Рабочая программа по географии 9 класс (пилотный).
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Дарнотук Елена Викторовна

Рабочая программа по географии для 9 класса, полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по географии и составлена на основе программы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii9_klass_-_pilotnyy.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО __________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СШ № 10

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Приказом  №_____

от «____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс

(курс «География. Россия: природа, население, хозяйство»)

Учитель: Дарнотук Елена Викторовна

Квалификационная категория:  высшая

        

2016/2017 учебный год

Классы: 9 А (пилотный класс)

Количество часов: всего - 68 ч, в неделю - 2ч

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по географии и составлена на основе  программы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.  Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы -  М.: Просвещение, 2011год

Учебник:  В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. -  М.: Просвещение, 2013

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

   4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной   доброжелательности к   другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

   5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и  социальные сообщества;     участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на  дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к  членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и  познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и    познавательных задач;

8) смысловое чтение;

 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Предметные результаты:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни,  культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования  приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  1. Содержание учебного курса

Введение

Тема 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе.

Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России.

Человеческий капитал и качество населения. Человеческий капитал, его доля в национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения. Перспективы развития человеческого капитала России.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные сферы занятости населения. Перспективы развития рынка труда.

Природно-ресурсный капитал. Доля природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов. Геологическая изученность территории России. Основные черты географии природных ресурсов страны. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.

Производственный капитал. Доля производственного капитала в национальном богатстве страны, его современное и перспективное распределение по территории России.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны. Динамика структуры потребления топливно-энергетических ресурсов.

Газовая промышленность. Место России в мире по запасам и добыче природного газа. География его запасов и добыче природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Нефтяная промышленность. Место России в мире по запасам и добыче нефти. География ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Угольная промышленность. Место России в мире по запасам и добычи угля. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Машиностроение. Значение в хозяйстве, объемы и особенности производства, состав. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Черная металлургия. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химическая промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Сельское хозяйство. Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство: объемы производства продукции, состав, география основных направлений, перспективы развития.

Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География  пищевой и легкой промышленности, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Состав агропромышленного комплекса.

Транспорт. Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства. География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.

Связь. Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи. Перспективы развития.

Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки образования.

Жилищное хозяйство. Величина жилищного фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его географии. Перспективы развития.

Практические работы. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателем. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Составление характеристики одного из нефтяных (угольных) бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Определение по картам и эколого-климатическим  показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Тема 2. РАЙОНЫ РОССИИ

Европейская и азиатская части России. Территория, географическое положение, особенности природы, природных ресурсов, населения и хозяйства.

Характеристика районов России: Европейский север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его физико-, экономико-географического и геополитического положения.

Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост иммиграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

Хозяйство: место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура района. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.

Практические работы. Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов страны и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйства.

Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов России.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одного из районов.

ТЕМА 3. РОССИЯ В МИРЕ

Россия и мировое хозяйство. Виды внешне экономических связей. Роль России в мировой         торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешне торговые партнеры. Перспективы внешней торговли.

Россия в системе мировых транспортных коридоров. Мировые транспортные коридоры. Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения транспортно-географического положения страны.

Практические работы. Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным.

       О -  оцениваемые  практические работы

Темы проектов – компьютерная презентация + защита  творческой работы (по группам)

 1. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

 2. Анализ работы транспорта Восточной экономической зоны,  предложения по её улучшению.

 3. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

 4. Описание народных промыслов Центральной России.

 5. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

 6. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

 7. Этническая культура народов Северного Кавказа.

 8. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

 9. Народные промыслы Урала.

10. Современные проблемы коренных народов Севера.

11. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1. Введение

1

Тема 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

28

Общая характеристика хозяйства  

6

2. Особенности хозяйства России

Пр.р. Анализ карт для определения территориальной структуры хозяйства России. О

1

3. Географическое положение как фактор развития хозяйства

1

4. Человеческий капитал  и качество населения

1

5. Трудовые ресурсы и экономически активное население

1

6. Природно-ресурсный капитал

Пр.р. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. О

1

7. Производственный капитал

1

Промышленность

11

8. Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства». Топливно-энергетический комплекс.

1

9. Газовая промышленность

1

10. Нефтяная промышленность

1

11. Угольная промышленность

Пр.р. Характеристика угольного бассейна России. О

1

12. Электроэнергетика

1

13. Машиностроение

Пр.р. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения. О

1

14. Черная металлургия

1

15. Цветная металлургия

1

16. Химическая промышленность

1

17. Лесная промышленность

1

18. Обобщение по теме «Промышленность»

1

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс  

4

19. Сельское хозяйство. Растениеводство.

Пр.р. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. О

1

20. Животноводство

Пр.р. Определение главных районов животноводства. О

1

21. Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс.

1

22. Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

1

Сфера услуг

7

23. Транспорт. Железнодорожный транспорт.

1

24. Автомобильный и воздушный транспорт

1

25. Морской и внутренний водный транспорт.

1

26. Связь

1

27. Наука и образование

1

28. Жилищное хозяйство

1

29. Обобщение по теме «Сфера услуг»

1

ТЕМА 2.   РАЙОНЫ РОССИИ

34

30. Европейская и азиатская части России

Пр.р. Анализ разных видов районирования России. О

1

Европейский Север

3

31. Географическое положение и особенности природы Европейского Севера.

1

32. Население Европейского Севера

1

33. Хозяйство Европейского Севера

Пр.р. Выявление и анализ условий для развития хозяйства  Европейского Севера. О

1

Европейский Северо - Запад

3

34. Обобщение по теме «Европейский Север». Географическое положение Европейского Северо-Запада.

1

35. Особенности природы Европейского Северо-Запада.

1

36. Население и хозяйство Европейского Северо-Запада.

1

Центральная Россия

4

37. Обобщение по теме «Европейский Северо-Запад». Географическое положение Центральной России.

1

38. Особенности природы Центральной России

1

39. Население Центральной России

1

40. Хозяйство Центральной России

1

Европейский Юг и Крым

6

41. Обобщение по теме «Центральная Россия». Географическое положение Европейского Юга.

1

42. Особенности природы Европейского Юга

1

43. Население Европейского Юга

1

44. Хозяйство Европейского Юга

1

45. Геополитическое положение республики Крым. Особенности природы и населения

1

46. Хозяйство Крыма. Рекреационное хозяйство региона

1

Поволжье

4

47. Обобщение по теме «Европейский Юг». Географическое положение Поволжья.

1

48. Особенности природы Поволжья

1

49. Население Поволжья

1

50. Хозяйство Поволжья

1

Урал

4

51. Обобщение по теме «Поволжье». Географическое положение Урала.

1

52. Особенности природы Урала

1

53. Население Урала

1

54. Хозяйство Урала

1

Западная и Восточная Сибирь

5

55. Обобщение по теме «Урал». Географическое положение Западной и Восточной Сибири.

Пр.р. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири. О

1

56. Особенности природы Западной и  Восточной Сибири

1

57. Население Западной и Восточной Сибири

1

58. Особенности хозяйства Западной и Восточной Сибири

1

59. Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь»

1

Дальний Восток

4

60. Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока

Пр.р. Анализ взаимодействия природы и человека. О

1

61. Население Дальнего Востока

1

62. Хозяйство Дальнего Востока

1

63. Обобщение по теме «Дальний Восток»

1

ТЕМА 3. РОССИЯ В МИРЕ

2

64. Россия и мировое хозяйство

Пр.р. Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира. О

1

65. Россия в системе мировых транспортных коридоров. Обобщение по теме «Россия в мире».

1

66. Защита проектов по курсу

1

67. Обобщение по  курсу« Россия: природа, население, хозяйство»

1

1 час – резерв:  Защита проектов или тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии 8 класс (пилотный).

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по географии и составлена на основе программы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебник...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...