Разработка урока по Географии Иркутской области (на конкурс)
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Калмыкова Евгения Михайловна

Данный урок проводился в 8 классе. Представляет практическую значимость для жителей Киренского района (Иркутская область)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gio_8_kl.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Информационная карта для предоставления конкурсных материалов

Калмыкова Евгения Михайловна, учитель географии,

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска» Иркутской области

Наименование разработки

Методическая разработка урока

Номинация

Сохраним природное наследие

Класс/ курс/ возраст

8 класс, 14-15 лет

Предметная область

География родного края

 (География Иркутской области)

Урок/ внеурочная деятельность/проект/ серия занятий

урок

Тема урока

Животный мир как компонент природы

Используемая методика

Изучение карт атласа, работа с информационными источниками,

Частично-поисковый метод

Исследовательский метод

Виды деятельности обучающихся

Логико-структурный анализ карт

Поиск объяснения карт и иллюстраций,

Моделирование текста на контурную карту,

Подготовка аргументов, сравнение результатов деятельности с собственным опытом.

Планируемые результаты

Опираясь на знания истории родного края, на значимость природного наследия Киренского района и Иркутской области в целом, показать значимость сохранения биоразнообразия природы.

Результаты апробации

Результатом работы стало накопление знаний обучающихся о природе родного края.

Умение ориентироваться при встречи с диким животным. Прогнозирование последствий неправильного поведения человека при данной встречи поведения человека

Тема урока: Животный мир как компонент природы

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Расширить представление обучающихся значимости животного мира как компонента природы, через формирования представления о взаимодействие человека и природы и влияние антропогенного фактора.

УУД:

Личностные результаты: оценивать ситуации из жизни, собственную деятельность. Соотносить  поступки и поведение с нормами общества.

Познавательные: выявление особенностей животного мира области и  район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций. Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации.

Регулятивные: определить цель деятельности, выстраивать цепочки необходимых действий, основываясь на собственные и полученные знания; корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок.

Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельнось учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Этап. 1 Организационный момент

(Создает эмоциональный настрой)

Здравствуйте ребята,

Сегодня мы погрузимся в мир природы нашего района.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют принадлежности к уроку

Личностные.

Мотивация к обучению и познавательной деятельности.

Регулятивные: корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок.

Коммуникативные: уметь слушать выступающего

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. 

Е.А. Евтушенко

Так говорил о взаимодействии природы и человека один из советских поэтов.

 Можете ли вы привести примеры взаимодействия природы и человека на личном опыте. (из СМИ)

Приводят примеры из личной жизни, о взаимодействии человека с природой

Личностные результаты: оценивать ситуации из жизни.

Познавательные: Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации.

Регулятивные: выстраивать цепочки необходимых действий

Коммуникативные: сформулировать собственные суждения.

Этап 3 . Создание проблемной ситуации

Работа в парах: Вашему вниманию предлагается герб Киренского района, с описанием  и обоснованием (Приложение1)

Ваша задача: определить, какими аспектами руководствовались авторы герба, один из нах Александр Кузаков, основатель школы искусств киренского района.

Согласны ли вы с авторами герба?

Рассматривают герб Киренского района, его описанием. Знакомятся обоснованием символики герба 

Авторы выделяют на гербе: слияние р.Лены и р.Киренги, зеленым цветом показывают значимость тайги для района, а соболь на гербе символизирует природное богатство и разнообразие.

Личностные результаты: анализируют информацию

Регулятивные: определять необходимый вид деятельности

Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека.

Этап 4. Целеполагание

Тема урока: Животный мир как компонент природы.

Зная тему урока и значимость природы для Киренского района, предлагаю определить проблему темы урока, цель, и задачи.

Постановка проблемы

Определение  цели:

Определить значимость животного мира природы для Киренского района и Иркутской области, в целом

Личностные результаты: определяют свою позицию

Регулятивные: определить цель деятельности, выстраивать цепочки необходимых действий.

Коммуникативные: сформулировать собственные суждени.

Этап 5. Первичное овладение знаниями

Богат и разнообразен дикий животный мир нашей области. Он тесно связан с не менее разнообразной окружающей средой, которая является местом его обитания, определяет видовой состав животных, их численность, распространение, образ жизни, окраску.

О богатстве Сибирской тайги можно говорить бесконечно.

Самостоятельная работа.

А конкретнее вы познакомитесь с животным миром Киренского района, изучив карту атласа на стр.28 «Зоогеография».

Задание: Определить природные комплексы Иркутской области. Обозначить к какому из пяти природных комплексов относится тайга Киренского района. Выделить животных леса распространенных в нашем районе.

Приготовить дополнительный материал об одном их животных района (работа с учебником, стр.84-92, с дополнительными источниками информации в).

Работают с картой атласа.

(определяют природные клмплексы Иркутской области, Выделяют южнотаёжный природный комплекс, на котором расположена территория Киренского района)

Зачитывают информацию выбранную из учебника

Личностные результаты: оценивать ситуации из жизни, собственную деятельность. Соотносить  поступки и поведение с нормами общества.

Познавательные: выявление особенностей животного мира области и  район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций. Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации.

Регулятивные: корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок.

Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека.

Этап 6. Первичное закрепление

Проверка самостоятельной работы:

Вызывает обучающихся к доске, для демонстрации полученного опыта

Обучающиеся выходят к физической карте «Иркутская область», показывают расположение Киренского района, дают информационную справку об одном из животных района.

Личностные результаты: 

Познавательные: выявление особенностей животного мира области и  район; Выделять демонстрируют умение работать у карты

Этап 7. Закрепление

Всем известно, что из-за антропогенного воздействия, стихийных бедствий,  численность биологического разнообразия может сокращаться. Для сохранения природы создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Официально на территории Иркутской области существуют Байкало-Ленский заповедник, Витимский заповедник, Прибайкальский национальный парк. Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Площадь особо охраняемых территорий области - 2340,6 тыс. га, что составляет 3,1% от площади области

Практическая работа в контурных картах: на стр.6

Задание: Отметить границы ООПТ (карты атласа Иркутской области ). Подписать из названия. Показать на карте.

Беседа:

Достаточно ли человеку для сохранения биоразнообразия  контролировать ООПТ?

Выполнения закона об ООПТ контролируется федеральными органами.  Контролируется ли охрана тайги, как природного наследия, в целом? Конечно, да. Деятельность на территории лесов России контролируется Лесным кодексом РФ.

 

Решение ситуаций из жизни:

Попробуем решить конкретные ситуации, возникающие на территорий не только нашего района, но и области:

Медведи выходят в населенные пункты, на федеральные трассы. Это представляет опасность как для человека, так и для животного. Что делать? Кто виноват?

Лось вышел на дорогу. Что делать?

На даче появились белки и бурундуки из леса. Можно ли их подкармливать и гладить?

Приходились ли вам встречи с дикими животными? Какие действия вы предпринимали?

Записывают ООПТ Иркутской области в тетрадь.

Записывают нормативные документы, регламентирующие деятельность на ООПТ

Выполняют практическую работу в контурных картах.

Выполняют показ ООПТ на карте

Высказывают мнения (доводы) по поставленному вопросу

Записывают в тетрадь следующий закон :  Лесной кодекс РФ

Решают проблемную ситуацию:

(если животное вышло в населенный пункт, необходимо позвонить в службу 112, но не в коем случае не пытаться найти контакт с животным. На дорогах запрещается кормить животных, в том числе устраивать свалки, так как животные специально выходят покормиться,)

Решают проблемную ситуацию:

Лось- очень осторожное животное, просто так на дорогу не выйдет. Места его перехода обозначаются автомобильными знаками, указывающими на опасность. Необходимо приостановиться, не пугая животного и дать ему пройти.

Решают проблемную ситуацию:

Животные могут переносить различные инфекции, поэтому контакт с ними запрещен. Кормить обычной едой их не следует, т.к. они могут погибнуть из-за непривычной им пищи

Приводят примеры из жизни. И возможные варианты решения проблемы.

Личностные результаты: оценивать ситуации из жизни, собственную деятельность. Соотносить  поступки и поведение с нормами общества.

Познавательные: выявление особенностей животного мира области и  район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций. Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации.

Регулятивные: корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок.

Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека.

Этап 8. Рефлексия

Предлагаю вспомнить тему, цель и задачи урока.

Оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

 Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Хотелось бы закончить урок словами  Бернгарда Гржимек.

Дикие животные – это бесценное богатство и украшение нашей планеты

Всего доброго.

Формулируют свой конечный результат работы.

Личностные: самооценка результатов деятельности

Познавательные: выявление особенностей животного мира области и  район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций.

Регулятивные: определить достигнута ли цель деятельности, выстраивать цепочки необходимых действий

Коммуникативные: сформулировать собственные суждения. формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека.

Домашнее задание

Приготовить сообщение о действиях человека, при встрече с диким животным в лесу (на даче)

Подведение итогов урока:

Дайте оценку животного мира  юнотаёжного природного комплекса, в котором находится территория Киренского района. Охарактеризует разнообразие животного мира района и области, его значимость для жителей района  области.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: оценивать поставленную задачу

Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека.


 Приложение 1.

ГЕРБ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"КИРЕНСКИЙ РАЙОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

герб Киренского района

Описание герба.

«В зеленом поле поверх серебряного опрокинутого вилообразного креста - золотой судовой штурвал, обремененный лазоревой звездой о четырех больших и четырех малых лучах и сопровождаемый во главе обернувшимся черным соболем».

Герб Киренского района, в соответствии с Законом Иркутской области от 16.07.1997г. № 30-оз "О гербе и флаге Иркутской области" может воспроизводиться в двух равнозначных версиях:

- без вольной части;

- с вольной частью - четырехугольником, примыкающим к верхнему правому1 краю щита с воспроизведёнными в нем фигурами Иркутской области.

Герб Киренского района может воспроизводиться без короны и со статусной территориальной короной. Версия герба со статусной территориальной короной применяется после принятия Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации соответствующего порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.

Обоснование символики герба Киренского района.

История Киренского района и его центра города Киренска неразрывно связана с освоением Сибири и Дальнего Востока. Через эти земли проходили на восток и север такие знаменитые первопроходцы и исследователи Сибири и Севера как Ерофей Хабаров, Иван Черский, Владимир Обручев и многие другие. Все это на гербе района символически отражено звездой "Розой ветров". Символика этой звезды многозначна:

- символ открытия новых земель, романтики путешествий;

- символ надежды, устремленности в будущее;

- символ настойчивости в достижении цели.

Эта символика усиливается еще одним элементом герба - штурвалом, символом дальних дорог, символом мужества, упорства, отваги.

Зеленое поле щита символизирует многочисленные леса, раскинувшиеся на территории района и обеспечивающие работой многих жителей таежного края. Черный соболь символизирует не только богатую фауну тайги. Как писал дореволюционный исследователь Сибири и Дальнего Востока Н.Г. Матюнин "Соболь в истории покорения Сибири должен занять первое место...Как в Америке золото, так здесь соболь порождает ужасающие страсти и тянет казачьи отряды все дальше и дальше вглубь страны". С момента покорения Сибири первыми русскими землепроходцами соболь отождествлялся не только с данью, которую платили местные народы, но и с самой Сибирью, с её природными богатствами, охотой на пушного зверя, непроходимой тайгой.

Серебряный вилообразный крест символически отражает:

-впадение реки Киренга в Лену, на пересечении которых и расположен центр Киренского района;

-транспортные магистрали, проходящие по территории района: водные, автомобильные и воздушные;

-лесные просеки, пересекающие зеленые массивы сибирской тайги.

Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.

Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.

Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.

Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.

Авторская группа:

идея герба: Александр Кузаков (Киренский район); Константин Моченов (Химки);художник и компьютерная графика: Галина Русанова (Москва);

обоснование символики: Вячеслав Мишин (Химки).

Утвержден решением Киренской районной Думы

от 25.07.2007 № 43/4

Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 3707

1- Расположение фигур "в правой части, на правом крае" - геральдический термин, то есть слева от зрителя, и, наоборот, "в левой части, на левом крае " - это справа от зрителя

Информационный источник:  Союз геральдистов. России. Киренский район

Список информационных источников

1. География Иркутской области: Учебное пособие/Н.А. Ипполитова, С.Н. Коваленко, Г.Ф. Орёл и др. – Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочаловы СО РАН, 2013.- 233 с.

2. География Иркутской области: Учебное пособие для средней школы/ В.М Бояркин, И.В. Бояркин – Иркутск: ИД «Сарма», 2013. – 256с.

3. Географический атлас «Иркутск и Иркутская область»: учебно-справочное картографическое пособие – Иркутск: ФГПУ «ВостСиб АГП», 2015. – 48с.

4. Союз геральдистов России. [электронный ресурс]: Герб Киренского района. Режим доступа: URL: http://www.heraldik.ru/gerbs/kirenskiyregion.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу География Иркутской области" Население Иркутской области". 9 класс

В школьную прогамму входит учебный курс  родного края "География Иркутской области"...

Материал к уроку географии Иркутской области "Природные условия Нижнеудинского района"

    Граница  Нижнеудинского района на юге с республикой Тывой проходит по хребтам Восточного Саяна, на юго-западе район граничит с Красноярским краем, на западе – с Тайшетским, н...

Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме " Климат Иркутской области"

Презентация даёт возможность повторить материал по теме "Климат России", изучить и закрепить новый материал, используя самостоятельную работу, тестовые задания. Активно работают учащиеся с учебником, ...

Тест по географии Иркутской области "Рельеф и геологическое строение Иркутской области"

Тест по географии Иркутской области по теме "Рельеф и геологическое строение Иркутской области". Данный тест можно провести после изучения соответствующей темы в 8 классе, составлен по учебнику Геогра...

Презентация по географии Иркутской области по теме "Население Иркутской области"

Урок овладения новыми знаниями. Презентация содержит некоторую информацию по показателям населения Иркутской области, но большая часть слайдов - это задания для самостоятельного выполнения учащимися с...

конспект урока по географии Иркутской области "Города Иркутской области"

Урок проводится в 9 классе. Используется технология проектного  обучения....

Проверочная работа по географии Иркутской области, раздел "Население области" 9 класс

Данная проверочная работа проверяет знания учащихся курса «Население» по географии Иркутской области и показывает результат освоения навыка работы...