Предпрофильный курс "Рекреационная география"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Программа предпрофильного курса «Рекреационная география», рассчитана на один год обучения, 34 часа в год; предназначена для 9-х классов.

Предпрофильный курс «Рекреационная география» имеет туристическую направленность.

Программа раскрывает четыре составляющие направленности:

1.      Туристическую – пропаганда туризма в России, Республике Коми, Усинском районе; комплексный подход к формированию ЗУН по туризму;

2.      Патриотическую – пропаганда патриотического воспитания школьников;

3.      Экологическую – пропаганда экологического воспитания учащихся;

4.      Творческую – развитие творческих способностей учащихся.

Цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мыш­ления, предполагающего осмысление территориальной взаимообу­словленности явлений; понимание современных тенденций разви­тия территориальных рекреационных систем в России.

 

Задачи курса:

1. Сформировать знания о рекреационной географии, ее центрах и районах нахождения; выявить основные виды туризма; оценить выгодности (и значения) географиче­ского положения рекреационных объектов.

2. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.

3. Оценка уровня социально-экономического развития рекреа­ционного района через систему показателей.

4. Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

5. Сформировать умения и навыки работы с литературными и картографическими источниками; составлять карты ООТ РК и Усинского района;

 

6. Развитие познавательного интереса к изучению элективного курса и творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования городского округа «Усинск»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Усинска

«Рекомендовано»  

Педагогическим советом

протокол  от 31.08.2015г.

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ №  от 01.09.2015г.

Директор                            Н. В. Акулова

Предпрофильный курс

«Рекреационная география»

Курс разработан для учащихся 9  классов

Срок реализации программы курса 1 год

Автор разработки: Жаркова Ольга Васильевна, учитель географии МАОУ СОШ 3 УИОП г.Усинска

г. Усинск

2015 год

Пояснительная записка

     Программа предпрофильного курса «Рекреационная география», рассчитана на один год обучения, 34 часа в год; предназначена для 9-х классов.

Предпрофильный курс «Рекреационная география» имеет туристическую направленность.

В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, в том числе и в России. Рекреация – это совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющихся местом их постоянного жительства.  Большинство людей каждый год стремятся рационально использовать свой отпуск, каникулы, и с пользой для здоровья потратить свое свободное время.

 Рекреационная география - это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т.д.

Программа раскрывает четыре составляющие направленности:

  1. Туристическую – пропаганда туризма в России, Республике Коми, Усинском районе; комплексный подход к формированию ЗУН по туризму;
  2. Патриотическую – пропаганда патриотического воспитания школьников;
  3. Экологическую – пропаганда экологического воспитания учащихся;
  4. Творческую – развитие творческих способностей учащихся.

Цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем в России.

Задачи курса:

1. Сформировать знания о рекреационной географии, ее центрах и районах нахождения; выявить основные виды туризма; оценить выгодности (и значения) географического положения рекреационных объектов.

2. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.

3. Оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.

4. Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

5. Сформировать умения и навыки работы с литературными и картографическими источниками; составлять карты ООТ РК и Усинского района;

6. Развитие познавательного интереса к изучению элективного курса и творческих способностей учащихся.

Формы и режимы занятий: беседы, практические работы, выставки            творческих работ учащихся, вернисажи, экскурсии.

Педконтроль:

  1. Зачетный урок по теме «Центральная Россия»: 1) проверка практической работы «Размещение народных промыслов Центральной России; 2) выставка творческих работ учащихся;
  2. Вернисаж творческих работ учащихся по разделу «Край белых ночей» (фотографии, буклеты, открытки, рисунки, вырезки из газет);
  3. Зачет по разделу «Туризм в Республике Коми» - составление карты-схемы расположения ООТ РК;
  4. Зачет по разделу «Туризм в Сибири, на Дальнем Востоке» (тест);
  5. Зачет по теме «Южная рекреационная зона» - составление рекламных проспектов разнопрофильных туристических фирм;
  6. Развивающая игра по теме «Туристические путешествия по странам СНГ».

Предпрофильный курс «Рекреационная география» рассчитан на учащихся 9-х классов, количество обучающихся в группе 15 человек, возможно продолжение изучения курса в 10-ом классе, как «Рекреационная география мира».

Литература:

  1. «Сборник программ элективных курсов: География, 9 класс. Предпрофильная подготовка», автор-составитель Болотникова Н. В., Волгоград., «Учитель», 2007год. – с. 109
  2. География в школе (теоретический и научно-методический журнал). Москва., Школа-Пресс.
  3. Берлянт А. М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации (очерки о картографии). – Москва, 1998 г.
  4. Куприн А. М. Занимательная картография. – Москва., Просвещение, 1998 год.
  5. Николай Нейфельд. - Печоро-Илычский заповедник. Каменные символы Северного Урала. Фотоальбом.- Сыктывкар, Коми республиканская типография, 2005 год
  6. Фишман А. М. Самоцветы севера Урала и Тиммана. – Сыктывкар, Информационно-издательский отдел Института геологии Коми НЦ УрО РАН, Геспринт, 2006 год
  7. Владимир Ануфриев.- Земля Девственных Лесов. Печоро-Илычский Биосферный заповедник, Научно-популярное издание, Москва, 1997 год
  8. Шумилов Н. А., Лянцевич В. М., учебное пособие для учащихся 9 классов «География Коми АССР», Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1987 г.
  9. Географический атлас Республики Коми, Москва, Дрофа, 1997 год
  10.  Географический атлас Республики Коми, Сыктывкар, Коми республиканская типография, 1994 год.
  11.   Журнал «ГЕО» № 8. Август 2000. Заповедники России (страницы 60-93).
  12.  Журнал «ГЕО» № 11. Ноябрь 2001. Мексика (Водные курорты России, Пятигорск (стр. 66); Грузия, Боржоми (стр. 58).
  13.  Журнал «ГЕО» № 3. Март 1999. Монстры оживают (Самые знаменитые пляжи планеты), стр. 117.
  14.  Журнал «ГЕО» № 3. Март 2001. Искуситель Амстердам (Многоцветные лики отечества: вулканы на Камчатке, Соловецкий монастырь, река Лена, Северный Урал), стр. 19

Содержание предпрофильного курса «Рекреационная география»

Вводное занятие (1 час).

Лекция. План работы, сетка зачетных, творческих, практических работ. Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация. Виды рекреационной деятельности

Учащиеся знакомятся с рекреационной географией современной географической науки, появлением и становлением этой отрасли географии.

Соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха большой части населения в современном урбанизированном и экономически неблагоприятном мире.

Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.

Тема 1. Центральная Россия (6 часов).

Лекция. Раскрываются понятия по следующим темам:

  • Города «Золотого кольца» (путешествие по туристическому маршруту Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир, Москва.
  • Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (объекты Всемирного наследия).
  • Виды народных промыслов городов «Золотого кольца» (хохломская роспись, Сергиево-Посадские матрешки, Богородская игрушка, Городецкая роспись, Палехские лаковые миниатюры, Суздальские фрески и иконостасы).
  • Кремль и Красная площадь (объекты Всемирного наследия).

Учитель рассказывает о туристическом маршруте (действует с начала 1970), проложенного по историческим городам, проходящего по территории пяти областей — Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской.

Учитель рассказывает о достопримечательностях туристического маршрута: архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря (1674-77) Углича, храм Покрова на Нерли (12 в.), Дмитриевский собор (12 в.) и «Золотые ворота» Владимира, Георгиевский собор (12 в.) Юрьева-Польского, памятники древнего Суздаля, архитектурные комплексы Музеев деревянного зодчества в Костроме, Суздале.

Архитектурные памятники Сергиева Посада: историко-архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры: Троицкий собор (1422), Духовская церковь (1635), Успенский собор (1559-1585), Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635-1637), трапезная с церковью Сергия (1686-1692), Царские чертоги (конец 17 в.), Смоленская церковь (1746-1748), колокольня (1741-1769) архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский. В черте города церкви: Введенская (1547), Пятницкая (1547), Вознесенская в Иконной слободе (1766-1779), Успенская в селе Клементьево (1769), Ильинская в Пушкарской слободе (1773). Сохранился знаменитый Пятницкий колодец (конец 17 — начало 18 в.), где, по преданию, игумен Сергий Радонежский совершил чудо с источником.

Архитектурные памятники Суздаля: крепостной вал Кремля (11-12 вв.), Рождественский собор (1222-1225, фрески 13, 15, 17 вв., иконостас, 17 в., шатровая колокольня, 1635, Архиерейские палаты (15-18 вв.), церкви Успенская (построена в 1650, перестроена в 1720), Афанасьевская (1720), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771), Никольская (1719), церковь Николая (деревянная) из села Глотово (1766).

Учитель отмечает, что первым из городов, возникших в Залесье, был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже во второй половине 9 в. К началу 12 в. существовали уже все основные города Северо-Восточной Руси: Переславль-Залесский, Ярославль, Владимир-на-Клязьме, Суздаль. Необходимо упомянуть, что история этих земель связана с жизнью и деятельностью Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Сусанина, А. В. Суворова, Н. А. Некрасова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, М. А. Врубеля, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, Ф. Г. Волкова, Л. В. Собинова и многих других представителей русской истории и культуры.

При изучении темы «Народные промыслы Центральной России» учащиеся приобретают углубленные знания:

 ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Семино Ковернинского р-на) и производственное художественное объединение «Хохломская роспись» (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с. Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА, народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с 16-17 вв.) в с. Богородское, ныне Сергиев-Посадского р-на Московской обл. Из детально проработанных фигурок людей и животных (неокрашенных и окрашенных) часто составляются композиции на сюжеты басен и сказок. В нач. 20 в. основана артель (с 1960 Богородская фабрика художественной резьбы).

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, роспись по дереву,русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в деревнях по реке Узоле в районе г. Городец Нижегородской области. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин. Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После Первой мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи — шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись». В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 — начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах.

Особенности палехской живописи: для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них — Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.

Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.  

СУЗДАЛЬСКИЕ ФРЕСКИ  - живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой.

Особое внимание учитель обращает вснимание на Московскийй Кремль, древнейшую и центральную часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу р. Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Среди 20 башен Кремля Московского наиболее значительные Спасская (с Кремлевскими курантами), Никольская, Троицкая, Боровицкая. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства — «Царь-пушка» (16 в.) и «Царь-колокол» (18 в.). В 1991 создан Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». В Кремле Московском находится резиденция президента Российской Федерации. Также учитель рассматривает Успенский собор, Благовещенский собор, Красное крыльцо и церковь Ризположения, Колокольню «Ивана Великого», Грановитую палату — главный тронный зал дворца, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, здания Арсенала, Сената и Кремлевского дворца Съездов, Чудов мужской монастырь (Алексеевский Архангело-Михайловский).

Практическая работа. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России (хохломская роспись -  г. Семенов Нижегородской обл, Сергиево-Посадские матрешки, Богородская игрушка - с. Богородское, ныне Сергиев-Посадского р-на Московской обл., Городецкая роспись  - г. Городец Нижегородской области, Палехские лаковые миниатюры  - поселок Палех Ивановской области, Суздальские фрески и иконостасы)

Зачёт: 1) проверка практической работы «Размещение народных промыслов Центральной России; 2) выставка творческих работ учащихся.

Тема 2. Путешествие по туристическому маршруту «В край белых ночей» (5 часов).

Лекция, в т.ч. с использованием стихотворений, произведений великих русских поэтов, писателей, описывающих красивейшие места этого края: Раскрываются понятия о достопримечательностях и культурных центрах:

1. ПСКОВ: 9 км кpепостных стен, 42 хpама (12 в. — 2; 14 в. — 2; 15 в. — 4; 16 в. — 20; 17 в. — 9; 18 в. — 1; 19 в. — 3; 20 в. — 1; 19 действующих); Псковский Кремль - Тpоицкий собоp на Кpому, церковь Дмитpия на посаде и два монастыpских — Иоанна и Спасский на Завеличье.

2. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Преображенский), мужской православный монастырь на острове Валаам в Ладожском озере. Основан новгородцами не позднее начала 14 века. Находясь на границе новгородских владений, служил крепостью, много раз отражал нападения шведов. В 1611 году был разорен шведами. Восстановлен по указу Петра I в 1715 году.

3. КИЖИ - Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.). Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник (с 1945). Указом Президента Российской Федерации от 1993 музей-заповедник «Кижи» был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Заповедник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. НОВГОРОД — один из самых древних городских племенных центров славян. Сохранилось огромное число храмов: Благовещенский Аркажский, Петропавловский на Синичьей горе, Спасо-Нередицкий конца 12 в., Пятницкий на Торгу, Рождественский Перынский (нач. 13 в.), Николо-Липенский, Федоровский (кон. 13 в.), Николы Белого, Михайловский, Спаса на Ковалеве (нач. и сер. 14 в.), Иоанна на Витке, Рождества на Кладбище, Федора на Ручью, Спаса на Ильине (2-я пол. 14 в.), Власия, Петра и Павла в Кожевниках (нач. 15 в.), Успенская, Иоанна на Опоках, Двенадцати Апостолов, Сорока мучеников, Сергия в кремле (сер. 15 в.). Почти все храмы хранят значительные фрагменты фресковой росписи. Наиболее известны фрески Софии, Антонова, Аркаж, Нередицы (12 в.), Федора, Рождества и Спаса на Ковалеве (14 в.). После уничтожения храмов в 1940-х фрески были собраны реставраторами Грековыми и склеены заново. Храм 14 в. — Спас на Ильине улице — расписан Феофаном Греком. В Новгороде также хранится богатейшее собрание икон 11-20 вв. В Софийском соборе, кроме иконостасов, стоит древнейшая святыня Новгорода — икона «Знамение », по преданию, спасшая в 1170 город от суздальской рати.

5. ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ - поселок. Входит в состав Музея-заповедника А. С. Пушкина, который основан в 1922 (в Псковской области). В составе: села Михайловское, Тригорское, Петровское, городища Воронич и Савкина Горка, Святогорский монастырь (ныне пос. Пушкинские Горы) с могилой поэта. С 1967 здесь проводятся ежегодные Пушкинские праздники поэзии.

6. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ -  архитектурные ансамбли 18-19 веков: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним Дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», открыт в 1782), Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок, Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского, Музей Ф. М. Достоевского и т. д.

Зачёт. Вернисаж творческих работ учащихся по разделу «Край белых ночей» (фотографии, буклеты, открытки, рисунки, вырезки из газет).

Тема 3. Перспективы развития туризма в Республике Коми (5 часов).

Лекция, в т.ч. с использованием стихотворений, произведений коми поэтов, писателей, описывающих красивейшие места Коми края: Раскрываются понятия о возможности изучения и использованиярекреационных ресурсов «Печоро – Илычского заповедника»; национального парка «Югыд Ва»). Здесь можно увидеть кристально чистые озера и живописные реки, которые протекают в ущельях и каньонах, обрываясь красивыми водопадами; курумы – каменистые россыпи, покрытые цветастыми лишайниками; экзотичные скалы-останцы и другие интересные формы выветривания; различные ледниковые формы рельефа – кары, цирки, острые вершины и гребни. Наиболее известны «каменные болваны» на горном плато Маньпупунер, выступающие в роли «визитной карточки» Печоро-Илычского заповедника – это 7 каменных колонн-останцов, высотой до 40-50 м, сложенных прочными серицито-кварцитовыми сланцами, изъеденных дождями и ветрами. А «визитные карточки» парка Югыд Ва – это живописные горы Сабля и Колокольня, а также стремительные горные реки Кожим и Щугер, очень популярные среди водных туристов. Северо-восточные рубежи парка Югыд Ва «сторожит» самая высокая вершина всего Урала – г. Народная, высотой 1895 м.  Современный уровень посещаемости национального парка – примерно 4 тыс. туристов за год, заповедника и его охранной зоны – около 0, 5 тыс.

 Девственная природа заповедника и парка представляет интерес и для археологов и палеонтологов: здесь обнаружена одна из самых северных верхнепалеолитических стоянок и самое крупное на всем севере Европы местонахождение плейстоценовой фауны (мамонт, шерстистый носорог, тигролев и т. д.).

Заказники и памятники природы (ООТ) Республики Коми и  Усинского района.

Лекция или экскурсия. Историко-культурные памятники Усинского района.

Зачет. Составление карты-схемы расположения особо охраняемых территорий Республики Коми.

Тема 4. Путешествие по Сибири и Дальнему Востоку (4 часа).

Лекция. Раскрываются понятия об использовании рекреационных ресурсов Телецкого озера (водные прогулки на теплоходе к «Каменному заливу», красивейшие места хребта Корбу),  Уссурийского края. Озеро Байкал – жемчужина Сибири.

Вулканы Камчатки – объекты списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тема 5. Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов – как объект списка Всемирного наследия ЮНЕСКО (1 час).

Лекция. Учащиеся узнают о том, что архипелаг состоит из 6 островов: крупные — Соловецкий, Анзерский, Большой и Малый Муксалма; мелкие — Большой Заяцкий и Малый Заяцкий. Природный, исторический, архитектурный и культурный памятник, религиозный и военный форпост России на Севере.

Тема 6. Южная рекреационная зона (7 часов).

Семинар. Раскрываются понятия об использовании рекреационных ресурсов Азовско-Черноморского бассейна (особенности истории, культуры, национальный колорит, климатические условия, разнообразные природные ландшафты (горы, пляжи двух морей), лечебные грязи, минеральные источники, множество туристских объектов и экскурсионных маршрутов, санатории, дома и базы отдыха, кемпинги, детские оздоровительные лагеря, здравницы).

Зачет. Составление рекламных проспектов разнопрофильных туристических агенств.

Тема 7. Рекреационные ресурсы стран СНГ (5 часов).

Лекция. Раскрываются понятия об использовании рекреационных ресурсов в странах Балтии (Эстония  - замок в городе Курессааре, замок-башня Кийу (16 в.), Латвия - поместье Иванда в Лиелванде, в Даугавпилсе Борисоглебский православный кафедральный собор, Литва -  Замок в Турайде, Храм. Св. Петра и Павла);  Европейского Запада (Беларусь, Украина - рекреационные ресурсы Украинских Карпат, Крымского полуострова, Молдавия - междуречье р. Днестр);  в странах Закавказья (Армения- курорты Арзни, Джермук, Дилижан, Цахкадзор на минеральных источниках, Азербайджан – бальнеологические курорты, Грузия  - рекреационные ресурсы АбхазииХрам Свети Цховели в Мцхете, Место слияния Арагви и Куры, Поселок Местиа, Село Дартло); в странах Азиатского Юго-Востока (Казахстан – озеро Иссык; Узбекистан – Чарвакское водохранилище, мечеть в Хиве; Туркменистан – развалины древнего города Нисы, Бадхызский заповедник; Киргизия – башня Бурана в с. Ден-Арык, скалы «Семь быков в долине реки Джеты –Огус, река Нарын, Таласский Алатау, долина реки Кара Суу; Таджикистан – Варзобское ущелье, Гиссарская крепость-музей).

Зачёт. Развивающая игра «Туристическое путешествие по странам СНГ».

Требования к уровню подготовки учащихся по предпрофильному курсу «Рекреационная география»:

учащиеся должны знать:

  • соотношение понятий «отдыха» и «рекреация»;
  • виды рекреационной деятельности;
  • виды туризма;
  • главные рекреационные районы России и их особенности.

 учащиеся должны уметь:

  • использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
  • давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОМУ КУРСУ «РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ» (9 класс,  34 часа)

№ урока

Количество часов

Тема занятия

Тип урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16, 17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28, 29

30

31

32

33

34

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Вводное занятие. План работы, сетка зачетных, творческих, практических работ. Что изучает рекреационная география.

Центральная Россия. Общая характеристика.

Города «Золотого кольца» (путешествие по туристическому маршруту Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир, Москва.

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (объекты Всемирного наследия).

Виды народных промыслов городов «Золотого кольца» (хохломская роспись, Сергиево-Посадские матрешки, Богородская игрушка, Городецкая роспись, Палехские лаковые миниатюры, Суздальские фрески и иконостасы).

Практическая работа. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

Кремль и Красная площадь (объекты Всемирного наследия).

Зачетный урок: 1) проверка практической работы «Размещение народных промыслов Центральной России; 2) выставка творческих работ учащихся.

Путешествие по туристическому маршруту «В край белых ночей» (Псков, Санкт – Петербург, Валаам, Кижи, Новгород, Пушкинские горы).

Интегрированный урок  географии  и литературы по произведениям русских поэтов.

Исторический центр г. Санкт – Петербурга.

Карелия – озерный край.

Вернисаж творческих работ учащихся по разделу «Край белых ночей» (фотографии, буклеты, открытки, рисунки, вырезки из газет).

Перспективы развития туризма в Республике Коми («Печоро – Илычский заповедник»; национальный парк «Югыд Ва»).

Заказники и памятники природы (ООТ) Республики Коми и  Усинского района.

Историко-культурные памятники Усинского района.

Зачет по разделу «Туризм в Республике Коми» (составление карты-схемы расположения особо охраняемых территорий Республики Коми).

Путешествие по Сибири и Дальнему Востоку. Озеро Телецкое,  Уссурийский край.

Озеро Байкал – жемчужина Сибири.

Вулканы Камчатки – объекты списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зачет по теме «Туризм в Сибири, на Дальнем Востоке.

Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов – как объект списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Южная рекреационная зона, особенности географического положения.

Города курорты Азовско-Черноморского бассейна.

Исторические места, связанные с именами знаменитых людей.

Горно-лыжный туризм. Гляциология.

Круизный и оздоровительный туризм.

Зачет по теме «Южная рекреационная зона» (составление рекламных проспектов разнопрофильных туристических агенств).

Рекреационные ресурсы стран СНГ.

Туризм в странах Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

Рекреационная зона Европейского Запада (Беларусь, Украина, Молдавия).

Туризм в странах Закавказья (Армения, Азербайджан, Грузия).

Рекреационная зона Азиатского Юго-Востока: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан.

Обобщающий урок в форме развивающей игры «Туристическое путешествие по странам СНГ».

изучение нового материала

комбинированный

комбинированный

комбинированный

практическая работа

комбинированный

проверки знаний

изучение нового материала

комбинированный

комбинированный

изучение нового материала

проверки знаний

изучение нового материала

комбинированный

экскурсия в историко-культурный музей

практическая работа

изучение нового материала

комбинированный

комбинированный

проверки знаний (тест)

изучение нового материала

изучение нового материала

комбинированный

изучение нового материала

комбинированный

комбинированный

проверки знаний

изучение нового материала

изучение нового материала

изучение нового материала

изучение нового материала

проверки знаний

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Вводное занятие знакомит учащихся с рекреационной географией. В содержании лекции необходимо показать связь географии с другими науками, познакомить с общей структурой курса, с планом работ, его примерным содержанием, сеткой зачетных, творческих, практических работ, которые и предстоит выполнить за данное время.

Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы и по итогам изучения курса в целом.

На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму представления материалов и критерии их оценивания. На наш взгляд, допустим вариант, при котором итоговую творческую работу учащиеся выполняют по желанию, но это отражается на их итоговом рейтинге.

Основная литература:

1.    Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: учебное пособие.-Смоленск: СГУ, 2000. -224 с.
2.    Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов-н-Д: Издательский центр "МарТ", 2007. – 384 с.
3.    Экономика и организация туризма. Международный туризм /под. ред. И.А.Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л.Драчевой.  –М. КНОРУС, 2005. -576 с.

Дополнительная литература:

1.    Биржаков М.Б. Введение в туризм. Спб.: Герда, 1999
2.    Даринский А.В. Туристские районы Российской Федерации и ближнего зарубежья.- Спб., 1994.
3.    Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. –Ч.1. Страноведение и международный туризм., - Спб., 1997.
4.    Забаев Ю.В. Методология автоматизации систем управления многоотраслевыми комплексами и межрегиональными программами/Деп. в ВИНИТИ 20 декабря 2001. № 2679 — В2001.
5.    Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М6., 1978.
6.    Машбиц Я.Г. Комплексное страноведение. – М. –Смоленск, 1998.
7.    Страны и народы: в 20 томах. – М., 1978-1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Предпрофильный курс "Химия на кухне"

Задача современного школьного образования - формирования у обучающихся целостного представления об основах изучаемых ими наук, их теоретических и прикладных аспектах.   Программа предпрофильного курса...

Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Предпрофильная подготовка школьников по географии

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциац...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предпрофильного курса География родного края

программа предпрофильного курса, раскрывающая особеннности  природы Ростовской области....