«Влияние человека на окружающую среду. Экологическое право»
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Глущенко Оксана Павловна

Форма: урок биологии с интеграцией предметов права, информатики, литературы. Семинар с использованием мультимедийных возможностей.

Методы и приемы: метод проектов, групповая работа учащихся, презентация тем с использование мультимедийных возможностей, фрагмент ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Влияние человека на окружающую среду.   Экологическое право»

Учитель географии и биологии

 высшей квалификационной категории

Глущенко Оксана Павловна

Форма: урок биологии с интеграцией предметов права, информатики, литературы. Семинар с использованием мультимедийных возможностей.

Методы и приемы: метод проектов, групповая работа учащихся, презентация тем с использование мультимедийных возможностей, фрагмент ролевой игры.

Цель:

  • изучение проблем влияния деятельности человека на окружающую среду
  • ознакомление с законодательной базой в области экологии;


Задачи.

Образовательные:

стимулирование интереса обучающихся к пониманию и разрешению региональных экологических проблем;

ознакомление с экологическим правом
Развивающие:
              Развитие ключевых компетенций: коммуникативных, информационных,  

             общекультурных, учебно-познавательных;

  • совершенствование умений интегрировать знания разных наук: биологии, права, информатики, литературы, экологии.
    Воспитательные:
                формирование гражданско-правовой культуры;
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде;
  • Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентации учащихся, экземпляр гимназической экологической газеты «Живая душа природы».
     Основные термины и понятия:
    Экология
    Экологическое право
    Экологические права и обязанности
    Государственные гарантии в области экологии
    Экоцид
    Мониторинг окружающей среды
    Экологический кризис
    Экологическая экспертиза

Вступление учителя:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, уважаемые гости,  ребята. Сегодня у нас необычный урок: опираясь на знания, полученные на уроках биологии, обществознания, экологии рассмотрим глобальные проблемы человечества и найдем пути их решения.

 Показ слайдов “Влияние человека на природу”

Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: “Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”

Постановка проблемы: Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил “царь Природы” на Земле?

 Давайте попробуем узнать, что же он натворил и как исправить его ошибки.

Тема нашего урока “Влияние человека на окружающую среду. Экологическое право»

В наше время глобальная экологическая угроза начала осознаваться обществом. Она сегодня считается во всем мире одной из важнейших. Это объясняется тем, что, по мнению ученых, безответcтвенное, потребительское и варварское отношение человека к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Неблагополучие природы отражается на условиях жизни человека. С развитием научно-технического прогресса отрицательное воздействие человека на окружающую среду увеличивается, усиливается загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожаются леса, животные, растения. Грамотное, рациональное природопользование – единственно возможный путь выживания человечества. Обеспечить выживание невозможно без развития экологической науки. Она позволяет понять, какими путями нужно строить взаимоотношения с природой в разных областях человеческой деятельности. Сегодня всеобщее экологическое образование становится одним из главных требований времени. Важным звеном в решении многих проблем является законодательство в этой области.

Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, новой отрасли права – права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права. В отличие от многих известных вам отраслей, развитие которых длилось столетиями (например, уголовного права), экологическое право сформировалось стремительно, буквально за несколько десятилетий прошлого века и продолжает совершенствоваться ныне. Главная его задача – решение проблем охраны окружающей среды. 
Национальное экологическое право России противостоит разрушающим последствиям хозяйственной деятельности человека и принуждает вести эту деятельность, подчиняясь экологическим требованиям.

Настоящим, и будущим поколениям предстоит напряженная сознательная борьба за согласованную деятельность людей по сохранению биосферы, за перестройку промышленности и сельского хозяйства на экологических основах, за внедрение нового законодательства, новых норм морали, формирование экологической культуры во имя дальнейшего развития и процветания человечества на Земле.

Вы – будущие нашей страны, поэтому сегодня на уроке геоэкологии мы посмотрим на эти проблемы с точки зрения права. Вы познакомитесь с обязанностями и правами граждан, ответственностью за нарушение норм экологического законодательства, государственными гарантиями прав граждан в области экологии. Мы поговорим и об экологических проблемах Тамбовской области.

ГРУППА УЧАЩИХСЯ  КОТОРАЯ ГОТОВИВШАЯ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:

«Влияние человека на окружающую среду. Экологическое право»

предоставляет материал. Выступления  сопровождаются показом слайдов сделанными ребятами.

Презентация №1 «Экологическое право»

Презентация №2 « Обязанности»

Презентация № 3 « Правовые акты»

Презентация №4 « Экологические проблемы»
  Но пока мы живем в Тамбовской области, многие здесь будут продолжать учиться и работать. Это наш родной край и какова будет экологическая обстановка в области, таково будет и наше здоровье. В  обычной жизни  мы, конечно, не  задумываемся о  воздействиях  промышленности, транспорта  и радиации  на  состояние  нашего здоровья,  но  есть вещи,  которые  могут  оказать  отрицательное воздействие  на  наш  организм  незамедлительно, это, например, несвежий  продукт,  который  продается  на прилавках наших магазинов или избыток нитратов  в овощах и фруктах, или выпитый стакан воды из местного водопровода.

     Группа учащихся проанализировала экологическую обстановку в области и вашему вниманию предлагается прослушать сообщение о «Влияние транспорта на состояние окружающей среды»

  • Следующим этапом урока является фрагмент ролевой игры «Юридическая консультация».

    Двое гимназистов играют роль юристов-консультантов в области экологического права. Учащиеся класса задают им вопросы, подготовленные заранее, на которые “юристы” дают развернутый ответ с комментариями.

    Вопрос: « Является ли нарушением сжигание мусора в черте города? Если да, то какая ответственность наступает?»

    Ответ: «Да, является, если это нарушение противопожарной безопасности. Наступает административная ответственность (ст. 20.4 КоАП) (Наказание –штраф для физических лиц, административное приостановление деятельности для юридических лиц) 

    Вопрос: «В городском парке была злоумышленниками срублена ель к Новому году. Является ли это деяние правонарушением? Если да, то, какие формы ответственности существуют за это правонарушение?

    Ответ: «Данное деяние является правонарушением. Лицо, срубившее ель будет привлечено к административной ответственности (ст.8.28 КоАП). (Наказание – штраф от 1 до 30 тыс. рублей)

    Вопрос: «Завод по производству химических продуктов сбрасывает опасные отходы в лесной водоем. Какая ответственность за это наступает?»

    Ответ: административная ответственность (ст. 8.2 и ст.8.31, п.2 КоАП). Наказание – штраф, административное приостановление деятельности, а если это повлекло за собой причинение существенного вреда рыбным запасам – уголовная ответственность для должностных лиц предприятия (ст. 250 УК РФ) (Наказания – штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы, лишения права занимать определенную должность)

     Вопрос: «Какая ответственность наступает за выбросы предприятием в атмосферу вредных веществ?»

    Ответ: административная ответственность (ст.8.21 КоАП). Наказание – штраф для физических лиц, административное приостановление деятельности для юридических лиц, а если это повлекло причинение вреда здоровью человека и в других случаях - уголовная ответственность (ст. 251УК РФ) (Наказания – штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы)

    ^ Вопрос: « Группа подростков отправилась в лес на пикник и развела там костер без специальных мер предосторожности ».

    Ответ: административная ответственность (ст. 8.32 КоАП) (Наказание – штраф)

    Вывод: за экологические правонарушения наступает уголовная либо административная ответственность. 
    ^ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Итак, урок подходит к концу. Мы сегодня с вами заглянули в экологическое законодательство. Узнали, какие нормы права действуют в нашей стране. Какие существуют государственные гарантии прав граждан в области экологии. Каждый из нас должен знать и понимать, что ни Уголовный кодекс, ни другие нормы законодательства не сделают окружающую среду здоровой и безопасной, если каждый из нас не будет постоянно помнить о первом законе экологии. А этот закон гласит: «Что бы мы не делали в природе, все вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые».

    Но закончить наш урок мне хотелось бы еще одним фильмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение влияния стиральных порошков и мыла на здоровье человека и окружающую среду

   Цель работы – исследование состава моющих средств используемых при стирке, их влияние на здоровье человека, оценка экологических последствий в результате попадания СМС в водое...

Влияние деятельности человека на окружающею среду

Цель работы заключается в том, чтобы обосновать  и изучить влияние человека на окружающую среду путем изучение теоретического материала и практической деятельности....

Экологический исследовательский проект "Влияние газовых выбросов автомобильного транспорта на человека и окружающую среду".

Экологический проект раскрывает проблему загазованности территории лицея и микрорайона "Центральный" г.о. Коломна Московской области. Проект представлен на муниципальном этапе всероссийской олимпиады ...

Статья "Влияние на здоровье человека загрязнение окружающей среды"

Статья о негативном влиянии различных видов загрязнений окружающей среды на здоровье человека....

Экологическое влияние мобильной связи окружающую среду

Цель проекта:1) изучить влияние мобильных телефонов на окружающую среду;2) изучить способы утилизации мобильных телефонов;3) изучить влияние мобильных телефонов на здоровье учащихс...

Влияние человека на окружающую среду

Рассмотрен вопрос влияния деятельности человека на природу в нашей местности...