Рабочая программа по географии 8 класс (пилотный).
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по географии и составлена на основе программы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii8_klass_-_pilotnyy.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 10
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/______________ ФИО Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СШ № 10 __________/______________ ФИО от «____»_________20___г. | «Утверждено» Приказом №_____ от «____»_________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 класс
(курс «ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ:
ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО»)
Учитель: Дарнотук Елена Викторовна
Квалификационная категория: высшая
2015/2016 учебный год
Классы: 8
Количество часов: всего - 68 ч, в неделю - 2ч
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по географии и составлена на основе программы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011год
Учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс.- М.: Просвещение, 2015.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курсивом – содержание госстандарта
Подчеркнутым курсивом – опыт практической деятельности по госстандарту
Печатный текст – содержание примерной программы основного общего образования
Жирным курсивом – добавление из авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Программа по географии для 8 класса»
ВВЕДЕНИЕ
Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности
Тема 1. Географическое пространство России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
Определение поясного времени для разных городов России.
Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. Влияние географического положения на природу и хозяйство страны.
Анализ административно – территориального деления России.
Тема 2.Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов.
РЕЛЬЕФ И НЕДРА
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Геологическое летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр.
Практическая работа:
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Определение особенностей рельефа России
КЛИМАТ
Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Агроклиматические ресурсы.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.
Определение особенностей климата своего региона.
Практические работы.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление макета климатической карты.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, зажоры, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы.
Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
Российская часть биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
ПОЧВЫ
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Практическая работа.
Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
ПРИРОДНО – ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ
Физико-географическое районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего района и своей местности.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного наследия.
Практическая работа.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах
Тема 3. Население России
Численность населения России. Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий. Демографические проблемы страны.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения.
Народы и основные религии России. Народы и основные религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География основных религий..
Особенности расселения населения России. Геодемографическое положение России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.
Практические работы.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.
Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.
Тема 4. География Смоленской области
Основные черты природы. Рельеф и полезные ископаемые. Геологическое строение и полезные ископаемые. Климат. Солнечная радиация. Воздушные массы. Времена года. Воды. Подземные воды. Реки. Водохранилища и озера.
Природно-географические зоны. Зоны лесов. Природные ресурсы, их рациональное использование.
Население и трудовые ресурсы. Численность населения и ее динамика. Городское и сельское население. Национальный состав. Трудовые ресурсы. Социальные и бытовые условия населения. Здравоохранение. Культура, просвещение и наука.
Практические работы.
Характеристика и анализ географического положения региона
Характеристика рельефа и хозяйственная оценка обеспеченности природными ресурсами
Анализ экологической обстановки г. Ярцево и Смоленской области.
О - оценочные практические работы
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | ||
1.Введение | 1 | ||
2. Границы России | 1 | ||
3. Размеры территории. Часовые зоны Практическая работа «Определение времени, действующего в разных городах России». О | 1 | ||
4. Географическое положение Практическая работа «Характеристика географического положения России, США и Канады». О | 1 | ||
5. Россия в мире | 1 | ||
6. Освоение и изучение территории России | 1 | ||
7. Районирование — основной метод географических исследований | 1 | ||
8. Административно-территориальное устройство России Практическая работа «Анализ административно-территориального деления России». О | 1 | ||
9. Географическое положение и районирование Смоленской области. Практическая работа «Характеристика и анализ географического положения» О | 1 | ||
10. Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России» | 1 | ||
11. Природные условия и ресурсы | 1 | ||
12. Формирование земной коры на территории России | 1 | ||
13. Рельеф | 1 | ||
14. Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | 1 | ||
15. Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | 1 | ||
16. Минеральные ресурсы и их использование Практическая работа «Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых». О | 1 | ||
17. Земная кора и человек | 1 | ||
18.Рельеф и полезные ископаемые Смоленской области. | 1 | ||
19. Обобщающий урок по теме «Рельеф и недра» | 1 | ||
20. Географическое положение и климат | 1 | ||
21. Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат | 1 | ||
22. Воздушные массы и их циркуляция | 1 | ||
23. Атмосферные фронты | 1 | ||
24. Циклоны и антициклоны | 1 | ||
25. Распределение температуры воздуха по территории России | 1 | ||
26. Распределение осадков и увлажнения по территории России | 1 | ||
27. Климатические пояса и области Практическая работа «Составление макета климатической карты». | 1 | ||
28. Климат и человек Практическая работа «Оценка климата района России, выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям. О | 1 | ||
29. Климат Смоленской области | 1 | ||
30. Обобщающий урок по теме «Климат» | 1 | ||
31. Моря. | 1 | ||
32. Особенности природы морей | 1 | ||
33. Внутренние воды России. Реки Практическая работа «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны» | 1 | ||
34. Озёра, водохранилища, болота | 1 | ||
35. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | ||
36. Вода и человек Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны» | 1 | ||
37. Внутренние воды Смоленской области | 1 | ||
38. Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря» Практическая работа «Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом» О | 1 | ||
39. Растительный мир | 1 | ||
40. Животный мир Практическая работа по составлению прогноза изменений растительного и животного мира при изменениях компонентов природного комплекса. | 1 | ||
41. Растительный и животный мир. Охрана природы в Смоленской области. | 1 | ||
42. Биологические ресурсы и человек. Обобщение знаний по теме «Растительный и животный мир». | 1 | ||
43. Почвы и факторы их образования | 1 | ||
44. Основные типы почв России | 1 | ||
45. Почвы и человек. Почвы Смоленской области. Практическая работа «Характеристика почвенных ресурсов своей местности». О | 1 | ||
46. Обобщающий урок по теме «Почвы» | 1 | ||
47. Природные районы и природно-хозяйственные зоны | 1 | ||
48. Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | 1 | ||
49. Население и хозяйство в Арктике и тундре | 1 | ||
50. Природа лесных зон | 1 | ||
51. Население и хозяйство лесных зон | 1 | ||
52. Природа лесостепей и степей | 1 | ||
53. Население и хозяйство лесостепной и степной зон | 1 | ||
54. Засушливые территории России Практическая работа «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон» О | 1 | ||
55. Горные области | 1 | ||
56. Охрана природы и особо охраняемые территории | 1 | ||
57. Природно-хозяйственные зоны Смоленской области. Практическая работа «Определение особо охраняемых природных территорий своего района» | 1 | ||
58. Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | ||
59. Численность населения. Почему снижалась численность населения | 1 | ||
60. Мужчины и женщины. Молодые и старые Практическая работа «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России» О | 1 | ||
61. Народы Практическая работа « Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений» О | 1 | ||
62. Языки и религии | 1 | ||
63. Размещение населения Практическая работа « Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории» О | 1 | ||
64. Города России. Урбанизация | 1 | ||
65. Сельские поселения и сельское население | 1 | ||
66. Миграции населения. География миграций Практическая работа «Характеристика особенностей движения населения России». | 1 | ||
67. Население Смоленской области. Обобщающий урок по теме «Население России» Практическая работа по разработке проекта «Мой населенный пункт» О | 1 | ||
68. Итоговая проверочная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии 9 класс (пилотный).
Рабочая программа по географии для 9 класса, полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по географии и составлена на основе программы В.П.Дронов, Л.Е.Савельев...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...