Рабочая программа "Историко-культурные ценности Алзамая"
календарно-тематическое планирование по географии (10, 11 класс) по теме

Искрастинская Галина Петровна

Программа изучения историко-культурных ценностей города Алзамая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikts15.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа учебного   краеведческого курса

 «Историко-культурное наследие  Алзамая»

(9- 11  класс, срок реализации программы – 1 год)

Пояснительная записка

Статус программы

Рабочая программа краеведческого курса «Историко-культурное наследие Алзамая» составлена автором  на основе программы «Родное Подмосковье» Л.Ф. Греханкиной, кандидата педагогических наук, доцента, зав. кафедрой естественно – экологического образования ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области. Утверждена Управлением образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»на основе экспертизы кафедры географии естественно-географического факультетаИркутского Государственного пединститута в 2008 году.

Место предмета в базисном учебном плане

Курс рассчитан на общеобразовательные учреждения. Концепция: сохранение  историко-культурного наследия  территории города Алзамая, входящего в состав Нижнеудинского района Иркутской области, являющейся частью нашей страны.

Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской  области отводит 36 часов федерального  компонента  для  изучения учебного краеведческого курса «Историко-культурное наследие Алзамая»  из расчета 1 час в неделю в 11  классах.Рабочая  программа рассчитана на 35  учебных часов.

Общая характеристика учебного предмета

Краеведческое образование может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Изучение истории, географии и культуры на основе своего краеведческого материала  ближе и понятнее школьникам. Любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине. Изучение историко -культурного наследия обеспечивает связьнастоящего с прошлым и будущим на своей территории и формирует духовно-нравственные качества подрастающего поколения. Особенностью содержания курса является связь научного, ценностного и деятельностного компонентов. Небольшой сибирский город Алзамай не обладает объектами всемирного наследия, поэтому  изучаются  объекты, имеющие ценность  для тех, кто в Алзамае  родился и вырос. Вкурсе реализуется идея личностно-ориентированного обучения: «человек —  историческое  и культурное наследие».

Учебный предмет включает четыре раздела:  «Введение», «Визитная карточка Алзамая», «Население как создатели и хранители историко – культурных ценностей. Алзамая», «Здания и сооружения как объекты историко-культурного наследия города», «Повторение».

Цели:

- формирование знаний о наследии  родного края, развитие гражданственности и патриотизма;

-воспитание активной творческой личности, способной использовать краеведческий материал в обучении, собирать и пропагандировать его;

-создание объективной основы патриотизма и любви к родному городу и еголюдям;

- осознание  собственного вклада  в   многообразие жизни и развитиеисториии культуры Алзамая.
Задачи:
- углубление знаний учащихся об историческом и  культурном наследии родного края;
-ознакомление с методами организации исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного, исторического  и культурного наследия  своей территории;
-обогащение эмоционально-ценностной сферы учащихся при непосредственном взаимодействии с объектами природного, исторического и культурного наследия;
-формирование нравственного отношения к наследию  родного края;
-включение учащихся в  практическую деятельность по изучению, восстановлению, пропаганде и охране объектов исторического  и культурного наследия  родного города;

-создание условий для творческой самореализации и саморазвития старшеклассников;

-развитие умения применять на практике полученные знания об окружающей действительности.

-укрепление любви к родному краю, воспитание гражданственности и патриотизма;

-привитие интереса к социально – экономической  и культурной жизни города, района;

-накопление и  обработка краеведческого материала.

Тематическое планирование

№п/п

Раздел (тема)

Количество часов

Введение

3

Визитная карточка Алзамая.

6

Население как создатели и хранители историко – культурного  наследияАлзамая.

16

Здания и сооружения как объекты историко-культурного наследия города  

10

Повторение.

1

Итого

36

Основное содержание (36 часов)

Введение (3 часа)

 Что такое природное и историко-культурное наследие. Природное и историко- культурное наследие России, объекты  наследия России общемирового значения.

Способы изучения и сохранения историко – культурного наследия. Причастность каждого человека к проблемам сохранения природного и историко - культурного наследия. Объекты историко-культурного наследия  Алзамая. Муниципальное учреждение культуры «Библиотечно –информационный центр» - как центр сбора, обработки, хранения и пропаганды  краеведческих и историко - культурных ценностей  города Алзамая.

Визитная карточка Алзамая (6 часов).

Географическое положение Алзамая. Площадь, протяжённость границ. Изображение территории района и Алзамая на картах, рисунках, схемах. Микрорайоны Алзамая. Направление и положение улиц. Статистические сведения об Алзамае.

Флаг и герб Сибири, Нижнеудинска, Тайшета и Алзамая. История создания герба Алзамая. История освоения и заселения района. Образование  Тайшетского и Нижнеудинского острога. Основание постоянного русского населения в 17-18 в. Создание Кандального тракта и «ямов, ям» (станций для смены лошадей и отдыха людей).Устав о ссыльных. Влияние переселения на социально-экономическое развитие.

Основание Алзамая. Село Старый Алзамай (1750 г.).  Иннокентьевская церковь.

Станция Алзамай. Первые жители Алзамая. Первые улицы. Церковь во имя  Николая Чудотворца. Посёлок Алзамай.  Алзамайский район (с 7.02.1945 по 1959г.).

Город  Алзамай. Общая экономико-географическая характеристика. Экономическое, культурное, историческое значение Алзамая.

Практические  работы.

Определение по картам географического положения, административное деление района и своего населённого пункта.

Составление визитной карточки Алзамая.

Работа с исторической,  краеведческой литературой и другими источниками информации. Экскурсия в краеведческий  музей. Анализ краеведческой литературы.

Экономико-географическая  характеристика Алзамая.

Население как создатели и хранители историко-культурного наследия Алзамая  (16 часов)

Формирование и численность населения. Национальный состав, воспроизводство, естественный прирост, структура, населения. Трудовые ресурсы Алзамая и занятость населения.  Демографические перспективы

Алзамайцы в  Гражданскую войну. Партизанское движение в Алзамае.

Экскурсия по местам партизанского движения. Могила партизан.

Советский период. Спецпереселенцы.

Жертвы политических репрессий, проживающие в Алзамае. Изучение  сборника очерков о репрессированных алзамайцах «Страницы нашей памяти» (Издание МУК Библиотечно-информационный центр Алзамая, 2007)

Алзамайцы-участники Великой Отечественной войны. История создания памятника участникам ВОВ на городской площади. Экскурсия к памятнику.

Герой Советского Союза - Виктор Васильевич Черняев. Имя Черняева в названиях улицы, школы. История создания памятника В.В. Черняеву на территории МОУ СОШ №3.

Воспоминания алзамайских  участников Парада Победы Ф. С. Ахметова  и Н.Ф. Бранкова. Фильм-интервью с участниками ВОВ.

Воспоминания узницы концлагерей, отправленной в Германию в годы Великой Отечественной войны,  Абрамовой (Митягиной) Антонины Алексеевны  «Война прошла по мне вдвойне»

Участники  современных войн и событий в «горячих точках» страны.

Люди нашего города. Изучение материалов, собранных  МУК «Библиотечно-информационный центр Алзамая» «Кто есть кто в Алзамае». Экскурсия.

Творчество поэта Николая Вяткина, исполнительницы народных песен Елены Вяткиной.

Творчество  художника, путешественника Леонида  Владимировича Федоренко. Встреча с художником в его мастерской.

Народные промыслы. Изготовление бочек, лоханей, шаек  - А.Р. Беспалов, Н. И. Лобанов. Плетение корзин – Виноградов В. А.. Изготовление глиняной посуды  (крынок) – Залесов. Резьба по дереву- Костромин Б. А.

Творчество кружевниц – Аболмасовой А. Ф., вышивальщицы Куницкой О. Ю,, ткачихи  Лузиной Н. А.,  вязальщиц и портних.

Творческий отчёт  по изученной теме «Вклад моих земляков - алзамайцев в историко-культурное наследие города»

Практические работы:

Анализ статистических материалов, составление картосхем, диаграмм особенностей размещения, соотношения городского и сельского населения; социологические опросы местного населения; работа с периодической печатью, краеведческой литературой, экскурсии, интервью. Составление характеристики народных промыслов на основе краеведческой литературы. Встречи с интересными людьми. Сбор материала для творческой выставки местных  народных умельцев.

Составление фотоальбома,  обработка собранных материалов, творческий отчёт

Здания и сооружения как объекты историко-культурного наследия города  (10 час).

Водонапорная башня (1901г.); подземная коммуникация водоснабжения станции Алзамай (1900 г.), локомобильная водозаборная станция – как особо охраняемые объекты.  История строительства, экономическое и и культурное значение. Экскурсия  на водозаборную станцию.

Самое старое деревянное здание западной части. Алзамая – больничная кухня (1905 г.). Отличительные  черты  постройки  19 века и современных деревянных домов.Экскурсия.

 Паровозное депо (1935-1942) – главный фактор возникновения РМЗ на территории Алзамая. Черты сходства здания депо и части здания школы №5. Экскурсия.

Здание школы №3 и здание городской поликлиники  (бывшего райкома КПСС): общие черты архитектурного стиля в СССР  50-х-60-х годов. Особенности архитектуры того времени. Экскурсия.

Кинотеатр «Сибиряк» - исторический объект  всенародной комсомольской стройки. Экскурсия в кинотеатр. Составление характеристики здания на основе изучения сооружения.

Храм Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». История создания храма. Внутреннее убранство – пример сохранения традиций Византии  в христианской православной культуре. Отличие от готического архитектурного стиля. Экскурсия.

Алзамайская автоматическая телефонная станция. История создания. Телефонная линия особого назначения.  Особо охраняемый объект в прошлом. Экскурсия на АТС. Описание здания и его особо важного  предназначения в прошлом. Экскурсия.

«Переправ, переправа… Берег левый, берег правый». Мосты в Алзамае. История создания и  реконструкции.

Повторение (1час). Экскурсия в МУК «Библиотечно-информационный центр». Викторина «Твоя малая родина». Фотовыставка «Любимый город»

Географическое положение. История возникновения  Алзамая. Общая историко- и экономико-географическая характеристика Алзамая.  Истории формирования  родного города,  экономическое и социальное развитие.

При завершении изучения курса  может быть проведён смотр знаний или публичный экзамен учащихся с родителями, предпринимателями, органами самоуправления. Защита творческих работ, проектов развития  города, результатов исследования также может быть публично представлена на празднике в честь дня города.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся смогут узнать:

  • основные понятия культурного и природного наследия;
  • основные объекты природного и культурного наследия Алзамая(памятники, исторические здания, сооружения, природные объекты, исторические события и их участники алзамайцы);
  • краткие характеристики объектов  историко-культурного  наследия Алзамая;
  • вклад отдельных людейв формирование историко-культурного  наследия;
  • места сбора, хранения и пропаганды сведений о  природном и культурном наследии Алзамая  (музей, архивы, библиотеки как духовно-нравственные центры,  старые подшивки  периодической печати, фотографии, записи воспоминаний старожилов Алзамая);

        -  свой собственный вклад в   культурное наследие Алзамая;

        -  необходимость сохранения и развития наследия своейтерритории.

Учащиеся научатся:

  • анализировать особенности объектов историко-культурного наследия;
  •  определять возможность внесения природных и культурных объектов родного края в список историко-культурного наследия Алзамая;
  •  давать краткие характеристики историко-культурных объектов;
  • уважать и ценить вклад людей в формирование историко-культурного  наследия;

  -  самостоятельно получать сведения по темам курса, выражать своё мнение;

   - оценивать  исторические события и  вклад  в них их участников этих событий;

         - критически и логично мыслить, грамотно ставить вопросы участникам встреч и опросов;

         - включаться в разнообразные виды деятельности для самореализации, становления  чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.

Муниципальное  казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай"

Рассмотрено на заседании

МО учителей естественного цикла

МКОУ «СОШ №3 г. Алзамай»

Протокол № __ «___»_____201_ г.

Руководитель МО___________

 Согласовано:        

Зам.директора по УВР

МКОУ «СОШ №3 г. Алзамай»

________   Довганич О.В.

Утверждаю:

Директор    

МКОУ «СОШ №3 г.Алзамай»

 _________Марженакова Л.Ф

Приказ №___от_______201_ г.                  

Календарно – тематическое планирование

  краеведческого курса

«Историко-культурное наследие Алзамая»

(наименование учебного предмета (курса)

9,10,11  класс

Срок реализации программы – 1 год

ФИО учителя,

составившего рабочую программу:

Искрастинская Г.П.

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой по краеведческому курсу «Историко-культурное наследие  Алзамая». Планирование рассчитано на 1 час в неделю, всего – 36 часов.

Предусмотрено проведение:

практических работ на отработку навыков и умений–  22

творческих отчётов - 2

В учебно-методический комплекс входят:

Учебник:

«Алзамай: Историко-географический очерк» под ред. Г.В.Грудинина.– Иркутск: ИГУ, 2003. – 288 с.: ил.

Дидактические материалы:

Географический атлас. По физической географии Иркутской области класс. – Иркутск: ИГПУ, 2010.

Топографические карты окрестностей Алзамая.

Исследовательские работы научно-исследовательского общества СОШ №3 г. Алзамая: «История создания герба города Алзамая»  Смородиной Светы;

«Храмы Алзамая: время собирать камни» Синицыной Анны;

«Война прошла по мне вдвойне»  Слепухиной Иры.

«Страницы нашей памяти» МУК Библиотечно-информационный центр Алзамая, 2007

Дополнительная литература:

Алзамай// Большая Российская  Энциклопедия. Т.1. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2005. – С.488

Бандо Е.Г. Предбайкалье. Города и районы. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. – 216 с.: ил.

Бояркин В.М. География Иркутской области: Учеб. пособие для учащихся старших кл. – 5-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. издат. компания, 2000. – 222 с.: ил.

Брянский В.П. Памятники природы. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 111 с., 4 л. ил.

Исторический атлас. Иркутская область. – М.: Издательство ДИК, 2000. – 48 с.: ил., карт.

История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших кл. общеобразоват. учреждений области. – Иркутск: Символ, 2002. – 367с.: ил.

Косых А.П. и др. История Иркутской области: Учебное пособие по краеведению для учащихся 7-10 кл. сред. школ./А.П.Косых, В.Н.Панов, В.Г.Тюкавкин. – 2-е изд., доп. и перераб. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 173 с.: ил.

Красник В.Ф. В краю оленьих троп: Туристские маршруты по Тофаларии. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. – 109 с.: ил.

Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске.- Иркутск: Вост.– Сиб. кн. изд-во,2000.

          Часник Е.М. Мультимедиа Фотоальбом // Эти чудные Саяны, 2006

№ урока

Содержание (тема урока)

Дата

Примечание

(Практические работы на отработку навыков и умений)

Введение - 3часа

1

Что такое природное и историко-культурное наследие. Природное и историко- культурное наследие России, объекты  наследия России общемирового значения.

2

Способы изучения и сохранения историко – культурного наследия. Причастность каждого человека к проблемам сохранения природного и историко - культурного наследия.

3

Объекты историко-культурного наследия  Алзамая. Муниципальное учреждение культуры «Библиотечно –информационный центр» - как центр сбора, обработки, хранения и пропаганды  краеведческих и историко - культурных ценностей  города Алзамая.. Экскурсия в БИЦ

1.Составление списка объектов историко-культурного наследия Алзамая

Визитная карточка Алзамая-6 часов

4

Географическое положение Алзамая. Площадь, протяжённость границ. Изображение территории района и Алзамая на картах, рисунках, схемах. Микрорайоны Алзамая. Направление и положение улиц. Статистические сведения об Алзамае.

2.Определение по картам географического положения, административное деление района и Алзамая

5

История возникновения  Алзамая. Общая историко - и экономико-географическая характеристика Алзамая.

3.Составление визитной карточки Алзамая

6

Флаг и герб Сибири, Нижнеудинска, Тайшета и Алзамая. История создания герба Алзамая.

4.Работа с исторической,  краеведческой литературой

7

История освоения и заселения района. Образование  Тайшетского и Нижнеудинского острога. Основание постоянного русского населения в 17-18 в. Создание Кандального тракта и «ямов (ям)» (станций для смены лошадей и отдыха людей).Устав о ссыльных. Влияние переселения на социально-экономическое развитие Алзамая.

8

Основание Алзамая. Село Старый Алзамай (1750 г.).  Иннокентьевская церковь.

5.Экскурсия в краеведческий  музей.Анализ краеведческой литературы.

9

 Станция Алзамай. Первые жители Алзамая. Первые улицы. Церковь во имя  Николая Чудотворца. Посёлок Алзамай.  Алзамайский район (с 7.02.1945 по 1959г.) Город  Алзамай. Экономическое, культурное, историческое значение Алзамая.

6.Экономико-географическая  характеристика Алзамая

Население как создатели и хранители

историко-культурных ценностей Алзамая -16 часов

10

Формирование и численность населения. Национальный состав, воспроизводство, естественный прирост, структура, населения. Трудовые ресурсы Алзамая и занятость населения.  Демографические перспективы.

7.Анализ статистических материалов, составление картосхем, диаграммсоотношения городского и сельского населения.

11

Алзамайцы в  Гражданскую войну. Партизанское движение в Алзамае.

12

Экскурсии по местам партизанского  движения. Могила партизан.

8.Экскурсия по местам партизанского движения

13

 Советский период. Спецпереселенцы.

14

Жертвы политических репрессий, проживающие в Алзамае. Изучение  сборника очерков БИЦ Алзамая  о репрессированных алзамайцах «Страницы нашей памяти».

15

Алзамайцы-участники Великой Отечественной войны. История создания памятника участникам ВОВ на городской площади. Экскурсия к памятнику.

9.Опросы местного населения о том, что они помнят о войне из рассказов родственников.

16

Герой Советского Союза - Виктор Васильевич Черняев. Имя Черняева в названиях улицы, школы. История создания памятника на территории МКОУ СОШ №3.

10.Работа с периодической печатью, краеведческой литературой.

17

Воспоминания алзамайских  участников Парада Победы Ф. С. Ахметова  и Н.Ф. Бранкова. Фильм-интервью с участниками ВОВ.

11. Интервью с Чугуновой В. Ф, знавшей участника Парада Победы Н. Ф.Бранкова.

18

Воспоминания узницы концлагерей, отправленной в Германию в годы Великой Отечественной войны,  Абрамовой (Митягиной) Антонины Алексеевны  «Война прошла по мне вдвойне»

19

Участники  современных войн и событий в «горячих точках» страны.

12.Встреча с алзамайскими «афганцами», «чеченцами»

20

Люди нашего города. Изучение материалов, собранных  МУК «Библиотечно-информационный центр Алзамая» «Кто есть кто в Алзамае»

21

Творчество поэта Николая Вяткина и  исполнительницы народных песен Елены Вяткиной

13.Слушание аудиозаписи песен Е Вяткиной

22

13.Творчество  художника, путешественника Леонида  Владимировича Федоренко.

14.Встреча с художником в его мастерской.

23

 Народные промыслы. Изготовление бочек, лоханей, шаек  - А.Р. Беспалов, Н. И. Лобанов. Плетение корзин – Виноградов В. А.. Изготовление глиняной посуды  (крынок) – Залесов. Резьба по дереву- Костромин Б. А.

15.Составление характеристики народных промыслов на основе краеведческой литературы.

24

Творчество кружевниц – Аболмасовой А. Ф., вышивальщицы Куницкой О. Ю,, ткачихи  Лузиной Н. А.,  вязальщиц и портних.

16.Виртуальная выставка работ алзамайских  народных умельцев

25

Творческий отчёт  по изученной теме «Вклад моих земляков - алзамайцев в историко-культурное наследие города»

17.Составление фотоальбома,  обработка собранных материалов, творческий отчёт

Здания и сооружения

как объекты историко-культурного наследия города  -10 часов

26

 Водонапорная башня (1901г.); подземная коммуникация водоснабжения станции Алзамай (1900г.), локомобильная водозаборная станция – как особо охраняемые объекты.  

18.Экскурсия  на водозаборную станцию.

27

История строительства, экономическое и  культурное значение водонапорной башни.

28

Самое старое деревянное здание западной части Алзамая – больничная кухня (1905 г.).

19.Отличительные  черты  постройки  19 века и современных деревянных домов. Экскурсия

29

Паровозное депо (1935-1942) – главный фактор возникновения РМЗ на территории Алзамая. Черты сходства здания депо и части здания школы №5.

30

Здание школы №3 и здание городской поликлиники  (бывшего райкома КПСС): общие черты архитектурного стиля в СССР  50-х-60-х годов. Особенности архитектуры того времени.

31

Кинотеатр «Сибиряк» - исторический объект  всенародной комсомольской стройки.

32

Экскурсия в кинотеатр. Составление характеристики здания на основе изучения сооружения.

20.Экскурсия в кинотеатр

33

 Храм Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». История создания храма. Внутреннее убранство – пример сохранения традиций Византии  в христианской православной культуре.

34

Алзамайская автоматическая телефонная станция. История создания. Телефонная линия особого назначения.  Особо охраняемый объект в прошлом. Экскурсия на АТС.

21.Описание здания и его особо важного значения в прошлом. Отчёт по результатам экскурсии

35

«Переправа, переправа… Берег левый, берег правый». Мосты в Алзамае. История создания и  реконструкции.

Повторение -1час

36

Викторина «Мой Алзамай». Фотовыставка «Любимый город» в МУК «Библиотечно-информационный центр».

22. Экскурсия в МУК

Особенность  программы:

1) актуальность: новое поколение не должно утрачивать наследие прошлых поколений.  Дерево не может жить без корней, как человечество не может жить без прошлого. Актуально чувство патриотизма, утраченное новым поколением, без него невозможно возрождение  России

2) новизна:  предмет связан с изучением микросреды - ближайшего окружения школьников Алзамая. Обучающиеся включаются в процесс самообразования и саморазвития, это  делает обучение более продуктивным.

3) значимость:   курс  даёт  учащимся возможность  изучить и оценить историко-культурное наследие Алзамая,  добавить свой материал,  реализовать собственный творческий, интеллектуальный и физический потенциал.

Обширная тематика курса даёт возможность школьникам вести краеведческую работу,  заниматься исследованиями, узнавать о вкладе в своих родственников и знакомых в историко-культурное наследие Алзамая.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Наши духовные ценности"

Элективный курс "наши духовные ценности" дает возможность учащимся прочувствовать этические принципы русского народа, знакомит их со складом мышления русского человека, раскрывает значимость слова в ж...

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Ученическая газета "Школьная мозаика" МКУ СОШ №3 г.Алзамай

Выпуски ученической газеты "Школьная мозаика"...

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....

Рабочая авторская программа для дополнительного образования "Сохраним ценность наших лесов"

Основная цель программы: формирование экологических знаний о лесных экосистемах своей местности, воспитание потребности охраны лесов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знай, люби и изучай славный город Алзамай!"

Методическая разработка  по краеведению, направленная на привлечение интереса к изучению своего города,  формирование патриотизма и любви к малой родине....