ангара, Аракс, Аргунь, Ахтуба, Белая, Бия, Брахмапутра, Вахш, Вилюй, Висла, Витим, Волга, Вычегда, Вятка, Ганг, Гаронна, Даугава)
7. Игра «Свиток». Класс делится на несколько команд – групп учащихся, которые сидят друг за другом в одном ряду. Задание: написать на листе бумаги по одному признаку природной зоны (например, степь) и передать сидящему сзади. Когда ряд будет закончен, последний игрок команды поднимает руку. Оценивается правильность и скорость: зачитываются признаки, написанные командой, оказавшейся самой быстрой; остальные вычеркивают названные признаки из своих списков. Выясняется, кто вспомнил больше признаков и точнее их записал. Победителями считаются те команды, которые вычеркнули не все названные признаки и первыми закончили игру. Всем членам команды-победителя выставляется «отлично».
8. Ток-шоу «Короткое замыкание». Дается фраза (афоризм, пословица, поговорка), которую необходимо обсудить. Сначала выслушиваются и фиксируются на доске любые мнения школьников, даже не подкрепленные знаниями (фантастические). Затем предлагается найти в учебнике подтверждение высказанным мнениям или их опровергнуть. При дальнейшем обсуждении делаются выводы. Учитель выступает в роли проводника (путеводителя).
ПРИМЕРЫ
• Лягушки расквакались - быть дождю. (Установлено, что дыхательные органы этих земноводных очень чувствительны к изменениям атмосферного давления).
• Когда вокруг жёлтой акации кружится много насекомых, ожидай непогоду. (Цветы её перед дождём раскрываются и выделяют много нектара).
9. «Слепые координаты»
Пример
В шестом классе при изучении темы: Географическая карта», зашифровываю с помощью географических координат любой предмет, и учащиеся должны с помощью этих координат выявить что зашифровано.
10. «Угадайка»
В 6-м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».
ПРИМЕР
м а с ш т а б
11. «Географический лабиринт»
Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.
12. «Разгадайка»
ПРИМЕР
Учитель пишет на доске географическое название, например, “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
13. «Геоалфавит»
В игре участвуют две команды, либо каждый лично. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например, букву А.
14. «Искатель»
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
Класс:
Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в России. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно показать «большой палей вверх» или «большой палец вниз».
15. Игра «Море волнуется раз! два! три!»
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры.
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
16. «Флюгер»
Применяется при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске, и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу (т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.
Известно, что если, слово, поступок задели самые сокровенные чувства ребенка, вызвали у него положительные или отрицательные эмоции, то это запоминается надолго, возможно, навсегда. И если обычный урок разбавить игрой, она не позволит развиться утомлению, поспособствует раскрытию творческих способностей ребенка, поможет преодолеть однотипность и пресность уроков.
Ш.А. Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».
Учитель географии МБОУ «Средняя школа №1» г. Велижа,
Пастухова Ирина Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.
В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....
Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".
Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...
Применение игровой технологии на уроке географии
Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...
игровые технологии на уроках географии
Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...
Применение игровых технологий на уроках географии
Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....
"Игровые технологии на уроках географии"
Представление педагогического опыта...