Учебная программа
элективный курс по географии
-Политическая карта мира
-Географическое положение Росии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Политическая карта мира | 79 КБ |
Элективный курс 9 класс | 20.98 КБ |
Курс "Природа вокруг нас" 8 класс | 154 КБ |
Курс "Природа вокруг нас" 6 класс | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
ПРОГРАММА
учебного курса
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»
Учитель: Саттарова С.М.
должность: учитель географии
квалификация: первая категория
Г. Нижневартовск-2016
Пояснительная записка
10 класс
«Политическая карта мира»
19 часов, 1 час в неделю (I п/г+II п/г)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.С. Наумова и В.Н. Холиной.
Политическая карта мира — это визитная карточка географии. Без ее знания невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком.
Политическая карта отражает не только место стран в современном мире, но и их политико-административное устройство. Анализ политической карты позволяет делать выводы о связанных с географией особенностях размещения форм государственного устройства и правления стран. Только хорошо зная политическую карту мира, можно рассуждать о взаимоотношениях между государствами, вероятных районах территориальных конфликтов, которые предопределены расселением народов и историей проведения государственных границ.
Политическая карта мира постоянно изменяется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются. Происходит смена форм государственного устройства и (или) правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет. Уменьшается или увеличивается их площадь. Изменяются границы и названия стран, перемещаются на новые места их столицы... Эти сведения необходимы всем — и обывателям, решающим на даче кроссворды, и руководителям государств.
Данный курс включает три раздела:
— характеристика главных элементов политической карты мира — государств (в том числе независимых, несамоуправляющихся, непризнанных), международных территорий и территорий с неопределенным статусом, государственных границ, форм государственного устройства, международных политических организаций;
— история формирования политической карты отдельных регионов мира — Азии, Африки, Европы, Америки и Океании; особое внимание уделено территориальным спорам и изменениям государственных границ;
— основные геополитические теории и современные школы геополитики, а также общая геополитическая ситуация, сложившаяся в мире к началу XXI в.ы
Практические работы:
- «Территориальная организация государства. Составление сравнительной таблицы»
- «Нанесение ПК Европы на контурную карту»
- «Нанесение ПК Азии на контурную карту»
- «Нанесение ПК Африки на контурную карту»
- «Нанесение ПК Америки на контурную карту»
- «Нанесение ПК Австралии на контурную карту»
- «Нанесение ПК Океании на контурную карту»
- УМК
Географический атлас. 10 класс.- М.: Дрофа, 2007
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература:
Политические системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Я. Сухарева. — М, 2003.
Кочетов Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. — М., 1999.
Туровский Р. Ф. Политическая география. — Смоленск, 1999.
Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10—11 кл. школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. — М., 2002.
Холина В. //., Наумов А. С. Политическая карта мира: Учеб. пособие для школьников и абитуриентов. — М., 2004.
Холина В. Н., Бунакова Т. М. География: Пособие для поступающих в вузы. — М., 2004.
Основные цели и задачи курса:
— формирование прочных знаний об элементах современной политической карты и их взаимосвязях;
— развитие глубокого понимания современной геополитической ситуации, а также процессов, вызывающих изменения политической карты.
Требования к знаниям и умениям
В результате изучения элективного курса «Политическая карта мира» обучающиеся должны
Знать/понимать:
- Объекты политической карты мира
2. Этапы формирования политической карты мира. Политическая карта регионов мира
3. Политическая география и геополитика
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Содержание программы
Раздел I
Объекты политической карты мира (8 ч)
Независимые государства. Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. Колониальная структура экономики. Самопровозглашенные (непризнанные) государства.
Территориальная организация государства — формы государственного устройства (унитаризм и федерализм).
Межгосударственные военные, политико-экономические организации и геополитические объединения. Организация Объединенных Наций. Межрегиональные международные организации. Межрегиональные межгосударственные организации развивающихся стран.
Территория и границы государства. Государственная территория. Государственные границы. Международные территории и территории с неопределенным статусом. Территориальные споры.
Раздел II
Этапы формирования политической карты мира. Политическая карта регионов мира (7 ч)
Колонизация. Колониальные империи и их распад. Роль европейских государств, в формировании политической карты мира. Колониальный список ООН.
Политическая карта регионов мира (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании); основные этапы ее формирования. Формы государственного устройства и правления.
Региональные политико-экономические и военно-политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты.
Раздел III
Политическая география и геополитика (4 ч)
Основные термины геополитики.
Традиционные геополитические теории. «Политическая география» Ф. Ратцеля. Географические факторы мировой политики. X. Маккиндер: «географическая ось истории». Р. Челлен: «географическое предназначение Германии». К. Хаусхофер: «теория жизненного пространства», «панрегионализм».
Современные школы геополитики. Геополитическая модель мира С. Коэна. Геоэкономическая школа геополитики. Геополитическая школа в России. Геополитическое положение Российской Федерации.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Политическая карта мира»
10 класс.
№ п/п | Название раздела, темы урока | Дата | Вид урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки обучающегося | Практические работы | Формы контроля | Д/з |
I Объекты политической карты мира (6 часов) | ||||||||
1 | Независимые государства. | 17.01.15 | Изучение нового материала | Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. | Знать: основные географические понятия, термины. | Фронтальный | ||
2-3 | Колониальная система экономики | 24-31.01 | Изучение нового материала | Фокус развития, монокультура, плантационное хозяйство, латифундия. | Знать: основные географические понятия, термины. | Фронтальный, индивидуальный | ||
4 | Самопровозглашенные (непризнанные государства) | 07.02 | Урок актуализации знаний | Пути решения политических проблем самопровозглашенных государств. | Уметь использовать разные источники географической информации | Сравнивать географические карты, источники информации | индивидуальный | |
5-6 | Территориальная организация государства | 14-21.02 | Практикум №1 | Формы государственного устройства | Унитаризм, федерализм | «Территориальная организация»Составление сравнительной таблицы | индивидуальный | |
7 | Формы интеграции | 28.02 | Урок актуализации знаний | Межгосударственные военные, политико-экономические организации и геополитические объединения. Организация Объединенных Наций. Межрегиональные международные организации. Межрегиональные межгосударственные организации развивающихся стран. | Знать: основные географические понятия, термины. | Фронтальный, индивидуальный | ||
8 | Территория и границы государства. | 07.03 | Изучение нового материала | Государственная территория. Государственные границы. Международные территории и территории с неопределенным статусом. Территориальные споры. | Знать: основные географические понятия, термины | Фронтальный, индивидуальный | ||
II Этапы формирования политической карты мира. Политическая карта регионов мира (7 ч) | ||||||||
9 | Колонизация | 14.03 | Изучение нового материала | Колониальные империи и их распад. Роль европейских государств, в формировании политической карты мира. Колониальный список ООН. | Знать, понимать роль ООН, систему формирования на ПКМ колоний. | Использовать географические карты | Фронтальный | |
10-11 | Политическая карта Европы. Формы государственного правления и устройства | 20.03-04.04 | Практикум №2 | Основные этапы формирования ПК Европы | Уметь пользоваться географическими картами | «Нанесение ПК Европы на контурную карту» | индивидуальный | |
12 | Политическая карта Азии. Формы государственного правления и устройства | 11.04 | Практикум №3 | Основные этапы формирования ПК Азии | Уметь пользоваться географическими картами | «Нанесение ПК Азии на контурную карту» | индивидуальный | |
13 | Политическая карта Африки. Формы государственного правления и устройства | 18.04 | Практикум №4 | Основные этапы формирования ПК Африки | Уметь пользоваться географическими картами | «Нанесение ПК Африки на контурную карту» | индивидуальный | |
14 | Политическая карта Америки. Формы государственного правления и устройства | 25.04 | Практикум №5 | Основные этапы формирования ПК Америки | Уметь пользоваться географическими картами | «Нанесение ПК Америки на контурную карту» | индивидуальный | |
15 | Политическая карта Австралии. Формы государственного правления и устройства | 02.05 | Практикум №6 | Основные этапы формирования ПК Австралии | Уметь пользоваться географическими картами | «Нанесение ПК Австралии на контурную карту» | индивидуальный | |
16 | Политическая карта Океании. Формы государственного правления и устройства | 08.05 | Практикум №7 | Основные этапы формирования ПК Океании | Уметь пользоваться географическими картами | «Нанесение ПК Океании на контурную карту» | индивидуальный | |
Политическая география и геополитика (3 часа) | ||||||||
17 | Традиционные геополитические теории | 16.05 | Изучение нового материала | «Политическая география» Ф. Ратцеля. Географические факторы мировой политики. X. Маккиндер: «географическая ось истории». Р. Челлен: «географическое предназначение Германии». К. Хаусхофер: «теория жизненного пространства», «панрегионализм». | Знать: основные географические понятия, термины | Фронтальный | ||
18 | Современные школы геополитики | 23.05 | Изучение нового материала | Этапы формирования геополитических школ. | Знать: основные географические понятия, термины | Фронтальный | ||
19 | Геополитическая модель мира С. Коэна | 30.05 | Изучение нового материала | История формирования школы. | Знать: основные географические понятия, термины | Сообщения |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
ПРОГРАММА
учебного курса
«Географическое положение России»
9 класс
Учитель: Саттарова С.М.
должность: учитель географии
квалификация: первая категория
Г. Нижневартовск-2016
Планируемые результаты освоения элективного курса «Географическое положение России».
В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие конкретные умения:
- наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;
- выдвигать гипотезы и доказывать или опровергать их;
- выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одну на другую;
- делать выводы.
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения России;
- влияние географического положения на природу, быт и хозяйственную деятельность человека;
- влияние размеров территории на уровень развития экономики страны;
- понятия и термины: географическое положение страны, крайние точки, граница, территориальные воды;
- сухопутных и морских соседей России;
- влияние зимних температур на расселение населения;
- историю заселения России,
- «горные стены» России;
- «закрытые моря» России;
- «реки-тупики»;
- «геостратегия» России.
Содержание элективного курса: «Географическое положение России».
Тема: Введение ( 1 час)
- Физико-географическое положение, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, эколого-географическое, историко-географическое, этнокультурное
- Микроположение
- Мезоположение
- Макроположение
- экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика,
Практикум. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России.
Тема : Соседи России ( 1 час)
- Сухопутные соседи
- Морские соседи
- Мировой лидер по количеству соседей
- Проблемы, связанные с охраной российской территории
- Высказывание мнений по вопросам, касающимся отношений между Россией и ее соседями
- Ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.
Практикум. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран
Тема: Климат России ( 1 час)
- факторы, определяющий климат нашей страны,
- Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России.
- Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей
- Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
- Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления.
Практикум. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.
Тема: История заселения России ( 1 час)
- Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.
Практикум. Самостоятельная работа: История заселения России – путь на северо-восток страны.
Тема: Закрытость территории РФ ( 1 час)
- значение природных рубежей на границе страны, закрытость страны , соседи 1 и 2 порядка , отношение к военно - политическим блокам.
- толерантность отношений народов проживающих внутри и за пределами страны.
Тема: Моря, омывающие территорию России ( 1 час)
- моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение, изучение морей, влияние морей на особенности климата России.
Практикум: Характеристика морей, омывающих территорию России.
Тема: Реки России (1 час)
- воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России.
- особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Практикум: Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хоз. использования.
Тема: Геополитика России (1 час)
- политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации.
- особенность современной геополитики.
- геополитическое влияние России в разное время.
Практикум: Составление схемы: влияние России на положение дел в мире.
Тема: Россия на карте мира.
- экспорт, импорт, анклав, интеграция, таможня, пограничные заставы, демаркация, делимитация.
- формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад.
Практикум: Выделение территории анклава, пограничных застав, демаркарционных линий на карте России.
Тематическое планирование по курсу: «Географическое положение России»
(9 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Изучаемые вопросы | Формы работы | Результаты | Межпредметные связи | Формы и вопросы контроля |
1 | Введение | 1 |
4. Макроположение | Лекция, пр. раб, Раб с картой | Работа на контурной карте | История, экология, экономика | Практическая работа |
2 | Соседи России | 1 |
5. Высказывание мнений по вопросам, касающимся отношений между Россией и ее соседями | Лекция, пр. раб, Раб с картой, беседа. | Составление картосхемы «Соседи 1-го и 2-го порядка» | экономика | Практическая работа |
3 | Климат России | 1 |
| Лекция, пр. раб | Пра. работа «Вслед за январскими изотермами» | Практическая работа | |
4 | История заселения России | 1 |
| Сам. Работа, беседа | Сам. Работа «Анализ климатической карты» | Самостоятельная работа | |
5 | Закрытость территории РФ | 1 |
| Лекция, пр. раб | Заполнение контурной карты | Практическая работа | |
6 | Моря, омывающие территорию России | 1 |
| Лекция, пр. раб | Дополнительное сообщение | Экономика | Сообщение |
7 | Реки России | 1 |
| Работа с картой, пр. раб | Заполнение таблицы «Выявление зависимости режима рек от климатических условий» | Практическая работа | |
8 | Геополитика России | 1 |
| семинар | Составление схемы: влияние России на положение дел в мире | схема | |
9 | Россия на карте мира | 1 | 1. Экспорт, импорт, анклав, интеграция, таможня, пограничные заставы, демаркация, делимитация | тест | Заполнение словаря | тест |
Предварительный просмотр:
Программа по проектной деятельности « Природа вокруг нас»
Для обучающихся 8-ых классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана как нормативно правовой документ для организации внеурочной деятельности в 8 классе. Программа реализует требования ФГОС второго поколения к условиям и результатам образования обучающихся основной школы.
В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
- Приказ №1897 от 17.12.2010г «Об утверждении ФГОС ООО»;
- Примерная программа основного общего образования;
- Приказ Мин.образования и науки от 12.05.2011г №03-296 « Об организации внеурочной деятельности».
В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Данный курс содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета биология. Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии и предполагает углубленное изучение предмета биология.
Цель курса:
сформировать представления о взаимосвязи здоровья человека от состояния окружающей среды.
Задачи курса:
- обобщить экологическую информацию, полученную учащимися при изучении биологии, географии, химии, физики.
- расширить круг знаний о сути взаимодействия человека и природы.
- помочь осознать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности.
- сформировать умения приобретать и применять полученные знания.
Основная идея курса: практическое осмысление экологии человека как науки, изучающей взаимодействие человека с окружающей средой.
Содержание курса включает совокупность сведений, обеспечивающих необходимый уровень знаний о негативных тенденциях в состоянии здоровья, обусловленных воздействием различных антропогенных факторов.
Знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климатогеографическим и антропогенным факторам среды позволяет разработать мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.
Выполнение практических работ и наблюдений позволяет выработать умение формулировать познавательные задачи, выявлять причинно-следственные связи.
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом биологии и химии.
Исходя из задач обучения программа кружка, с одной стороны, должна способствовать формированию особых экологических, необходимых в повседневной жизни, с другой стороны, данный курс должен заложить фундамент для дальнейшего совершенствования экологических знаний. Решению этих задач служат разнообразные методы и организационные формы работы. При изучении данного курса целесообразно использовать следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции, беседы, исследовательская деятельность учеников, дискуссии, анализ таблиц и схем, видеофильмы, проведение опытов.
Большая роль в изучении данного курса принадлежит проектно-исследовательской деятельности. Она выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений.
Предлагается использовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий.
В завершении курса учащимся предлагается выполнить исследовательскую или творческую работу.
Программа включает материал, в процессе изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся понять роль экологии среди других наук о природе, её значение для человечества.
Программа курса «Экологическая безопасность человека» учитывает региональные особенности Курской области. С этой целью необходимо привлекать к учебным занятиям публикации из местной прессы, радио и телевидения, статистические данные и материалы местных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
4) формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
• пути решения экологических проблем, связанных с деятельностью человека;
• влияние факторов среды на генофонд человека;
• значение рационального питания для здоровья человека;
• роль биоритмов на жизнедеятельность;
• особенности квартиры как экосистемы;
• способы избавления от бытовых отходов;
• особенности среды и заболевания, связанные с ней(профессиональные, природно-очаговые, сезонные, грибковые, вирусные и бактериальные заболевания, СПИД, гепатит С), меры профилактики;
• последствия применения диоксинов, пестицидов, нитратов для здоровья;
• последствия употребления пищевых добавок, газированных напитков
Учащиеся должны уметь:
• выявлять и характеризовать позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;
• осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности;
• проводить исследование помещения на соответствие его экологическим нормативам;
• соблюдать правила применения препаратов бытовой химии;
• выявлять основные стрессогенные факторы среды;
• определять свой хронобиотип;
• анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;
• грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;
• определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;
• использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общее количество часов-34 часа
Раздел 1.
Человек в биосфере (2ч).
Основные этапы взаимодействия общества и природы.
История отношений человека и природы. Последствия деятельности человека. Снижение биоразнообразия на Земле. Закон социальной экологии как норматив антропогенной деятельности.
Раздел 2.
Влияние живой природы на здоровье человека (3ч.)
Значение леса в природе и жизни человека.
Воздухоохранная роль леса: регулирование баланса кислорода и углекислого газа, влияние на микроклимат, ослабление радиации, защита от шума, выделение фитонцидов. «Космическая» роль леса. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов. Уникальные лесные массивы.
Ядовитые представители флоры и фауны ХМАО .
Ядовитые растения ХМАО. Зависимость степени ядовитости от освещённости, влажности, стадии развития растений. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Ядовитые животные ХМАО. Первая доврачебная помощь при повреждении кожных покровов насекомыми, при укусе ядовитых змей.
Влияние ландшафта на здоровье человека .
Эстетическая роль ландшафта в жизни человека. Подбор растений для озеленения определённого участка.
Раздел 3
Химическое загрязнение среды и здоровье человека (8 ч.)
Современное состояние природной среды. Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, уничтожение лесов, разрушение почв, опустынивание.
Диоксины – химическая чума 21 века
Источники поступления диоксинов в окружающую среду. Признаки поражения диоксинами. Опасность диоксинов. Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека
Нитраты, пестициды и болезни людей
Природные и антропогенные источники нитратов. Нитраты и болезни людей. Распределение нитратов в растениях. Влияние факторов на содержание нитратов. Нитраты в продуктах питания и кормах. Метаболизм нитратов в организме человека. Отравление нитратами. Экологические последствия распространения нитратов. Снижение содержания нитратов в продуктах при хранении и кулинарная обработка .
Пагубные последствия бесконтрольного использования удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве.
Токсические вещества и профессиональные заболевания.
Основные источники поступления экотоксикантов. Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий)
Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.
Причины возникновения «пылевых» заболеваний
Виды и причины профессиональных болезней. Профилактика профессиональных болезней.
Антибиотики: мифы и реальность .
Плюсы и минусы антибиотиков. «Старые» антибиотики. Побочные действия антибиотиков. Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств.
Влияние звуков на человека.
Слуховая чувствительность. Шумовое загрязнение, уровень шума. Шумовая болезнь.
Радиация в биосфере.
Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние радионуклидов на организм человека.
Раздел 4
Городские экосистемы (5ч)
Общая характеристика городских экосистем. Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. Влияние городской среды на здоровье человека. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Проблема твердых бытовых отходов, их утилизация. Сортировка и переработка отходов. Производство биологически разлагаемых материалов. Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Озеленение городов.
Практические работы «Изучение различных видов транспорта и его влияния на окружающую среду»
«Определение содержания ионов свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от автомагистрали»
«Рациональное использование воды»
Раздел 5
Экология жилища и здоровье человека (4 ч)
Квартира как экосистема.
Составляющие экосистемы квартиры. Отделочные материалы, оценка их безопасности. Источники загрязнения в жилище. Использование фитонцидных растений в интерьере.
Практическая работа «Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры».
Влияние цвета на организм человека
Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов
Психологическая характеристика цвета, воздействие на организм. Цветотерапия .
Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности.
Раздел 6
Безопасное питание (6 ч).
Посуда пищевого назначения
Посуда из стекла, керамики, пластмассы. Тефлоновая посуда. Влияние применения посуды пищевого назначения для здоровья.
Что мы пьём?
Газированные напитки. Влияние газированных напитков на здоровье.
Пищевые добавки
Классификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.
Диеты и культура питания
Рациональное питание, нормы питания. Диеты. Вегетарианское питание. Сыроедение Проблемы, связанные с неправильным питанием: анорексия, ожирение, заболевания.
Роль двигательной активности .
Раздел 7
Адаптация человека к окружающей среде ( 2 ч).
Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Способность адаптироваться к новым условиям. Напряжение, утомление. Спринтеры и стайеры.
Биологические ритмы.
Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм.
Влияние биоритмов на физическую работоспособность. «Голубь», «жаворонок», «сова». Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.
Защита творческих проектов (2ч).
Тематическое планирование.
Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1.Человек в биосфере | 2 | 2 | - |
2.Влияние живой природы на организм человека | 3 | 3 | - |
3.Химическое загрязнение среды и здоровье человека | 8 | 8 | - |
4.Городские экосистемы | 7 | 4 | 3 |
5.Экология жилища и здоровье человека | 4 | 3 | 1 |
6.Безопасное питание | 6 | 6 | - |
7.Адаптация человека к окружающей среде | 2 | 2 | - |
8. Защита проектов Итого | 2 34 | 2 30 | - 4 |
Календарно-тематический план по проектной деятельности «Природа вокруг нас»
Для обучающихся 9а, 9 б классов на 2020 – 2021 учебный год.
№ | Тема занятия | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Человек в биосфере. История отношений человека и природы. | Человек как биосоциальный вид. Основные периоды истории человечества. Формирование техносферы. | Определяют цель учебной деятельности, строят логическое рассуждение, организуют учебное сотрудничество. Характеризуют основные этапы развития биосферы. | Смыслообразование (Л), нравственно-этическое оценивание (Л), умение строить высказывание (К), работа с текстом, анализ, синтез, обобщение (П). |
2. | Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития. | Устойчивое развитие человечества. Глобализация. Международные конференции ООН по проблемам окружающей среды. Возможные сценарии развития общества. | Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, аргументируют высказывания, анализируют информацию. | Целеполагание, прогнозирование (Р), формулирование проблемы, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К), поиск информации, сравнение, моделирование (П). |
Влияние живой природы на здоровье человека. | ||||
3. | Значение леса в природе и жизни человека. | Воздухоохранная роль леса. «Космическая» роль леса. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов. Уникальные лесные массивы. | Характеризуют роль лесов в природе. Приводят примеры дикорастущих и лекарственных растений. Определяют значение леса в жизни человека. | Понимание значимости, оценивание с точки зрения моральных норм (Л); структурирование знаний, доказательство, анализ (П); владение монологической речью, планирование учебного сотрудничества (К). |
4 | Ядовитые представители флоры и фауны ХМАО. | Ядовитые растения ХМАО. Признаки отравления, первая помощь при отравлении. Ядовитые животные ХМАО. Первая доврачебная помощь при повреждении кожных покровов насекомыми, при укусе ядовитых змей. | Приводят примеры и составляют список ядовитых растений и животных ХМАО. Определяют меры первой помощи при отравлении растениями и укусе ядовитых змей. | Целеполагание, прогнозирование, оценивание (Р); установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями, формулирование выводов (П), оценка, смыслообразование (Л). |
5. | Влияние ландшафта на здоровье человека. | Эстетическая роль ландшафта в жизни человека. Подбор растений для озеленения определённого участка. | Характеризуют эстетическую роль растений. Предлагают свои проекты озеленения приусадебного или пришкольного участков. | Самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание (Л); прогнозирование, коррекция (Р); установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями, рефлексия (П). |
Химическое загрязнение среды и здоровье человека. | ||||
6-7. | Современное состояние природной среды. | Последствия загрязнения атмосферы. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, уничтожение лесов, разрушение почв, опустынивание. | Объясняют возможные причины экологических кризисов. Выдвигают гипотезы, предлагают версии решения проблем, формулируют собственные суждения, организуют взаимодействие в группе. | Анализ, сравнение, обобщение, поиск информации (П); умение выражать мысли, взаимодействие с одноклассниками (К); самоопределение (Л). |
8. | Нитраты, пестициды и заболевания человека. | Отравление нитратами. Экологические последствия распространения нитратов. Пагубные последствия бесконтрольного использования удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве. | Определяют понятия «нитраты», «пестициды», «гербициды». Характеризуют пагубные последствия бесконтрольного применения удобрений и гербицидов. | Целеполагание, прогнозирование (Р), формулирование проблемы, поиск информации, оперирование понятиями (П), инициатива и сотрудничество в поиске информации, аргументация (К), оценивание (Л). |
9. | Диоксины – химическая чума XXI века. | Источники поступления диоксинов в окружающую среду. Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека | Определяют понятие «диоксины». Анализируют последствия воздействия диоксинов на организм человека. | Структурирование знаний, доказательство, анализ (П); владение монологической речью, планирование учебного сотрудничества (К), коррекция и оценка (Р). |
10-11. | Токсические вещества и профессиональные заболевания. | Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмии). Виды и причины профессиональных болезней. Профилактика профессиональных болезней. | Используя дополнительную информацию, характеризуют влияние токсических веществ на здоровье человека. Определяют причины, виды и меры профилактики профессиональных заболеваний. | Смыслообразование, оценивание ситуации (Л), поиск информации, смысловое чтение, формулирование проблемы, гипотезы (П), организация учебного взаимодействия, владение монологической и диалогической речью (К). |
12. | Антибиотики: мифы или реальность. | Побочные действия антибиотиков. Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств. | Определяют понятия «антибиотики», «аллергия». Обсуждают влияние антибиотиков на организм человека. | Самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание (Л); прогнозирование, коррекция (Р); установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями, рефлексия (П). |
13. | Влияние звуков на человека. | Слуховая чувствительность. Шумовое загрязнение, уровень шума. Шумовая болезнь. | Определяют понятия «шумовое загрязнение», «шумовая болезнь». Анализируют информацию о влиянии шумов на здоровье человека. | Целеполагание, прогнозирование (Р), анализ, синтез, обобщение, логическое рассуждение (П), умение выражать свои мысли (К). |
14. | Радиация в биосфере. | Радиационное загрязнение. Радиоактивные нуклиды. Источники радиоактивного загрязнения. | Рассматривают причины и последствия радиации в биосфере. Характеризуют влияние радиации на человека. | Смыслообразование, оценивание ситуации (Л), установление причинно-следственных связей, анализ, поиск информации (П), организация учебного взаимодействия (К). |
Городские экосистемы | ||||
15. | Общая характеристика городских экосистем. | Отличительные признаки городской экосистемы. Энергопотребление и потоки энергии. | Составляют характеристику городской экосистемы. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, аргументируют высказывания, анализируют информацию. | Самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание (Л); прогнозирование, коррекция (Р); установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями, рефлексия (П). |
16. | Влияние автотранспорта на окружающую среду. | Проблема загрязнения воздуха автомобильным транспортом. Экологизация автотранспорта. | Характеризуют состав выхлопных газов, их влияние на окружающую среду и здоровье человека. | Формулирование проблемы, поиск информации, анализ, аргументация (П), владение монологической и диалогической речью (К). |
17. | Практическая работа «Изучение различных видов транспорта и его влияния на окружающую среду» | Состав отработанных газов. Оценка степени загрязнения автотраспортом. | Определяют степень загрязненности воздуха выхлопными газами, определяют состав отработанных газов, приобретают навыки безопасного поведения. | Целеполагание, планирование, контроль, коррекция (Р), проведение эксперимента и наблюдений, анализ, синтез, обобщение, классификация (П), организация работы в группе, умение выражать свои мысли и аргументировать(К). |
18. | Практическая работа «Определение содержания ионов свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от автомагистрали» | ПДК, шкала экологического нормирования, определение содержания катионов свинца, меры п.п. при отравлении. | Проводят эксперимент, определяют содержание ионов свинца в растениях, произрастающих недалеко от автомагистрали. | Определяют цель деятельности, составляют план работы, осуществляют контроль (Р); анализируют, выдвигают гипотезы, структурируют материал, проводят эксперимент, делают выводы (П); формулируют аргументы, организуют работу в группе К). |
19. | Твердые бытовые отходы. | Состав твердых бытовых отходов. Накопление бытовых отходов и их утилизация. Производство биологически разлагаемых материалов. | Выявляют причины увеличения доли твердых бытовых отходов. Характеризуют способы их утилизации. Оценивают производство биоразлагаемых материалов. | Смыслообразование, оценивание ситуации (Л), поиск информации, смысловое чтение, формулирование проблемы, гипотезы (П), организация учебного взаимодействия, владение монологической и диалогической речью (К). |
20. | Водосбережение и энергосбережение. | Качество питьевой воды, экономия воды и энергии. Энергосберегающая бытовая техника. | Характеризуют показатели качества питьевой воды. Определяют значение воды в практической деятельности человека и необходимость её экономии. | Понимание значимости, оценивание с точки зрения моральных норм (Л); структурирование знаний, доказательство, анализ (П); владение монологической речью, планирование учебного сотрудничества (К). |
21. | Практическая работа «Рациональное использование воды» | Бытовое значение воды, определение потребления пресной воды и выявление резервов её экономии. | Определяют нормы потребления воды и количество практически использованной воды. Составляют памятки по экономичному использованию воды. | Определяют цель и задачи работы, прогнозирование, оценка (Р); проводят эксперимент и наблюдения, анализируют (П); смыслообразование (Л); работа в группе , выражение своих мыслей с достаточной полнотой (К). |
Экология жилища и здоровье человека | ||||
22. | Квартира как экосистема. | Составляющие экосистемы квартиры. Отделочные материалы, оценка их безопасности. Источники загрязнения в жилище. | Составляют характеристику квартиры как экосистемы. Используя дополнительную информацию, анализируют состав отделочных материалов. Выявляют источники загрязнения в квартире. | Самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание (Л); прогнозирование, коррекция (Р); установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями, рефлексия (П). |
23. | Практическая работа «Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры» | Отделочные материалы, оценка их безопасности. Источники загрязнения в жилище. Модель экологически чистой квартиры. | Оценивают безопасность отделочных материалов своего дома (квартиры), определяют источники загрязнений. Составляют модель экологически чистой квартиры. | Определяют цель деятельности, составляют план работы, осуществляют контроль (Р); анализируют, выдвигают гипотезы, структурируют материал, проводят эксперимент, делают выводы (П); формулируют аргументы, организуют работу в группе (К). |
24. | Использование фитонцидных растений в интерьере. | Комнатные растения. Растения, выделяющие фитонциды, их влияние на состав воздуха. | Определяют понятие «фитонциды», характеризуют роль комнатных растений в интерьере и для здоровья человека. | Самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание (Л); прогнозирование, коррекция (Р); установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями, рефлексия (П). |
25. | Влияние цвета на организм человека. | Психологическая характеристика цвета, воздействие на организм. Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности | Используя дополнительную литературу, выясняют роль цвета на самочувствие человека. Определяют требования к интерьеру в жилых и общественных помещениях. | Формулирование проблемы, поиск информации, анализ, аргументация (П), владение монологической и диалогической речью (К). |
Безопасное питание. | ||||
26. | Посуда пищевого назначения. | Посуда из стекла, керамики, пластмассы. Тефлоновая посуда. Влияние применения посуды пищевого назначения для здоровья. | Характеризуют виды материалов, используемых при производстве посуды. Анализируют влияние химических веществ на здоровье человека. | Целеполагание, прогнозирование (Р), формулирование проблемы, поиск информации, оперирование понятиями (П), инициатива и сотрудничество в поиске информации, аргументация (К), оценивание (Л). |
27. | Что мы пьём? | Сладкие газированные напитки, их состав и влияние на здоровье человека. | Используя дополнительную литературу, выясняют состав газированных напитков и их влияние на организм человека. | Поиск информации, анализ, классификация, сравнение (П), самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание (Л); владение монологической и диалогической речью (К). |
28. | Пищевые добавки. | Классификация пищевых добавок, их влияние на организм человека. | Составляют классификацию пищевых добавок. Характеризуют их влияние на организм человека. | Работа с информацией, строят логические рассуждения, классифицируют (П); прогнозирование, осуществление контроля (Р), участие в коллективном обсуждении, аргументация своего мнения (К). |
29. | Культура питания. | Рациональное питание, нормы питания, диеты. Вегетарианство, сыроедение. | Определяют понятия «рациональное питание», «нормы питания», «вегетарианство», «диета», «сыроедение». Выясняют роль культуры питания в жизни человека. | Составляют план работы, осуществляют контроль (Р); анализируют, выдвигают гипотезы, структурируют материал, делают выводы (П); формулируют аргументы, организуют работу в группе (К). |
30. | Проблемы, связанные с неправильным питанием. | Заболевания, связанные с неправильным питанием. Анорексия. Ожирение. | Анализируют проблемы, связанные с неправильным питанием. Характеризуют проблему анорексии. Составляют рацион питания на неделю. | Целеполагание, нравственно-эстетическое оценивание (Л); выдвигают и обосновывают проблемы, устанавливают причинно-следственные связи (П); высказывают своё мнение, оценивают суждения одноклассников (К). |
31. | Роль двигательной активности. | Значение двигательной активности для укрепления здоровья человека. | Определяют роль двигательной активности для укрепления здоровья. Устанавливают причинно-следственные связи. | Самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание (Л), прогнозирование (Р), логическое рассуждение, доказательства, анализ, причинно-следственные связи (П). |
Адаптация человека к окружающей среде. | ||||
32. | Проблемы адаптации человека к окружающей среде. | Способность адаптироваться к новым условиям. Напряжение, утомление. Спринтеры и стайеры. | Определяют понятия «адаптация», «напряжение», «спринтеры», «стайеры». Характеризуют возможные проблемы адаптации к окружающей среде. | Смыслообразование (Л), работа с текстом, сравнение, обобщение (П); аргументация своего мнения (К). |
33. | Биологические ритмы. | Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Влияние биоритмов на физическую работоспособность. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний. | Определяют понятие «биологические ритмы», составляют их классификацию. Приводят примеры влияния биоритмов на работоспособность человека. | Структурирование знаний, доказательство, анализ, классификация (П); владение монологической речью, планирование учебного сотрудничества (К), коррекция и оценка (Р). |
34 | Защита творческих проектов. | Представляют результаты своих исследований по определенным темам. | Самоопределение, смыслообразоваие, нравственно-этическое оценивание (Л), целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности, волевая саморегуляция (Р), анализ, синтез, обобщение (П), владение монолог. речью (К). |
Условные обозначения: П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные, Л- личностные универсальные учебные действия.
Темы проектно-исследовательских работ:
- Влияние рекламы на психику подростков.
- Вегетарианство: «за» и «против».
- Питание и здоровье.
- Вторая жизнь отходов.
- Влияние биоритмов на работоспособность человека.
- Изучение фитонцидной активности комнатных растений.
- Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений.
- Ядовитые растения Тюменской области.
- Влияние запахов на самочувствие человека.
- Оценка экологической безопасности школьного здания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. М.1994.
- Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
- Гора Е.Экология человека. М. Дрофа, 2007
- Губарева Л. И., Мизирёва О.М.,Чурилова Т.М.Экология человека: Практикум для вузов. М. изд. центр ВЛАДОС,2005
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В Экология 9 класс, М. Дрофа, 1995.
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности « Природа вокруг нас»
для обучающихся 6 - ых классов.
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» предназначена для учащихся 6-х классов и предполагает занятия по общентеллектуальному направлению в сфере эколого-биологического и художественно-эстетического образования.
− Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации"; − Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
− Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
− Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. № 2765-р "Об утверждении концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы"
− Учебного плана МБОУ «СШ№23 с УИИЯ»− Положения о программе по внеурочной деятельности, реализующей ФГОС ООО МБОУ «СШ№23 с УИИЯ»
Актуальность данной программы обусловлена тем, что направлена на развитие не только интеллектуальных, но и личностных качеств детей, что соответствует принципу развивающего образования. Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся. Новизна программы в объединении биологического, психологического и художественно-эстетического подхода к изучению природных объектов, постижения причинно-следственных связей в окружающем мире. В содержание программы включен региональный компонент (знакомство с красной книгой Югры, экскурсия «Сибирские Увалы»
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» заключается в том, что при ее освоении, у обучающихся раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей; формируется гуманное отношение к природе и к рациональному использованию ее ресурсов. Программа позволяет помочь ребенку определиться с тем, что ему интересно, развить данный интерес, осуществить первичное раскрытие способностей детей, за счет разнообразия предложенных видов деятельности. Целью программы является формирование у обучающихся элементарной экологической культуры через расширение знаний об окружающем мире, формирование широкой целостной научной картины мира. Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач: – воспитание любознательности, целеустремленности, интереса к природным объектам, бережного отношения к природе, формирование элементарной экологической культуры; - углубление и расширение имеющихся у школьников представлений о разнообразии природы на Земле, углубление знаний о разнообразии растений и животных нашей страны, области. - развитие личности в целом, умения сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать процессы, происходящие в окружающем мире, анализировать теоретическую информацию; совершенствовать речь обучающихся, их мышление, творческие способности, формирования навыков правильного поведения в природе и социальной среде. - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Содержание программы рассчитано на 34 часа, 1 час в неделю.
Программа включает в себя следующие темы: «Эта удивительная природа», «Охрана среды обитания», «Животный мир», «Растительный мир», «Царства грибов и бактерий», «Твоя безопасность». Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Программа внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» включает в себя следующие содержательные линии: − многообразие органического мира; − ценностное и экокультурное отношение к природе; − практико-ориентированная сущность биологических знаний. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Отличительной чертой любого ребенка этого возраста является интерес к явлениям окружающего мира, познавательная активность, проявление интереса к предметам и объектам, которые его окружают. Представления учащихся складываются под влиянием двух условий: - природной и социальной среды, в которой он живет - процесса систематического обучения. В этом возрасте учащиеся обладают возможностью активно усваивать разнообразную информацию, у них развито воображение и активно протекает процесс мышления, что приводит к возникновению интереса к познанию окружающего мира. Поэтому в программе особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной и исследовательской работе. Методы обучения различны: словесные (рассказ, беседа, обсуждения, размышления), наглядные (демонстрация, работа с иллюстрациями, применение ТСО), практические (практические и лабораторные работы, упражнения, проведение опытов, экспериментов), игровые (ролевые игры). Много внимания при изучении программного материала уделяется работе с литературой. Текстовой материал предполагает самостоятельную работу учеников по усвоению его содержания, осмыслению, формулированию выводов и обобщений, подготовку сообщений, рефератов, сочинений. Иллюстрации, отображающие предметы и явления окружающего мира, схемы, модели, рисунки с проблемной задачей имеют определенную смысловую нагрузку, обогащают представления младших школьников об окружающем мире. Используется материал занимательного характера, задания с игровой направленностью, кроссворды с познавательной задачей. Чтение художественных текстов, поэтических произведений обеспечивают эмоциональность восприятия учебного материала, затрагивают мир чувств, формируют отзывчивость и любовь к природе, братьям нашим меньшим. Для реализации установки личностно-ориентированного обучения детям предлагается высказать свою точку зрения, рассказать о собственных наблюдениях, впечатлениях взаимодействия с окружающим миром. Предусмотрены задания на наблюдения, сравнение, группировку, систематизацию, проблемные задачи.
Прогнозируемые результаты освоения Большое внимание в программе внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» уделено развитию у учащихся ключевых компетентностей: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе и научиться быть гражданином. В процессе обучения по предусмотрено достижение следующих результатов: Интегрирующую основу курса образует общенаучный подход к рассмотрению явлений окружающего мира. Наблюдение, описание различных явлений, моделей, сопоставление получаемых результатов, их обсуждение и "обобществление", постановка задачи для новых циклов наблюдений составляют методический каркас многократно повторяющейся процедуры, выполняемой учащимися с использованием различного предметного материала. Формируемые при этом навыки аналитического рассуждения, практические умения работы с различными интеллектуальными и материальными инструментами и приборами (в т. ч. с компьютером), навыки совместной работе в группе составляют ожидаемые результаты учебной работы.
Результаты освоения программы можно разделить на три уровня:
- Приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Личностные: − формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные: − умение самостоятельно планировать пути достижения целей; − осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах; − структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; − умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предметные: − умение наблюдать окружающие явления: объекты живой и неживой природы в городе; − усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; − овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
- Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
Личностные: − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; − формирование эстетического отношения к живым объектам; − формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные: − вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждениипроблемы, аргументировать свою позицию; − способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные: − формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; − умение формулировать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека и предлагать пути их решения; − понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры.
3. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Личностные: − сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; − сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); − формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: − умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи; − овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; − умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные: − объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; − постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание программы внеурочной деятельности «Природа вокруг нас»
Тема 1. Эта удивительная природа (6 часов) Красота природы в её явлениях. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Наука о живой природе — биология. Наука о взаимоотношениях организмов – экология. Природа и ее разнообразие. Роль природы в жизни людей. Что такое окружающая среда? Наука экология. Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент. Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Разнообразие веществ в природе (органические и неорганические вещества) Химические вещества организмов: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.
Тема 2. Охрана среды обитания (6 часов) Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни. Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Примеры экологических факторов. Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Источники загрязнения сред обитания и охранные мероприятия Воздействие людей на природу. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнения. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнения. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Образование почвы. Разрушение почвы в результате деятельности людей. Охрана почвы. Явления природы
Тема 3. Животный мир (8 часов) Животные. Фауна — совокупность всех видов животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Животные Кемеровской области. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Особенности содержания домашних животных. Животные вредные для человека: грызуны, насекомые. Живые организмы, полезные для человека животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Животные, их разнообразие. Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. Викторина «Мир юрского периода». Птицы. Звери. Группы животных по способу питания. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России, Югры. Охрана животных. Животные в неволе. Животные живого уголка. Домашние животные
Тема 4. Растительный мир (5 часов) Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царство растения. Растения Тюменской области. Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Роль цветковых растений в жизни человека. Лишайники. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Лишайники — показатели чистоты воздуха. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения, растения используемые в пищу. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Растения и животные Тюменской области, занесенные в Красную книгу.
Тема 5. Царства грибов и бактерий (4 часа) Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). Многообразие и значение грибов. Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. Многообразие и значение грибов Тюменской области. Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.
Тема 6. Твоя безопасность (5 часов) Меры безопасности в домашних условиях. Меры безопасности в природных условиях. Осторожно – гроза, ядовитые растения, клещи, змеи. Правила поведения на воде. Правила экологической безопасности. Сохранение богатства живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Обсуждение заданий на лето.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФГОС
«Природа вокруг нас» 6 классы
№ п/п | № урока по теме | Раздел. Тема | Количество часов | Формирование компетенций | Использование технологий | Дата | |||
Ключевые | Обще-предметные | Предметные | По плану | По факту | |||||
1 | 1. | Вводный инструктаж по Т/Б . Тема 1. Эта удивительная природа Красота природы в её явлениях | (6 часов) | Приобретение социальных наний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | устный диалог формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве | умение наблюдать окружающие явления | здоровьезберегающая | 04.09 | 04.09 |
2 | 2 | Катастрофические явления природы | 1 | информационная способность оценивать последствия деятельности человека в природе | устный диалог умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи; − овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать | 11.09 | 11.09 | |
3 | 3 | Экология – наука об окружающей среде | 1 | информационная формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. | устный диалог умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи; − овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; − постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. | здоровьезберегающая | 18.09 | 18,09 |
4 | 4 | Ведущие методы изучения природы – наблюдение и эксперимент | 1 | формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе | устный диалог устанавливать причинно-следственные связи; − овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом | проблемная | 25.09 | 25.09 |
5 | 5 | Особенности работы с увеличительными приборами. | 1 | определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. | устный диалог постановка экспериментов и объяснение их результатов. | Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом | проблемная | 02.10 | 02.10 |
6 | 6 | Разнообразие веществ в природе (органические и неорганические вещества) | 1 | определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. | устный диалог умение наблюдать окружающие явления: объекты живой и неживой природы в городе | Разнообразие веществ в природе (органические и неорганические вещества) Химические вещества организмов: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли,их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры,их значение для жизни организма и клетки. | здоровьезберегающая | 09.10 | 09.10 |
7 | 1 | Тема 2. Охрана среды обитания Водная среда обитания, её свойства. Значение воды | (6 часов) | Многообразие условий обитания на планете.. Особенности водной среды | усвоение системы научных знаний устный диалог | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. | проблемная | 16.10 | 16.10 |
8 | 2 | Источники загрязнения воды. Охрана вод от загрязнения | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. | Источники загрязнения сред обитания и охранные мероприятия Воздействие людей на природу | проблемная | 23.10 | 23.10 |
9 | 3 | Почва её состав. Образование почвы | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. | Почва, ее состав. Образование почвы. | проблемная | 13.11 | |
10 | 4 | Разрушение почвы в результате деятельности людей. Охрана почв. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе | вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | Разрушение почвы в результате деятельности людей. Охрана почвы | проблемная | 20.11 | |
11 | 5 | Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе | осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет | Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. | здоровьезберегающая | 27.11 | |
12 | 6 | Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнения. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе | вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнения | проблемная | 04.12 | |
13 | Тема 3. Животный мир Животные, их разнообразие. Группы животных | (8 часов) | Роль животных в природе и жизни человека. | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач устный диалог | Значение живых организмов в природе и жизни человека | проблемная | 11.12 | ||
14 | Жизнь аквариумных рыб. | 1 | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. | значения биологического разнообразия | Значение живых организмов в природе и жизни человека | проблемная | 18.12 | ||
15 | Земноводные и пресмыкающиеся. Викторина «Мир юрского периода | 1 | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды | Значение живых организмов в природе и жизни человека | проблемная | 25.12 | ||
16 | Птицы. Их значение в природе и жизни человека | 1 | информационная | устный диалог | Значение птиц в природе и жизни человека | здоровьезберегающая | 15.01 | ||
17 | Помоги птице зимой. Возможности участия в социальных проектах. | 1 | социально-трудовая | устный диалог | показать связь поступков и решений | проблемная | 22.01 | ||
18 | Звери. Животные в неволе. Значение зоопарков | 1 | Роль животных в природе и жизни человека .информационная | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. | Значение животных содержащихся в неволе. | здоровьезберегающая | 29.01 | ||
19 | Домашние животные. Особенности содержания домашних животных. | 1 | Роль домашних животных в жизни человека. | усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития устный диалог | Размножение и развитие животных. Домашние животные | проблемная | 05.02 | ||
20 | Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. | 1 | Животные из Красной книги России, Югры. Охрана животных. | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках устный диалог | Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. | проблемная | 12.02 | ||
21 | Растения их разнообразие. Группы растений | 1 | Роль Растений: их многообразие | устный диалог,умение строить эффек-тивное взаимодействие с одноклассниками | экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов | проблемная | 19.02 | ||
22 | Основные процессы жизнедеятельности растительного организма. Питание, дыхание, размножение. | 1 | многообразии живой природы; | составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и доплитературы. | Объясняют роль растений в природе и жизни | проблемная | 26.02 | ||
23 | Уход за комнатными растениями | 1 | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки. | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды | рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать | здоровьезберегающая | 05.03 | ||
24 | Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир | 1 | способность выбирать целевые и смысловые установки | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды | рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать | здоровьезберегающая | 12.03 | ||
25 | Растения Красной книги России, Югры. Охрана растений | 1 | смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих). | устный диалог,умение строить эффек-тивное взаимодействие с одноклассниками | показать связь поступков и решений | проблемная | 19.03 | ||
26 | Разнообразие грибов | 1 | Информационная, многообразии живой природы; | устный диалог, ,умение строить эффек-тивное взаимодействие с одноклассниками | рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать | здоровьезберегающая | 26.03 | ||
27 | Ядовитые грибы | 1 | Информационная,многообразии живой природы; | устный диалог,составлять сообщения на основе обобщения материала учебника | рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать | здоровьезберегающая | 02.04 | ||
28 | Роль грибов в природе и жизни человека. Влияние человека на мир грибов. Охрана грибов | 1 | социально-трудовая | устный диалог,значения биологического разнообразия | разнообразие и распространение грибов; — роль грибов в природе и жизни человека. | проблемная | 09.04 | ||
29 | Меры безопасности в домашних условиях. | 1 | информационная | устный диалог | рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать | здоровьезберегающая | 16.04 | ||
30 | Меры безопасности в природных условиях. Осторожно – гроза, ядовитые растения. клещи, змеи. | 1 | социально-трудовая | устный диалог | показать связь поступков и решений | проблемная | 23.04 | ||
31 | Правила поведения на воде. | 1 | информационная | устный диалог | рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать | здоровьезберегающая | 07.05 | ||
32 | Правила экологической безопасности. | 1 | социально-трудовая | устный диалог | показать связь поступков и решений | проблемная | 14.05 | ||
33 | Выставка зкологических плакатов | 1 | информационная | устный диалог | Выставка рисунков | здоровьезберегающая | 21.05 | ||
34 | Наша планета – Земля. | 1 | социально-трудовая | устный диалог | показать связь поступков и решений | проблемная | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы
Настоящая программа специального курса по русскому языку для XI классов создана на основе примерной базовой программы государственного стандарта среднего общего образования. Пр...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...