Итоговый урок по теме "Атмосфера"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Борзых Ольга Алексеевна

Обобщение знаний учащихся по теме "Атмосфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfera.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по теме «Атмосфера».

Цели и задачи урока:

          Определить уровень знания учащихся:

- основных понятий, терминов и определений по теме «Атмосфера»;

- состава атмосферы и её значения, основных свойств воздуха, элементов погоды и климата;

- приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.

         Определить уровень умения учащихся:

- составлять характеристику климата и погоды своей местности;

- выполнять практические работы по характеристике элементов погоды с использованием календаря погоды;

- определять по карте местоположение объектов с выдающимися климатическими характеристиками;

- объяснять причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.

          Определить уровень понимания учащимися:

- причин, влияющих на формирование погоды и климата;

- значения атмосферы и её элементов для жизни и деятельности людей.

          Оборудование: Глобус, физические карты полушарий и России, приборы для изучения атмосферы – термометр, барометр, флюгер, анемометр, гигрометр, осадкомер, календарь погоды.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Изучение нового материала.

Тест по теме «Атмосфера» (1 вариант)

  1. Сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы называется:

1) облаками;       2) воздухом;        3) туманом;       4) росой;        5) инеем.

  1. Ветер, дующий с юго-запада, называется:

1) юго-западным;                          2) юго-восточным;  

3) северо-западным;                    4) северо-восточным.

  1. Установите соответствие:

Приборы

 а) барометр;                                       1. скорость ветра;

 б) анемометр;                                    2. облачность;

 в) гигрометр;                                      3. влажность воздуха;

 г) осадкомер;                                     4. количество осадков;

              д) нет соответствия.                          5. давление.

  1. Состояние тропосферы в данный момент в данной местности называется:

 1) облачностью;      2) погодой;      3) атмосферой;       4) климатом.

  1. Сила ветра измеряется в:

 1) миллиметрах;         2) баллах;         3) процентах;          4) метрах.

  1. В каком случае воздух будет насыщен:  

1) при температуре +20 С – 9 г. водяного пара;  

2) при температуре 0 С – 5 г. водяного пара.

  1. Движение воздуха в горизонтальном направлении – это:  

1) туман;               2) облака;              3) ветер;                  4) воздушные массы.

  1. Установите соответствие:

а) 749 мм рт. ст.;                               1) ниже нормы;

б) 760 мм рт. ст.;                               2) нормальное;  

в) 860 мм рт. ст.;                               3) выше нормы.

  1. Облака образуются в результате:

1) аккумуляции;       2) конденсации;       3) конвергенции;      4) трансформации.

  1. Установите соответствие:

                Тип климата                                        признаки

а) морской;                                        1) лето жаркое;

б) континентальный.                       2) местность расположена недалеко от океана;

                                                              3) зима довольно тёплая;

                                                              4) местность удалена от океана;  

                                                              5) зима холодная;

                                                              6) лето нежаркое;

                                                              7) осадков в течение года выпадает немного;

                                                              8) осадков в течение года выпадает много.

  1. Количество водяного пара зависит от:  

1) температуры воздуха;                  2) давления;  

 3) силы ветра;                                     4) направления ветра.

  1. Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха называется:  

1) давлением;                                 2) движением воздуха;  

3) амплитудой;                               4) конденсацией.

  1. Какие виды осадков соответствуют значкам:

 а) роса;                             1.

 б) гололёд;                      2.

 в) град;                             3.          

 г) дождь.                          4.

  1. Причиной неравномерного распределения солнечного тепла на поверхности Земли является:

 1) удалённость от Солнца;

 2) шарообразность;  

3) разная мощность слоя атмосферы.

  1. Средние месячные температуры высчитываются:
  1. по сумме среднесуточных температур;  
  2. делением суммы средних суточных температур на число суток в месяце;
  3.  от разницы суммы температур предыдущего и последующего месяцев.

Тест по теме «Атмосфера» (2 вариант)

  1. Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью называется:  

1) воздухом;         2) туманом;          3) дождём;          4) облаками.

  1. Ветер, дующий с северо-востока, называется:

 1) северо-западным;                     2) северо-восточным;

 3) юго-западным;                           4) северным.

  1. Установите соответствие:

                   Приборы  

а) термометр;                                  1) облачность;  

б) анемометр;                                 2) направление ветра;  

в) флюгер;                                         3) скорость ветра;  

г) барометр;                                     4) давление;

д) нет соответствия;                       5) температура воздуха.

  1. Климатом называется:

1) воздушная оболочка Земли;  

2) многолетний режим погоды, характерный для данной местности;  

3) состояние тропосферы в данный момент в данной местности;

4) сгущение водяных паров на различной высоте.

  1. В чём измеряется скорость ветра:  

1) в граммах;                 2) в м/с;                    3) в баллах;                      4) в км/ч.

  1. В каком случае воздух будет насыщен:

1) при температуре -10 С – 2,5 г водяного пара;  

2) при температуре +10 С – 5 г водяного пара.

  1. Подвижные части тропосферы, отличающиеся своими свойствами, называются:  

1) облаками;          2) туманом;         3) воздушными массами;          4) ветром.

  1. Установите соответствие:

 а) 760 мм. рт. ст.;                      1) ниже нормы;  

 б) 732 мм. рт. ст.;                      2) нормальное;  

в) 838 мм.рт. ст.;                         3) выше нормы.

  1. Туман образуется в результате:  

1) аккумуляции;        2) конденсации;        3) конвергенции;        4) трансформации.

  1. Установите соответствие:

          Тип погоды                               Местные признаки погоды

  а) ясная;                                 1) ветер умеренный днём, к вечеру стихает;

 б) пасмурная.                        2) атмосферное давление уменьшается;

                                                   3) днём жарко, а вечером и ночью прохладно;

                                                   4) ветер днём и ночью меняет направление;

                                                   5) ласточки и стрижи летают низко;

                                                   6) дым от костра поднимается прямо вверх;  

                                                   7) дым от костра стелется по земле.

  1. Давление зависит от:

 1) силы ветра;                                                2) направления ветра;  

3) разницы температуры воздуха;            4) особенностей рельефа.

  1. Вся влага, выпадающая на земную поверхность, называется:

 1) облаками;             2) осадками;             3) туманом;              4) росой.

  1. Какие виды осадков соответствуют значкам:

  а) туман;                     1.

  б) снег;                        2.  

  в) морось;                  3.  

  г) иней.                       4.

  1. Причиной неравномерного распределения солнечного света по земной поверхности является:

1) удалённость от Солнца;  

2) шарообразность Земли;  

3) мощный слой атмосферы.

  1. Суточная амплитуда – это:

 1) общее количество показателей температуры в течение суток;

 2) разница между наибольшими и наименьшими показателями температуры воздуха в течение суток;

 3) ход температур в течение суток.

  1. Конкурс «Обычные определения»

1. Вся вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающая на землю из атмосферы. (Атмосферные осадки.)

2. Отношение абсолютной влажности к тому количеству влаги, которое может содержать воздух при определённой температуре. (Относительная влажность воздуха.)

3. Линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определённый промежуток времени. (Изотермы.)

4. Нижний слой атмосферы, простирающийся до высоты 8-10 км над полюсами, 10-12 км в средних широтах и 16-18 км над экватором. (Тропосфера.)

5. Большие объёмы воздуха тропосферы с однородными свойствами. (Воздушные массы.)

6. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности. (Климат.)

7. Ветры, меняющие направление  два раза в год. (Муссоны.)

8. Прибор для измерения скорости ветра. (Анемометр.)

9. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. (Атмосферное давление.)

10. Мельчайшие капельки воды или кристаллики льда, парящие в приземном слое воздуха. (Туман.)

11. Количество водяного пара в граммах, находящееся в 1 м воздуха. (Абсолютная влажность воздуха.)

12. Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями. (Амплитуда температур.)

13. Прибор для определения относительной влажности.  (Гигрометр.)

14. Состояние атмосферы в данное время в данном месте.  (Погода.)

15. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.  (Конденсация.)

                                                      а) погода;

б) абсолютная влажность воздуха;

                                                      в) тропосфера;

                                                      г) воздушные массы;

                                                     д) атмосферные осадки;

                                                 е) конденсация;

                                                     ж) анемометр;

    з) относительная влажность воздуха;

                                                     и) гигрометр;

                                                      к) муссоны;

                                                      л) амплитуда температур;

                                                  м) климат;

                                                     н) туман;

                                                     о) атмосферное давление;

                                                     п) изотермы.

  1. Найдите соответствие:

а) Кучевые облака.       1. Появляются во все сезоны года.

б) Слоистые.                    2. Можно увидеть только в тёплое время года.

в) Перистые.                   3. Похожие на белые волокна.

                                            4. Высота образования не более 2 км.

                                            5. Образуются при контакте тёплого и холодного воздуха.

                                            6. Похожи на белые лучи ваты.

                                            7. Образуются на высоте 2-10 км.

                                            8. Образуются на высоте 10-12 км,  состоят из кристалликов льда.

                                            9. Приносят ливни и грозы.

                                           10. Наблюдаются в пасмурную погоду.

4. Выпиши лишнее слово, обоснуй свой выбор.

а) дождь, град, бриз, иней, снег;

б) абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность;

в) барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;

г) бриз, дождь, муссон, ветер.

  1. Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Атмосфера», вопросы для викторины.
  2. Подведение итогов, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)

Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе «Путешествие в зоопарк». Итоговый урок по темам «Животные», «Я и моя семья».

Цель урока: обобющение пройденного лексико-грамматического материала, совершенствование навыков монологической речи. Развитие памяти и внимания, умение работать в группе....