Рабочая программа по географии 5 кл
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 5 кл | 75.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Стрельниковская основная общеобразовательная школа».
Атюрьевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета Протокол № от | «Утверждено» Директор МБОУ «Стрельниковская ООШ» Приказ № от ____________/Асессоров В.В. / |
Рабочая программа учебного курса
«География» 5 класс
Составитель: учитель географии Балашова Е.В.
Квалификационная категория: первая
2016-2017
Структура программы:
I.Пояснительная записка
II.Общая характеристика учебного предмета
III.Место учебного предмета в учебном плане
IV.Результаты освоения учебного предмета
V.Содержание программы
VI.Календарно-тематическое планирование по предмету
I.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www. drofa.ru.
и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 35 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.
Вклад учебного предмета в общее образование:
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие;
- предпрофильной ориентации учащихся.
Цели и задачи программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом
Изменения, внесенные автором в программу:
Нет
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
III.Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам:
с 5 по 7 класс - География Земли,
с 8 по 9 класс - География России.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российскогои других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3;
практических работ - 4;
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-
географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне
представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ
IV.Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
V.Содержание программы
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по программе Бариновой И.И. | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на: | |
лабораторно- практические работы | Проверочные (контрольные) работы | ||||
1 | Тема 1. Что изучает география | 5 | 5 | - | 1 |
2 | Тема 2. Как люди открывали Землю | 5 | 5 | 1 | - |
3 | Тема 3. Земля во Вселенной | 9 | 9 | - | 1 |
4 | Тема 4. Виды изображений поверхности Земли | 5 | 4 | 1 | - |
5 | Тема 5. Природа Земли | 10 | 10 | 2 | |
6 | Резерв/ контрольный тест | 1 | 2 | 1 | |
итого | 35 | 35 | 4 | 3 |
VI. Календарно-тематическое планирование по предмету
Количество часов в неделю – 1;
Количество учебных недель – 34 (резерв – 1);
Плановых контрольных уроков – 2, тестов - 1 .
Планирование составлено на основе авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 140, [4]с.: ил., карт.
Тематический план география 5 класс
№ п/п | Раздел | Общее кол-во часов | Виды деятельности ученика |
Что изучает география | 5 | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач; Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе; Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. | |
Как люди открывали Землю | 5 | Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач; Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле; Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. | |
Земля во Вселенной | 9 | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе; Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; Оценивать вклад отечественных ученых. | |
Виды изображений поверхности Земли | 4 | Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников; Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. | |
Природа Земли | 11 | Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 34 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Практическая работа, тест, контрольная работа | Планируемые результаты | Дата План/факт | ||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты | |||||||||||||||||||
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) | |||||||||||||||||||||
1 | Мир, в котором мы живём. | 1 | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности | ||||||||||||||||
2 | Науки о природе | 1 | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество | К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь выделять сходств естественных наук. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | ||||||||||||||||
3 | География–наука о Земле | 1 | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||||||||||||||||
4 | Методы географических исследований | 1 | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | ||||||||||||||||
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | 1 | Тестирование | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | |||||||||||||||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.). | |||||||||||||||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | 1 | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. | ||||||||||||||||
7 | Важнейшие географические открытия. | 1 | Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия. | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |||||||||||||||
8 | Открытия русских путешественников. | 1 | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. | К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | ||||||||||||||||
9 | Открытия русских путешественников. | 1 | Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | ||||||||||||||||
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. | 1 | Тестирование | Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | |||||||||||||||
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) | |||||||||||||||||||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | ||||||||||||||||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 | Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | ||||||||||||||||
13 | Соседи Солнца. | 1 | Научиться составлять характеристику планет по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | ||||||||||||||||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | ||||||||||||||||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 | Проверочная работа | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |||||||||||||||
16 | Мир звёзд. | 1 | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | ||||||||||||||||
17 | Уникальная планета – Земля. | 1 | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | ||||||||||||||||
18 | Современные исследования космоса. | 1 | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | ||||||||||||||||
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | 1 | Тестирование | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | |||||||||||||||
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) | |||||||||||||||||||||
20 | Стороны горизонта | 1 | Научиться определять стороны горизонта. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||||||||||||||||
21 | Ориентирование | 1 | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | ||||||||||||||||
22 | План местности и географическая карта. | 1 | Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте. | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | |||||||||||||||
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | Тестирование | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | |||||||||||||||
Раздел 5. Природа Земли (11 ч.) | |||||||||||||||||||||
24 | Как возникла Земля. | 1 | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||||||||||||||||
25 | Внутреннее строение Земли. | 1 | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследова- тельской деятельности, конструированию. | ||||||||||||||||
26 | Землетрясения и вулканы. | 1 | Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | |||||||||||||||
27 | Путешествие по материкам. | 1 | Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | |||||||||||||||
28 | Вода на Земле. | 1 | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||||||||||||||||
29 | Воздушная одежда Земли. | 1 | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности. | ||||||||||||||||
30 | Живая оболочка Земли. | 1 | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||||||||||||||||
31 | Почва – особое природное тело. | 1 | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||||||||||||||||
32 | Человек и природа. | 1 | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | ||||||||||||||||
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». | 1 | Тестирование | Научиться самодиагностике. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | |||||||||||||||
34 | Обобщение знаний. | 1 | Контрольная работа | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...