Экологическое воспитание школьников
статья по географии на тему
тезисы содержат собщения автора актуальных проблем экологии в контексте современного развития педагогики и методики школьного географического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание школьников
В последнее время школы и дошкольные учреждения усилили внимание по вопросам экологического образования и воспитания учеников. В этом направлении совершенствование обучающих программ по географии позволило расширить знания и практические навыки по данной проблеме [1].
Экологический кризис, который возник на рубеже нового тысячелетия, достиг обще планетарного масштаба и создает реальную угрозу для человечества, и не может не заставить задуматься каждого человека, для которого дороги не только собственная жизнь, но и судьба его детей и внуков.
Преодоление кризиса, прежде всего, это проблема переосмысления мировоззрения. На смену «экономическому» человеку должен прийти человек «экологический».
Экологическое образование и воспитание на уроках географии должно занимать не меньший объем, чем изучение размещения полезных ископаемых или ведущих отраслей промышленности. На каждом уроке, в каждом курсе школьной географии, учитель может развивать у ребят необходимые экологические знания и умения. Для этого учитель использует различные формы и методы организации воспитательного процесса такие, как организация экскурсий, подготовка докладов и рефератов, проведения экологических вечеров и олимпиад и т.д. [2]
В формировании экологического образования и воспитания перед учителем географии стоят следующие задачи:
- показать многоаспектность и сложность в природе взаимосвязей, ее целостность на примере разных природных систем (материк, природная зона, природный комплекс, географическая оболочка);
- познакомить с хозяйственной деятельностью человека на планете, подвести учеников к понятию того, что хозяйственная деятельность человека, в современных условиях, становится фактором развития природной среды;
- показать роль природы в жизнедеятельности человека;
- помочь ученикам понять угрозу снижения природных богатств в результате хищнического их использования;
- раскрыть зависимость характера отношения к природе от социально – экономических условий.
Раскрытие целостности природы, показ многоаспектности и сложности, имеющихся в ней связях формируют одну из основных целей географического образования, так как это относится к фундаментальным положениям географической науки. Понятие природного географического комплекса лежит в основе современной географии, а важное свойство природного комплекса – это его целостность. Этому свойству природы уделяется в последнее время много внимания, что объясняется необходимостью охраны природной среды, прогнозированием последствий влияния человеческой деятельности на природу, выходя из всестороннего учета природных взаимосвязей и закономерностей. Поэтому знания о целостности природы, ее взаимосвязях, являются не только важным географическим знанием, а и занимают главное место в системе экологического образования и воспитания [3].
Конечной целью экологического воспитания является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, и даже не научное развитие учащихся, а формирование экологического сознания и гражданской позиции личности.
Задача общеобразовательных школ – сформировать экологическое мировоззрение (сознание) учащихся, а через них – экологическую культуру нации. [4]
Для экологического образования характерно его комплексность. Сознательное овладение экологическим содержанием невозможно без опоры на предметные знания по химии, биологии, физике, математике.
Литература:
- Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек.- М., 1980.- 200 с.
- Родова Л.А. Работа школьников по охране природы, ее образовательное и воспитательное значение. – Алма – Ата, 1976.
- Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. – М.: Знание,1980.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1985. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
Экологическое воспитание школьников
Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...
Экологическое воспитание школьников на уроках технологии
Экологически чистые продукты играют важную роль в рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Экологическое воспитание школьников
В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...
Экологическое воспитание школьников
Представлена программа экологического воспитания школьников...
Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.
История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...