Урок географии в 10 классе. Тема: Природные ресурсы мира.
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему

Щека Маргарита Николаевна

Актуализировать и углубить знания о различных видах природных ресурсов, закономерности их размещения, сравнивать ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, обосновывать роль и значение ресурсов для хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass._prirodnye_resursy_mira.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии в 10 классе.

Тема: Природные ресурсы мира.

Планируемые результаты:

- личностные: воспитывать человека, который бережно относится ко всему тому, что его окружает;

- метапредметные: развивать коммуникативные навыки работы в команде, умение отбирать, анализировать учебный материал, пользуясь различными источниками информации;

- предметные: актуализировать и углубить знания о различных видах природных ресурсов, закономерности их размещения, сравнивать ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, обосновывать роль и значение ресурсов для хозяйства.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: политическая карта мира, карта минеральных ресурсов мира, учебники, атласы, схемы.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Класс делится на 6 групп. В каждой группе выбирается координатор и вид ресурсов по использованию. Учащиеся подбирают более современный материал к каждому виду ресурсов, обращая внимание на запасы, ресурсообеспеченность, закономерности распространения, проблемы, пути решения и перспективы использования.

  1. Мотивация учебной деятельности

Все мы жители одной планеты по имени Земля. И сегодня как никогда человеческая цивилизация стремительно развивается, требуя гигантского количества природных ресурсов. Регионы мира, отдельные страны по-разному обеспечены природными ресурсами – в одних их много, а другие испытывают большой не достаток. Часто уровень развития страны не совпадает с ресурсообеспеченностью и тогда необходимо находить другие пути экономического развития.

  1. Изучение нового материала

Сегодня на нашем уроке мы будем изучать, и исследовать различные виды природных ресурсов. Команды получат карточки с дополнительными вопросами, творческими заданиями. Необходимо систематизировать, проанализировать и презентовать свои знания. Ответы должны быть четкими, лаконичными, с использованием карт, время -15 минут.

Карточка 1. Минеральные ресурсы.

- Какие ресурсы называют минеральными?

- Топливные ресурсы, их характеристика, закономерности распространения. Приведите примеры стран с богатыми залежами угля, нефти, природного газа.

- В каких странах и почему сосредоточены большие запасы железной руды, медных руд, алюминиевых?

- Поиски полезных ископаемых проводят в двух направлениях – в «ширину» и в «глубину». Что означают эти термины, в каких странах мира и какие направления преобладают?

- Объясните феномен мощного промышленного развития Японии при отсутствии значительных минеральных ресурсов?

- Ресурсообеспеченность в мире углем намного выше, чем нефтью. Почему добыча угля в современном мире снизилась, а нефти увеличилась?

- Какие существуют проблемы использования минеральных ресурсов? Каковы пути их преодоления?

Карточка 2. Земельные ресурсы.

- Что такое земельные ресурсы?

- Используя карту, назовите регионы, где использование земельных ресурсов невозможно по климатическим причинам??

- Сравните структуру земельного фонда мира и России. Какие проблемы возникают в нашей стране в связи с использованием земельных ресурсов?

- Проанализируйте структуру земельных угодий мира: населенные пункты – 3%, пашня – 11%, пастбища – 23%, леса – 30%, земли, не пригодные для использования – 33%.

- Одной из острых проблем человечества является ежегодное сокращение площадей сельскохозяйственных угодий. В результате чего это происходит? Каковы пути преодоления этой проблемы?

Карточка 3. Лесные ресурсы.

- Что принадлежит к лесным ресурсам?

- Какие функции выполняют леса?

- Ресурсообеспеченность каких стран мира лесными ресурсами самая низкая?

- Нерациональные потери лесных ресурсов значительны. С чем это связано и каковы их последствия?

- «Легкие планеты» - какие леса получили это название и почему?

- «Первое срубленное дерево – начало цивилизации, а последнее – ее конец», как вы понимаете это высказывание?

Карточка 4. Водные ресурсы.

- Вода – основа жизни на Земле. Объясните, как вы понимаете это выражение?

- Количество воды, пригодное для использования человеком ограничено, почему?

- Пресные воды ограничены и размещены крайне неравномерно, назовите регионы и страны, которые хорошо обеспечены водой.

- Австралия – самый сухой регион мира. Но показатели обеспеченности водой вполне хорошие, объясните этот факт.

- Назовите главные пути преодоления водного дефицита в отдельных странах и регионах.

Карточка 5. Ресурсы Мирового океана.

- Как вы понимаете выражение «Будущее человечество на Земле в значительной мере связано с ресурсами Мирового океана».

- Назовите виды ресурсов Мирового океана, какие из них человек интенсивно использует сегодня?

- Водные ресурсы океанов используют для опреснения воды в Алжире, Кувейте, Ливии, покажите их на карте.

- Какая страна вылавливает больше всего рыбы на душу населения?

- Охарактеризуйте проблемы Мирового океана и пути их преодоления?

Карточка 6. Рекреационные ресурсы.

- Какие ресурсы называют рекреационными?

- Сделайте классификацию рекреационных ресурсов и приведете примеры?

- Что надо учесть для оценки рекреационных ресурсов?

- Назовите и покажите на карте страны, которые привлекают туристов?

- «Зеленый туризм», что вы знаете о нем?

- Какие рекреационные ресурсы чаще всего используют россияне?

- Какие туристические маршруты интересны вам и почему?

  1. Рефлексия

- О чем я сегодня узнал?

- Что нового открыл?

- Какое выступление понравилось?

  1. Итог урока

Вы хорошо работали сегодня на уроке, показали высокую ответственность в изучении нового материала. На партах лежит лист с вашими фамилиями, отметьте кто на сколько баллов работал в течение урока.

  1. Домашнее задание

Параграф 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по географии 10 класс Мировые природные ресурсы

Два варианта тестовых заданий в  форме ЕГЭ  для 10 класса по теме " Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды"...

Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции

Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Контрольная работа по теме: "Природные ресурсы мира"

Контрольная работа в 10 классе по теме: "Природные ресурсы мира"...

Практическая работа по теме "Природные ресурсы мира"

Практическая работа учит работать с источниками информации с последующей краткой фиксацией в таблицу. По необходимости результаты поиска информации можно фиксировать на контурной карте....

Своя игра по теме «Природные ресурсы мира», 10 класс

Игра-викторина для обобщающего урока по теме "Природные ресурсы мира" для 10 класса...

Урок в 9 классе. Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».

Цель урока:Определить отрасли специализации Поволжья и факторы их размещения.Актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья...