Урок в 10 классе. Факторы размещения мирового хозяйства
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Урок с использованием ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_faktory_razmeshcheniya_hozyaystva.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроке
для активизации познавательной деятельности учащихся.
Факторы размещения мирового хозяйства.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний (с элементами сам. работы).
Планируемые результаты:
личностные: активизировать познавательную активность учащихся; воспитывать деловые качества;
метапредметные: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника и картами; анализировать картографические и статистические материалы, делать выводы;
предметные: сформировать целостное представление о факторах размещения и о их воздействии на производство.
Оборудование: учебник В.П.Максаковский. География 10-11 кл. 2016., карты атласа, презентация.
Ход урока.
І. Орг. момент:
ІІ. Актуализация опорных знаний. Слайд 1. Титульный. Картинка
- Интеллектуальная разминка
- Что такое мировое хозяйство?
- Какие стадии в своём развитии проходит человеческое общество?
- Какие центры мирового хозяйства можно выделить в последнее время, развитие которых происходило постепенно?
- Приём «Выбрать правильный ответ» (географический диктант - проверка
изученных терминов; учитель диктует вопросы, а учащиеся выбирают номер правильного ответа, записывают в строчку через запятую) Слайд 2. Выбрать правильный ответ
1) Мировое хозяйство 6) ОПЕК
2) МГРТ 7) Специализация
3) Экономическая интеграция 8) НАФТА
4) Европейский союз (ЕС) 9) НТР
5) АСЕАН 10) МЕРКОСУР
1. Н.Н.Баранский назвал его основным понятием экономической географии.
2. Оно сформировалось в конце XIX-XX в. в результате развития машинной индустрии, мирового рынка, транспорта.
3. Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу.
4. Группировка стран экспортеров нефти.
5. Отрасли, ориентированные на экспорт продукции и определяющие «лицо» страны в МГРТ.
6. Представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной международной политики.
7. Интеграционная группа стран, основанная в 1957г., сформировавшая единое экономическое пространство и единую валюту.
8. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
9. Североамериканская ассоциация свободной торговли.
10. В эту интеграционную группировку входят страны Латинской Америки, называемые Общим рынком Южного конуса.
Вопросы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответы: 2, 1, 9, 6, 7, 3, 4, 5, 8, 10 Слайд 2. Проверка
III. Изучение нового материала. Слайд 3. Тема урока
- Приём «Я знаю».
- Вспомнить, что понимаете под словом «фактор» и, какие факторы размещения хозяйства изучали в 9 классе.
- Приём «Это пригодится» Работа со слайдами презентации.
Слайд 4. Факторы старые и новые
Слайд 5. Фактор территории
- Каким образом этот фактор оказывает влияние на размещение хозяйства (производительных сил)? Привести примеры, доказывающие этот фактор.
Слайд 6,7. Диаграмма самых больших по площади стран и карта мира.
Слайд 8. Фактор ЭГП
- Определить по контуру страны фактор ЭГП.
Слайд 9. Природно-ресурсный фактор
- Как природно-ресурсный фактор оказывает влияние на размещение хозяйства в мире? Привести примеры.
Слайд 10. Транспортный фактор
- Каким образом транспортный фактор может повлиять на размещение хозяйства? Какова роль транспорта в этом?
Слайд 11. Фактор трудовых ресурсов
- О чём говорит данный слайд?
Слайд 12,13. Фактор территориальной концентрации. Районы нового освоения
- В чём суть этого фактора?
- Что значит старопромышленный район?
- Какие районы нового освоения знаете?
Слайд 14,15. Фактор наукоёмкости. Технопарки
- Какие отрасли относятся к наукоёмким? Какую продукцию они дают?
- Почему в эпоху НТР этот фактор оказывает наибольшее значение?
Слайд 16. Экологический фактор
- Каким образом экологический фактор оказывает влияние на размещение хозяйства?
3. Работа с учебником. Проработать текст учебника (стр. 119 - …) и выполнить зад. 12
на стр. 127 в виде таблицы. Слайд 17. Таблица для заполнения
Фактор | Содержание | Для каких отраслей и производств имеет наибольшее значение |
ІV. Проверка и первичное закрепление знаний.
- Приём «Цепочка» Выбрать факторы и воздействие их на производительные силы
Слайд 18. Таблица с заданием
Фактор | Ответы | Воздействие фактора на размещение производительных сил |
1. Территория 2. ЭГП 3. Природно-ресурсный 4. Транспортный 5. Наукоемкость 6. Трудовые ресурсы 7. Экологический 8. Территориальная концентрация | А) Способствует территориальной концентрации производства. Б) Способствует территориальному распределению производства. В) Способствует формированию промышленных центров, узлов и районов. Г) Способствует сдвигу производства к морю. Д) Увеличивает тяготение к большим городам и городским агломерациям. Е) Ограничивает концентрацию производства и населения. Ж) Способствует освоению новых районов. |
Слайд 19. Ответы
Старые факторы: Новые факторы:
1.Территория - Б 5.Наукоёмкость - А
2.ЭГП - Г 7.Экологический - Е
3.Природно-ресурсный - Ж
4.Транспортный - Б
6.Трудовые ресурсы - Д
8.Территориальная концентрация - В
V. Д/з. Проработать блок самоконтроля и подготовится к проверочной работе по теме «НТР».
Слайд 20. Д/з
Литература: Слайд 21.
1. Максаковский В.П. Эконом. и соц. география мира: учеб. 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2016г.;
2. Эконом. и соц. география мира. Поурочные планы 10 класс/Сост. О.И.Ануфреева.-Волгоград: Учитель, 2014г.;
3. Научно-методический журнал «География. Всё для учителя» №4 (16) апрель 2013. Издательская Группа «Основа». Активизация познавательной деятельности учащихся» использование ИКТ на уроках географии. Л.В.Пасканная, учитель географии МБОУ СОШ №24, г. Гуково, Ростовская обл.
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии. Т.В.Хритонина, учитель географии, МБОУ СОШ №14 «Зелёный шум», г. Волжский, Волгоградская обл.
4. Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru/load/232 учительский портал (уроки, презентации).
http://www.uroki.net/send.htm материалы к урокам
http://prezentacii.com/geografiya/ готовые презентации к урокам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"
Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и МХ"...
Презентация для 10 класса по теме "Мировое хозяйство"
Презентация ук уроку для 10 класса по теме "Мировое хозяйство". Формируются понятия "мировое хозяйство", "международное географическое разделение труда", международная экономическая интеграция....
Конспект урока с презентацией "Факторы размещения производительных сил"
Конспект урока с презентацией по географии .10 класс. Учеб.под ред. В.П.Максаковского....
урок по теме "Факторы размещения производства"
Разработка урока по географии в 11 классе, профильный уровень, 3 часа в неделю. Раздел программы "Введение в экономическую и социальную географию мира", тема "География хозяйства", тема урока "Факторы...
Урок "Факторы размещения мирового хозяйства", 10 класс
В презентации представлен материал, поясняющий каждый фактор размещения отраслей мирового хозяйства...
конспект урока 10 класс по теме " Мировые природные ресурсы"
Конспект расчитан для учителей работающих в 10 классе, поможет сформировать понятие мировые природные ресурсы, их классификацию, обеспеченность, закономерность в неравномерном распределении на планете...
Дидактический материал по географии для 10 класса "География отраслей мирового хозяйства"
Практическая работа....