Технология развития критического мышления
статья по географии по теме
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Развитие критического мышления - это новая технология. Используя данную технологию можно подготовить и провести целый урок. Можно использовать отдельные приемы на различных этапах урока. Применение технологии развития критического мышления (РКМ) хочу показать на примере уроков географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «технология» происходит от греческого слова: « techne » - искусство, мастерство, умение и « logos » - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве .
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: v Информационно – коммуникационная технология v Технология развития критического мышления v Проектная технология v Технология развивающего обучения v Здоровьесберегающие технологии v Технология проблемного обучения v Игровые технологии v Модульная технология v Технология мастерских v Кейс – технология v Технология интегрированного обучения v Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации v Групповые технологии. v Традиционные технологии (классно-урочная система)
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
1 этап Вызов Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Прием ассоциации Посмотрите на слайд, о чем пойдет речь на уроке
Корзина идей Мировой океан Какие части составляют Мировой океан? Какими свойствами обладает вода в океане?
Кластер
Кластер
2 этап осмысление содержания
Чтение с пометками
«Плюс – минус – интересно» «Плюс» + «Минус» _ «Интересно» и Формирование облика нашей планеты Разрушительное действие Почему происходят извержения? Гибель людей и городов Какие бывают вулканы? Где могут образовываться и когда извергаться? Можно ли спастись в результате извержения ?
3 этап рефлексия
Синквейн Вулканы Грозные, разрушительные Извергаются, возникают, создают Страшное, но захватывающе зрелище Стихия
«Толстые и тонкие вопросы» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Что такое океан? Что связывает все океаны? Когда они образовались? Как называли океаны в древности ? Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном? Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях? Почему нельзя пить воду из океана? Предположите , что будет, если океаны высохнут ?
Спа сибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления на уроках географии
Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку.
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс
2 слайд
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Образовательные технологии - совокупность способов, методов и приемов и техническое оснащение организации учебно-познавательного процесса направленных на достижение поставленных целей урока
3слайд
Основные образовательные технологии перечислены на слайде
Сегодня я хочу остановиться на новой педагогической технологии «Развитие критического мышления».
5 слайд
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Преимущества этой технологии:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Урок с использованием технологии РКМ состоит из трех этапов организации учебного процесса
6 слайд
1 этап – Вызов
Деятельность учителя на этом тапе направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
7слайд
Какие приемы можно использовать на этом этапе?
Прием “Ассоциация”.
Учащимся предлагается ряд ассоциаций или изображений и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке? (учитель не озвучивает тему, а подводит обучающихся к формулировке темы)
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “Ветер”?
8 слайд
Приём “Корзина идей”.
Описание: Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Каждый учащийся называет по очереди какой- то факт, не повторяя ранее сказанное. Вся информация записывается на доске без комментариев. Все ошибки исправляются по мере изучения нового материала.
На этом этапе должно действовать правило: “Любое мнение учащегося ценно”. Но может быть так: один сказал, весь класс повторил. Должно действовать "золотое правило": внимательно слушаем друг друга. Ответы не должны повторяться.
9 слайд
Приём "Кластер" –английское слово, которое обозначает "группа, связка, гроздь. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при составлении кластера:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «Планета и ее спутники»).
- По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
10 слайд Удобно использовать этот метод, т.к пишем на развороте листа, можно сокращать. В результате получается логическая опорная схема, которая включается в систему знаний. Этот прием можно проводить через весь урок, дополняя новой информацией.
11 слайд
2 этап урока по технологии РКМ - осмысление содержания.
На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).Ученик учится формулировать вопросы, сравнивать и соотносить старую и новую информацию. Происходит формирование собственной позиции. На этом этапе можно использовать следующие приемы:
12 слайд
Прием Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») –графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение причинно- следственных связей.
"Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
косточек внизу (слева), следствие ;
хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
13 слайд
Прием “Чтение с пометками”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Такая форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.
Таблица представлена на экране
Пометки в тексте должны быть следующие:
“V” - уже знал
“+” - новая информация
“-” - думал иначе
“?” - не понял, есть вопросы
“V” | “+” | “-” | “?” |
|
|
|
|
Ученики читают, текст. На работу отводится 5-7 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех маркеров. Педагог может отследить пробелы в знаниях и выяснить какие вопросы вызывают затруднения.
Надо учитывать, что информационный текст должен быть небольшим по объему, разбит на небольшие смысловые строки.
14 слайд
Прием «Плюс – минус – интересно
Может быть другая маркировка текста : +,-, и
+записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос Что хорошего?
-записываем факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос Что плохого7
И -предназначена для записи интересующих ученика фактов и мыслей
Результаты могу быть записан в таблицу или столбик
Эти два приема является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
15 Слайд
3 - этап урока по технологии РКМ - размышления (рефлексии).
Этап характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Какие умения формируются на этапе рефлексии:
- коммуникационные ( обмен мнениями о новой информации ) ;
- информационные ( приобретение нового знания );
- мотивационные ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля );
- оценочные ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса ). Приемы, которые возможно использовать на этом этапе РКМ
16 слайд
Прием "Синквейн".
Синквейн - стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Составление синквейна способствует развитию навыков по выстраиванию выводов, выделению самого существенного по изученной теме.
Порядок написания синквейна.
1строка-одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
3 строка- три глагола, показывающие действие понятия.
4 строка- короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к новой информации, полученной на занятии.
5 строка- одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к первому слову ( теме).
Например после изучения темы «Вулканы» в 7 классе у ребят получается следующее:
Вулканы
Грозные, разрушительные
Извергаются, возникают, создают
Страшное, но захватывающе зрелище
Стихия
Таким образом, результатом синквейна является создание школьниками творческого продукта.
17 слайд
Прием "Тонкий и толстый вопрос"
Это способ организации опроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? | Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
18 слайд
Приём “Ромашка” Блума.
Прием взаимоопроса учащихся, ребята сами учатся формулировать вопросы разной сложности. Учатся понимать и принимать ответы своих товарищей.
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.
♣ Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
♣ Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
♣ Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему на западных склонах Урала выпадает больше осадков?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
♣ Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, каков будет климат, если Гольфстрим поменяет свое направление?"
♣ Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", Почему хорошо, что Гольфстрим омывает берега Северной Европы? "Почему плохо строить химический комбинат на берегу реки в крупном городе?
♣ Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?"
19 слайд
Методические рекомендации при использовании технологии Развития критического мышления на уроках:
- Не старайтесь подгонять ученика при выполнении им задания, не спешить, давать время на обдумывание ответа. Именно в те моменты, когда ученик задумывается над чем - либо , развивается его мышление.
- Старайтесь оказывать дозированную помощь отдельным учащимся.
- Всегда контролируйте и озвучивайте правильные результаты работы. Следите за тем, что бы ошибки были исправлены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....