Тематическое планирование по географии 10 класс
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему
Тематическое планирование, служебная записка, титульный лист. По учебнику Максаковского. Очень детальная разработка с указанием домашнего задания, страниц в учебнике, практических и лабораторныйх работ. Программа подойдет как для общеобразовательных школ, так и школ компенсирующего вида. В данном планировании указано количество учебных часов (на 1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование по географии 10 класс | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогический Директор ГБОУ СОШ № 5:
Протокол от «_» _______ 2016 г. _________ Т.А.Кожевникова
№ ________ Приказ от «__» _____ 2016 г.
№ __________
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании МО зам.дир.по УВР:
протокол от ________ ________ С.Н.Верейская
№ _________ от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 10 КЛАССА
(уровень: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ)
Учитель: АЛЕЕВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА
Квалификационная категория: ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ
2017/2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии для общеобразовательных школ авторской программы по географии 6-10 кл. / под редакцией В. И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2006. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 10 класса (Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М.: Дрофа, 2010.).
Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят 29 декабря 2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»
- Примерная программа по географии для общеобразовательных школ под редакцией Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. – М.: Просвещение, 2008.
- Учебный план ГБОУ СОШ № 5 на 2017/2018 уч. год
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Количество часов: по программе — всего 68 часов за два года- 10 класс 34 часа, 11 класс 34 часа; по учебному плану — 10 класс 34 часа, 1 час в неделю; 11 класс 34 часа, 1 час в неделю.
Изучение географии в 10-11 классе направлено на достижение следующих основных целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Содержание курса
Введение (1 час)
1.Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Тема 1.Современная политическая карта мира (5 часов)
Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии.
Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.
Федеративные государства, созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства, созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.
Практические работы:
1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
2.Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (5 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы:
- Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)
Тема 3.География населения мира (6часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы:
1.Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)
Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление.
Эволюционный и революционный пути развития.
Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира
Тема 5.География отраслей мирового хозяйства (13 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы:
1.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Учебно-методическое обеспечение
Класс | Учебники | Учебные пособия для учащихся | Дидактические материалы для учителя | Интернет-ресурсы |
10 | Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 20014. | Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2016. | Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2012 г. | http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал. http://geographer.ru – Географический портал. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии. http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений. http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии. |
Тематический план учебного материала по курсу «География», 10 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Современная политическая карта мира | 5 |
География мировых природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды | 5 |
География населения мира | 6 |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 5 |
География отраслей мирового хозяйства | 13 |
Итого | 34 ч. |
Диагностический и практический материал
Тема | Вид работы | ||
Контрольная работа | Тест | Практическая работа | |
Введение | - | - | - |
Современная политическая карта мира | - | 1 | 2 |
География мировых природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды | - | 1 | 1 |
География населения мира | - | 1 | 1 |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство | - | - | - |
География отраслей мирового хозяйства | - | - | - |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС
(34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности учащихся |
Введение (1 ч.) | ||||||
Планируемые результаты: ЗУН: Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Количественные и качественные характеристики территории. | ||||||
1 | Социально-экономическая география в системе географических наук. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 5-8, конспект | ||
Тема 1 Современная политическая карта мира (5 ч.) | ||||||
ЗУН: События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. | ||||||
2 | Политическая карта мира | 1 | Устный опрос | Карта атласа | ||
3 | Многообразие стран мира. | 1 | Практическая работа № 1 «Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)». | Учебник стр. 9-14, карта атласа, практикум | ||
4 | Влияние международных отношений на политическую карту мира. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 14-17, карта атласа, конспект | ||
5 | Государственный строй стран мира. | 1 | Практическая работа № 2 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». | Учебник стр. 17-20, карта атласа, практикум | ||
6 | Обобщение по теме «Политическая карта мира» | 1 | Тест | Тестирование | ||
Тема 2 География мировых природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды (5 ч.) | ||||||
ЗУН: Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды. | ||||||
7 | Взаимодействие общества и природы. | 1 | Учебник стр. 25-28. беседа | |||
8 | Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. | 1 | Практическая работа №3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира» | Учебник стр. 28-31, практикум | ||
9 | Земельные и водные ресурсы стран мира. | 1 | Контурная карта | Учебник стр. 31-36, карта атласа и карты учебника, заполнение контурной карты | ||
10 | Биологические, климатические и рекреационные ресурсы. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 36-41, карта атласа | ||
11 | Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Обобщение по теме «География природных ресурсов» | 1 | Тест | Учебник стр. 41-46, тестирование | ||
Тема 3 География населения мира (6 ч.) | ||||||
ЗУН: Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. | ||||||
12 | Численность и воспроизводство населения. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 57-66, карта атласа, конспект | ||
13 | Состав (структура) населения | 1 | Практическая работа№4 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира» | Учебник стр. 66-71, карта атласа, практикум | ||
14 | Размещение и миграции населения | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 71-74, карта атласа, конспект | ||
15 | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 74-79, карта атласа, составление схемы | ||
16 | Городское и сельское население. Население и окружающая среда. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 79-81, беседа | ||
17 | Обобщение по теме «Население мира» | 1 | Тест | Тестирование | ||
Тема 4 Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 ч.) | ||||||
ЗУН: Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира | ||||||
18 | Характеристика научно-технической революции. | 1 | Устный опрос | Учебник стр.91-97, карта атласа, составление циклов | ||
19 | Мировое хозяйство. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 98-102, карта атласа, конспект | ||
20 | Воздействие НТР на мировое хозяйство. | 1 | Творческое задание | Учебник стр. 102-107, конспект | ||
21 | Территориальная структура хозяйства и региональная политика. | 1 | Письменный ответ на вопросы | Учебник стр. 107-110, ответ на вопросы в тетради | ||
22 | Факторы размещения производительных сил | 1 | Устный опрос, творческое задание | Учебник стр. 110-115, представление проекта | ||
Тема 5 География отраслей мирового хозяйства (13 ч) | ||||||
23 | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 123-125, карта атласа, конспект | ||
24 | Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 125-131, карта атласа, составление сводной таблицы | ||
25 | Горнодобывающая промышленность, её значение и структура. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии. | 1 | Устный опрос | Учебник стр. 131-135, конспект | ||
26 | Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности. Промышленность и окружающая среда. | 1 | Таблица в тетради | Учебник стр. 135-139, карта атласа, составление таблицы | ||
27 | Агропромышленный комплекс. Растениеводство. | 1 | Учебник стр. 140-148, карта атласа, беседа | |||
28 | Животноводство и рыболовство. | 1 | Защита проекта | Учебник стр. 148-150, карта атласа, проект | ||
29 | География транспорта мира. Сухопутный транспорт. | 1 | Ответы на вопросы | Учебник стр. 150-153, карта атласа, письменный ответ на вопросы | ||
30 | Водный и воздушный транспорт. | 1 | Устный ответ | Учебник стр. 153-158, карта атласа, конспект | ||
31 | География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны. | 1 | Устный ответ | Учебник стр. 159-160, конспект | ||
32 | Международная торговля. | 1 | Устный ответ | Учебник стр. 160-164, карты атласа, рассуждение | ||
33 | Международный туризм. Непроизводственная сфера. | 1 | Устный ответ | Учебник стр. 164-165, карта атласа, карточки | ||
34 | Повторение | 1 | Устный ответ | Обобщение и повторение |
Планируемые результаты изучения
В результате обучения учащиеся должны
Знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...
календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...