Мастер - класс по географии на тему "Ориентирование"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на урок географии
Ориентирование на местности
Автор: Органова О.И.
Девочка блуждает по лесу. Она заблудилась. Ей страшно. У нее начинается паника.
Слайд 1 – лес
Девочка: «ой, что же мне теперь делать… как же быть, я же одна в лесу попадуу… хорошо, Прежде всего, необходимо успокоиться и не паниковать. Из любой ситуации всегда можно найти выход.
В нашем туристическом кружке нам рассказывали, что если человек заблудился ему необходимо подать сигнал о своем месте расположения, и тогда его быстро найдут. Надо придумать как я смогу всем показать где я нахожусь и что мне нужна помощь! Нужно крикнуть «Ау!» как можно громче или разложить на поляне крест-накрест большие ветки или палки. Или разжечь костер. Мы как раз недавно проходили правила разведения костра.
- Расчистить место для костра
- Разводить костер только на открытом пространстве.
- Нельзя оставлять костер на ночь
- Перед уходом необходимо затушить костер водой или засыпать песком и убедиться что он полностью потух.
Одним словом, надо установить такие знаки, каких в обычной природе не существует, и, которые могут быть видны.»
( из леса выходит фея)
Девочка: Здравствуйте, а вы кто? Вы поможете мне выбраться из леса?»
Фея: «Здравствуй , я – Лесная фея. Ты заблудилась? А хочешь, я преподам тебе урок по ориентированию и быстро найдешь дорогу домой? Для того, чтобы вам найти выход из леса нужно применить разные способы по. В этом нам может помочь компаc, а еще лучше план местности, с ними легко ориентироваться в лесу.»
Девочка: «А если их нет?»
Фея: «Внимательно наблюдая окружающую обстановку в лесу, можно обойтись и без них, определить по приметам, где север или юг и найти правильную дорогу. И не забывай, углубляясь в лес, чаще оглядываться назад и запоминать приметное: речку, ручей, сломанные деревья, камни, кострище, штабеля брёвен. По этим приметам не трудно отыскать обратный путь.»
Девочка : Но я не знаю где находится мой дом. Знаю только, что ее дом находится на юге. Но я уверена, что с вами, прекрасная фея, и хорошими помощниками у меня все получиться и я обязательно найду верный путь!»
(Наши герои отправляются в путь. По дорожкам разложены ориентиры.
Первый ориентир муравейник.)
Слайд 2 - муравейник
Девочка: « Муравейник…, и как я по нему пойму где север, а где юг? Куда мне идти дальше?»
Фея: « Друзья, может быть вы поможете нашей героине? Как с по муравейнику можно определить где север, а где юг?»
(Далее следует помощь из зала. Если зал молчит, помогает Фея)
Слайд 3 - объяснение
Фея: «Муравейники всегда расположены с южной стороны. Северная сторона муравейника крутая, а южная пологая.»
Определившись где юг, ребята продолжают свое движение.
Слайд 4 – дерево с лишайником
Девочка: « Ну все, теперь я точно заблудилась! Как я с помощью этого дерева пойму где юг? Все, теперь я ни когда не выйду из леса!»
Фея: « Друзья, нам снова нужна ваша помощь! Как же нам определить где север, а где юг?»
(Далее следует помощь из зала)
Слайд 5 - объяснение
Фея: «Лишайник всегда растёт с северной стороны. Значит противоположная сторона, это и есть юг, и в ту сторону нам и следует двигаться дальше.»
(Определившись где юг, ребята продолжают свое движение.)
Девочка: « что-то я проголодалась, надо подкрепится. Ой, а что это за предмет такой? Стрелочка какая то, и она все время крутиться! Ой, у меня голова закружилась!»
Слайд 6 - компас
(Начинает крутиться на месте. Девочка пытается ее остановить, и тем самым теряет верное направление. )
Фея: Это компас!
Девочка: Компас? А я совсем не умею с ним работать…Ну все, теперь я точно заблудились, шла правильно, на север, теперь где север, где восток опять не понятно. Ни муравейников, ни деревьев, как же я теперь выберусь из леса?»
Фея: «Друзья, помогите нашим девочке. Кот из вас знаете правила работы с компасом?»
(Подсказка из зала)
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Наступил вечер, стало темно. На небе виднеются звезды.
Слайд 7 – звездное небо, полярная звезда
Девочка: « Все, теперь я точно заблудились, ночь, куда идти не понятно, компас не видно, муравейников тоже, а деревьев тут нет. Куда мне дальше идти?»
Фея: но ведь ночью тоже можно ориентироваться, например по звездам.
Девочка: « По звездам? Как звезды смогут мне помочь? Они что мне промигают куда идти? Они на одном месте и им совсем не до меня!»
(Подсказка из зала)
Слайд 8 - объяснение
Фея: Полярную звезду, всегда указывающую на север, легко отыскать благодаря близкому соседству созвездия Большой Медведицы. Полярная звезда входит в состав созвездия Малой Медведицы.
Девочка: Ура! А вот и мой дом, спасибо тебе милая фея за такой познавательный урок, и вам, друзья, спасибо за вашу помощь!
Только вот в походе я так и не побывала…
Слайд 9 – домик
Фея: Ну как же! Ты сегодня была в самом настоящем походе! Только без костра и палаток! Ты сумели по ориентирам добраться до своего дома! Ты молодец! А что является самым одним из главных атрибутов в походе, кроме палатки и компаса? Правильно – гитара. А скажите мне, какая песня самая главная в каждом походе? Ну, конечно, « Изгиб гитары желтой». Давайте исполним ее все вместе.
Слайд 10 – текст песни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Гимн географии"
Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...
Мастер-класс "Гимн географии"
Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...
Мастер класс по географии
Мастер класс по географии расчитан для 8 классов приизучении АПК ....
Мастер класс по географии
Мастер класс по географии расчитан для 8 классов приизучении АПК ....
Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...
Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"
Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....
Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...