«Население и территориальная структура хозяйства Индии»
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 259
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
План-конспект урока географии в 11классе
«Население и территориальная структура
хозяйства Индии»
Учитель: Аракелян Л.В.
Санкт-Петербург
2016
Тема урока: « Население и территориальная структура хозяйства Индии».
Цели урока:
1).рассматривая общий обзор Индии, подчеркнуть её уникальность, неповторимость и противоречивость; 2).отметить неиспользованный экономический и политический потенциал страны и её уровень торгово-партнёрских отношений.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление об основных показателях населения, выделить основные черты и особенности структуры промышленности и сельского хозяйства страны; сделать вывод об уровне развития хозяйства Индии и его связи с колониальным прошлым; провести рефлексию урочной деятельности учащихся;
Воспитательные: выработать навыки работы в малых группах; сформировать умение слушать высказывания товарищей; выработать умение доказывать своё мнение;
Развивающие: сформировать умение критически мыслить, аргументировать свой ответ; продолжить формирование логического мышления;
Тип урока: изучение нового материала;
Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения: лекция, беседа, практикум.
Средства обучения: Карточки с заданием, атлас для 10 класса, контурные карты Индии, краткий печатный конспект темы «Хозяйство Индии», «Промышленность Индии», Сельское хозяйство Индии», «Центры развития Индии», настенная политическая карта мира.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные -учащиеся расширяют знания о странах разных регионов, развивают умение, сравнивать, анализировать полученные результаты, делать выводы.
2) метапредметные – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных):
а) сформирование определенного взгляда на интеграцию и организацию материала в виде над предметной задачи универсального характера (в виде метапредметов «Знак», «Знание» «Проблема», «Задача»);
б) основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации;
в) основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями;
г) основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного явления;
д) основное значение метапредмета «Задача»: освоение школьниками способов решения разных задач;
3) личностные (определение обучающимися ценности и смысла учения)
а) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
б) смыслообразование;
в) нравственно-этическая ориентация;
Ход урока:
Учитель в форме лекции излагает учебный материал по теме «Население Индии», а учащиеся в ходе лекции заполняют карточки:
1).Численность населения Индии составляет……………
2).Это…….место в мире после…………
3).Характерны………………темпы воспроизводства населения.
4).Главный лозунг демографической политики Индии «………..!»
5).По этническому разнообразию Индия -………………………
……………страна в мире!
6).Наиболее распространённым языком страны является……………………..
7).Основной язык межнационального общения индийцев-…………
8).80% индийцев исповедуют…………………..
9).10%-……………………………….
10).Население страны размещено по территории……………
11).Уровень урбанизации Индии составляет………………%
12).Большая часть населения проживает в ………………..
Ответы: 1(1,311 млрд.чел. ), 2( 2место,Китая), 3(высокие), 4(Нас двое, у нас двое), 5( многонациональная ), 6(хинди и английский), 7(хинди), 8(индуизм), 9(мусульмане),10(неравномерно густо заселены юго-восток, юго-запад, дельты рек; менее- центральная, северо-восточная и предгорья Гималаев),11(31%),12(деревнях).
Задание для учащихся.
В ходе беседы учащиеся формулируют выводы о том, что отрасли промышленности сконцентрированы вокруг главных городов ( Дели, Калькутта, Мадрас, Бомбей); почти вся обрабатывающая промышленность тяготеет к портам (колониальное наследие); есть редкие специфичные отрасли промышленности (джутовая). Сельское хозяйство распределено неравномерно, но самым агронасыщенным районом является предгорье Гималаев (особенности климата, почв); есть абсолютно «пустые» залежные земли, тяготеющие либо к высокогорным, либо к приграничным территориям.
Нанесите на контурные карты основные центры промышленности и районы сельского хозяйства Индии. Работа может выполняться каждым учеником, группой из 2 или 4 учеников. Для выполнения задания каждому учащемуся выдаётся печатный материал по теме: «Хозяйство Индии», «Промышленность Индии», «Сельское хозяйство Индии», «Центры развития Индии».
В заключении каждому участнику обсуждения, либо группе ставится оценка и подводиться итог урока.
Домашнее задание.
Учащимся нужно подготовить сообщения на темы по выбору: « Сказочность Индии», « Туристические маршруты по Индии», «Рекреационные ресурсы Индии», «Афанасий Никитин-основоположник российско-индийских отношений», « Достижения и проблемы современной Индии».
Рефлексия.
Учащимся предлагается дать краткую характеристику урока по плану:
Название темы;
Описание темы прилагательными;
Описание действия в рамках темы глаголами;
Своё отношение к теме;
Регион, страны-соседи;
Например.
Индия
Развивающаяся, многонациональная, населенная
Добывает сырьё, возделывает землю, создаёт «Полюса роста»
Духовно и культурно обогащает мир
Страна Зарубежной Азии
Печатные материалы
Хозяйство Индии: общие особенности- характерна многоукладность (докапиталистические пережитки наряду с капиталистическим укладом); прошёл этап индустриализации; существует своя космическая программа; есть ядерное оружие. Разрабатываются 5-летние планы и государственный заказ; большой внутренний рынок. Большие контрасты: 11-место по объёму производства в мире, но 102-е место по доходу на душу населения; в стране ежегодно выпускают 750 художественных фильмов; 50% населения неграмотны; 40% населения живут за чертой бедности; обилие и дешевизна рабочей силы; высокая культура труда; 1место в Азии по длине железных дорог(половина из них -узкоколейки).3е место в мире по количеству учёных (после России и США); остро стоит проблема «утечка умов».
Центры развития Индии- в стране нет доминирующего центра, но есть 4крупных города, влияющих на развитие страны. Четырёхугольник городов: на Севере- Дели (столица – крупный транспортный, промышленный, культурный, политический и административный центр); на востоке – Калькутта (второй после Бомбея промышленный город и порт; административный центр; развита переработка и экспорт джута; крупнейший район бедноты и трущоб); на юге- Мадрас (крупный промышленный центр; порт; экономическая столица юга); на западе – Бомбей( крупнейший город; промышленный, торговый, финансовый центр; порт; развито машиностроение, нефтехимия, атомная энергетика, хлопчатобумажная промышленность). Города связаны между собой транспортными магистралями.
Промышленность Индии - занято 20% экономически активного населения. Развита тяжёлая индустрия: производство станков, автомобилей, локомотивов, сельскохозяйственной техники. Развиты новейшие отрасли промышленности: производство телевизоров, компьютеров, оборудование для АЭС, космическое оборудования, атомного оборудования. Лёгкая промышленность включает: хлопчатобумажную промышленность, швейную, производство джута.
Крупное сочетание природных ресурсов на плоскогорье Декан; каменный уголь, железная руда, марганцевые руды; это район тяжёлой промышленности, чёрной металлургии (г.Бхилаи). На восточной окраине плоскогорья Декан расположена основная угольно-металлургическая база страны – «индийский Рур» (г.Бокаро).
Сельское хозяйство Индии- занято 60% экономически активного населения страны. Страна активно использует достижения «зелёной революции». На пашню приходиться половина всех сельскохозяйственных земель. Индия сама обеспечивает себя зерном. Выделяются две основные и одна второстепенная сельскохозяйственные зоны: 1).юго-восточные штаты -рисоводство (используется дождь сезона Харифа, а в сезон Раби производят искусственное орошение, благодаря чему собирают 2-3 урожая в год; 2).северо-западные штаты и штат Пенджаб – главная пшеничная, главный район товарного земледелия (в основном, пшеницу собирают в сезон Раби при искусственном орошении; 3).второстепенные очаги возделывания волокнистых, масличных, сахароносных и тонизирующих культур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.
Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....
Природа и население Древней Индии
5 класс, учебник А.А Вигасин и др....
Культурно-исторические особенности, размещение населения и хозяйства Индии, роль страны в регионе и мире
Индию часто назвают музеем под открытым небом: в стране тысячи прекрасных храмов, дворцов, мавзолеев, мечетей... Богатейшая духовная культура Индии – древний эпос, изобразительное и театральное и...
Технологическая карта и презентация к уроку "Природа и население Древней Индии"
Технологическая карта и презентация к уроку "Природа и население Древней Индии". (История Древнего мира, 5 класс)...
Административно-территориальное устройство и население мордовского края
Первый урок в 8 классе по предмету История и культура мордовского края в XIX веке....
презентация к уроку Природа и население Древней Индии история 5 класс
презентация к параграфу 20 А.А. Вигасина с использование рабочей тетради №1...
Презентация "Общая экономико-географическая характеристика Индии: территория, ресурсы, население"
Презентация "Общая экономико-географическая характеристика Индии: территория, ресурсы, население"...