Электронный учебник Население Шолоховского района.
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Овчелупова Вера Ивановна

Краеведческий материал "Население Шолоховского раойна". В данном электроннном учебнике сведения о населении, движении населения Шолоховского района, национальном составе и миграциях. Представлен материал о народах и вероисповеданиях жителей Шолоховского района. Материал совместно разработан с учителем географии Сетраковой С.А.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Овчелупова Вера Ивановна, учитель географии МБОУ Кружилинская СОШ.

Использование произведений Михаила Александровича Шолохова в преподавании географии.

 Пояснительная записка.

     Сегодня все больше регионов нашей страны создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой Родине через знание её прошлого и настоящего, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

     Шолоховский район обладает богатейшим историко-культурным наследием, способствующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения на традициях донского казачества, воспетого в произведениях великого земляка М.А.Шолохова.

Цель программы: создание эффективной системы        взаимодействия учителя географии по формированию ценностно-ориентированного отношения к историко – культурному наследию донского края на примере жизни и творчества М.А. Шолохова.

 Задачи:

  1. Совершенствование традиционных, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с разными возрастными категориями детей на уроках географии.

  1. Разработка комплексного подхода к изучению краеведческого материала в рамках учебных дисциплин на примере активной жизненной и творческой позиции М.А. Шолохова.

  1. Поиск новых путей интеграции учебных дисциплин по изучению исторического наследия, этнической культуры на примере жизни М.А. Шолохова – писателя, человека, патриота Донского края.

 Реализация данной программы будет способствовать:

1)развитию гражданских  качеств  личности   учащегося,  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;

2) освоению учащимися полной и концентрированной информации о жизни и творчестве  М.А.Шолохова, воспитанию чувства уважения к человеку, писателю, депутату за действенную заботу об интересах людей, улучшение их экономической и культурной жизни;

3) приобщению к истории и культуре Донского края, нравственным проблемам, историческим событиям, описанным в шолоховских произведениях, расширение знаний о быте, нравах, обычаях донского казачества, отразивших вольнолюбивый дух, смелость, отвагу казаков, их славные подвиги во имя Отчизны;

4) воспитанию социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой Родины на примере жизни и творчества М.А. Шолохова;

5)формированию у школьников осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех ее компонентов;

6) формированию способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.

                                                                                   

           

                                                                                               

№п/п

  Класс   6.   Тема .

Пример,  описание. Произведение.

Вопросы и задания для выполнения.

1.

План и карта.

Биография М.А. Шолохова.

  1. С 1922 – 26 год М.А. жил и работал в Москве. В каком направлении от ст. Вешенской находится город Москва. Определите координаты.
  2. В 1965 году М.А. Шолохову была вручена Нобелевская премия.  В каком городе и стране это было? Покажите на карте, опрделите направление и координаты данного города. ( г. Стокгольм)
  3. Определите координаты и направление от ст. Вешенской до города Богучар Воронежской области, покажите на карте этот грод. Здесь учился М.А. Шолохов в гимназии.

2.

Литосфера.

Поднятая целина. Глава 14.

Курганы в степи – как переспелые арбузы, в змеистых трещинах. За хутором возле зяблевой пахоты, снежные заносы, слепяще, нестерпимо блещут.

Тихий Дон. Книга 3, глава 6. Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно – недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне. Степь родимая и .т.д……

Перечислите рукотворные и природные формы рельефа нашей местности.

Что вы знаете о курганах?

 Есть ли курганы на территории вашего хутора?

3.

Атмосфера.

Тихий Дон 3 книга.

В нашей местности летом часто идут ливневые дожди. Вот как это описано у М.А. Шолохова. Небо нахмурилось. Молния наискось распахала взбутренную черноземно – черную тучу, долго копилась тишина и где – то далеко предупреждающе громыхал гром. Ядреный дождевой сев начал приминать травы. Описание зимнего дня. В романе Тихий Дон . Книга 2. Глава 22. День был на редкость ясный морозный. Около солнца радужные дымились столбы. Ветер гнул с севера. В степи синела поземка. Но снеговые просторы, обнятые горизонтом, были светлы. Лишь на востоке, под самым острием горизонта, задернутая лиловой марью кудрилась степь.

В романе «Тихий Дон», книга 3. Влияние западных ветров на климат нашей местности.  К вечеру грязные появились облака. Они стояли недвижно, прикасаясь обрывистыми концами к невнятной, тонко выпряденний нити горизонта. Потом, гонимые ветром поплыли, раздражающе низко, волоча бурые хвосты, сахарно белея округлыми вершинами.

Описание. Осени в рассказе «Батраки».

Незаметно пришла осень. Стояла сухая безветренная погода. Утром слегка придавливал холодок.

Рассказ «Чужая кровь». Вслед за весной пришли дни, опаленные солнцем, курчавые и седые от жирной степной пыли. Надолго стало ведро.

Какие виды облаков вы знаете?

 К какому типу относится описанное облако?

Каковы причины его образования?

1.Какие воздушные массы преобладают в нашей местности в зимнее время?

2.Какую погоду приносит ветер с севера?

3.Какое влияние на климат нашей местности оказывает Атлантический океан?

4. значит выражение «грязные облака»?

Как они выглядят?, Какие осадки приносят?

1.Откуда приносит ветер осадки в нашу местность?

2.Влияние Атлантического океана на климат нашей местности.

3.Что значит выражение стало ведро?

4.Что значит выражение « придавливал холодок»?

4.

Гидросфера.

Тихий Дон. Книга 3. Глава 22.  Режим рек, описан в романе. Половодье на Дону. Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплыв, оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья. Прибитый волною дряги. Вербы затопленного обдонского леса чуть приметно зеленели, с ветвей кисточками свисали сережки. Половодье на Дону. Роман «Тихий Дон», книга 4, глава 14.

Весною, когда разливается Дон и полая вода покрывает всю луговую пойму, против хутора Рубеженский остается незатопленным небольшой участок высокого левобережья. С Обдонской горы весною далеко виден на разливе остров, густо поросший молодыми вербами, дубняком  и сизыми раскидистыми кустами чернотала.

 Половодье на Дону в рассказе «Чужая кровь». Полая вода поила крайние дворы станицы. Обдонье, зеленовато – белесое, насыщало ветер медвяным запахом цветущих тополей, в лугу зарею розовело озеро, покрытое опавшим цветом диких яблонь. Ночами по девичьи перемигивались зарницы, и ночи были короткие, как  зарничный огневой всплеск.

Река Дон в рассказе «Родинка», глава 2.

1.Что такое половодье?

2.Когда наступает половодье на реке Дон?

3.Как называется территория, временно затапливаемая водой?

4.Выбери из текста термины, характеризующие реку Дон?

5.В какое время наступает половодье?

6.Как долго  продолжается половодье  на Дону?

5.

Природные комплексы.

Биосфера.

Тихий Дон. Книга 4, глава 14. В пойме Дона. Летом деревья там до макушек оплетает дикий хмель, внизу по земле стелется непролазный колючий ежевичник, по кустам ползут, кучерявые бледно – голубые вьюнки, и высокая глухая трава, щедро вскормленная жирной почвой, поднимается на редких полянах выше человеческого роста. Летом, даже в полдень в лесу тихо, сумеречно, прохладно.

1.В какой природной зоне мы живем?

2.О чем говорит высказываение «жирная почва»? Что это значит?

3.Почему в лесу тихо, сумеречно и прохладно?

 География России. Природа – 8 класс.

1.

Пространства России.

Поднятая целина. Глава 19. На севере от Гремячего лога, далеко, далеко за увалами, сумеречных степных гребней, за логами и балками, за сплошняколами лесов  - столица Советского союза.

Рассказ «Путь - дороженька».

Вдоль Дона до самого моря степью тянется Гетманский шлях. С левой стороны пологое песчаное Обдонье, зеленое чахлое марево, заливных лугов изредка белесые блестки безымянных озер, с правой стороны лобастые насупленные горы, а за ними, за дымчатой каемкой Гетманского шляха, за цепью низкорослых сторожевых курганов – речки, степные большие и малые казачьи хутора и станицы и седое вихрастое море ковыля.

1.В каком направлении от Гремячего лога находится столица нашей Родины?

2.Что значит «Гетманский шлях»?

3.О каком море упоминается в рассказе «Путь - дороженька»?

3.Какие озера образуются вдоль реки Дон?

4. К какому типу образования озер относятся озера, расположенные вдоль реки Дон?

5.Почему их называют безымянные?

6.Какой тип озер преобладает в нашей местности?

7.Приведите примеры озер?  Что вы знаете об экологии озер?

8.Какая природная зона может похвастаться «морем ковыля»?

9.Как используются озера человеком?

2.

Рельеф и недра.

Роман «Тихий Дон». Книга 4, глава 13.

В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой. Оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по- весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.

Тихий Дон. Книга 1. Глава 1. Мелиховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег; перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки. С юга меловая хребтина горы.

Книга 1. Глава 6. Возле лобастого, с желтой песчаной лысиной кургана остановились ночевать. С запада шла туча. С черного её крыла сочился дождь.  На кургане, торчавшем за прудом ядреной горошиной слепили новый шалаш. Рассказ «Пастух».

1.Описание в романе «Тихий Дон» образование оврагов под действием талых вод.

2.Предложите мероприятия, которые замедлят образование обврагов в нашей местности?

1.Почему на территории Шолоховского района много меловых гор?

2.Как они образовались? В какое время?

3.Где используется население мел, который слагает меловые горы?

4.Какие виды растений растут на меловых горах?

5.Каковы особенности этих растений?

6.Как называлось древнее море, которое было на территоиии Шолоховского района? В вашей местности?

7. Является ли мел поезным ископаемым?

8.Полезные ископаемые. Мел. К какому виду относится полезные ископаемые мел и песок?

3.

Климат.

Зимой  нашей местности часты оттепели. Вот как описаны они в романе «Поднятая целина». Глава 1. В конце января, овеянные первой оттепелью пахнут вишневые сады. В полдень где – нибудь в затишке( если пригревает солнце) грустный чуть внятный запах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом проглянувшей из под снега, из под мертвой листвы земли.

Наступление весны. Роман «Тихий Дон» книга 4,  глава 13.

Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег. И рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений.  На сугревах, на курганах, из – под вросших в суглинок самородных камней показались первые, ярко зеленые острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь.

Описание осени на Дону. Роман « Тихий Дон».  Книга 4, глава 24. За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем. И красные ягоды в редкой листве их пылали как огненные языки. Горький возбуждающий запах сопревшей дубовой коры заполнял лес.  

Роман «Поднятая целина». Описание погоды в феврале. Февраль. Жмут, корежат землю холода. В белом морозном накале встает солнце. Там где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.

Роман «Тихий Дон». Глава 4. Туча, дыша холодком, шла вдоль  по Дону с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. В хуторе хлопали закрываемык ставни, от вечерни, крестясь спешили старухи.

Поднятая целина. Книга 2. Глава 4. В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие по – осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из – за дальних бугров, выползала пепельно – сизая туча. Она росла, ширилась, занимая полнеба, - зловеще белели её темные подкрылки, - а потом снидались так, что прозрачные,  как кисея, нижние хлопья её цеплялись за крышу, чтоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы. Где – то высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

Описание засухи в романеТихий Дон.

Над степью повисла сиреневая дымка. Земля пересыхала, приостановились в росте травы, по зяби пошли заструги…..

Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом наперекрест прилизанная ветрами белая голая равнина. Будто мертва степь Изредка пролетит в вышине ворон, древний как степь, как курган…..

Ветер суховей. Описание в рассказе М.А. Шолохова «Обида».

По степи, поминая низкорослый, нерадостный хлеб, плыл с востока горячий суховей. Небо мертвенно чернело, горели травы, по шляхам поземкой текла седая пыль, трескалась выжженная солнцем земляная кора, и трещины, обугленные и глубокие, как на губах умирающего от жажды человека, кровоточили глубинными солеными запахами земли.

Рассказ «Алешкино сердце». Описание засухи. Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских полей, трепал порыжелые космы хлебов, и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы.

1.Описание времен года в произведениях М.А. Шолохова.

2.Почему снег потаял на южных склонах бугров?

3. Почему восточные ветры являются преобладающими на территории нашей местности?

4. Какие изменения в погоде приносят эти ветры в разные времена года? Приведите примеры.

5.В каком климатическом поясе находится Ростовская область и станица Вешенская?

6.Какие времена года ты знаешь?

7.Четко ли выражены времена года в нашей местности?

8.Что это за трава -  медвянка?

 9.Что такое зябь? О каких самородных камнях говорится в романе Тихий Дон?

10.Где используются плоды шиповника?

11.Что значит ласковая осень?  Дайте описание такого осеннего дня.

 

12.Что значит выражение «ветры слизали снег»?

13.Почему лопается земля зимой?

14.Влияние какого океана на погоду описано в романе «Тихий Дон»? Приведите примеры.

15.Какой тип погоды описан в романе «Поднятвя целина»?Что такое  циклон?  Что такое антициклон?

16. Приведите примеры пагубного воздействия на природу восточных ветров суховеев?

4.

 Богатство внутренних вод.

Тихий Дон. Книга 3. Глава 22.  Режим рек, описан в романе. Половодье на Дону. Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплыв, оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья. Прибитый волною дряги. Вербы затопленного обдонского леса чуть приметно зеленели, с ветвей кисточками свисали сережки. Половодье на Дону. Роман «Тихий Дон», книга 4, глава 14.

Весною, когда разливается Дон и полая вода покрывает всю луговую пойму, против хутора Рубеженский остается незатопленным небольшой участок выокого левобережья. С Обддонской горы весною далеко виден на разливе остров, густо поросший молодыми вербами, дубняком  и сизыми раскидистыми кустами чернотала.

Омывая остров, стремительно шла на юг полая вода. Она грозно шумела, прорываясь сквозь гряду вставших на пути её старых тополей, и тихо, певуче успокоенно лепетала, раскачивая верхушки затопленных кустов.

1.Что такое половодье?

2.Когда наступает половодье на реке Дон?

3.Как называется территория, временно затапливаемая водой?

4.Выбери из текста термины, характеризующие реку Дон?

5.В какое время наступает половодье?

6.Как долго  продолжается половодье  на Дону?

7. Приведите примеры и описания половодь в вашем хуторе?

8. Чем опасно половодье для жителей, живущих на берегах рек?

9. Бывает ли половодье в вашем хуторе? Как часто они бывают?

10. Готовятся ли жители вашего населенного пункта к половодью?

5.

Почвы – национальное достояние страны.

Над степью повисла сиреневая дымка. Земля пересыхала, приостановились в росте травы, по зяби пошли заструги. Почва выветривалась с каждым часом, а на полях хутора Татарского пости не видно было людей. Глава 29, книга 4. «Тихий Дон».

Роман «Поднятая целина». Глава 5, стр 282.

И снова борозда за бороздой – валится изрезанная череслом и лемехом заклеклая, спресованная столетиями почва, тянутся к небу опрокинутые, мертво скрюченные корневища трав, избрамленная дернистая верхушка прячется в черных валах. Земля сбоку отвала колышется, переворачивается, словно плывет. Пресный запах чернозема живителен и сладок.

  1. Что такое почва?
  2. Что значит выражение «пресный запах чернозема живителен и сладок»?
  3. Почему в нашей местности почвы черноземные?
  4. Какие условия способствуют образованию этих почв?
  5. Какое основное свойство почв?
  6. Какие основные типы почв вам известны?
  7. Что влияет на образование почв?
  8. Большая часть степных районов распахана. Почему?
  9. Что вам известно о плодородии?

6.

Природно – хозяйственные зоны.

Тихий Дон. Книга 3. Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизоопаловые волны. Там где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала его чернеющая тропа. Суслики свистят истомно и хрипло.

Роман «Тихий Дон», книга 3. Терпкий, бражный привкус полыни жег губы, дорога дымилась зноем. Навзничь под солнцем лежала золотисто бурая степь. По ней шарили сухие ветры, мяли шершавую траву, сучили пески и пыль.

Описание степи в романе «Тихий Дон».

Степть выжженная суховеем. Налитая древним запахом оттаявшего чернозема. Степь дремлющая в предвесеннем томленьи. Степт напитанная родным и горьким запахом полыни. Степь, несущая медвяные запахи цветущего чабреца. Степь одетая колышущимся серебром.

Рассказ «Лазоревая степь». В дымчато – синих сумерках дремала лазоревая степь, на круговинах отцветающего чабреца последнюю за день взятку брали пчелы. Ковыль белобрысый и напыщенный, подменно качал султанистыми метелками. Овечья отара двигалась под гору к Тополевке.

Рассказ «Пастух».  В степи бурой выжженной солнцем,  с солончаков. Потрескавшихся и белых, с восхода шестнадцать суток дул горячий ветер.

 Обуглилась земля, травы желтизной покоробились, у колодцев, густо просыпанных вдоль шляха, жилы пересохли, а хлебный колос, еще не выметавшийся из трубки, квело поблек, кземле нагнулся, сгорбившись как старик.

1.Какую природно – зозяйственную зону описывает в своем произведении М.А. Шолохов.

2. Какое растение степи в народе называют шелковой травой? Почему?

3. К какому классу и семейству относятся суслики? Есть ли эти животные в вашей местности?

4. Какой вред или пользу приносят эти животные посевам и природе вцелом?

5. Перечислите растения, которые относятся к степным растениям? Что вы можете рассказать об этих растениях?

6.Какие мероприятия проводятся в вашей местности против суховеев?

7. Что это за растение чабрец? Как его используют ?

7.

Природопользование и охрана природы.

Тихий Дон. Глава 22. На зорях к огородам подплывали в поисках корма дикие гуси, казарки, стаи уток. В тубе ( низменные места) зорями кагакали многоголосые гагары. Да и волдень видно было, как по взлохмаченному ветром простору дона пестает и нянчит волна белопузых чирков. Много было перелетной птицы. Казаки вентерщики пробираясь на баркасах к снастям, на заре, когда винно – красный восход кровавит воду, видели не раз и лебедей, отдыхавших где – либо в защищенном лесом плесе.  

Тихий Дон. Книга 4, Глава 7.

У Дона как перед дождем, гомонили лягушки, угрюмовато гудели водяные жуки. На песчаной косе тоскливо перекликались кулики.

  1. Что вы можете сказать об охране природы в Шолоховском районе?
  2. Прочитайте выдержки из романа о многообразии птиц на Дону.
  3.  Есть ли сейчас такое разнообразие птиц на Дону?
  4. Перечислите птиц, которых можно встретить в нашей местности?

8.

Население.

Тихий Дон. Книга 3.

Чудно все – таки: отъехали от дома сто верст, а народ уж другой. Гутарят не так как у нас и постройки другого порядка, вроде как у хохлов. Видишь, вот ворота покрыты тесовой крышей, как часовня. У нас таких нету. И вот богатый курень – завалинок тоже обметана тесом, чтоб дерево не гнило, так что ли?

Описание селения. У подножья крутолобой коричневой горы, в вербах, густо поднявшихся по обеим сторонам речки, между садами, обнесенными старыми замшелыми плетнями, жмутся, словно прячутся от докучливых взоров приезжих домики поселка Даниловка.

Рассказ «Батраки».

  1. Что такое курень?
  2. Найдите описание казачьего дома в произведениях М.А. Шолохова.
  3. Сравите селения казауов с нынешними домами.

  Хозяйство России. 9 класс.

1.

Экономика.

Процент коллективизации по району 14. 8 Все больше ТОЗ ( товарищество по совместному обработке земли)

  1. Какой тип экономики описан произведении «Поднятая целина».

2.

Агропромышленный комплекс.

Пример развития отрасти сельского хозяйства «Пчеловодство».

Тихий Дон. Книга 3. Нынешний год взятка хороша. Чабор цвел здорово, несли с него. Рамошные способней ульи.

 Глава 21.

За приречными вербами разноголосо гомонили лягушки. За бугром валилось через порог солнце. По хутору Сетркову рассасывалась предвечерняя прохлада. Хутор отсеялся. Лишь кое – где досевали просо и подсолнухи.

Поднятая целина. Глава 21, стр 117. Соблюдение севооборота во время коллективизации.  

По плану площадь весенней пахоты 472 га, 110 – целинных земель, под зябь 643 га, озимого жита 200 га.

Тихий Дон. Том 3. Глава 19.

Но под снегом все же живет степь. Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля,  - там вцепившись в почву жадными, живучими корнями лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрупкому чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая стоявший паутинно – тонкий алмазный наст, чтобы буйно зеленеть в мае. И оно встанет.  Глава 19, стр 127.

  «Алешкино сердце». Бахчевник. Поспевали, пухли под солнцем желтые дыни и пятнистые полосатые арбузы.

Они Сражались за Родину.

«Дождь все усиливался. Косой, мелкий, спорый, он по летнему щедро поил землю. Ты на озимых был. Ничего перезимовали. Подсеять прийдется около 2 га.»

  1. Какие культуры высевали на Дону в последнюю очередь и почему?

  1. Почему просо и подсолнечник высевали позже других культур?

  1. Каково значение севооборота? Дайте пояснение словам: зябь, целинные земли?

  1. Перечислите и сравните виды культурных растений, которые выращивали на Дону с теми, что выращиват сейчас? Есть ли сходство?

3.

Лесопромышленный комплекс.

Тихий Дон. Книга 3.

Видишь, вот ворота покрыты тесовой крышей, как часовня. У нас таких нету. И вот богатый курень – завалинок тоже обметана тесом, чтоб дерево не гнило, так что ли?

1.Чтто такое тес? Где выгоднее заниматься получением теса?

2. Есть ли леса в вашей местности?

3. Какое они имеют значение?

4. Какие леса есть в нашей местности?

4.

Топливно – энергетический комплекс.

Над нею, над Москвой половодье электрических огней. Их трепетное голубое мерцание заревом беззвучного пожарища стоит над многоэтажными домами, затмевая ненужный свет полуночного месяца и звезд.

 Они сражались за Родину.

Вырастить такой хлебец – это тебе не угля наковырять. Хлеб он сам растет, а уголь добывать надо.

  1. Электрификация в начале 20 века.
  2. Дайте объяснение выражению «Вырастить такой хлебец – это тебе не угля наковырять»

5.

Машиностроение.

Наука ненависти.

До войны на завод поступали машины из Германии. При сборке, бывало, раз по пять ощупаю каждую деталь, осмотрю её со  всех сторон. Умные руки эти машины делали.

  1. Что вы можете рассказать о машиностроении на Дону в настоящее время?
  2. Почему машиностроение является отраслью специализациина Дону?
  3. Перечислите продукцию машиностроения на Дону?

6.

Транспорт.

Рассказ «Чужая кровь».

Скрепела арба, разнобоисто шагали быки, из под колес, шурша осыпался рыхлый мел. Дорога излучисто скользила вдоль Дона, возле часовенки заворачивала влево. От поворота ввидны церкви окружной станицы и зеленое затейливые круги садов.

  1. Какие виды транспорта описаны в рассказе «Чужая кровь»?
  2. Какие виды транспорта получили свое развитие в настоящее время?
  3. Значение транспорта?
  4. Какие популярные виды транспорта в вашей местности в настоящее время?
  5. Используется ли вид транспорта, описанные в рассказе «Чужая кровь» в настоящее время?

География Ростовской области.

7.

География Ростовской области.

История освоения и заселения территории Ростовской области. Тихий Дон. Том 1. В годы царствования Петра 1 шла однажды в Азов по Дону государева баржа с сухарями и огнестрельным зельем. Казаки воровского городка «Чигонаки», угнездившегося в верховьях Дона неподалеку от устья Хопра, ночью напали на эту баржу, стражу сонную перерезали, сухари и зелье разграбили, а баржу затопили.

  1. Что вам известно о хуторе Чигонаки?
  2. Существует ли он сейчас?  Где находтся Азов?
  3. Как Азов связан с именем Петра 1?

8.

Географическое положение ст. Вешенской.

На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых донских станиц, перенесенная с места разоренной при Петре 1 Чигонакской станицы, переименованная в Вешенскую. Вехой была когда – то по большому водному пути Воронеж – Азов.

  1. Расскажите что вам известно об истории возникновения вашего населенного пункта?

9.

Реки. Подземные воды.

Против станицы выгибается Дон, кабаржиной татарского сагайдака будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающие голубизной воды мимо меловых отрогов правобережных гор, мимо сплошных с правой стороны хуторров, мимо редких с левой стороны станиц до моря до синего Азовского.  Далее описание станицы Вешенской того времени.

Рассказ «Судьба человека».

Первая послевоенная весна была на верхнем Дону дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона. В степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездные.

1.Что такое половодье?

2.Когда наступает половодье на реке Дон?

3.Как называется территория, временно затапливаемая водой?

4.Выбери из текста термины, характеризующие реку Дон?

5.В какое время наступает половодье?

6.Как долго  продолжается половодье  на Дону?

7. Приведите примеры и описания половодь в вашем хуторе?

8. Чем опасно половодье для жителей, живущих на берегах рек?

9. Бывает ли половодье в вашем хуторе? Как часто они бывают?

10. Готовятся ли жители вашего населенного пункта к половодью?

Половодье на Дону. Том 2, глава 10. Роман «Тихий Дон».

В ночь под пасху небо затянуло черногрудыми тучами, накрапывал дождь. Отсыревшая темнота давила хутор. На Дону, уже в сумерках, с протяжным , перекатистым стоном хряснул лед, и первая с шорохом вылезла из воды, сжатая массивом поломанного льда , крыга. Лед разом взломало на протяжении четырех верст, до первого от хутора колена прошел стор. Под мерные удары церковного колокола…..

Вода у вас в колодце солоноватая. Роем окопы, пить страшно охота, а вода просто никуда не годная.

  1. Что такое подземные воды?
  2. Почему вода в колодцах бывает солоноватой на вкус?
  3. Приведите примеры использования колодезной воды в вашем хуторе.
  4. 13. Соответствуют ли описания вкуса воды в романе «Они сражались за Родину» с вкусом воды в вашем колодце?
  5. Чем вы можете обяснить такой вкус воды? Каковы причины?

10.

Климат нашей местности.

К полудню установилась небывалая для мая жара. Парило, словно перед дождем. Еще до зари с востока по правой стороне Дона.

Роман «Поднятая целина». Описание погоды в феврале. Февраль. Жмут, корежат землю холода. В белом морозном накале встает солнце. Там где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.

Роман «Тихий Дон». Глава 4. Туча, дыша холодком, шла вдоль  по Дону с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. В хуторе хлопали закрываемык ставни, от вечерни, крестясь спешили старухи.

Поднятая целина. Книга 2. Глава 4. В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие по – осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из – за дальних бугров, выползала пепельно – сизая туча. Она росла, ширилась, занимая полнеба, - зловеще белели её темные подкрылки, - а потом снидались так, что прозрачные,  как кисея, нижние хлопья её цеплялись за крышу, чтоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы. Где – то высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

Описание засухи в романеТихий Дон.

Над степью повисла сиреневая дымка. Земля пересыхала, приостановились в росте травы, по зяби пошли заструги…..

Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом наперекрест прилизанная ветрами белая голая равнина. Будто мертва степь Изредка пролетит в вышине ворон, древний как степь, как курган…..

Ветер суховей. Описание в рассказе М.А. Шолохова «Обида».

По степи, поминая низкорослый, нерадостный хлеб, плыл с востока горячий суховей. Небо мертвенно чернело, горели травы, по шляхам поземкой текла седая пыль, трескалась выжженная солнцем земляная кора, и трещины, обугленные и глубокие, как на губах умирающего от жажды человека, кровоточили глубинными солеными запахами земли

1.Описание времен года в произведениях М.А. Шолохова.

2.Почему снег потаял на южных склонах бугров?

3. Почему восточные ветры являются преобладающими на территории нашей местности?

4. Какие изменения в погоде приносят эти ветры в разные времена года? Приведите примеры.

5.В каком климатическом поясе находится Ростовская область и станица Вешенская?

6.Какие времена года ты знаешь?

7.Четко ли выражены времена года в нашей местности?

8.Что это за трава -  медвянка?

 9.Что такое зябь? О каких самородных камнях говорится в романе Тихий Дон?

10.Где используются плоды шиповника?

11.Что значит ласковая осень?  Дайте описание такого осеннего дня.

 

12.Что значит выражение «ветры слизали снег»?

13.Почему лопается земля зимой?

11.

Рельеф.

С курганов желтобурунное плоское Задонье изрезанное зелеными островками ендов, было видно на десятки верст. Книга 3. «Тихий Дон», глава LIIII.

Роман «Тихий Дон». Книга 4, глава 13.

В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой. Оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по- весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.

Тихий Дон. Книга 1. Глава 1. Мелиховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег; перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки. С юга меловая хребтина горы.

Книга 1. Глава 6. Возле лобастого, с желтой песчаной лысиной кургана остановились ночевать. С запада шла туча. С черного её крыла сочился дождь.  На кургане, торчавшем за прудом ядреной горошиной слепили новый шалаш. Рассказ «Пастух

1.Почему на территории Шолоховского района много меловых гор?

2.Как они образовались? В какое время?

3.Где используется население мел, который слагает меловые горы?

4.Какие виды растений растут на меловых горах?

5.Каковы особенности этих растений?

6.Как называлось древнее море, которое было на территоиии Шолоховского района? В вашей местности?

7. Является ли мел поезным ископаемым?

8.Полезные ископаемые. Мел. К какому виду относится полезные ископаемые мел и песок?

12.

Растительный и животный мир Ростовской области.

Из глубоких затишных омутов сваливается Дон на россыпь. Кучеряво вьется там течение. Дон идет в развалку, мерным тихим разливом. Над песчаным твердым дном стаями пасутся чернопузы, ночью на россыпь выходит жировать стерлядь, ворочается в зеленых прибрежных теремах тины сазан, белись и сула гоняют за белой рыбой, сом роется в ракушках.

Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. Пахло тиной и речной сыростью.

Они сражались за Родину.

1.Перечислите виды рыб, которые можно поймать в реке Дон?

2. Что такое ендовы? Где в нашей местности можно встретить ендовы?

3.Как они образовались и что означает это слово?

13.

Население.

Жизнь и быт казаков.

Ночевали в Чукарином. В ветхой хате, построенной связью было после морозного ветра по – домашнему уютно и тепло. От земляного пола попахивало сыростью…

 

  1. Дайте описание жилых помещений на Дону? Из какого строительного материала они строились?

 География материков и океанов. 7 класс.

1.

Климат Земли.

Рассказ «Они сражались за Родину».

Перед рассветом по широкому суходолу хлынул с юга густой и теплый весенний ветер.  На дорогах отпотели скованные ночным заморозком лужи талой воды. С хрустом стал оседать в оврагах подмерзший за ночь последний, ноздреватый снег. Крепясь под ветром и низко пластаясь над Землей, поплыли в черном небе гонимые на север черные паруса туч.

Рассказ «Смертный враг».

Оранжевое негреющее солнце еще не скрылось за резко очерченой линией горизонта, а месяц, отливающий золотом в густой синиве закатного неба, уже уверенно полз с восхода и красил свежий снег сумеречной голубизной. Из труб дым поднимался кудреватыми тающими облаками.

1.В каком климатическом поясе находится Ростовская область и станица Вешенская?

2.Какие времена года ты знаешь?

3.Четко ли выражены времена года в вашей местности?

  1. Какому климатическому поясу соответствуют особенности климата Ростовской области?

2.

Рельеф Земли. Полезные скопаемые.

Рассказ «Коловерть».

За буераком за верхушками молодых дубков курган могильный над Гетманским шляхом раскорячился. На кургане обглоданная столетиями ноздреватая каменная баба, а через голову её, прозеленью обросшую, солнце по утрам переваливает, вверх карабкается и сквозь мглистое покрывало пыли заботливо лижет степь, сады, черепичные крыши домов липкими горячими лучами.

Рассказ «Жеребенок».

На повороте вода кучерявится завитушками и зеленые гривастые волны с наскока поталкивают меловые глыбы, рассыпанные у воды.

  1. Что такое полезные ископаемые?

2.Почему на территории Шолоховского района много меловых гор?

2.Как они образовались? В какое время?

3.Где используется население мел, который слагает меловые горы?

4.Какие виды растений растут на меловых горах?

5.Каковы особенности этих растений?

6.Как называлось древнее море, которое было на территоиии Шолоховского района? В вашей местности?

7. Является ли мел поезным ископаемым?

8.Полезные ископаемые. Мел. К какому виду относится полезные ископаемые мел и песок?

3.

Гидросфера.

Рассказ «Жеребенок».

Против старого монастыря Дон, притиснутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью. На повороте вода кучерявится завитушками и зеленые гривастые волны с наскока поталкивают меловые глыбы, рассыпанные у воды.

Тихий Дон. Книга 3. Глава 22.  Режим рек, описан в романе. Половодье на Дону. Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплыв, оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья. Прибитый волною дряги. Вербы затопленного обдонского леса чуть приметно зеленели, с ветвей кисточками свисали сережки. Половодье на Дону. Роман «Тихий Дон», книга 4, глава 14.

Весною, когда разливается Дон и полая вода покрывает всю луговую пойму, против хутора Рубеженский остается незатопленным небольшой участок выокого левобережья. С Обддонской горы весною далеко виден на разливе остров, густо поросший молодыми вербами, дубняком  и сизыми раскидистыми кустами чернотала.

  1. К бассейну какого океана относится река Дон?
  2. В какой части Евразии протекает эта река?
  3. Что вы можете сказать об особенностях пистания и режима реки Дон?

4.

Евразия.

Был в странах  Европы :Италия, Франция, Англия, Швеция, Финляндия, Португалии, Испании и других странах.

  1. Перечислите и покажите на карте страны материка Евразия,  в которых побывал М.А. Шолохов?
  2. Перечислите страны Европы в которых приходилось бывать М.А. Шолохову?
  3. Какие из перечисленных стран относятся к странам развитым и входят в большую семерку?
  4. Перечислите страны, которые раньше входили в состав СССР ?

Зарубежная география. 10 класс.

1.

Политическая карта мира.

Италия, Франция, Англия, Швеция, Финляндия, Испания, Казахстан и другие.

  1. Перечислите и покажите на карте страны,  в которых побывал М.А. Шолохов?
  2. Перечислите страны Европы?
  3. Какие из перечисленных стран относятся к странам развитым и входят в большую семерку?
  4. Перечислите страны, которые раньше принадлежали Советскому Союзу?

2.

Население мира.

  1. Что вы можете сказать о воспроизводстве населения в странах, которые посетил М.А. Шолохов в1959 году.

3.

Зарубежная Европа.

  1. В каких странах Западной Европы побывал М.А. Шолохов?
  2. В каких странах Восточной Европы был Шолохов?
  3. Перечислите скндинавские страны в которых был Шолохов?
  4. В каком городе и стране вручали Нобелевскую премию М.А. Шолохову?

4.

Зарубежная Азия.

  1.  В каких Азиатских странах приходилось бывать М.А. Шолохову?

5.

Америка.

  1. Приходилось ли М.А. Шолохову быть в Америке?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники природы Шолоховского района

Учебная презентация по географии Шолоховского района. Включены материалы о памятниках природы зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника М.А.Шолохова....

Электронный учебник "География Кувандыкского района"

Здесь представлены только фрагменты презентации "География Кувандыкского района"....

Использование электронного учебника на уроке географии в 10 классе при изучении темы "Размещение населения и миграции"

Урок построен с использованием электронного учебника серии «Образовательная коллекция». Диск допущен Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Мультимедиа-курс р...

Электронные учебники - анализ внедрения электронных учебников в зарубежных странах (на примере США и Южной Кореи).

День, когда ученики смогут выбирать носить ли им много килограммовые портфели или легкие сумки в школу на учебу уже не за горами. С 1 сентября 2015 года учебники, входящие в федеральный перечень, в об...

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ. История Кайбицкого района. Электронный учебник

Программа «История Кайбицкого района» предназначена учащимся 7 класса общеобразовательных школ Кайбицкого муниципального района. Предполагает внедрение и осуществление родиноведческого при...

Электронный учебник "Население и хозяйство Шолоховского района" 7-9 класс

Материал в пособии выстроен так, что позволяет выполнять образовательные, методические, воспитательные задачи. Вопросы перед параграфом направлены на репродукцию не только имеющихся знаний, но и опред...